Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо
омимо пищи, ребенку с первых же дней нужна свобода - протягивать и двигать членами тела, "чтобы вывести их из онемения", в котором они были во чреве матери. Руссо - решительно против пеленания. Оно "стесняет обращение крови и отделение слизей, мешает ребенку укрепляться, расти и уродует его телосложение". Оно, наконец, отзывается на темпераменте: "скованные хуже преступника дети делают напрасные усилия, раздражаются, кричат". Конечно, неспеленутый ребенок требует больше присмотра, и не из желания ли меньшего присмотра и произошел этот "безрассудный обычай"?! Что касается мытья детей, то Руссо рекомендует "чаще мыть детей", приучая их к воде разных градусов, чтобы сделать тело "почти нечувствительным ко всем изменениям температуры воздуха".

При должном попечении о детях, не следует, однако, их изнеживать. Здесь Руссо вполне согласен с Локком. Когда мать делает из своего ребенка идола, преувеличивая свою заботливость о нем, она приносит ему страшный вред; она является жестокой матерью. "Изнеживая детей своих, такие матери тем самым обрекают их на страдания: они раскрывают все их поры к восприятию разного рода болезней, добычею которых дети непременно должны будут сделаться, когда вырастут". Поэтому Руссо рекомендует "приучать детей к тем неудобствам, которые они должны будут, со временем, переносить". "Сделайте их тело нечувствительным к переменчивости погоды, климатов, стихий, к голоду, жажде, усталости... Пока тело ни к чему не привыкло, его легко приучить ко всему", или, лучше сказать, приучить ни к чему не привыкать 1). Рекомендуя закаливать тело, во избежание заболеваний и страданий, Руссо не опускает здесь и нравственной стороны дела. Чем слабее тело, тем сильнее его власть над человеком и тем меньше повинуется оно душе; напротив, "чем оно крепче, тем послушное". "Чувственные страсти гнездятся всегда в расслабленных телах" 2). Эта мысль Руссо проникает всю систему воспитания Эмиля, на всех стадиях его развития. Она тесно связана с этическими воззрениями Руссо, что нравственность развивается из силы; сильная природа человека выходит из себя, возвышаясь в чувстве сострадания и благожелания до этического порядка). Укрепляя тело, с первых же лет детства не следует расслаблять потворствами и духа. Здесь Руссо также близко стоит к Локку. Ребенок слаб и надо удовлетворять его потребности, но пусть не приучают его считать себя центром внимания, которому другие люди служат только в качестве орудий. Иначе дети "становятся неугомонными, тиранами, надменными, злыми и неукротимыми" 3).

В заключение (первой книги) Руссо дает указания на счет развития в детях речи. Он хотел бы, чтобы с ребенком не болтали зря, но чтобы слова, которые ребенок слышит, "касались только видимых предметов, которые можно ребенку показать". "Несчастная легкость", - замечает Руссо 4), - "с какой мы удовлетворяемся словами, значения которых не понимаем, рождается раньше, чем мы думаем". Руссо против всякой спешки в отношении развития речи: "точно боятся, что дети не научатся говорить сами собой. В слишком раннем лепетании лежит и источник дурного произношения и неясной речи, какие остаются позднее: "детям, которых торопят говорить, некогда приучиться ни к хорошему произношению, ни к ясному пониманию того, что им говорят" 1). Последнее оказывает гибельное влияние "на склад их ума, которое не изглаживается во всю жизнь".

1) ibid, стр.12. См. стр.29: "Единственная привычка, которую надо развить в ребенке, есть отсутствие всяких привычек. Не носите его на одной руке чаще, чем на другой: не приучайте его есть, спать и двигаться в одни и те же часы, не уметь переносить одиночества ни днем, ни ночью".

2) ibid, стр. 20.

3) ibid." стр.35.

4) ibid., стр.38.

2.3 Воспитание от развития речи до 12-ти лет. Почему здесь преждевременно обучение?

По Руссо, дети до 12-ти лет еще не имеют настоящих умственных способностей и потому не годятся для умственного наставления. У них нет ни мышления, ни даже настоящей памяти: "они запоминают звуки, образы, ощущения, редко идеи, еще реже связь". "Все их знание заключается в ощущении, - ничто не переходит в мышление" 2). Эта пора детства - "сон разума". А раз так, раз нет в них еще сил к умственной работе, то бесполезно ее и предлагать им. Чему можно научить не имеющих ни мышления, ни настоящей памяти (т.е. памяти на идеи)?"Словам, словам и только словам". И в результате, когда такие, рано выученные дети "делаются взрослыми, им почти всегда приходится переучивать вещи, слова которых они запомнили в детстве". Самая кажущаяся легкость усвоения детьми некоторых знаний доказывает, по Руссо, что дети ничему не научаются; мозг их, гладкий и выполированный, отражает, подобно зеркалу, представляемые ему предметы; но ничто не остается, ничто не проникает". Если нам и кажется, что дети изучают разные предметы (географию, историю и проч), то это просто самообман: дети усваивают обозначения, слова, не понимая сути их; поэтому, кто слушает, тот понимает их, но сами дети ничего не понимают. Итак, ученье в эту пору бесполезно.

Но оно не позволительно для раннего детства и по другой причине. Ускоряя ход природы, выгоняя "скороспелые плоды", создавая "юных докторов и старичков детей", преждевременное обучение насилует ребенка, извращает детскую природу, разрушая ее счастье. Руссо настойчиво указывает, что человек должен щадить детство, должен уважать ребенка и беречь счастье его, как и всякого другого. "Люди, будьте человечны! Любите детство! Будьте внимательны к его играм, забавам, к его милому инстинкту. Зачем хотите вы отнять у этих маленьких, невинных созданий пользование золотым временем, которое убегает от них так быстро и безвозвратно!" 3) Руссо считает варварским то воспитание, "которое настоящее приносит в жертву неверному будущему, налагает на ребенка всевозможные оковы и начинает с того, что делает его несчастным, с целью приготовить вдали какое-то воображаемое счастье... Лета веселья проходят в слезах, наказаниях, в страхе и рабстве".

1) ibid., стр.42.

2)"Эмиль", стр.78.

3)"Эмиль", стр.46.

Ради сохранения ребенку счастья и свободы, Руссо удаляет от питомца книги - "орудия величайших горестей". Чтение - бич детского возраста, а между тем единственное почти занятие, которое умеют найти для него. Эмиль и на двадцатом году едва ли будет знать, что такое книга" 1). Он даже может не уметь читать, если у него не явилось к тому охоты. - Принуждение читать только сделало бы "это полезное и приятное искусство" мукой для ребенка, - мысль, которую мы встречали и у Локка. Но значит ли, в действительности, что ребенок, свободный от книжного ученья, будет обречен на умственной застой, апатию и сон! Нет! Если вы избавите его от книжного ученья, то сохраните его для живых впечатлений окружающего мира. Не книги развивают, - мир, откуда черпают и книги свой материал., От отсутствия занятий книжных", говорит Руссо, 2), - "тот род памяти, который доступен ребенку, не остается в бездействии; все, что ребенок видит, слышит, поражает его и запоминается им. Он запоминает поступки и речи людей, и все, что его окружает, есть книга, из которой он постоянно, хотя и бессознательно, обогащает свою память, в ожидании, пока рассудок будет в состоянии пользоваться ею".

2.4 Преждевременность и бесполезность до 12-ти лет нравственного наставления

Как и ученье, в эту пору преждевременно и бесполезно также нравствённое наставление. По недостатку разума, ребенок не способен еще вникнуть в человеческие отношения, чтобы понять определяющие их нормы или нравственные правила. Бесплодно рассуждать с детьми о нравственных обязанностях: они не могут правильно понимать этих рассуждений. "Послушайте маленького мальчика, которому только что читали наставления; предоставьте ему свободно болтать, расспрашивать, дурить, и вы будете изумлены странным оборотом, который примут в его уме ваши рассуждения; он все смешивает, все опрокидывает, надоедает вам, приводит иногда в отчаяние своими неожиданными возражениями" 3). Руссо идет здесь против Локка, который думал, что можно рассуждать с детьми о нравственном долге Руссо противник не только рассуждении, но и приучения детей к известным нравственным обязанностям.

1) ibid, стр.90.

2) ibid., стр.84.

3) ibid., стр. 62. См. стр.54, где Руссо приводит "формулу, к которой можно свести все нравственные наставления, какие делают и могут делать детям". "Учитель. Этого не должно делать. Ребенок. А почему же не должно этого делать? Учитель. Потому что это будет дурным поступком. Ребенок. Дурным поступком! А что значит дурной поступок? Учитель. Это значит делать то, что вам запрещается. Ребенок. Почему же дурно делать то, что мне запрещают? Учитель. Вас наказывают за непослушание. Ребенок. Я постараюсь, чтобы об этом никто не знал. Учитель. За вами будут наблюдать. Ребенок. Я спрячусь. Учитель. Вас будут расспрашивать. Ребенок. Я солгу. Учитель. Лгать не должно. Ребенок. Почему же не должно лгать? Учитель. Потому что это будет дурным поступком, и проч.

Раз дети не сознают их, то приучение это сведется к ненавистной для детей тирании в результате они станут скрытничать, двуличничать и лгать 1) И здесь Руссо не ценит Локковского "приучения к известным добродетелям" Теоретически, т.д. идеально рассуждая, Руссо хотел бы, чтобы ребенок возрастал в полнейшей моральной невинности, не зная, что на свете есть добро и зло Пусть злые проявления представляются ему лишь, как болезненные состояния) Пусть не дают ему "никакого понятия об отношениях людей друг к другу и о нравственном значении людских поступков".

2.5 Возможная нравственная подготовка в это время

Но, отрицая годность в эту пору рассудочного нравственного наставления и принуждения к обязанностям, Руссо, однако, признает необходимой уже и здесь известную нравственную подготовку для детей Ребенок не способен вникать в нравственные наставления, но у него есть внешние чувства, чтобы воспринимать примеры Не понимая нравственных обязанностей и не имея чувства долга, он может признавать одни чаконы и одну необходимость, - необходимость и законы естественного порядка вещий Вот чем можно пользоваться, подготовляя ребенка к будущей нравственной жизни Не надо наставлений для ребенка, давайте для его чувств, хорошие примеры "Наставники", - говорит Руссо, - "бросьте притворство, будьте добродетельны и добры, пускай ваши примеры запечатлеваются в памяти ваших воспитанников, пока проникнут в их сердца" Правда, замечает Руссо, "все эти добродетели из подражания - не более, как добродетели обезьяны, и всякое доброе дело только тогда бывает нравственно хорошим, когда делается, как доброе дело, а не потому, что так делают другие Но в возрасте, когда сердце еще ничего не чувствует, нужно заставить детей подражать действиям, к которым хочешь их приучить, в ожидании, пока они в состоянии будут их делать с рассудком и из любви к добру").

Как не надо в эту пору нравственных наставлении, так не надо и нравственной дисциплины А чтобы воздерживать от дурного, замените ее дисциплиной естественного порядка вeщей, дисциплиной необходимых следствий 1).

1) ibid. Стр.56.

2) ibid. стр.63-64. Если ребенок видит злобу гнев (воспаленное лицо, сверкающие глаза, угрожающий жест), "скажите спокойно, без аффектации, что бедняк этот болен, что у него припадок лихорадки".

3) ibid. стр.72, см. также стр. 61-62, стр. 72-73.

Против последних невозможно возмущение, как и против законов природы Если напр. ребенок солгал, не наказывайте ребенка за ложь "но сделайте так, чтобы все дурные последствий ее падали на его голову" 2)"Не делайте вашему воспитаннику никаких выговоров предоставьте ему получать их из опыта'' 3).

2.6 Физическое воспитание, по Руссо (в период до 12-ти лет). Значение физического воспитания и его средства

Но если в эту пору детства невозможно ни обучение, ни нравственное воспитание в настоящем смысле этого слова, то здесь место широкому физическому воспитанию, включая сюда и развитие внешних чувств По Руссо, физическое развитие имеет тесную связь с развитием умственным и нравственным, - составляя необходимую подготовительную к последним ступень Быть физически сильный, здоровым необходимо как для морального, так и умственного развития В физической мощи - глубокие корни как добродетели, так и разумности "Первые наши учителя философии - наши ноги, руки, глаза", - замечает остроумно Руссо Тело - орудие получения первых познании и с него надо начинать рациональное воспитание "Для упражнения в каком-нибудь искусстве, нужно прежде всего достать инструменты, а для полезного употребления этих инструментов, нужно сделать их достаточно прочными, чтобы они могли выдержать свое употребление. Чтобы научиться думать, нужно, следовательно, упражнять наши члены, чувства и органы, которые суть инструменты нашего ума, а чтобы извлечь из этих инструментов всю пользу, нужно, чтобы тело, доставляющее их, было крепко и здорово" 4)"Настоящий человеческий разум не только не формируется независимо от тела, но, напротив, хорошее телесное сложение делает умственные процессы легкими и верными" Поэтому, "если хотите образовать ум вашею воспитанника, развивайте силы, которыми он должен управлять. Чтобы сделать его умным и рассудительным, слетайте его крепким и здоровым пусть он работает, действует бегает и кричит, пусть находится в беспрерывном движении, пусть будет он человеком по силе, он тогда скоро сделается им и по разуму" 5).

Что касается средств физического укрепления, то Руссо здесь вполне совпадает с указаниями Монтеня и Локка, восставая, как и последние, против изнеживания ребенка. Он возмущается постоянным дрожанием, - чрезмерной опекой над ребенком. Предоставляйте ребенка побольше самому себе, чтобы он с первых, в буквальном смысле, шагов был самостоятельнее, увереннее и сильнее.

1) См. об этом принципе выше в главе 35-й, § 4. Руководящие идеи педагогической системы Руссо.

2)"Эмиль", стр.57.

3) ibid., стр.69.

4) ibid. Стр.103.

5) ibid., стр.92.

Когда Эмиль только начнет ходить, "у него не будет ни предохранительных шапочек, ни корзин на колесах, ни тележек, ни помочей: как скоро он научится передвигать ноги его будут поддерживать только на мостовой, быстро минуя ее" Пусть ребенок, самостоятельно пробуя ходить, будет падать и получать синяки, - все это в этом возрасте не опасно, а между тем страдание - первая вещь, которой он должен научиться и которая всего больше понадобится ему". "Я не только", - заме чает Руссо, - "не старался бы охранять Эмиля от ушибов, но, напротив, был бы очень недоволен, если бы он никогда не ушибался и вырос, не зная, что такое страдание" 1). Ради здоровья ребенка, ради его силы, предоставляйте свободу, простор его неустанным стремлениям к движению. Не держите его в испорченном комнатном воздухе, - пускайте его ежедневно в поле: "пусть он там бегает, резвится, падает сто раз на день: тем скорее он научится подниматься. Благодатное ощущение свободы - выкупает много ран". "Пусть Эмиль бегает по утрам босиком, во всякое время года, - по комнате, по лестнице, по саду; вместо того, чтобы бранить его, я буду ему подражать. Пусть он приучится ко всем движениям, которые благоприятствуют развитию тела, к принятию, во всех случаях, самого верного и удобного положения. Пусть он умеет прыгать с разбегу вверх, лазать по деревьям, перебираться через стену". Пусть умеет всегда сохранять равновесие и практически усвоит его законы, раньше чем познакомит с ними наука 2). Ради закаливания ребенка, Руссо рекомендует приучать его к разным переменам температуры, к перенесению холода, к жесткой постели 3), к переменам и перерывам сна 4), и т.п. "Если взяться за дело вовремя, действовать не спеша и постепенно, можно приучить темперамент к тем самым вещам, которые губительны для него, если он подвергается им в эпоху своего полного развития". Закаливание же важно и потому, что "суровая жизнь, раз обратившись в привычку, умножает приятные ощущения; изнеженная же подготовляет бесчисленное множество неприятных ощущений 5).

2.7 Воспитание внешних чувств

Что касается внешних чувств, то сторонник сенсуалистической психологии, которая в основу всех деятельностей души полагает ощущения, Руссо придает развитию их важное значение.

1) ibid., стр.44-45.

2) ibid., стр.122.

3)"Следует с малолетства приучиться спать на жесткой постели это лучшее средство не встречать больше дурных постелей".

4) Ребенок "должен уметь, без вреда для себя, ложиться поздно, вставать рано, быть внезапно разбуженым, проводить ночи без сна".

5) ibid., стр.108-109.

"Первые способности, развивающиеся и совершенствующиеся в нас, суть чувства. Значит, их нужно образовывать прежде всего, а между тем ими-то и пренебрегают более всего". "Упражняйте не одни только силы", - повторяет Руссо 1), - "упражняйте все чувства, которые ими управляют. Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте!" В конце 2-ой книги "Эмиля" и дается довольно подробная психология и педагогика внешних чувств, замечательная по тонкости наблюдения н не только для того времени.

Осязание. На первом месте между чувствами Руссо ставит осязание. Правда, круг его деятельности ограниченнее зрения, но зато данные ею (восприятия ИХ основывающиеся на них суждения) вернее других чувств. "Простираясь только на то, до чего могут достать, наши руки исправляют легкомысленность других чувств, которые издали стремятся к предметам, едва видимым для них, тогда как все, что обозревается осязанием, обозревается им хорошо" 2). Помимо того, в соединении с деятельностью мускулов осязание дает и значительное количество ощущений: ощущения и суждения о температуре, объеме, виде, тяжести и прочности. Оно есть "чувство, которое мы чаще всего употребляем". "Поэтому в нем мы раньше других и приобретаем опытность". Однако, это не исключает и нарочитого развития чувства "осязания, чтобы сделать его столь же тонким, как оно оказывается у слепых, так чтобы даже ночью, в темноте, когда нам не служить зрение, мы могли, посредством осязания, иметь ясные и правильные восприятия. Будь у нас впотьмах последние, мы не боялись бы и темноты, как не пугает отсутствие света слепых. Отсутствие же определенных восприятии возбуждает наше воображение, и мы наполняем окружающую нас темь тысячами призраков и опасностей. Осязание дополняет не только зрение, но, в известной степени, даже и слух, "Положив руку на виолончель, можно без помощи глаз и ушей различить, по одному сотрясению и дрожанию дерева, какой звук издает она, низкий или высокий, и извлекается ли он из квинты, или из баса". Поэтому осязание можно бы поощрить так, "чтобы пальцами слышать целую мелодию". Руссо намекает даже на возможность именно благодаря осязанию сделать доступными музыкальные звуки глухонемым 3).

Зрение. Зрение имеет обширный район действия, по сравнению с осязанием. Но потому то оно "из всех наших чувств самое неверное": "при множестве одновременных ощущений и суждений, возбуждаемых им, возможно ли не ошибиться?!" Особенно мало верности в показаниях зрения насчет высоты, длины, глубины, расстояния. Но эту неверность зрения упражнением можно ослабить, если не устранить: недаром "у инженеров, землемеров, архитекторов, каменщиков живописцев глаз гораздо вернее, чем у нас, и они гораздо точнее определяют величину и расстояния" 4) и нет ничего легче - привлечь детей к упражнениям зрения. "Есть тысяча способов заинтересовать их в измерении, в знании, в оценке расстоянии". "Вот очень высокое вишневое дерево, - каким образом нарвем мы вишен?" Годится ли для этою лестница овина? Вот очень широкий ручей, каким образом перейдем мы через него. Можно ли перекинуть через него одну из досок, лежащих на дворе? Я хотел бы повесить качели между этими деревьями: будет ли достаточно длинна двухсаженная веревка?" и т.д. и т.д...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать