На основании критериев и оценки результатов из исследований Т.А. Ладыженской [30] выделены 4 уровня развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы.
1. Уровень - высокий. Содержание полностью раскрывает тему рассказа. Рассказ содержит несколько микротем, которые раскрыты и логично связаны с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Рассказ композиционно завершен. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 10 - 12 предложений, в среднем в одном предложении от 8 и выше слов. Используются разнообразные видов внутритекстовой связи: синонимической связи, лексических повторов, местоименной связи, союзной связи, в рассказе есть как простые и распространенные предложения, так и сложные предложения (сложноподчиненные). Допускаются не больше двух пауз и повторов. Повествовательный рассказ составлен самостоятельный.
2. Уровень - выше среднего. Содержание полностью раскрывает тему рассказа. Рассказ не содержит микротемы или содержит 1 - 2 микротемы, не связанные с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 6 - 9 предложений, в среднем в одном предложении от 6 до 8 слов. Используются союзная связь, доминирующей является цепная местоименная связь. В рассказе преобладают простые и распространенные предложения, имеется одно сложноподчиненное предложение. Допускает до трех пауз и повторов. Повествовательный рассказ составлен самостоятельно с небольшой помощью педагога.
3. Уровень - средний. Содержание частично раскрывает тему рассказа. Рассказ не содержит микротем. В структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца, но отмечаются нарушения последовательности частей повествовательного рассказа. Отсутствие какой-либо части повествовательного рассказа. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 4 - 5 предложений, в среднем в одном предложении до 5 слов. Используется в основном формальная и цепная местоименная связь. В рассказе преобладают простые и распространенные предложения. Допускает от четырех пауз и повторов. Повествовательный рассказ составлен с небольшой помощью педагога.
4. Уровень - ниже среднего. Содержание не раскрывает тему рассказа. Рассказ не содержит микротем. В структуре повествовательного текста отмечаются нарушения последовательности частей повествовательного рассказа, отсутствие какой-либо части повествовательного рассказа. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 1 - 3 предложений, в среднем в одном предложении от 4 слов. Используется в основном формальная связь. В рассказе преобладают простые предложения. Допускает более пяти пауз и повторов. Пытается составить рассказ, но ограничивается отдельными предложениями без начала и конца.
Протоколы исследования в приложении 3. Полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Гистограмма уровней развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ
Дети контрольной группы (Аня Т., Женя М., Настя Р.) и экспериментальной группы (Наташа Б., Данил Ф.) проявляют самостоятельность в выборе названия темы и пытаются определить будущее содержание рассказа с учетом темы.
Содержание четырех рассказов Оли Р., Никиты М., Жени К., Нины Д. детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и одного рассказа Димы М. из контрольной группы не раскрывает тему рассказа. Содержание раскрывается частично у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - Иры Б., Сергея С., Насти Ш., Насти Щ., у детей контрольной группы - Арины А., Жени В., Андрея В., Жени М., Насти Р., Полины С., Коли Ш.
В структуре повествовательного текста отсутствует начало в рассказах детей экспериментальной группы Оли Р. У детей контрольной группы Андрея В., Димы М., Коли Ш. рассказ начинается сразу с описания действий. В структуре повествовательного текста нет конца в рассказах детей экспериментальной группы Данила Ф., Сергея С., Никиты М., Оли Р., Жени К., Нины Д., Иры Б. и в рассказах детей контрольной группы Полины С., Жени М., Андрей В., Димы М., Жени В., Арины А.. Рассказы детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы не содержат микротем. В контрольной группе рассказы Ани Т., Азизы С. содержат элементы описания, согласованные с темой рассказа.
Последовательность частей рассказа не соблюдена в рассказах детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы Оли Р., Никиты М.. Текст рассказа у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы Полины С., Жени М., Димы М., Арины А. излагается не последовательно. Большинство повествовательных рассказы детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и контрольной группы композиционно не завершены.
Объём и связность высказываний детей экспериментальной и контрольной групп недостаточна для отнесения составленных рассказов к высокому уровню. В рассказе детей экспериментальной группы и контрольной группы преобладают простые предложения. Дети старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Ира Б., Наташа Б., Женя К., Сергей С., Данил Ф., Настя Щ.) пытаются использовать разные виды связи в предложениях, но доминирующей является цепная местоименная. Дети старшего дошкольного возраста экспериментальной (Сергей С., Наташа Б., Настя Ш.) и контрольной групп (Арина А., Настя Р., Андрей В.) пытались передать свои чувства в рассказе.
Повествовательный рассказ составлен самостоятельно детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - Настей Щ., Данилом Ф., Сергеем С., Наташей Б. С помощью педагога составили повествовательные рассказы из опыта дети старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - Ира Б., Нина Д., Женя К., Никита М., Оля Р., Настя Ш.. Проявили самостоятельность при составлении повествовательного рассказа дети контрольной группы - Арина А., Женя В., Андрей В., Женя М., Настя Р., Полина С., Азиза С., Коля Ш. Остальные старшие дошкольники контрольной группы составляли рассказ при помощи наводящих вопросов педагога.
К высокому уровню развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ не был отнесен ни один из рассказов детей как контрольной, так и экспериментальной группы.
К вышесреднему уровню развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ отнесены 50% детей контрольной группы (Азиза С., Аня Т., Женя М., Настя Р., Коля Ш.) и 40% экспериментальной группы (Наташа Б., Данил Ф., Настя Щ., Сергей С.).
Содержание повествовательных рассказов детей экспериментальной и контрольной групп частично раскрывает тему рассказа. Рассказы детей контрольной группы не содержат микротем (Азиза С., Аня Т., Женя М.).
Имеются нарушения последовательности в повествовательных рассказах детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Данил Ф., Настя Щ., Сергей С.). Наблюдается отсутствие какой-либо части повествовательного рассказа, чаще всего отсутствует начало или конец повествовательного рассказа. Объём высказывания небольшой не более 9 предложений.
В рассказе преобладают простые и распространенные предложения. Используется в основном формальная и цепная местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Сергей С.), контрольной группы (Женя М.). При составлении повествовательных рассказов требовалась помощь взрослого.
К среднему уровню развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ отнесены дети старшего дошкольного возраста контрольной группы - 40% (Арина А., Женя В., Андрей В., Полина С.), экспериментальной группы - 30% (Ира Б., Женя К., Настя Ш.).
Уровень развития умений составлять повествовательный рассказ ниже среднего показали дети старшего дошкольного возраста контрольной группы -10% (Дима М.) и экспериментальной группы - 30% (Оля Р., Никита М., Нина Д.). Дети пытались составить связный и последовательный рассказ, но ограничивались отдельными предложениями без начала и конца. Содержание не раскрывает тему рассказа детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - Оля Р., Никита М., Нина Д. и контрольной группы - Димы М. Рассказы детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп не содержат микротем и элементов описаний, рассуждений. В структуре повествовательного текста отмечаются нарушения последовательности частей рассказа детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Нина Д.). При составлении повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп использовали лишь формальную связь. Интереса к деятельности не проявляли.
Анализ повествовательных рассказов, составленных детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и контрольной группы, показал, что у дошкольников недостаточно знаний о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец) и представлений о связи между предложениями. Дети старшего дошкольного возраста затруднялись выделить в тексте начальные и завершающие предложения, организующие повествовательный текст. При построении повествовательных текстов не могли раскрыть тему и основную мысль высказывания, а также озаглавить рассказ. В среднем повествование состояло из 6 - 8 предложений. В высказываниях дети чаще строили предложения из 4 - 6 слов. Дети старшего дошкольного возраста в начале учебного года только начинают применять разнообразные конструкции предложений. Дошкольники использовали в рассказах один, два вида связи (чаще это была цепная местоименная или формально-сочинительная связь). При составлении повествовательных рассказов требовалась помощь взрослого.
Таким образом, уровень развития умений составлять повествовательный рассказ в экспериментальной группе в среднем меньше, чем в контрольной группе. Высокий уровень в экспериментальной группе и в контрольной группе не показал никто из детей. Вышесредний уровень в контрольной группе на 10% больше, чем в экспериментальной группе. Средний уровень в экспериментальной группе меньше на 10%, чем в контрольной группе. Уровень развития умений составлять повествовательный рассказ нижнесреднего в контрольной группе на 20% меньше, чем в экспериментальной группе.
Данные констатирующего этапа исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленного обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
2.2 Развитие умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы в коллективной творческой деятельности
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности
Задачи: 1. Разработать мероприятия коллективной творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленные на обучение составлению повествовательных рассказов.
2. Апробация комплекса мероприятий коллективной творческой деятельности в педагогическом процессе дошкольного учреждения, как части комплексной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
При проведении мероприятий коллективной творческой деятельности ставились следующие задачи: 1. Обучить детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ. 2. Развивать психические процессы при создании творческого продукта в речевой деятельности. 3. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе в процессе составления рассказа, оценивать значимость своего вклада в коллективную работу.
В ходе данного исследования в экспериментальной группе целенаправленно и систематически велось обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности по разработанному тематическому плану. Таблица 1.
Перед проведением мероприятий коллективной творческой деятельности проводилась предварительная работа, которая заключалась в чтении художественных произведений и произведений устного народного творчества, подготовке необходимых атрибутов (изготовлении макетов и персонажей) для инсценировок, рассматривании картин, разучивании ролей, участии в коллективных праздниках, прогулках, беседах, наблюдениях и т.п.
После чтения произведений и определения их тем внимание детей обращалось на то, что один и тот же писатель может писать на различные темы, а разные авторы могут писать на одну и ту же тему, по-разному ее раскрывая. "Для установления связи содержания с заглавием предлагались разнообразные задания: сравнение художественных произведений: разнотемных и однотемных (Н.Г. Смольникова)" [55, с. 48]. Давались задания на определение темы по обложке, иллюстрациям книги; придумывание собственных заголовков к текстам, картинам, рисункам; выбор наиболее подходящего названия из нескольких вариантов, предложенных педагогом. Детям предлагалось ответить на вопрос: "Почему рассказ (сказка) так назван?" Если заглавие не сообщается, то после чтения детей спрашивали: "На какую тему этот рассказ?"; "О чем эта сказка?". Отвечая на эти вопросы, дети учились обращать внимание на связь между содержанием и заглавием. "Вдумываясь в заголовок, дошкольники выделяли основную мысль всего текста, учились ориентироваться в теме (Т. А. Ладыженская)" [31, с. 10]. Композицию (структуру) рассказа дети начинают осознавать также при ознакомлении с художественной литературой. После чтения различных произведений детям задавались вопросы, направленные на выявление понимания ими структуры рассказа: "О чем говорится в начале рассказа?" ("Как начинается рассказ?"); "О чем говорится в середине рассказа?"; "Чем закончился рассказ?". Знакомство детей со структурными компонентами рассказа осуществляли по следующей схеме: 1. Чтение рассказа без заголовка и начала (середины, конца); 2. Вопросы к детям: "Какой части недостает?"; "Как вы об этом узнали?"; 3. Придумывание детьми пропущенной части рассказа; 4. Озаглавливание рассказа; 5. Чтение авторского текста. Одновременно дети знакомились со значением каждого структурного компонента. Из начала рассказа должно быть ясно, о ком или о чем будет говориться в тексте, где и когда произошел тот или иной случай. Середина -- это основная часть рассказа, в ней подробно рассказывается какое-то событие или случай. Из заключительной части должно быть понятно, чем все заканчивается. Возникали ситуации, когда дети слабо включались, а то и вовсе не хотели включаться в коллективную творческую деятельность. Не допуская открытого давления, педагог своим примером и примером других детей побуждал ребенка к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлению общего замысла. Создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, обеспечивалось доброжелательным общением педагога с детьми. На первых мероприятиях коллективной творческой деятельности некоторые дети принимали активное участие, а потом теряли интерес к делу, так как не приобрели еще умения действовать в коллективе и адекватно реагировать на замечания. Для улучшения взаимоотношений в группе детей учили тактично высказывать свое мнение, разъясняли, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учили отстаивать свое мнение. Также этому способствовала положительная оценка, которая давалась в присутствии всех детей и тем самым влияла не только на отвечающего ребенка, но и на каждого в группе, побуждая всех к активному участию в общей работе.
Конспекты мероприятий коллективной творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста в приложении 4.
Таблица 1.
Тематический план мероприятий коллективной творческой деятельности, направленный на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
№ п/п | Тема | Цель и задачи | Дата проведения | |
1 | "Мир людей" | Цель: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности. Задачи: 1. Учить детей составлять повествовательный рассказ из личного опыта о событиях в семье. Закреплять знания о различных родственных отношениях. 2. Развивать память при составлении повествовательных рассказов из опыта. 3. Воспитывать уважение к своим близким. | 09.09.08 | |
2 | "Поможем Красной Шапочке и бабушке" | Цель: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности. Задачи: 1. Познакомить детей со структурой повествовательного рассказа. 2. Развивать умение творчески отображать придуманный рассказ в рисунке. 3. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, оценивать значимость своего вклада в коллективную работу. | 30.09.08 | |
3 | "Времена года" | Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности. Задачи: 1. Учить включать описания в повествовательные рассказы. Учить детей употреблять в речи сложные предложения. 2. Развивать представления о структуре повествовательного рассказа. 3. Воспитывать уважение друг к другу, умение выслушивать не перебивая. | 21.10.08 | |
4 | "Вежливые слова" | Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности. Задачи: 1. Совершенствовать умение составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картин. Учить детей подбирать подходящие по смыслу окончания фраз. 2. Развивать фантазию и умение придумывать концовку рассказа. 3. Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова. | 11.11.08 | |
5 | "Зимние прогулки" | Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности. Задачи: 1. Учить составлять повествовательные рассказы из коллективного опыта. 2. Развивать у детей память, умение передавать колорит зимы словами. 3. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы. | 09.12.08 | |
6 | "Зимний сад" | Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности. Задачи: 1.Учить составлять повествовательный рассказ из коллективного опыта по образцу воспитателя. 2. Развивать внимание, память, мышление. 3. Формировать навыки сотрудничества на занятии при составлении рассказа, слушании и оценивании ответов друг друга. Воспитывать заботливое отношение к природе, видеть ее красоту. | 28.01.09 | |
7 | "О дружбе, о друзьях" | Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов. Задачи: 1. Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные. 2. Развивать память, мышление через объяснение смысла поговорок. 3. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы. | 11.02.09 | |
8 | "Чего на свете не бывает" | Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности. Задачи: 1. Учить детей составлять повествовательный рассказ с выдуманным персонажем, учить детей находить неточности в тексте и исправлять их. 2. Развивать воображение посредством изображения персонажей и придумывания событий с этими персонажами. 3. Воспитывать умение тактично высказывать свое мнение в группе. | 25.02.09 | |
9 | "8 Марта" | Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности. Задачи: 1. Совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы из коллективного опыта с опорой на наглядность. 2. Развивать память при отборе для рассказа материал. 3. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе. | 11.03.09 | |
10 | "Скоро в школу" | Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности. Задачи: 1. Совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по заданной теме. Активизировать в речи детей глаголы. 2. Развивать умение совместно строить план рассказывания и следовать ему в процессе рассказывания. 3. Вызывать у детей положительное эмоциональное отношение к школе. | 18.03.09. |