Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованных игр
p align="left">

В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты:

низкий уровень развития воображения был выявлен у 10 % детей;

средний уровень развития воображения составили 80 % детей от общего количества;

с высоким уровнем - 10 %.

Следовательно, в данной группе преобладают дети со средним уровнем развития воображения (80 %).

Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития воображения детей на момент начала эксперимента, но и определить направления работы с данной группой.

2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста

Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения [36]. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи - сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.

Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари) [65];

изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией - элементы теории решения изобретательских задач);

психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции [79];

сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);

элементы групповой дискуссии.

Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).

Цель занятий - развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Занятие 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?

Цель: развитие воображения.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

«Кляксы»

Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.

Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.

Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов» [61, С.96-97].

Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.

Игра «Цветные сказки».

Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

Желтая сказка

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, - мечтал он, -буду летать высоко».

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

До самого горизонта желтели луга - это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.

Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.

Игра «Если бы…» [2, С.95-97].

Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».

Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем

Так все говорят! Любую обиду…

Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,

Не любят ребят? Не все замечают,

Очень любят! Как игрушки страдают,

Души в них не чают! Тоскуют,

Жаль, Скучают…

Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают

Мы молчим, мы не плачем, знать не хотят!),

Когда нас бросают - Как мы верно и преданно

Мы ведь знаем, Любим ребят!..

Что слезы Ах, не так нам обидно,

От беды не спасают… Когда нас ломают,

Не заметишь обиды Как обидно,

По нашему виду - Что нас не всегда понимают.

Игра «Изобретатели» [2, С.109].

В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка - ласковая, пушистая, разноцветная; книга - интересная, приключенческая, толстая.

После этого приступают к основной части игры - придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул? Чем он интересен? Где его можно использовать?

Наше занятие окончено. Всем спасибо!

Занятие 2. ДУМАЙ, УЧИСЬ, РАЗВИВАЙСЯ

Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.

Игра «На что похоже?» [2, С.50-52].

Материал: на начальном этапе игры необходим образный материал -разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.

Детям предлагается ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).

Игра может проводиться в форме соревнования.

Командам ставится условие - кто назовет больше число вариантов ответа, тот побеждает.

Игра «Что общего?» [2, С.62-63].

Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.

Материал: реальные предметы или картинки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать