Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо
p align="left">1) стр.112.

2) стр.120.

3) То, что в наше время опытом оправдалось на известной слепо-глухо-немой американке Елене Келлер.

4)"Эмиль", стр.123.

Чтобы точно воспринимать и распознавать формы вещей, полезно рисование и геометрическое черчение. При этом Руссо хотел бы, чтобы воспитанник занимался рисованием "не ради самого искусства, а ради приобретения верного глаза и гибкой руки. "И, вообще", - замечает Руссо 1) - важно вовсе не знакомство его с темь или с другим упражнением, а та тонкость чувства и привычка тела которые приобретаются благодаря этому упражнению". Поэтому он хотел бы чтобы воспитанник рисовал не с рисунков или моделей, а с действительных предметов, чтобы глаз навыкал их схватывать правильно 2). Правда, учась рисовать этим способом, он долго будет пачкать бумагу, поздно приобретет изящество и легкость рисунка, даже, может быть, никогда не достигнет изящного вкуса в рисунке, "но взамен того, несомненно, приобретет более точный глазомер, более верную руку знание настоящих отношений в величине и виде и более быстрое знакомство с действиями перспективы". Полученные рисунки - при чем для Руссо наиболее дорогими являются самые первые самые грубые, - и пусть украшают детскую комнату. Геометрическое черчение, с линейкой и циркулем, познакомить ребенка точнее с различными формами и поверхностями тел.

Слух. Что касается развития слуха (его тонкости и музыкальности), то здесь полезны упражнения в ясной, правильной речи, пении и музыке. Так как ребенку чужды еще страсти, то совершенно не нужно знакомить его с аффектацией в речи и пении: декламация, как и театральное пение, не для его лет. Пусть приучается он говорить просто, ясно и хорошо, без аффектации достаточно громко но и без крика. В пении же сделайте его голос верным, ровным, гибким, звучным; ухо - чувствительным к гармонии, такту, и ничего больше". С обучением музыке не спешите и здесь, как и там, "избегайте всего патетического и выразительного" 3). Руссо, вообще против раннего, преждевременного возбуждения каким бы то ни было образом страстности и душевной аффектированности. (Припомним аналогичное отношение к аффектации у Фенелона и картезианский взгляд на страсти).

Вкус и обоняние. Что касается педагогического отношения к вкусу, то Руссо в согласии с основными взглядами, хотел бы "оставить у ребенка его первобытный вкус как можно дольше: пусть пища его будет простая и обыкновенная, пусть вкус его приучается только к мало приправленным кушаньям и пусть не образуется у него исключительного вкуса. Считая не естественным вкус к мясу и опасаясь за спокойный, мягкий характер детей, Руссо решительно стоит за растительное и молочное питание, за вегетарианство. Касаясь обоняния, Pycco отмечает связь ощущений обонятельных с воображением; сам по себе запах - ощущение слабое но, он возбуждает нервы и воображение: "потому то на минуту он освежает темперамент, но в конце концов истощает его 4) Поэтому то обоняние и не должно быть слишком деятельно в первом возрасте".

8. Характеристика Эмиля перед годами ученья. В заключение книги (2-й) о воспитании физическом и внешних чувств Руссо рисует своего Эмиля, каким он стал к концу этого периода. Он, прежде всею, крепок и здоров "Здоровьем сияет его лицо, твердая походка придает ему бодрый вид". У него нет затверженных речей, заученных познаний.

1)"Эмиль" стр.128.

2) Автор популярного руководства к детскому рисованию Е. Буше также рекомендует при срисовывании рисунков иметь пред глазами и соответствующие им действительные предметы, чтобы вдуматься и разобрать рисунок, - все ли существенное в предмете и как представлено на рисунке. "Давайте рисовать", - изд. Горбунова-Посадова. М. 1908 г. Стр.9. "Самоучитель рисования"

3) ibid., стр.136.

4) ibid., стр.146.

"Идеи его ограничены, но ясны если он ничего не знает на память, зато многое знает по опыту, если он хуже другого ребенка читает в наших книгах, зато лучше читает в книге природы ^м его не на языке, а в голове" 1). У него, вообще, немного знаний, но много здравого смысла "он не будет глупо расспрашивать всех о том, что видит, но рассмотрит это сам, и, прежде нежели спросит кого-либо, будет биться из всех сил, чтобы узнать то, чему хочет научиться. Попадет ли он в непредвиденный просак, он меньше растеряется, чем другой, встретится ли опасность, он также меньше испугается". Если сравнить его с другими детьми того же возраста, то он превосходит всех. "Между городскими детьми нет ни одного, который бы был ловчее его, но он сильнее всякого другого. Между молодыми крестьянами он равен всем по силе и всех превосходит в ловкости. Во всем, что доступно детскому пониманию, он судит, рассуждает, предвидит лучше всех". И это совершенство он не купил ценою счастья напротив, одно способствовало другому. "Приобретая весь разум своего возраста, он был счастлив и свободен".

2.8 Вопросы

1. Кто должен воспитывать ребенка, по Руссо? Чем важны материнские заботы о ребенке? Каких качеств Руссо требует от воспитателя?

2. В чем состоят первые заботы о ребенке? Как Руссо смотрит на пеленание? Почему важно закалять детей? Какое отношение закаливание имеет к нравственности? Какие указания Руссо дает насчет развития речи у ребенка?

3. Возможны ли умственные занятия с детьми до 12-ти лет? Позволительны ли они? Почему Руссо против книги в этом возрасте? В чем ребенок находит умственный материал для своего возраста?

4. Возможно ли здесь нравственное наставление? Почему Руссо и против нравственного приучения в этом возрасте? Чего он требует в нравственном отношении от детства?

5. В каком смысле возможна нравственная подготовка в этом возрасте? Чем можно заменить здесь нравственную дисциплину (нравственное приучение)?

6. Какое воспитание Руссо относит на этот возраст (до 12-ти лет)? Какое отношение физическое воспитание имеет к умственному? В чем состоят средства физического укрепления в этом возрасте?

7. Как смотрит Руссо на воспитание внешних чувств? Какое чувство Руссо ставит на первом месте и почему? Почему зрение он ставит на втором месте? Как можно развивать глазомер у детей? Чем полезно рисование? Что нужно для развития слуха? Почему Руссо против аффектированности в чтении и пении? В чем должны состоять заботы о вкусе? Почему обоняние не должно быть деятельно в детстве?

8 Каким представлен у Руссо Эмиль к годам ученья (в физическом и умственном отношениях)?

1) ibid., стр.150.

3. Педагогия эпохи Просвещения. Ж.-Ж. Руссо. Умственное и нравственное воспитание Эмиля

3.1 Возраст от 12-15 лет. Умственные занятия Эмиля

Возраст от 12 15 лет Руссо считает возрастом обучения. У ребенка в это время много сил, и немного потребностей: этим неповторяемым соотношением и излишком сил и следует воспользоваться для занятий

Но так как "наилучшее время для обучения" кратко, то надо знать, чем следует заниматься с ребенком. Руссо считает, что только небольшое число знаний, "которые, действительно, способствуют нашему благосостоянию, заслуживает внимания мудрого человека, а следовательно, и ребенка, которого хотят сделать таковым. Дело не в том, чтобы знать все, что есть, а только, что полезно" 1). Здесь, очевидно, в принципе Руссо повторяет Локка: он сын своего века, с его утилитарным миросозерцанием Но и в полезном надо соблюдать постепенность, на основе согласования с природой ребенка. Из знаний надо исключить еще недоступные для ребенка. Пока ребенок сознает себя только физическим существом, для него недоступно изучение человеческих нравственных отношений (о чем трактует история) 2). Он должен начать с изучения обстановки физической жизни, - с изучения земли и вселенной. "Остров человеческого рода - земля; самый поразительный для наших глаз предмет, это - солнце Как скоро мы начинаем удаляться от самих себя (т.е. перестаем жить одной физической жизнью), наши первые наблюдения должны обращаться на то и на другое 3). География, космография, физика, - вот первые знания, полезные и доступные пониманию ребенка.

3.2 Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности

В усвоении знаний надо вести ребенка путем полной самостоятельности и самодеятельности. Руссо - ожесточенный враг книжности и всякого попугайства. Прочь книги и чужие объяснения, при которых всегда остается опасность недостаточно ясного и сознательного отношения к вещи.

1) ibid., стр.157.

2) См. "Эмиль", стр.221, где Руссо, по развитию самосознания человека, делит знания на два круга определяющие отношения человека к неодушевленным вещам (занятия для отрочества) и определяющие отношение человека к другим людям (антропологические знания для позднейшего возраста).

3) ibid., стр.159.

Ребенок должен учиться из фактов, а не из книг, и не при помощи чужих объяснений, а самостоятельным, собственным допытыванием явлений. "Я не люблю", - замечает Руссо 1), - "голословных объяснений; молодые люди невнимательны к ним и забывают их. Фактов! фактов! Я не могу достаточно часто повторять, что мы придаем слишком много силы словам; наше болтливое воспитание способно образовать только болтунов" 2) Надо учиться самостоятельно, из вещей, потому что "о вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки". Кроме того, именно учась так, "не приучаешь своего рассудка к раболепному подчинению авторитету и изощряешь ум, тогда как, принимая беспрекословно все, что нам дают, мы допускаем наш ум ослабевать в беспечности; подобно тому, как тело человека, которого всегда одевает, обувает прислуга и возят лошади, лишается, наконец, силы и употребления своих членов" 3). В интересах полной самостоятельности и самодеятельности в занятиях Руссо восстает против всяких искусственных помочей здесь, - в роде специальных приборов, машин, даже глобусов, карт: так раньше он исключал всякие помочи при первых попытках ребенка ходить. "Вы хотите преподавать этому ребенку географию и отправляетесь за глобусами, картами: сколько инструментов! К чему все эти представления? Зачем не покажете вы ему первоначально самый предмет?". В другом месте, говоря об изучении законов природы, он замечает по поводу разного рода приборов: "Атмосфера учености убивает науку. Все эти машины или пугают ребенка, или их наружный вид привлекает внимание, которое он должен бы обращать на их действия". Руссо хотел бы, чтобы питомец учился из самых простых, обыденных явлений, и если уж нужны приборы и инструменты, то делал бы сам их. Только в последнем случае, не теряя собственной ловкости и наблюдательности, мы получаем еще и увеличивающие их пособия 4).

В 3 - и книге своею "Эмиля" Руссо дает несколько примеров такого самостоятельного изучения вещей и явлений. Вот, например, урок космографии: "Мы видели солнечный восход на Иванов день, мы посмотрим на него и в Рождество, или другой какой хороший зимний день, известно, ведь, что мы не ленивы и смеемся над стужей. Я озабочусь, чтоб это второе наблюдение происходило в том же самом месте, где происходило первое, и, благодаря небольшой ловкости в подготовке замечания, один из нас непременно вскрикнет: он, ой! вот забавно-то! Солнце всходит не на том месте! Вот здесь наши старые приметы, а оно взошло там, и проч.

1) ibid., стр.176.

2) Припомним суждения о словесном красноречии у Монтеня.

3) ibid., стр.171, 320 и др.

4) ibid., стр.171 - 172.

Следовательно, есть летний восток и зимний восток, и проч." 1). В области изучения географии "первыми его (т.е. воспитанника) пунктами пусть будут город, где он живет, и дача его отца; затем промежуточная местность, затем соседние реки, наконец, видь солнца и способ ориентироваться. Пусть он сам нарисует карту всего этого, карту весьма простую и сначала состоящую из этих двух предметов, к которым он присоединит мало-по-малу и другие, по мере знакомства и оценки их расстояния и положения" 2) В области физики, "при исследовании законов природы, всегда начинайте с самых обыкновенных и осязательных явлений. Я беру камень и делаю вид, что кладу его в воздухе, раскрываю руку, камень падает. Я взглядываю на Эмиля, который внимательно следит за тем, что я делаю, и говорю ему отчего этот камень упал? Какого ребенка затруднит этот вопрос? Никакого, ни даже Эмиля, если я не позаботился подготовить его к неуменью отвечать. Все скажут, что камень падает, потому что он тяжел. А что же тяжело? То, что падает. Следовательно, камень падает потому, что падает? Тут мой маленький философ, действительно, приходит в тупик. Вот его первый урок систематической физики" 3). Посредством самых простых опытов, можно изучить и другие свойства и вещи природы. "Опрокиньте стакан в воду, вода не наполнит его, если вы не оставили для воздуха прохода, воздух может, следовательно, оказывать сопротивление. Погрузите глубже стакан, вода займет некоторое пространство, не будучи в состоянии наполнить весь стакан, воздух, значит способен сжиматься до известной степени, и проч., и проч.4).

Так, Руссо рекомендует учиться не из книг и чужих объяснении, а из фактов самой природы. "Я ненавижу книги", - замечает Руссо 5), - "они учат только говорить о том, чего не знаешь". Одну только книгу он допускает, это - "Робинзона Крузо". Она так подходит к той самодеятельности, самостоятельности, которая составляет идеал и принцип воспитания Эмиля "Робинзон Крузо на своем острове, один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий, однако, свое пропитание, самосохранение и достигающий даже некоторого благосостояния: вот - предмет, занимательный для каждого возраста". "Этот роман будет служить для Эмиля, в ту эпоху, о которой идет речь (т.е. от 12-15 лет), вместе и забавой, и поучением. Я хочу, чтобы он увлекся им, чтобы он беспрерывно занимался своим замком, своими козами, плантациями Путь он вообразит себя Робинзоном, одетым в звериные шкуры", и будет полон забот, чтобы, подобно Робинзону, обеспечить себя всем, нужным для жизни. "Ребенок, торопясь сделал запас для своего острова, будет выказывать больший пыл к учению, нежели учитель к преподаванию. Он захочет узнать все, что полезно, и только это и захочет знать; вам не придется руководить им, а придется удерживать" 6).

1) ibid., стр.162.

2) ibid., стр.163.

3) ibid., стр.172.

4) ibid., стр.170-171.

5) стр.181.

6) ibid., стр.182 - 183.

3.3 Необходимость практических умений. Изучение ремесла

Полезное для человека не исчерпывается полезными знаниями. Каждый человек должен трудиться, должен уметь, при всех изменениях своего положения, зарабатывать себе хлеб и поддерживать свою жизнь. "Мы приближаемся", - замечает Руссо 1) - "к эпохе кризисов и переворотов. Кто может вам ручаться за то, что с вами тогда станется?" "Что же будет делать в ничтожестве этот сатрап, которого вы воспитали для величия? Чем будет в бедности этот ростовщик, который только умеет жить в золоте? Чем будет, лишась всего, этот чванный балбес, который не умеет действовать самостоятельно? Нужно, чтобы каждый умел работать и работал. Это - требование не только личного самосохранения, но и общественной справедливости "Кто в праздности проедает то, чего сам не заработал, тот вор; и рантье (т.е. тот, кто живет с процентов), которому государство платит за то, что он ничего не делает, не многим отличается в моих глазах от разбойника, живущего насчет прохожих. Труд есть необходимая обязанность общественного человека. Богатый или бедный, сильный или слабый, всякий праздный гражданин есть вор".

Но из видов труда "самым независимым от случая и людей" Руссо считает ремесленный труд. Все другие профессии, - архитектора, живописца, политика, учителя и пр. - ставят в зависимость вас от людей и от "счастья", "фортуны". Здесь всегда "важнее быть шарлатаном, нежели искусным", т.е. важнее всего подлаживаться ко вкусам людей и искать счастливого "случая". Один "ремесленник зависит только от своего труда". Поэтому Руссо "непременно хочет, чтобы Эмиль научился ремеслу" 2).

3.4 Выбор ремесел. Критерий утилитарный, психологический и педагогический

Но какому ремеслу надо учиться и учить? Прежде всего, постоянно полезному, которое не зависит от моды и не рассчитано только на праздных, богатых людей. Во взгляде на вещи Эмиль чужд предрассудка извращенных людей культуры. В обществе уважают искусства "как раз обратно их настоящей полезности". Напротив, Эмиль "все тела в природе и все труды человека должен ценить только по их видимому отношению к его пользе, безопасности, самосохранению Таким образом, железо должно быть в его глазах гораздо ценнее золота, а стекло - бриллианта. Точно также он гораздо более уважает башмачника, каменщика, чем Ламперера, ле-Блана и всех ювелиров Европы. Золотых дел мастера, резчики, позолотчики, золотошвеи, по его мнению, просто лентяи, забавляющиеся совершенно бесполезными вещами" 1).

1) ibid., стр. 195.

2) ibid., стр. 198 - 201.

Соответственно этому взгляду, Эмиль сам себе выберет честное и полезное ремесло: "он никогда не захочет терять время на труд, лишенный всякой цены, а другой цены, кроме действительной пользы, вещи для нею не имеют" 2). Первым и самым почтенным из всех искусств Руссо считает земледелие, за ним - кузнечное ремесло, далее - плотничье, и т.д., - в порядке сокращающиеся полезности. "Ребенок, не обольщенный грубыми предрассудками, будет судить точно так же".

Но, помимо полезности, Руссо указывает и другой критерий при выборе ремесла, - так сказать, психологического свойства. "Дайте мужчине ремесло, приличное его полу, а юноше - ремесло, приличное его возрасту". Ремесло должно соответствовать силе мужского пола и подвижности юношеского возраста. Как не стыдно, - замечает Руссо, - мужчинам присваивать себе те ремесла, которые исправляют женщины?! Равно, "всякое ремесло, принуждающее к неподвижности и сидячей жизни, изнеживающее и расслабляющее тело, не нравится юноше и не годится" 3).

Должны быть и некоторые другие соображения при выборе ремесла, - соображения насчет образовательных свойств ремесла: насколько оно опрятно, насколько связано с промышленной изобретательностью и сообразительностью 4), т.е. насколько может развивать и в духовном отношении.

Всем указанным требованиям наиболее удовлетворяет столярное ремесло. "Оно опрятно, полезно, им можно заниматься дома; оно достаточно упражняет тело; оно требует от работника ловкости и промышленной изобретательности, а форма работ, определяемая пользой, не исключает изящества и вкуса" 3).

3.5 Ремесло и образование человека

Но рекомендуя занятия ремеслом, Руссо не опускает из вида и общечеловеческой цели воспитания. "Мы не только ремесленные подмастерья, - мы человеческие подмастерья", - говорит Руссо - и, когда мы будем учиться столярному ремеслу, "цель наша не столько в том, чтобы научиться столярному ремеслу, сколько воспитать себя для звания столяра". Учась ремеслу, воспитанник должен приучаться отлично работать, сравнивая работу свою с произведениями хороших мастеров.

1) ibid., стр.186.

2) ibid., стр. 202.

3) ibid, стр. 204. Поэтому Руссо против портновского ремесла "одни и те же руки не могут владеть иголкой и шпагой. Будь я государем, я позволил бы швейное и портняжное ремесло только женщинам и хромым, принужденным заниматься тем же, чем и они".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать