Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления "Технологическое образование"
p align="left">Минобразования РФ «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения» (№ 864 от 12.11.99г.), Стандарта высшего профессионального образования [25, С. 22].

Учебно-методический комплекс по специальности (направлению) (УМКС) представляет собой комплект нормативных и методических документов, определяющих цели, содержание, объём, временную последовательность, организацию и методику подготовки специалистов (бакалавров, магистров).

УМКС является документационным основанием для организации и планирования учебного процесса. Выпускающие кафедры являются ответственными за комплектование, обновление и хранение УМКС по профессиональным образовательным программам, реализуемых на кафедрах.

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) -- это набор учебных изданий, учебно-методических и справочных материалов, выполненных в печатном виде, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по конкретной дисциплине учебного плана.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены УМКД. Учебные издания должны соответствовать ГОСТ 7.6-2003 «Издания. Основные виды, термины, определения».

Изданием являются авторские материалы, прошедшие редакторскую правку, согласованную с автором, напечатанная типографским способом или представленная с помощью одного из языков программирования.

Учебно-методический комплекс по специальности (направлению) содержит утверждённые в установленном порядке следующие документы:

· государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности (направлению);

· учебные планы специальности (направления) всех форм обучения (очного, очно-заочного, заочного);

· комплект рабочих программ дисциплин учебного плана;

· сведения о базах практики и программы всех видов практики;

· программа итогового государственного экзамена (междисциплинарного или по отдельной дисциплине);

· экзаменационные билеты к итоговому государственному экзамену;

· примерную тематику дипломных проектов (работ);

· требования к бакалаврской работе;

· сведения о трудоустройстве выпускников;

· сведения о специализированных аудиториях и компьютерных классов и паспорта этих помещений по форме, установленной положением «Об учебно-методическом кабинете»;

· Перечень документов УМКС.

Учебно-методический комплекс по дисциплине включает:

· учебную (рабочую) программу по дисциплине;

· материалы по теоретической части курса: (учебник; учебное пособие);

· материалы по практической части курса:

- учебно-методическое пособие (методические рекомендации);

- практикум;

· формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля:

- варианты контрольных работ, тесты;

- экзаменационные билеты;

Кроме перечисленных элементов, учебно-методический комплекс может содержать дополнительные материалы, такие как:

· конспекты;

· рабочие тетради;

· хрестоматии;

· задачники;

· примерные темы рефератов, эссе;

· презентации курсов;

· обзорные лекции;

· видеоматериалы;

· дидактические материалы.

Элементы учебно-методического комплекса по специальности (направлению) и учебно-методического комплекса по дисциплине:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению - основной документ, определяющий концепцию обучения по всем дисциплинам учебного плана.

2. Учебные планы направления всех форм обучения - конкретный перечень дисциплин федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплин по выбору, а также факультативных дисциплин, распределение часов по видам занятий в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. Учебные планы подписываются заведующими кафедрами, обеспечивающими учебный процесс, деканом факультета, начальником учебно-методического управления, проректором по учебной работе и утверждается ректором;

3. Учебные программы - учебные издание, которые определяют содержание, объем, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины (в целом или по ее частям);

4. Программы всех видов практики - методические документы, раскрывающие цели, задачи, содержание и методы практической подготовки студентов. Программа разрабатывается кафедрой, за которой закреплен данный вид практики, согласовывается с заведующим кафедрой и утверждается Учебно-методическим советом вуза;

5. Учебник - учебное издание, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины (её раздела, части), соответствующее учебной (рабочей) программе; [21]

6. Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник [21];

7. Учебно-методическое пособие - учебное пособие, содержащее материалы по методике изучения, преподавания учебной дисциплины (например, пособие по выполнению курсовых работ; пособие по изучению дисциплины студентов различных форм обучения; методические рекомендации - это издания, содержащие комплексы кратких, четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания);

8. Конспекты лекций - учебные издания, дополняющие или частично заменяющие учебник, представляющие собой содержание курса лекций, читаемого преподавателем по данной дисциплине;

9. Рабочие тетради - учебные издания, имеющие особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студентов над освоением учебного предмета;

10. Хрестоматии - учебные издания, содержащие литературно-художественные, исторические или иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины;

11. Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, соответствующие усвоению материала (лабораторный практикум; практикум к семинарским и практическим занятиям; практикум, включающий сценарии деловых и ролевых игр; практикум по различным видам спорта) [21];

12. Задачники - практикум, содержащий учебные задачи;

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины для студентов:

· технологическая карта по изучению дисциплины (распределение курса на семестры, количество лекционных, практических и лабораторных занятий в каждом семестре, количество контрольных и курсовых работ, форма отчетности).

· краткая программа теоретического курса с вопросами для самостоятельной подготовки к экзамену (зачёту), список литературы, образцами экзаменационных и зачётных тестов.

· тематика практических (семинарских) занятий с вложенным материалом используемым на занятиях, и алгоритмами выполнения (решения) предложенных заданий.

· перечень тем лабораторных работ (если они предусмотрены планом).

· контрольные работы (методические указания по их выполнению со ссылками на необходимую справочную литературу, требования к оформлению контрольных работ).

Лабораторный практикум по дисциплине:

· формулировка цели лабораторного занятия;

· план проведения занятия;

· используемое оборудование и материалы;

· алгоритм проведения эксперимента;

· алгоритм обработки экспериментальных данных;

· исследование физического процесса с использованием математических моделей;

· сравнительный анализ результатов эксперимента;

· выводы, заключение;

· техника безопасности при выполнении работы;

· форма отчёта по лабораторному занятию.

Практикум к семинарским и практическим занятиям по дисциплине:

· формулировка цели занятия;

· перечень знаний и умений для достижения цели со ссылкой на учебную литературу;

· упражнения, задания для работы на занятии;

· материалы к используемой форме обратной связи (материалы для самоконтроля, тестовый материал).

Хрестоматия:

· набор текстов-первоисточников, предоставленных в

хронологическом или тематическом порядке;

· словарь, содержащий термины и слова, необходимые для чтения и понимание текстов;

· список основной и дополнительной литературы.

Следует отметить, что дидактика как наука не стоит на месте. Она постоянно развивается, наполняясь новым смыслом и содержанием.

Для изучения раздела «Моделирование одежды» дисциплины швейное дело из выше перечисленного, по-нашему мнению, лучше всего использовать учебно-методические рекомендации.

Пособие знакомит с теоретическими сведениями, развивает у учащихся образное мышление, фантазию, совершенствует вкус и творческие способности, дает профессиональные навыки и знания для развития направления моды и моделирования одежды.

Глава ІІ. Методические особенности обучения моделированию одежды студентов направления технологическое образование

2.1 Основные теоретические и практические сведения о моделировании и оформлении основы женского платья

Моделирование одежды относится к декоративно-прикладному виду искусства, целью которого является оформление предметов быта людей. Термин «моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, и означает создание модели, образца. Слово же «модель» происходит от итальянского слова modello, имеющего значение «образец» [14, С. 61].

Одежда является одним из важнейших предметов широкого потребления, поэтому моделирование её одно из важнейших видов прикладного искусства.

Процесс профессиональной подготовки играет важную роль и представляет собой объединение различных образовательных циклов. С одной стороны студент должен получить художественное образование, овладев соответствующими знаниями навыками (научиться рисовать), с другой - ему нужно изучить такие учебные дисциплины как технология швейного производства, конструирование и моделирование, материаловедение, которые обеспечат необходимый уровень инженерно-технической подготовки.

Искусство моделирования одежды в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, занимающихся художественным оформлением среды обитания человека, направлено на формирование внешнего облика самого человека, где костюм играет активную роль. С помощью костюма можно выявить или подчеркнуть, сделать более яркими те или иные внешние черты человека, зрительно увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, придать другое соотношение частям тела, скрыть или приглушить недостатки телосложения. Цветом костюма можно также изменить оттенок кожи, увеличить интенсивность цвета глаз, волос, лица. Более того, в костюме проявляется индивидуальный стиль человека, его характер, темперамент, духовное и умственное развитие, воспитание, эстетический вкус, общая культура.

Чтобы создать одежду, гармонирующую с образом человека, модельеру нужно не только безупречное знание фигуры человека, ее пластики и пропорций, знание законов и правил гармоничного сочетания отдельных частей одежды, но и умение наблюдать и изучать стремления, интересы, вкусы и требования, которыми живет общество, умение прогнозировать модные тенденции, а также знание технологии изготовления одежды.

Когда говорят о моделировании как об искусстве, предполагают, что костюм - это произведение искусства. И если применительно к прошлым временам этот вопрос решен, то принадлежность современного костюма к предметам искусства часто подвергается сомнению. Такое отношение объясняется тем, что время произвело отбор - в музеях находятся лучшие образцы костюма, отражающие существенные индивидуальные и общественные черты прошедших эпох. На них мы учимся как на произведениях искусства. И сегодня не все, что создается художниками-модельерами, можно отнести к произведениям искусства. К ним можно причислить только те вещи, которые обладают чертами искусства, то есть предметы, которые созданы по законам красоты [7, С. 96].

Костюм тогда становится произведением искусства, когда он обладает признаками-качествами, определяющими истинное изящество, утонченность построения формы, которые основаны на элегантности замысла и отличаются чистотой исполнения. Основной закон красоты - это гармония. И в костюме она должна проявляться во всем. Гармоничными должны быть взаимодействие формы и содержания костюма при полном их соответствии друг другу. Законы гармонии должны определять взаимодействие формы костюма с его предполагаемой функцией. Форме костюма должен соответствовать материал. А композиционное решение, выбор средств композиции должны быть в соответствии с поставленной задачей.

И главное - необходимо, чтобы костюм сливался с образом человека, оттенял его внешние и внутренние черты.

История возникновения платья. Платье - одна из распространенных разновидностей одежды, обязательно с длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом были мужские и женские платья, но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характерной чертой женского гардероба.

Развивалось из древних плащей и накидок как результат эволюции кроя, усовершенствование материалов и увеличения разнообразия одежды. К середине XV века женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный, утончающий фигуру выреза, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава, и ассиметрично задрапированную (с левой стороны) юбку, которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф 4, С. 80.

Более современное платье появились в США в разгар «сухого закона» в процессе демократизации вечернего платья. Рассчитанного на очень юную особу, оно едва закрывало колени, следовало последним веяниям моды и шилось из дорогих, но не роскошных тканей. К ним прилагались специальные аксессуары - маленькие сумочки, расшитые стеклярусом, открытые туфельки в цвет платья, длинные перчатки, шляпки. В настоящее время платья являются неотъемлемым атрибутом формального дресс-кода, для вечеринок, семейного торжества, нового года и так далее.

В начале столетия новаторский дизайнер Коко Шанель (Coco Chanel) (Рис.1) сделала первые купальники из джерси, изобрела пляжные сандалии и стерла границу между одеждой для богатых и бедных, упростив моду с помощью ставшего нарицательным «маленького черного платья». Она же сделала брюки частью собственного гардероба. Вся мода 20-х годов была построена на развлечениях, шампанском, чарльстоне, этот период был назван декадансом. Силуэт удлинялся. Реальные изменения в крое - более покатая линия бедер, все более женственное, приталенное. Женское белье тоже поменялось: появились грации. Начиная с 27 по 29 года, в моде присутствовал геометрический стиль. [23]

В 30-х такие звезды Голливуда как Марлен Дитрих и Кэтрин Хэпберн в костюмах, скроенных наподобие мужских, и Джин Харлоу, любительница сексуальных вечерних платьев, оказали большое влияние на моду. Именно тогда произошел переход к четким линиям и простым формам конструктивизма. В моделирование одежды пришел косой крой, сложный по исполнению, но идеально подчеркивающий изгибы женской фигуры. Косой крой, особенно при использовании тяжелого, тягучего шелка, смотрится неизменно эффектно.

В 30-40 годы в моду вошли расклешенные платья пизанского стиля. Рукавчики-фонарики - новость 30-х годов. Влияние на моду - волна историзма, викторианства связано с коронацией Георга VIII, который 1 месяц спустя отрекся от престола. Тем не менее, вся английская и викторианская эпохи возвратилась в моду. В эпоху больших социальных потрясений, какими были фашистские диктатуры, люди с удовольствием читали и смотрели исторические романы, что находило отражение в костюме. Все историческое, старинное вошло в моду.

Силуэт 37 года - накладные плечики, много вошло в моду от военной шинели (шляпки с козырьком). Все военное постепенно возвращается в моду. Так же модна была вышивка в народном стиле, коротенькие рукавчики, приталенные платья, закрывающие колени. Образ - женщина, позитивная во всех отношениях. В модных журналах часто встречаются женские лица с мушками. Мода эпохи 30-х, эпохи джаза и чарльстона предлагает платья рельефного кроя с заниженной талией, облегающие бедра с подвижным

нижним краем юбки за счет годе. По-разному решаются модные блузки. Они могут быть не только типа мужской сорочки, но и более женственными - с драпировками, рюшами или жабо. Мода предлагает большое разнообразие блузок. Наряду с облегающими предлагает свободные, с большими V-образными вырезами, с расширяющимися внизу присборенными рукавами, «рукавами-тюльпан». Очень актуальны шарфы-галстуки или шарфы-банты в стиле Ив-Сен Лорана. Прически и одежда, созданные в Голливуде, тут же распространялись по всему миру.

В 1932 году модельер Адриан (Рис.2) создал, платье из белого органди с затянутой талией, расширенными плечами и пышными рукавами. Фасон завоевал такую популярность, что только в крупнейшем универмаге Нью-Йорка «Мэйсис» было продано полмиллиона такие платьев. Голливудские кинофильмы всячески старались подчеркнуть естественные формы женского тела. Плечи делали более широкими, а бедра задрапировывали. Для этого использовали материалы, скроенные по косой. Однако в 1930 году ведомство Уилла Хэя, выступило с запрещением показа обнаженного тела на телеэкране. Орлиный взор Хэя упал и на открытые платья и платья с низким вырезом. Голливудским режиссерам пришлось переключиться на другие, более безопасные части тела. Тут же криком моды стали платья с открытой спиной и с воротником в виде ошейника.

Рис.2 Адриан

Для того, чтобы привлечь к спинам больше внимания, на них вешали бусы или жемчужные нити. Внизу прикрепляли искусственные цветы или бант. Шапарелли зашла еще дальше и стала делать турнюр. На обнаженные плечи женщины накидывали целую шкурку лисы, иногда даже две. Чрезвычайно модными были чернобурки, но самыми ценными считались песцы.

В поисках вдохновения кинематограф обратился к античности. Тяжелый креп и матовый атлас собирали в складки так, чтобы они ниспадали подобно складкам на древнегреческих скульптурах. Эта техника впервые была разработана Алексой Бартон, которая делала складки и придавала такую форму джерси, шелку и шерсти. Женщины стали ходить с обнаженными ногами. В начале 40-х Вторая мировая война заставила женщин занять рабочие места, а мужчин и прийти на оборонные заводы. Комбинезоны стали частью моды. 44 год - эпоха высоких шляп. Новый мех 40-х годов - норка. Немецкие женщины сделали тюрбаны очень популярными. Их делали из шарфов, завязывая их наверх. Парижская мода 44 года продолжала традиции послевоенного времени: накладные плечи, короткое платье до колен. После войны - новый всплеск моды, появилось очень много модных домов. Самым главным элементом была сексапильность, обнаженная грудь, подчеркнутая талия. Тогда же появилась обувь на платформе, танкетке, толстом каблуке. Маленькие шляпки, широкие плечи. «Адриана» - один из самых знаменитых голливудских художников, сдавал костюмы для артистов переднего плана. Качественно разрабатывал верхнюю часть костюма, а не силуэт. В 1947 на мир моды свалилась бомба под названием «New Look» Кристиана Диора (Рис.3). Он дал женщинам то, что они хотели - перемен в моде. Они опять могли обольщать, стать мирными жителями, а не генералами в юбках. Длинные пышные юбки, осиные перетянутые талии платья без плечиков, с покатым торсом были реакцией на «мужскую» моду начала 40-х. Пропагандировавшаяся форма требовала жесткой основы, что символизировало возврат классического женского силуэта - в форме песочных часов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать