Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности
p align="left"> Анализ раздела "Развитие речи" в "Программе воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, позволил сделать вывод о том, что специальной задачи формирования представлений о структуре повествовательного высказывания, о способах связи между предложениями и частями высказывания не предусмотрено [10].

Комплексные вариативные программы для дошкольных учреждений, содержат специально выделенные разделы, посвященные совершенствованию связной речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений.

В программе "Радуга" решение задачи по развитию речи представлено в разделе "Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе". Специфичным в программе является создание у детей мотивации, стимулирующей коммуникативную активность, способствующей овладению связной монологической речью. Работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), использованию разнообразных предлогов и союзов, повышающих связность структурных частей рассуждения (потому что, ведь), конкретизирующих мысль (например, вот), обобщающих сказанное (иногда, всегда). Овладение детьми сознательного употребления синонимов, эпитетов, сравнений, образных слов и выражений литературного языка, правильным грамматическим построением сложных предложений [44].

Анализ программы показывает, что наряду с подробным описанием освоения дошкольниками операционных критериев повествовательной речи, в ней недостаточно четко определено усложнение на каждом возрастном этапе задач по овладению смысловым единством изложения, умению отражать различные виды связи между предложениями и частями высказывания.

В программе "Детство" имеются специальные разделы "Развиваем речь детей" и "Ребенок и книга", содержащие общепринятые задачи: развитие связной речи, освоение ее грамматической и звуковой культуры. В старшем возрасте на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений. Одним из достоинств данной программы является то, что, наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе. [44].

Таким образом, в программе неполно освещены задачи формирования представлений о типах текстовой связи, не раскрывается содержание обучения построения смысловой структуры рассказа, соответствующей повествовательному типу высказывания.

Программа "Истоки" ориентирована на достижение образовательного стандарта. В блоке "Социальное развитие" представлен специальный раздел "Речь и речевое общение", посвященный обучению дошкольников устанавливать при помощи речи контакты, налаживать взаимоотношения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. В развитии речи выделяются следующие аспекты: функции и формы речи, ее грамматический строй и звуковая культура, словарь. В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит развитие словесного творчества путем составления рассказа по серии сюжетных картин, сочинения сказки с помощью опоры на набор изображений возможных персонажей (используются характерные сказочные содержательно-тематические единства, типичная композиция и набор стилистических средств). Для овладения грамматически правильным построением высказываний ставятся задачи по совершенствованию структуры предложений, употреблению разнообразных типов синтаксических конструкций [44].

Несмотря на все достоинства данной программы, в ней не конкретизированы задачи обучения старших дошкольников составлению повествовательных рассказов, овладению способами внутренней смысловой связи между предложениями и частями высказывания с учетом особенностей структурного построения повествовательного типа высказывания.

Специфические особенности комплексных вариативных программ:

1. В каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный особенностям развития речи детей на всех возрастных этапах.

2. Основополагающим для них является пропедевтический подход к освоению дошкольниками связной монологической речи, определение важного и необходимого условия для ее развития - общения, предполагающего установление педагогом доверительных, партнерских форм сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.

3. Формирование речевых умений рассматривается авторами программ не как самоцель, а как одно из средств развития базисных характеристик личности ребенка (компетентности, креативности, инициативности, произвольности, самостоятельности).

4. Для каждого психологического возраста определены речевые умения лексико-грамматического и звукового оформления изложения.

5. Наряду с продуктивным определением задач, направленных на освоение дошкольниками связным монологическим высказыванием, в них наблюдается неполное освещение особенностей оформления цельности и связности повествовательных рассказов.

В типовой программе и в комплексных вариативных программах недостаточно раскрыты особенности структурного построения повествовательного типа высказывания. Не определено содержание обучения детей старшего дошкольного возраста повествовательному рассказыванию.

С учетом результатов исследований ученых в "Программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" О.С. Ушаковой предусмотрено комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли [50]. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи (лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление.

В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок. В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных типов высказываний: повествования (начало события, его развитие и конец), описания (тезис, называющий объект, характеристика существенных и второстепенных признаков, заключительная оценочная фраза), рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само объяснение или доказательство) [50].

В повествовательных высказываниях старшие дошкольники учатся выстраивать сюжет в логической последовательности, в рассказах по картине - придумывать предшествующие и последующие события. В процессе изложения дети овладевают синонимической связью, активно используют цепную местоименную, формально-сочинительную связи, лексический повтор. Вводятся разнообразные приемы работы над словом: рисование на тему многозначного слова, составление описательных, сравнительных загадок. Работа с многозначными словами становится центром речевых занятий, вокруг нее строится вся система формирования у детей представлений о том, что слово имеет значение. Продолжается обучение детей старшего дошкольного возраста структурному оформлению повествовательного типа высказывания с опорой на наглядность и без нее, использованию разнообразных типов внутритекстовой связи [51]. Таким образом, в данной программе определены задачи и содержание последовательного обучения дошкольников составлению повествовательных рассказов.

Учитывая специфику повествовательного типа монологической речи детей старшего дошкольного возраста, определили круг знаний и умений, которыми должны овладеть дети при обучении составлению повествовательных рассказов. К ним относятся: умение определять тему рассказа - давать заголовок. Знание структуры рассказа и следование ей. Владение разными способами зачинов рассказов; соблюдение последовательности в переходе от одной мысли к другой, умение логически завершать рассказ. Умение пользоваться разными типами связей в предложениях и между предложениями. Владение разнообразными средствами выразительности - умение точно подбирать слова по смыслу. Использование различных синтаксических конструкций предложений; умение вставлять в повествовательный рассказ описание, рассуждение. Данные задач могут быть реализованы посредством содержания воспитательно-образовательной работы, которое определено программой детского сада, направленного на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Итак, анализ программ обнаружил противоречивые точки зрения на формы, методы и приемы, на содержание и последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

1.4 Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л.Н. Толстого, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой.

Большинство авторов указывают на то, что обучение рассказу повествовательного типа следует начинать с пересказа и составления рассказов описания (А.М. Бородич, В.В. Гербова, А.М. Леушина, Э.П. Короткова и др.).

В ряде исследований доказана возможность обучения детей старшего дошкольного возраста повествовательному рассказыванию (Т.И. Гризик, Т.А. Ладыженская, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрин).

Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П.Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов.

1.4.1 Формы организации обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов осуществляется в разных видах деятельности детей - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка [37].

Большую роль в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов играет развитие связной речи на различных занятиях в детском саду. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, формированию математических представлений и др. обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи [52].

Занятия являются основной формой обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов. Именно на занятиях процесс обучения может быть построен в соответствии со всеми основным требованиям дидактики. На занятиях создаются благоприятные условия для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов [48].

Выделяют следующие типы занятий по развитию речи: занятия по сообщению нового материала, занятия по закреплению знаний, умений и навыков, занятия по обобщению систематизации знаний, контрольные занятия, комбинированные занятия [7].

Большинство занятий при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинали, продолжали и развивали одну тему.

Тематика занятий очень разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе. Со многими из этих тем дети знакомятся сначала на других занятиях, а затем на занятиях по развитию речи они закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных лексических и грамматических упражнениях, а затем в связных высказываниях [20].

При обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов эффективны интегрированные занятия, предполагающие реализацию различных видов деятельности на одном занятии. Целесообразно интегрировать занятия по развитию речи с изобразительной деятельностью. Наглядное сопровождение помогает детям построить свое высказывание связно и последовательно, делает его более содержательным. Интеграция дает возможность при меньших затратах времени усилий со стороны детей и педагога обучить детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы [40].

Деятельность детей на занятиях по обучению составлению повествовательных рассказов может быть организована в различных формах. По количеству участников образовательного процесса выделяют три формы организации обучения на занятиях.

Индивидуальная форма обучения, что исключает возможность работы обучаемого в группе, взаимообучение, коллективных контактов, и негативно сказывается на результатах развития связной речи.

К групповым формам работы относят парную работу детей, работу в микрогруппах. Групповая форма характеризуется тем, что педагог подбирает группы с учетом дифференциации возрастных, личностных особенностей

Фронтальная форма работы на занятиях (общие задания, общий ритм, хоровые ответы) это управление педагогом деятельностью всей группы, работающей над единой задачей. Данная форма должна сочетаться с индивидуальными и групповыми заданиями [7].

"Коллективное обучение - это не то, что много детей обучаются вместе, а то, что "все обучают каждого, и каждый обучает всех", направленное на творческое освоение норм и правил родного языка, применение их в конкретных ситуациях, развитие коммуникативных способностей" [23, 35].

Таким образом, применение коллективных форм, рассматриваемых как творческое взаимодействие педагога и ребенка, способствует обучению детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

1.4.2 Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

Обязательным условием развития речи в каждой возрастной группе должна быть преемственность содержания и методов развития речи [43, 186]. Проблема методов и приемов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, Е. И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Формирование умений связной речи основывается на восприятии наглядных средств (игрушек, картин). Детей учат составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картине, серии картин [13].

При обучении составлению повествовательных рассказов по картине нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей, эмоциональных и родственных связей. Детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. Затем предлагается составить рассказ по результатам обсуждения [42].

Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, где каждая картина из серии изображает отдельный эпизод рассказа.

Детям предлагаются различные варианты предъявления картин (первая картина открыта, остальные закрыты; три первые закрыты, последняя открыта и т.д.). По их расположению дети старшего дошкольного возраста составляют рассказ [42].

При организации речевой практики дошкольников на занятиях с картиной или серией картин используются специальные приемы: 1. Вопросы воспитателя, цель которых -- помочь ребенку уяснить общий смысл картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений), направить внимание детей на взаимосвязь между объектами. Детям старшего возраста можно задавать вопросы: помогающие в логической и временной последовательности передать содержание картины [28]. 2. Вопросы детей. С помощью вопросов, задаваемых самими дошкольниками, включается в действие мотивационный механизм, активизируются интерес, потребности, желания и т.д. В случае если среди вопросов детей не окажется близких по содержанию к показываемой картине, педагог может направить мысль ребят в нужное русло [19]. 3. Рассказ - образец, помогающий детям осмыслить содержание картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Дошкольники на практике видят, как можно передать содержание картины, учатся соотносить с ней рассказ [13]. 4. Коллективные рассказы, формирующие навыки совместной учебной деятельности. "Для коллективных рассказов следует выбирать картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета (например: "Зимние развлечения", "Летом в парке" и др.) или серии сюжетных картин" [29, с. 45].

Обучение повествовательным рассказам по игрушке начинается с рассматривания игрушки, с выделения ее характерных особенностей. Затем воспитатель предлагает придумать рассказ о ней и дает план: "Расскажи про мальчика, у которого была эта игрушка. Какая она? Что с ней можно делать? Что с ней может произойти?" Если дети испытывают затруднения, он может подсказать свой вариант. Можно предложить дошкольникам придумать рассказ по набору игрушек, который должен подсказывать сюжетную линию (например, зайчик и елочка, девочка и котенок и др.) [20].

Более сложным видом упражнений являются игры-инсценировки, во время которых дети старшей группы составляют рассказ и одновременно осуществляют с игрушками действия [31].

Е.И.Тихеева рекомендовала использовать прием совместного составления рассказа подгруппами детей; например, двум детям, сидящим за одним столом, предлагается один набор игрушек и дается задание вместе отобрать нужные игрушки, вместе придумать рассказ, решить, кто его будет рассказывать [47].

Составление письма - своеобразный коллективный рассказ детей, имеющий особое содержание и структуру. Этот прием был предложен и обоснован Е.И.Тихеевой. Продумывается план -- с чего начать письмо (как обратиться к получателю письма), о чем и в какой последовательности писать, чем закончить. Кроме отбора содержания для письма, обсуждается форма изложения. Отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяются другими (в процессе обсуждения). Письмо прочитывается, переписывается, заклеивается в конверт. После оформления адреса письмо опускают в почтовый ящик [47].

Методика обучения рассказыванию из опыта разрабатывалась Е.И. Тихеевой [47], Л.А. Пеньевской [54] и Э.П. Коротковой [28]. Е.И. Тихеева отмечала, что рассказывать об увиденном, услышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако зачастую он рассказывает сбивчиво, с повторениями, противоречиями, постоянными "нет, не так", "я забыл сказать", "я не помню, как это было" и т.п. [47]. Рассказывание из опыта отличается тем, что дети хорошо знают то, о чем говорят. Умение рассказывать из опыта приобретается детьми в процессе непосредственного общения с окружающими. "Намечая тему рассказов из опыта, воспитатель должен быть, уверен, что у всех детей (или по крайней-мере у большинства) имеется соответствующий теме запас впечатлений и знаний. Тема рассказа, предлагаемая детям этой группы, должна быть конкретной, связанной с конкретным фактом из жизни детей, обучают рассказам, отражающих их индивидуальный (личный) опыт и коллективный (общегрупповой) опыт" [2, с. 248].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать