Формирующий эксперимент представлял собой тренировочно - развивающий, обучающий этап музыкального развития ученика, которое происходило на основе информации, полученной в ходе констатирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента состояла в выявлении возможности развития музыкальных способностей учеников вторых классов (детей 7 - 8 лет) на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Особенностью организации формирующего эксперимента являлось планирование уроков, а точнее распределение музыкальных игр и упражнений так, чтобы развитие каждой выделенной нами музыкальной способности проходило поочередно в течение всего эксперимента. Таким образом, на уроках происходило комбинирование, сочетание игр, направленных на формирование и развитие разных музыкальных способностей.
Как показала практика, развитие полифонических музыкальных способностей становится возможным на основе разучивания и освоения учениками определенных игр и упражнений.
Приведем примеры использованных нами музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие полифонических музыкальных способностей. Игры разучивались в несколько этапов, которые строились по принципу «от простого к сложному». В основе всех игр направленных на развитие полифонических музыкальных способностей лежит механизм уровневого развития способностей В. Д. Шадрикова: функциональный, оперативный и мотивационный (регулирующий). Функциональный уровень основан на развитии общих способностей ребенка (распределении внимания), оперативный - на «приспособлении» необходимых общих способностей к музыкальной действительности. Мы не рассматривали мотивационный уровень развития, так как в ходе эксперимента нам удалось развить функциональный и лишь приступить к оперативному уровню развития полифонических музыкальных способностей у учащихся начальных классов.
Игра «Мышки»
Оборудование: стул для кота, стулья - норки для мышек, нарисованный циферблат часов.
Содержание: ученики выбирают кота, которые садится на «стул у часов». Остальные ученики - «мышки» рассаживаются на своих стульях (норках) напротив кота.
Текст:
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался странный звон -
Убежали мышки вон.
Этапы освоения игры.
Этап №1.
С первыми звуками песенки (71, с. 54), которую исполняет учитель на первом этапе разучивания игры, ученики - мышки начинают приближаться к часам. По окончании песенки (музыки) ученики стараются убежать и спрятаться в своих «норках» (сесть на стулья). Кот должен поймать кого - либо из мышек. В этом случае мышка становится котом и игра продолжается.
В данном этапе разучивания музыкальной игры учитель организовывает игровой процесс в целом: ученики учатся «подкрадываться» к коту под музыку и убегать от него по окончании песенки. Учитель использует следующие методы: метод упражнения, метод наглядно-слухового показа, метод уподоблению характера.
Этап №2.
Этот этап был направлен на развитие у ученика произвольных форм внимания и волевых процессов. На данном уровне развития у учеников формируются умения и навыки координации движений с музыкой. Ученики убегают уже не произвольно (после окончания песенки), а услышав «звон» часов, который педагог производит по своему желанию на инструменте. Также ученикам предлагалось одновременно с разучиванием песенного текста и исполнять его параллельно с уже разученными движениями, что представляет для многих учеников значительную трудность.
Используемые методы: метод наглядно-слухового показа, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод упражнения.
Этап №3.
Этот этап состоял в следующем: учитель прерывал музыку на любом месте песенки. В это время «мышки» должны остановиться, «замереть» и продолжить движение при дальнейшем продолжении песенки. Данный вариант игры направлен на развитие у ученика воли, произвольных форм познавательных процессов. Происходила работа над развитием мимики учеников, которая имеет большое значение в развитии их коммуникативных способностей, точности и чуткости музыкального восприятия и т.п.
Используемые методы: метод упражнения, метод сравнения, метод контрастных сопоставлений, метод уподоблению характеру.
Этап №4.
Учитель предлагал ученикам «прохлопать» ритмический рисунок песенки: а) без пения, но под аккомпанемент музыкального инструмента; б) вместе со словами песенки; в) без пения и без аккомпанемента.
Используемые методы: метод упражнения, приучения; метод наглядно-слухового показа, метод забегания вперед и возвращения к пройденному .
В этой игре ученики учатся, воспринимая музыку, выделять и осознавать в ней такие её компоненты как: темп, метр, ритм:
· исполняя музыку (музыкальную основу игры) в различных темпах и добиваясь выполнения движений в определенном темпе согласно звучащей музыке, развивает чувство темпа у ученика;
· несколько акцентируя сильную долю в музыкальном сопровождении и добиваясь выполнения шага именно в данный момент, развивает у ученика чувство метра;
· прерывая звучание музыки в любом месте и добиваясь прекращения движений ученика в данный момент, оказывает влияние на развитие воли, координации движений, а также развивает у ученика чувство ритма;
· предложив ученикам «прохлопать» ритмический рисунок песенки в различных вариантах оказывает активное влияние на развитие музыкального ритма ученика.
В этой игре ученик развивает свои полифонические способности. Исполняя песенку, он совершает два различные, но взаимосвязанные между собой вида деятельности одновременно: ходьбу и пение песенки (или произнесение текста). Наибольшую трудность представлял собой последний этап разучивания игры, так как он требовал от ребенка особого распределения внимания, развития музыкальной памяти и координации движений.
Игра«В лесу»
Данная музыкальная игра осваивалась учениками в течение достаточно длительного времени, так как включала в себя несколько уровней:
· разучивание каждого музыкального образа в отдельности;
· ознакомление с мажорным и минорным образами животного и их изображение в ритмопластических движениях;
· запоминание музыкальных образов и их последующее изображение без музыки;
· перечисление музыкальных образов, которые только что были исполнены учителем в музыкальной сказке (каждый раз исполняются разные образы животных).
Содержание: Учитель предлагает совершить путешествие в лес. Не простое путешествие, а путешествие в воображении. После того, как ученики вспоминают правила «путешествия в сказку», учитель исполняет на фортепиано: а) образ какого-либо животного (медведя, птички, зайки); б) музыкальную сказку, состоящую из различных музыкальных образов животных, данных в мажоре или одноименном миноре.
Ученики учатся изображать музыкальные образы животных, различать перцептивный компонент лада, запоминать музыкальные образы и их последовательность.
Правила путешествия в сказку:
1. Сесть удобно, распрямив плечи и положив руки на парту (или на колени), закрыв ротик «на замочек».
2. Позвать внимание, без которого в сказку не пустят.
3. Слушая, «переводить» музыкальный образ в зрительный, представлять образ.
4. Запомнить происходящее.
Медведь
Оборудование: картинка с изображением медведя.
Содержание: учитель исполняет на фортепиано образ медведя (71, с.63 - 64). Низкий регистр, тяжелая поступь должны точно указывать на шествие хозяина леса.
Текст:
Мишка из Минорного королевства
Миша, мишенька, медведь
Научил меня реветь
Научил зверей пугать,
Коготки выпускать.
Мишка из Мажорного королевства
Миша радостно идет,
Миша песенку поет,
Не голодный и не злой
Мишка сильный и большой.
Этапы освоения игры.
Этап №1.
После прослушивания музыкального образа медведя ученикам было предложено изобразить медведя без музыки. Обратить внимание на его тяжелую поступь.
После повторного прослушивания предложить и мини - обсуждения ученикам надо было изобразить медведя под музыку.
Учитель исполняет образ медведя в мажоре и одноименном миноре. Ученикам предлагалось изобразить грустного и веселого медведя.
Используемые методы: метод упражнения, метод приучения, метод убеждения, метод наглядно-слухового показа, метод контрастных сопоставлений.
Этап №2.
Ученикам предлагалось найти королевство, в которое идет мишка (предварительно на противоположных стенах классной комнаты повесить картинки, на которых изображено королевство Мажора и королевство Минора), повинуясь мажорному или минорному ладу музыки.
Разучивание песенку грустного (минорного) и радостного (мажорного) медведя. Трудности заключались в сложности интонационного порядка, чтобы чисто спеть минорный вариант песенки надо было «войти в образ» грустного медведя с помощью мимики и движений.
Используемые методы: метод контрастных сопоставлений, метод сравнения, метод уподоблению характеру.
Этап №3.
Театрализация песенки.
Используемые методы: метод упражнения, метод контрастных сопоставлений, метод музыкального обобщения.
Этот этап вызвал неподдельный интерес учеников, каждый хотел, чтобы его персонаж получился наиболее достоверным. Ученики с удовольствием сравнивали и оценивали исполнение друг друга.
Зайка
Оборудование: картинка с изображением зайки.
Содержание: учитель исполняет на фортепиано образ зайки (71, с.65 - 66). Текст:
Зайка из Мажорного королевства
Зайка летом не голодный.
Много корма у него,
Есть капуста и морковка,
Много разного всего.
Зайка из Минорного королевства
Я, зайчонок, весь дрожу,
Постоянно есть хочу.
Зимней стужей корма мало,
Нет для зайки одеяла!
Этапы освоения игры.
Этап №1.
После прослушивания музыкального образа зайки ученикам предлагалось изобразить зайку без музыки. Обратить внимание на легкие прыжки, поджатые лапки.
После повторного прослушивания и мини - обсуждения ученикам предлагалось изобразить зайки под музыку.
Учитель исполняет образ зайки в мажоре и одноименном миноре. Ученикам надо изобразить грустного и веселого зайку.
Используемые методы: метод упражнения, метод контрастных сопоставлений, метод приучения, метод наглядно-слухового показа.
Этап №2.
Ученикам предлагалось найти королевство, в которое идет зайка (предварительно на противоположных стенах классной комнаты повесить картинки, на которых изображено королевство Мажора и королевство Минора), повинуясь мажорному или минорному ладу музыки.
Разучивание песенки грустного (минорного) и радостного (мажорного) зайку. Трудности заключались в сложности интонационного порядка, чтобы чисто спеть минорный вариант песенки надо было «войти в образ» грустного зайки с помощью мимики и движений.
Используемые методы: метод контрастных сопоставлений, метод музыкального обобщения, метод уподоблению характеру, метод повторного восприятия.
Этап №3.
Театрализация песенки.
Используемые методы: метод упражнения, метод приучения, метод музыкального обобщения, метод уподоблению характеру.
Этот этап вызвал неподдельный интерес учеников, каждый хотел, чтобы его персонаж получился наиболее достоверным. Ученики с удовольствием сравнивали и оценивали исполнение друг друга.
Птичка
Оборудование: картинка с изображением птички.
Содержание: учитель исполняет на фортепиано образ птички (71, с.67).
Этапы освоения игры.
Этап №1.
После прослушивания музыкального образа зайки предлагалось ученикам изобразить птичку без музыки. Обратить внимание на плавные движения рук, легкий бег на носочках.
После повторного прослушивания и мини - обсуждения ученикам предлагалось изобразить птичку под музыку.
Используемые методы: метод упражнения, метод наглядно-слухового показа, метод создания художественного контекста, метод контрастных сопоставлений.
Этап №2.
Учитель исполняет образ птички в мажоре и одноименном миноре. Он предлагает ученикам изобразить грустную и веселую птичку, найти королевство, в которое летит птичку (предварительно на противоположных стенах классной комнаты повесить картинки, на которых изображено королевство Мажора и королевство Минора), повинуясь мажорному или минорному ладу музыки.
Используемые методы: метод упражнения, метод контрастных сопоставлений, метод музыкального обобщения, метод уподоблению характеру, метод повторного восприятия.
В игре «В лесу» учащиеся помимо метро - ритмических способностей активно развивают ладовый слух:
· исполняя песенку Мажоро-минорного королевства, иллюстрируя движениями текст, ученики учатся отличать мажор от одноименного минора.
· изображая музыкальные образы животных, которые могут быть грустными (минорными) и радостными (мажорными), ученики осознают перцептивный (чувственный) компонент лада.
В этих играх ученики продолжают развивать свои полифонические способности. Исполнение песенки сопровождается не заученными движениями рук и ног, а движениями свободными, требующими определенного уровня развития координации, а также распределения внимания. Разучивая варианты игр и добиваясь точного исполнения заданий, педагог развивает полифонические способности ученика на основе развития чувствительности в разных видах деятельности, что составляет определенную трудность для школьников.
Игра «Ладошки»
Содержание: ученики встают в круг, учитель исполняет песенку (71, с. 56), ученики изображают в движение содержание песенки.
Текст.
Раз ладошка, два ладошка,
Мы похлопаем немножко,
Потанцуем и поспим,
Засмеёмся, побежим.
Раз, ножка, два ножка,
Мы потопаем немножко,
Потанцуем и поспим,
Засмеёмся, побежим.
Раз ушко, два ушко,
Мы потрём их вместе дружно.
Потанцуем и поспим,
Засмеёмся, побежим.
Этапы освоения игры.
Этап №1.
Учитель исполняет песенки, ученики разучивают ее. Затем предлагается ученикам спеть песенку и изображать её содержания самостоятельно.
Используемые методы: метод упражнения, метод наглядно-слухового показа, метод создания художественного контекста, метод повторного восприятия.
Этап №2.
Ученики исполняли песенку с движениями сольно, дуэтом, трио и т.п.
Учитель обрывает музыкальное исполнение в любом месте песенки. В это время ученики должны прекратить петь и двигаться («замереть»).
Используемые методы: метод упражнения, метод музыкального обобщения, метод сравнения, метод повторного восприятия.
Этап №3.
Учитель предлагает на громких и тихих звуках, не меняя песенки, показывать разные движения. Этот этап представлял наибольшую трудность, так как изменение движений непосредственно было связно с распределение внимания и выполнением разных действий одновременно.
Используемые методы: метод упражнения, метод уподоблению характеру, метод контрастных сопоставлений, метод сравнения.
В игре «Ладошки», кроме развития звуковысотного слуха, метроритмических способностей, а также певческих навыков, развивается динамический слух.
В этой игре, как и в вышеперечисленных играх, ученики продолжают развивать свои полифонические способности. Исполнение песенки сопровождается не заученными движениями рук и ног, а движениями свободными, требующими определенного уровня развития координации, а также распределения внимания. Разучивая варианты игры и добиваясь точного исполнения заданий, педагог развивает полифонические способности ученика на основе развития чувствительности в разных видах деятельности.
Игра «Часы»
Оборудование: нарисованный циферблат часов, музыкальные «тарелки» или маракасы.
Содержание: театрализация песенки.
Текст:
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас!
Этапы освоения игры.
Этап №1.
Ученики поют разученный текс песенки (71, с.58), учитель в паузах изображает удары часов (с помощью маракасов, тарелок, хлопками и т.п.).
Учитель и ученики меняются ролями - учитель исполняет песенку, а ученики изображают в паузах удары часов.
Используемые методы: метод упражнения, метод наглядно-слухового показа, метод музыкального обобщения, метод уподоблению характеру, метод сравнения.
Этап №2.
Ученики «превращаются» в часы и изображают ногами постоянное тиканье часов (на каждую четверть). Учитель поет разученную песенку часов.
Вышеприведенные задания исполняются дуэтом (ученик - учитель, ученик - ученик).
Используемые методы: метод упражнения, метод наглядно-слухового показа, метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.
Этап №3.
Ученики одновременно «превращаются» в часы, изображая ногами тиканье часов (на каждую четверть) и поют песенку часов.
Ученики одновременно «превращаются» в часы, изображая ногами тиканье часов (на каждую четверть), поют песенку часов и хлопками исполняют её ритмический рисунок.
Сольное исполнение какого-либо варианта.