Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности
p align="left">Предлагаемые мероприятия направлены на развитие коммуникативных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Перед проведением первого мероприятии коллективной творческой деятельности "Мир людей" проведена следующая предварительная подготовка: чтение художественной литературы ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Волк и семеро козлят", "Золотая рыбка", "Морозко", "Крошечка-Хаврошечка", "Гуси-Лебеди", "Красная шапочка", "Аленький цветочек" и др.). Рассматривание семейных альбомов. Рисование портретов родителей, бабушек, дедушек, и других родных. Все это способствовало активизации памяти, обогащению словарного запаса, накоплению впечатлений из опыта. Во вводной части проведена игра "Мир людей", которая способствовала созданию положительного эмоционального настроя, сплотить дошкольников в команды, для решения общей речевой задачи - составить рассказ. Соревновательный аспект мероприятия позволил ребятам объединиться в сплоченные команды, стимулировал действовать сообща для достижения одной цели - победы. В результате работы у детей получились коллективные рассказы на тему "Праздники в семье", где каждый ребенок вспоминал, как проходят у него дома праздники, высказывался, сравнивал с другими предложениями. Все вместе отбирали лучшее и старались связно рассказать другой команде. В конце мероприятия все участники награждены призами.

На втором мероприятии коллективной творческой деятельности "Поможем красной шапочке и бабушке" знакомили дошкольников со структурой связного повествовательного высказывания. Обращали внимание на разное начало и завершение сказок, рассказов. Обучение проходило на знакомом материале. Обращали внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем эта сказка, кто главные герои сказки, как разворачиваются в ней действия, чем заканчивается), на ее языковые особенности. Отвечая на эти вопросы, дети учатся обращать внимание на связь между содержанием и заглавием. Развивали у них представление о том, что в начале высказывания обычно называются главные герои произведения и рассказывается о том событии, которое даёт толчок развитию сюжета. Использовался прием придумывания продолжения к сказке. Все варианты окончания сказок записывались и затем отбирались лучшие. Вместе шла работа над текстом: исправляли неудачные места (по содержанию, речевому оформлению), устраняли повторы (исправления делались со всей группой). Сказка исполнялась в исправленном виде с коллективно утвержденным вариантом окончания сказки.

Коллективное мероприятие "Времена года" проводилось в форме путешествия во времени (Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие по временам года). На данном мероприятии дети закрепляли свои знания о приметах времени года, последовательности этих времен года. Для подготовки к составлению повествовательного рассказа дети отвечали на вопросы с опорой на наглядность, активизируя свой словарный запас. Последовательность вопросов намечала план будущего рассказа детей. Дети старшего дошкольного возраста учились составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине "Урожай", вставляя в рассказ описания осеннего пейзажа. Педагог напоминал о структуре рассказа, помогал начать рассказ, контролировал ход рассказа. Вел работу над заголовком рассказа из предложенных вариантов, выбирали удачное название для данного содержания рассказа.

Потребовалась большая предварительная работа к мероприятию "Вежливые слова" такая, как чтение произведений о вежливости С. Маяковского "Что такое хорошо, что такое плохо", Н. Юсупова "Простите", В.Осеевой "Синие листья", Н. Носова "Волшебное слово", "Огурцы", Н. Купина "Хорошо или плохо?" Беседа с детьми. Она проводилась с целью обогащения опыта детей, активизации внимания на данную сторону общения людей. Подробный разбор стихотворения Н. Юсупова "Простите", позволил детям усвоить не только уместность применения этих слов, но узнать синонимичный ряд слов (простите). В каких ситуациях говорят слово "простите"? Как можно было сказать по-другому? На данном коллективном мероприятии перед детьми на столе раскладывалась серия сюжетных картин (из иллюстрации альбома В.В.Гербовой "В трамвае"). Давалось задание на ознакомление со структурой рассказа. Рассмотрите и разложите иллюстрации так, чтобы можно было составить рассказ. В совместной деятельности педагога и детей был составлен повествовательный рассказ по серии сюжетных картин. Направляющая деятельность педагога позволяла не соблюдать структуру рассказа, использовать в рассказе образные выражения (Не хвали себя сам, пусть другие похвалят), сохранять цельность и связность рассказа.

Мероприятие коллективной творческой деятельности "Зимние прогулки". С целью обогащения содержания речи проводились наблюдения за окружающей действительностью, проведение организованной прогулки на участок с проведением игр (Снежки, постройка горки и катание с нее и т.п.). Таким образом, создавались условия для обогащения коллективного опыта дошкольников. Вначале мероприятия проведена беседа с дошкольниками о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку. Внимание детей обращалось, что в рассказе должно быть начало, в котором описывается место событий (Раннее утро снежной зимы), герои (дети старшей группы вышли на прогулку) все это позволяет слушателю, который там не был, представить картину происходящего. Затем рассказать о том, что делали дети (катались с горки на санках, лепили снеговика, играли в снежки). То есть знакомили со средней частью повествования, обращали внимание на переход от начала к средней части, закрепляли их умения определять границы начала повествования. После беседы переходили к следующей части занятия, в ходе которой педагог давал указание о коллективном характере выполнения речевого задания и намечал план рассказа. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Педагог контролировал, направлял ход рассказа, следил за правильным согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Мероприятие коллективной творческой деятельности "Зимний сад" проводилось в два этапа. В первый этап вошла предварительная работа: коллективная работа детей старшего дошкольного возраста по уходу за комнатными растениями в зимнем саду. Педагог знакомил с названиями растений, давал образец описания внешнего вида, характерных черт растений, сходства и различия с другими растениями. Дети принимали участие в уходе за комнатными цветами рыхление почвы, полив, опрыскивание. Этот процесс сопровождался беседой, словесными описаниями педагога. Следующим этапом было совместное рассказывание из коллективного опыта в групповой комнате. Словесный план рассказа составлялся с детьми коллективно, что позволило определить структуру будущего рассказа, обеспечивало его связность. В средней части рассказа была дана возможность высказаться каждому ребенку. При анализе полученного повествовательного рассказа педагог обращал внимание на вклад каждого ребенка, мы были там все вместе и вместе ухаживали за растениями. Но каждый из вас ухаживал и рассказывал о своем растении, о котором другие ничего не знают, и поэтому каждый узнал для себя что-то новое.

Коллективное творческое мероприятие "О дружбе, о друзьях", направлено на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов из коллективного опыта. Для этого использовался прием "Звуковое письмо". Педагог предлагает детям встать в круг. Роль ведущего сначала берет на себя педагог - у него в руках карандаш. Ведущий начинает "писать письмо". Например: "Здравствуй, мой друг (имя). Я пишу тебе из ...". Следующий ребенок, взяв у ведущего в руку карандаш: "У нас в …" И так каждый следующий участник, произнося одно-два предложения, не теряя смысла, продолжает "письмо", а последнему дается задание закончить письмо. Данный прием позволяет не только распределить детей, но и привлечь каждого для составления рассказа.

"Чего на свете не бывает" - в данном коллективном творческом мероприятии использовался прием коллективного рисования. Педагог собирал детей на ковре и предлагал послушать стихи о том, чего на свете не бывает. После обсуждения дети делились на четыре команды. Давалось задание: нарисовать существо, которого на свете не бывает. В команде все вместе составьте рассказ об интересных событиях, которые могли бы произойти с вашими героями на рисунке. И все вместе его расскажите, что бы каждый участвовал в рассказе. При анализе обращалось внимание на структуру рассказа, соответствие названия содержанию рассказа. Использование сложных предложений, связность, интересное содержание, вклад каждого в работу.

На обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательного рассказа из коллективного опыта направлено коллективное творческое мероприятие "8 Марта". Предварительная работа к данному мероприятию заключалась в следующем: проведение беседы о празднике 8 марта, традициях и поздравлениях данного праздника. Разучивание стихотворений, песен, слушание музыки. Участие в праздновании 8 марта в детском саду. Рисование. Наблюдения за явлениями природы на прогулке. На занятии использовалась серия фотографий сделанных с праздника в детском саду. Педагог предлагал детям разложить их так, чтобы можно было составить рассказ. При помощи вопросов определялась структура рассказа. Где происходит это событие? Кто является главным героем рассказа? Что делают дети? и т.д. Предлагается составить повествовательный рассказ по фотографиям, дать ему название. Так как почти все дети старшего дошкольного возраста участвовали в празднике, то все они принимали активное участие при составлении повествовательного рассказа. При анализе рассказа обращалось внимание на название, последовательность, связность, использование сложных предложений, степень раскрытия темы рассказа.

Мероприятие коллективной творческой деятельности "Скоро в школу" направлено на совершенствование умений составлять повествовательный рассказ. Работа детей была организована в парах. Педагог напоминал в процессе работы о уже имеющемся опыте, о возможных формах согласования всех возникающих вопросов. Творческие рассказы, придуманные детьми в паре к картине, выслушивались и обсуждались.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания коллективной творческой деятельности с использованием разнообразных методов и приемов обучения способствует обогащению представлений детей о структуре повествовательного рассказа, способах соединения отдельных его частей в единое целое и развитию умения согласованно действовать в совместной речевой деятельности.

2.3 Анализ результатов исследования

Цель: Выявить динамику уровня развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ после апробации комплекса мероприятий коллективной творческой деятельности.

Задачи:

1. Провести диагностику уровня развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ после апробации комплекса мероприятий коллективной творческой деятельности.

2. Провести сравнительный анализ полученных данных.

Для определения уровня развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ была проведена та же диагностика, что и на констатирующем этапе исследования О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной [53, 71-78].

Обследование проводилось с детьми индивидуально. Детям старшего дошкольного возраста предлагалось задание: составить повествовательный рассказ из коллективного опыта.

Повествовательные рассказы детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп представлены в приложении 5.

Протоколы исследования в приложении 6.

Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Тема повествовательного рассказа составленного детьми старшего дошкольного возраста Наташей Б., Данилом Ф., Настей Щ. и Аней Т. была полностью раскрыта. Рассказы композиционно завершены.

Рисунок 2. Гистограмма уровней развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ

Тексты излагались последовательно (Наташа Б., Данил Ф., Настя Щ., Аня Т., Азиза С., Женя М., Настя Р., Коля Ш., Настя Ш., Женя К., Ира Б., Сергей С.). Наблюдается отсутствие какой-либо части повествовательного рассказа, чаще всего отсутствует начало (Нина Д.) или конец (Дима М.) повествовательного рассказа.

Дошкольники контрольной группы (Аня Т., Женя М., Настя Р.) и экспериментальной группы (Наташа Б., Данил Ф.) проявляют самостоятельность в выборе названия темы и пытаются определить будущее содержание рассказа с учетом темы.

В контрольной группе в рассказе Ани Т. и в экспериментальной группе в рассказах Наташа Б., Данил Ф. содержатся элементы описания, согласованные с темой рассказа.

В рассказах преобладают простые и распространенные предложения. Детьми старшего дошкольного возраста Наташей Б., Данилом Ф., Настей Щ. и Аней Т. использовались разнообразные типы связей в предложениях ("потому что", "так как"). Используется в основном формальная и цепная местоименная связь.

Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Андрей В.), контрольной группы (Женя М.).

Большая часть детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и контрольной группы составляли рассказ самостоятельно. При составлении повествовательных рассказов требовалась помощь взрослого Оле Р., Арине А..

К высокому уровню развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ отнесены дети экспериментальной группы - Наташа Б., Данил Ф., Настя Щ., что составило 30% от общего количества детей принимавших участие в исследовании.

В контрольной группе это показатель ниже на 20%, и составил 10% от общего количества детей (Аня Т.). Рассказывали самостоятельно без помощи педагога.

К вышесреднему уровню развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ отнесены 40% детей контрольной группы (Азиза С., Женя М., Настя Р., Коля Ш.) и 40% экспериментальной группы (Настя Ш., Женя К., Ира Б., Сергей С.).

Содержание повествовательных рассказов детей экспериментальной (Женя К., Ира Б.) и контрольной групп (Азиза С., Женя М.) частично раскрывает тему рассказа. Рассказы детей контрольной группы не содержат микротем (Азиза С., Женя М.). Имеются нарушения последовательности в повествовательных рассказах детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Настя Ш., Женя К., Ира Б.). Объём высказывания небольшой не более 9 предложений (Коля Ш. Женя К.). В рассказе преобладают простые и распространенные предложения. Используется в основном формальная и цепная местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Сергей С.), контрольной группы (Женя К.). При составлении повествовательных рассказов требовалась помощь взрослого.

К среднему уровню развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ отнесены дети старшего дошкольного возраста контрольной группы - 40% (Арина А., Женя В., Андрей В., Полина С.).

Текст рассказа у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы Полины С., Жени М., Арины А. излагается не последовательно.

К среднему уровню развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ отнесены дети старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - 20% (Никита М., Оля Р.), что на 20% меньше, чем в контрольной группе.

В структуре повествовательного текста отсутствует начало в рассказах детей экспериментальной группы Оли Р. У детей контрольной группы Андрея В., Димы М., Коли Ш. В рассказе детей экспериментальной группы (Никита М., Оля Р.) и контрольной группы (Арина А., Женя В., Андрей В., Полина С.).преобладают простые предложения. Рассказы составлены с помощью вопросов педагога.

Уровень развития умений составлять повествовательный рассказ ниже среднего показали дети старшего дошкольного возраста контрольной группы -10% (Дима М.) и экспериментальной группы - 10% (Нина Д.).

Дети пытались составить связный и последовательный рассказ, но ограничивались отдельными предложениями без начала и конца. Содержание рассказа Нины Д. из экспериментальной группы и рассказа Димы М. из контрольной группы не раскрывает тему рассказа. Рассказы не содержат элементов описания, рассуждения. Последовательность частей рассказа не соблюдена в рассказах детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы Нины Д. и Димы М. Повествовательные рассказы детей композиционно не завершены. Нина Д. и Дима М. составляли рассказ при помощи наводящих вопросов педагога.

Анализ повествовательных рассказов, составленных детьми старшего дошкольного возраста, показал, что уровень развития умений составлять повествовательный рассказ в экспериментальной группе в среднем выше, чем в контрольной группе.

Высокий уровень в экспериментальной группе на 20% больше, чем в контрольной группе. Вышесредний уровень одинаковый по 40% в каждой группе. Средний уровень в экспериментальной группе меньше на 20%, чем в контрольной группе, за счет повышения качественных показателей. Уровень ниже среднего одинаков и составил по 10% в обеих группах.

Динамика уровней развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ показана на рисунке 3.

Рисунок 3. Гистограмма динамики уровней развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ

Результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе высокий уровень развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ увеличился на 30 %. Вышесредний уровень - в процентном соотношении не изменился и составил 40%, но произошли качественные изменения уровня развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ. Средний уровень развития умений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы составлять повествовательный рассказ на контрольном этапе исследования увеличился на 10%, по сравнению с данными на констатирующем этапе. Нижнесредний уровень развития умений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы составлять повествовательный рассказ на контрольном этапе исследования уменьшился на 20%.

В контрольной группе уровень развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ на контрольном этапе по сравнению с констатирующим этапом исследования претерпел незначительные изменения в количественном отношении, за счет естественного повышения качественного уровня отдельных детей. Высокий уровень увеличился на контрольном этапе исследования на 10%. Вышесредний уровень развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ на контрольном этапе увеличился на 10%. Показатели среднего уровня на контрольном этапе исследования детей старшего дошкольного возраста контрольной группы не изменились. Ниже средний уровень развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ также остался без изменений - 10%.

Сравнивая динамику уровней умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования, пришли к выводу, что реализация комплекса мероприятий коллективной творческой деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов положительно повлияла на связность и последовательность высказываний детей экспериментальной группы. Составляют повествовательные рассказы, соблюдая структуру рассказа (начало, середина, конец). При составлении предложений дети пользуются различными способами соединения отдельных его частей в единое целое, речь стала плавной, ясной и понятной слушателям. В рассказах детей сократилось количество пауз и повторов. У детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы рассказы значительно больше по объему, интереснее по содержанию.

Таким образом, данные контрольного эксперимента, свидетельствуют о положительной динамике уровня развития умений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы составлять повествовательный рассказ в процессе целенаправленного проведения мероприятий коллективной творческой деятельности.

Заключение

Программа детского сада ставит перед педагогом задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли [48].

Об уровне речевого развития детей старшего дошкольного возраста можно судить по тому, как ребенок умеет строить свое высказывание. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения [38].

Связность, прежде всего, формируется в текстах повествовательного и контаминированного характера. При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью является овладение текстом [21].

Подлинное развитие повествовательной речи предполагает освоение ребенком творческих возможностей языка. Для этого требуется особая организация процесса овладения языком, которая и осуществляется в коллективной творческой деятельности.

Деятельность является условием и средством достижения творческого созидания. Это творческое, преобразующее начало присутствует в коллективной творческой деятельности [11].

Форма воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении может быть и коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом: учитываются интересы и потребности каждого, индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле, данная форма является по исполнению неповторимой [29].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать