Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления "Технологическое образование"
p align="left">Исследовательский метод: студенты постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность студентов, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к 2 методам, предполагающим взаимные действия у педагога и студентов, и, наконец, к методам самостоятельной работы.

Основные методы организации занятий по моделированию женского платья могут быть конкретизированы по трем группам -- в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

Таблица 1 Классификация методов

Словесные

Наглядные

Практические

Устное изложение (рассказ, объяснение, Лекция)

Демонстрация наглядных пособий

Упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ

Беседа

Показ трудовых приемов

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа учащихся с литературой

Самостоятельные наблюдения учащихся

Лабораторно-практическая работа

Письменное инструктирование

Производственные экскурсии

Управление технологическими процессами

Телевидение, звукозапись

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Преподаватель практикума по швейному производству, рассказывая студентам о сравнительно сложных технологических понятиях, может использовать удачно подобранные образы, аналогии.

Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которые профессионал должен выполнять.

Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия студентами. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысления, для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, -- все это обычные методические условия устного изложения. Правильные интонации, выделение (при необходимости) омонимов и омофонов (слов, совпадающих с другим по звучанию), правильные ударения и отказ от бытовых названий в пользу принятых в технологии - это обязательные требования применения словесных методов.

Слова, которые употребляет преподаватель, должны иметь для студентов вполне определенный, точный смысл.

Очень важно уяснить, что пользоваться словом надо расчетливо. Если студенты должны что-то внимательно рассматривать (плакат или кадр диафильма), то обязательное заполнение при этом паузы словами не оправдано. Можно привлечь внимание к какому-то элементу, но, пока он рассматривается, длинная речь не будет восприниматься студентами. И если об этом элементе нужно рассказать подробно, то объяснение уместнее уже тогда, когда запечатлелся зрительный образ. Кстати, опытные актеры это очень хорошо знают: когда слова важнее, чем жестикуляция, они стараются, чтобы все внимание зрителя сосредоточилось на их речи. И наоборот. Так что, соединение слова с показом должно быть весьма продуманным.

Рассмотрим особенности каждого из словесных методов.

В ходе рассказа студенты знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их словесному описанию.

В практикуме по швейному производству гораздо чаще используют разновидность: рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию платья, инструментов, приспособлений или правила построения. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения и т. п.

В работе со студентами нередко используют лекционный метод. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура лекции более строгая, чем структура рассказа, а ее ход в большей степени подчинен требованиям логики. Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу так называемых монологических методов, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору и т.п.). При этом, как правило, отсутствует «обратная связь», т. е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа -- метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у студентов знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

Беседа не только требует от студентов следования за мыслью преподавателя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения.

Самостоятельная работа студентов с технической и учебной литературой представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств как познания, так и закрепления знаний. При обучении по программированным текстам работа с книгой является эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования.

Самостоятельная работа с книгой позволяет научить студентов целенаправленно подбирать литературу, пользоваться разного рода вспомогательными материалами (справочниками, энциклопедиями).

Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений и навыков в новой для себя области.

На занятиях могут быть использованы запись радио- и телепередач по моделированию женского платья, показ готовых моделей.

Таким образом, для проведения занятий преподаватель может избрать словесные методы, применение которых наиболее приемлемо для конкретного случая.

В практике педагога одно из самых важных мест занимает демонстрационные (Таблица 2) (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий преподавателя, которая состоит в показе студентам самих моделей, а также в представлении им определенных процессов с объяснением их выполнения.

Таблица 2 Система демонстрационных методов

Демонстрация наглядных приемов

Показ трудовых приемов

Натуральные образцы

Изобразительные рабочих

Рабочая поза

Пользование

инструментами

Характер рабочих движений

Оборудование

плакаты

Макеты

Скорость

Механизмы

таблицы

Модели

Темп и ритм

Приспособления

чертежи

Диафильмы

Координированность

Инструменты

Схемы

Видеофильмы

Точность

Материалы

Кинофильмы

Пластичность

Ловкость

Демонстрация (показ) способна сформировать у студентов точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.

Самостоятельные наблюдения студентов как метод применяются при длительном изучении процессов производства в реальных условиях. Этот метод может быть использован для изучения хода технологического процесса, режимов работы, действия машин, аппаратуры.

Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации. При выполнении упражнений преподаватель практикума по швейному производству должен предотвращать торопливость, побуждать студентов внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат.

Методы практических занятий охватывают достаточно широкую область действий учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении практических задач. А это побуждает студентов к приобретению новых и углублению имеющихся знаний. Отдельную специфическую группу составляют методы проверки знаний, умений и навыков у студентов (Таблица 3).

Внимательный взгляд педагога, его опыт и интуиция почти безошибочно могут определить, уяснил ли студент материал, сможет ли он реализовать свои знания на практике. Такие текущие наблюдения позволяют верно оценить и при необходимости скорректировать, пополнить уровень необходимых знаний, умений и навыков. Преимуществом такого контроля является его систематичность, преподаватель анализирует рост или понижение интеллектуального уровня, интереса к знаниям и дифференцированно воздействует на развитие студента.

Таблица 3

Методы проверки знаний, умений и навыков

Текущие наблюдения

Устный и письменный опрос

Выполнение и анализ проверочных практических заданий

Тестирование

Выполнение проектов

Выполнение квалифицированных работ

Самоконтроль

Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса.

Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные работы.

Эти виды контроля педагог может использовать как на каждом занятии, так и периодически (по этапам, по разделам).

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности студента и ее поддержание в течение всего периода занятий практикума по швейному производству. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов обучения.

Для активизации деятельности студентов в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти, последние, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе.

Среди многих форм активизации студентов остановимся на не скольких, апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на занятиях практикума по швейному производству. Это -- проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры.

Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если преподаватель искренне желает перевести студентов с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Мы подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от преподавателя, и только от него, зависит переход к проблемности как системе познания. Никто не сможет заставить преодолеть инерцию, убеждение, что на занятиях практикума по швейному производству широкое применение проблемного обучения невозможно.

Во-вторых, необходимо постоянное, а не эпизодическое использование элементов проблемного обучения. И здесь следует понимать, что проблемным обучение называют не потому, что весь материал студенты усваивают путем самостоятельного решения проблем. Нет имеет место и объяснение педагога, и решение задач, и выполнение упражнений.

Покажем на примерах, как это можно реализовать на занятиях практикума по швейному производству.

Изучая тему «моделирование основы женского платья», преподаватель дает общие сведения о моделировании, знакомит студентов с неотрезными по линии талии изделиями.

Моделирование одежды - это творческий процесс создания разнообразных моделей, создания художественной материальной оболочки, формирующей внешний облик человека. Большое значение для творчества несет источник художественной идеи или источник вдохновения.

Моделирование означает создание моделей. Искусство моделирования непосредственно связано с человеком. Художник, создавая модель, работает над формированием внешнего облика человека. Костюмом можно подчеркнуть, сделать яркими внешние данные человека. Зрительно увеличить или уменьшить рост, фигуру, скрыть недостатки телосложения человека. Цветом костюма можно изменить оттенок кожи, волос, даже интенсивность цвета глаз. Можно подчеркнуть индивидуальность, моделирование воспитывает вкус. Моду выносит на улицу молодежь. Задача модельеров помочь человеку самостоятельно ориентироваться в разнообразных предложениях моды. Воспитывают его показы, предложения, идеи. Потребитель предъявляет к одежде высокие требования (одежда красивая и удобная). Богатый ассортимент, разнообразные ткани, быстрое внедрение в производство (удовлетворение спроса населения) - основные задачи моделирования. Задача модельера - разработка перспективных моделей. Выпуск промышленных моделей должен быть рентабелен (выгоден). Тесное сотрудничество художника, конструктора, технолога необходим на производстве.

Изделия, неотрезные по линии талии, встречаются любых силуэтов -

прямого, полуприлегающего, прилегающего и трапециевидного. Они разнообразны по форме, стилевым особенностям, декоративным разработкам и длинам. Длина не является решающим фактором моды: она определяется возрастной категорией, назначением, свойствами материала, покроем и стилевыми особенностями. Длина современной одежды имеет широкий диапазон.

А Б

Определить на основе платья какого силуэта изготовлены данные модели (Рис. А,Б).

Представляется, что это вызовет интерес у студентов, ровно как и рассказ о видах платьев (отрезные и неотрезные по линии талии).

Изделия, неотрезные по линии талии, называют также цельнокроеными. К разновидностям цельнокроеных изделий относятся и платья с горизонтальными членениями выше или ниже талии.

Цельнокроеные по линии талии платья нашли широкое применение в повседневной одежде. Они подходят женщинам всех возрастов с фигурами разных полнот, особенно полным.

Однако, учитывая особенности строения женской фигуры, следует отметить, что конструирование таких платьев представляет большую сложность, так как требования, предъявляемые к одежде, включают одновременно два важных фактора - хорошую посадку и элегантную форму. Трудности возрастают, если необходимо создавать нужную форму без дополнительных вертикальных конструктивно-декоративных членений переднего и заднего полотнищ. Отрезное по линии талии платье выполнить легче, так как его форма создается двумя отдельными законченными частями (лифом и юбкой), которые легко подогнать друг к другу.

Чертеж неотрезного по линии талии изделия можно получить двумя: методом совмещения, используя основы лифа и юбки, соединив их по линии талии, и расчетным методом, используя расчеты и рекомендации для построения чертежей изделии, неотрезных по линии талии, на основе конструкции прямого покроя. Для этого, учитывая особенности фигуры, необходимо определить, к какой полнотной группе она относится, выбрать соответствующий силуэт, и его конструктивные решения, определить степень прилегания изделия, место расположения конструктивных и декоративных линии, если они предусмотрены моделью.

Неустанное возвращение в моде к платьям к одному из видов цельнокроеных изделии - платьев-рубашек - объясняется их спортивным характером. Платья-рубашки повседневного делового назначения и спортивного стиля относятся к числу наиболее практичных, удобных и функциональных изделии

Наибольшее распространение в повседневной носке приобрели платья-рубашки прямого силуэта. Их покрой применяют во многих категориях повседневно-деловой, производственной одежде.

В каждом новом сезоне моделирование платьев пополняется новыми элементами, применяются смелые сочетания цветовых плоскостей, создающих особую декоративность. Зачастую цветовой эффект достигается не слишком сложны способом - достаточно подобрать несколько кусков ткани, близких по структуре и гармонирующих оттенков. Путь контрастных сочетании приводит к смелым интересным решениям, но требует особенно тонкого развития чувства соотношения цветов.

Учебная и учебно-производственная деятельность студентов на занятиях практикума по швейному производству протекает в различных организационных формах. Под организационной формой понимают способы организации студенческого коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью студентов, а также структуру построения учебных занятий.

Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Практикум по шейному производству», материально-техническим обеспечением студенческих мастерских. Следовательно, выбор организационных форм зависит различных факторов и только педагог принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии.

Преподаватель практикума по швейному делу должен ясно осознавать, что успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но в значительной степени и от организационных форм учебной работы.

Организационные формы обучения определяют, как построить дидактическую работу с учетом того, кто, где, когда обучается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать