Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованных игр
p align="left">Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

В конце занятия педагог благодарит за активную работу.

Занятие 4. КТО БЫСТРЕЕ? КТО ИНТЕРЕСНЕЕ?

Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей их творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.

«Земля - воздух - вода».

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучит слово «воздух» - название птицы, во втором случае («земля») - животного, если было сказано «вода» - название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».

Задание можно усложнять, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.

«За и против».

«Каждый из вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».

После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.

«Оптимисты и скептики» [2, С.117].

Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетания «не очень».

Например:

Хорошо, что дома телевизор есть - смотреть можно.

Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть. Хорошо, если чайник большой - на всех чая хватит.

Хорошо, да не очень. Долго закипает. Плохо, что мороженое холодное - горло может заболеть.

Плохо, да не очень - летом холод приятен и т.д.

Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:

По улице мужчина шел. Хорошо!

Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!

Плохо, да не очень - грязь-то была лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!

Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!

Можно рассказывать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».

Жили-были три братца-поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Это хорошо!

Это хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!

Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!

Хорошо, да не очень. Строить-то они не умели. Это плохо! И т.д.

Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям в силу особенностей их психического развития - ведь они часто любят делать наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, в которых ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще неокрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути - укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.

«Что упало?»

Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка - придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. То, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.

Поскольку это занятие - последнее в программе, то по его завершении педагог вместе с детьми подводит общие итоги, дети делятся своими впечатлениями, говорят об успехах своих и товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.

2.3 Формирующий эксперимент

Чтобы убедиться в эффективности использования нами комплекса игр и упражнений, мы вновь провели диагностику творческого воображения детей, обучавшихся по подобранному комплексу игр и упражнений (в экспериментальной группе).

Формирующий эксперимент проводился в той же форме, по тем же параметрам, использовались те же показатели, что и в констатирующем эксперименте. Результаты оформлены в таблицы 6, 7, 8, 9.

Таблица 6

Протокол обработки полученных результатов по методике «Дорисовывание фигур» на конец учебного года

Ф. И.

ребенка

КО

Фигуры для рисования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Алина Ш.

5

ТV

дом

тарелка

яблоня

кошечка

дудочка

библио-

тека

ромашка

башмак

жираф

2. Дима Т.

5

баня

дом

корабль

дерево

свинья

человек

кокос

динозавр

шарик

цифра 5

3. Владик П.

4

дом

дом

корабль

дерево

человек

колпак

шляпа

буква М

трактор

человек

4. Саша С.

3

ТV

дом

кораблик

осина

собачка

гномик

профес-

сор

зайчик

змея

валенок

5. Яна т.

5

дом

птица

корабль

дерево

собака

девочка

принцес-

са

зайчик

кровать

мама

6. Вика З.

5

решетка

ворона

шифонер

дерево

собака

девочка

девушка

мальчик

зонтик

валенок

7. Поля Ш.

3

дом

девочка

дом

дерево

кошка

девочка

священ-

ник

кочки

ступени

труба

8. Вера Ш.

5

окно

дом

корабль

яблоня

корова

девочка

колобок

волны

павлин

лебедь

9. Богдан Г.

3

контей-

нер

домик

дом

липа

утенок

человек

человек

ракета

автобус

машина

10. Милана Г.

7

домик

замок

кораблик

яблоня

кот

девочка

моряк

заяц

лошадь

теленок

Таблица 7

Коэффициент оригинальности на конец учебного года

п/п

Имя ребенка

Коэффициент развития воображения

на конец года

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Алина Ш.

Дима Т.

Владик П.

Саша С.

Поля Ш.

Вика З.

Богдан Г.

Вероника Ш.

Яна Т.

Милана Г.

7

7

4

4

5

6

5

6

7

7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях