Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе

93

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный педагогический университет

имени Л. Н. Толстого

Кафедра психологии образования

Кафедра алгебры и геометрии

Кафедра педагогики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Выполнена: студентом группы 5 «В»

очной формы обучения

факультета математики, физики и информатики

Слобожаниным Алексеем Вячеславовичем

Тула - 2007

Работа выполнена на факультете математики, физики и информатики

ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Научный руководитель - Федотенко Инна Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор

Научный консультант - Грызлова Ольга Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент

Работа допущена к защите:

Заведующий кафедрой

психологии образования доктор педагогических наук, профессор Федотенко И.Л.

Заведующий кафедрой

алгебры и геометрии кандидат физико-математических наук,

доцент Балаба И. Н.

Заведующий кафедрой

педагогики доктор педагогических наук,

профессор Орлов А.А.

Рецензент:

Фокин Владимир Андреевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы.

Защита состоится "___" июня 2007 года в учебном корпусе № 4 ТГПУ им. Л.Н.Толстого, в _302_ аудитории в __9.00__ часов.

Декан факультета математики, физики

и информатики А.Е. Устян

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы становления ценностных ориентаций подростков

1.1 Психолого-педагогические аспекты становления ценностных ориентаций личности.

1.2 Особенности подросткового возраста как периода формирования системы ценностных ориентаций

1.3 Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

1.4 Внеурочные занятия по математики как фактор становления ценностной сферы личности

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учебных заведениях инновационного типа.

2.1Констатирующий этап

2.2Формирующий этап

2.2Контрольный этап

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Актуальность. Современная образовательная ситуация характеризуется гуманизацией и гуманитаризацией обучения и воспитания, ориентации на развитие целостной, разносторонне развитой личности, способной к самоопределению в многообразии открывающихся в ней перспектив. Одним из неотъемлемых процессов в усилении гуманизации образования является его аксиологизация - насыщение ценностно важными содержательными компонентами, играющими значительную роль в становлении мировоззрения, в духовном развитии школьника. Однако, основное влияние в подростковом возрасте на формировании личности оказывает не столько собственно содержание образования, сколько методы и технологии обучения и воспитания, характер и стиль педагогического общения. Нельзя также не учитывать влияния собственной субъектности, социальной среды и наследственности подростка.

Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами: Н.А.Бердяевым, Н.О. Лосским, А.А. Лосевым, М.Каганом социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М.Вебером, психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович и педагогами: В. А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я Лернером, И.Л. Федотенко. Несмотря на значительный литературный материал по проблеме, вне поля зрения ученых оставался такой аспект как развитие ценностных ориентаций во внеурочной воспитательной работе.

Актуальность избранной проблемы в научном аспекте определяется необходимостью рассмотрения влияния педагогического общения с подростками на развитие эмоционально-ценностного отношения к духовности, человеческой культуре и истории, неотъемлемой частью которой является математика, к знанию как таковому, культуре. Практическая актуальность выпускной квалификационной работы кроется в необходимости разработке учебных и внеучебных воспитательных мероприятий, позволяющих осуществить педагогическую поддержку в становлении и коррекции ценностных ориентаций подростка, в усилении адекватного взаимоотношения между жизненными целями и средствами их воплощения. Таким образом, вышеуказанное определяет целостное, интегративное значение рассматриваемой темы для педагогики, психологии, теории и методики обучения математики, педагогической практики в целом.

В результате изучения теоретического материала и собственного исследования были выделены следующие противоречия:

-между необходимостью развития ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе и отсутствием теоретического, технологического и методического оснащения этого процесса.

-между необходимостью адресной поддержки становлению мировоззрения подростка и существующими в массовой школе авторитарными технологиями воспитания.

Необходимость преодоления обозначенных противоречий определяет проблему настоящего исследования.

Тема исследования: «Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе».

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы изучить процесс становления ценностных ориентаций подростков в внеурочной воспитательной работе.

Объектом исследования в нашей выпускной квалификационной работе являются ценностные ориентации старших подростков.

Предмет исследования: особенности развития ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе.

Гипотеза развитие ценностных ориентаций подростков будет более успешным, если:

-во внеурочной воспитательной работе учитываются возрастные и индивидуально-психологические особенности подростков.

-содержание воспитательной работы будет ориентировано на развитие субъектности, на переход от воспитания к самовоспитанию, на повышение адекватности терминальных и инструментальных ценностей;

-разработана и внедрена система классных часов «Гуманистические ценности в моем внутреннем мире», обеспечивающая осознание учащимися собственных ценностных ориентаций, направленная на их саморазвитие;

-создан и внедрен кружок по истории математики «История математики в лицах», способствующий осознанию учащимися мировоззренческих и гуманитарно-прикладных аспектов математики.

Исходя из цели и гипотезы нашей работы, были выделены основные задачи исследования:

1) Изучение философской, социологической, психологической и педагогической литературы по аксиологической проблематике.

2) Рассмотрение специфики подросткового возраста в контексте темы выпускной квалификационной работы, его роли в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций личности.

3) Анализ роли общения в формировании ценностных ориентаций личности, определение особенностей педагогического общения в процессе школьного обучения и воспитания, необходимой для построения целостной аксиологически насыщенной картины мира, роли внешней дифференциации в обучении.

4) Осознание аксиологического потенциала математики, его роли в становлении духовности и мировоззрения подростка.

5) Разработка системы классных часов «Гуманистические ценности в моем внутреннем мире» и внеурочных занятий по математике «История математики в лицах», ориентированных на развитие ценностных ориентаций.

6) Подбор диагностического инструментария для определения ценностных ориентаций.

7) Осуществление опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической, методической литературе по проблеме; наблюдение за деятельностью школьников, анкетирование, моделирование, педагогический эксперимент. Ведущей методикой диагностики ценностных ориентаций являлась адаптированная анкета М. Рокича

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ- Лицей № 2 г. Тулы. В ней участвовало 40 учеников 8 А и 8 Б классов.

Теоретическую основу исследования составили идеи личностного, культурологического, антропологического подходов в становлении ценностных ориентаций; теория о восхождении личности к ценностям; теория гуманистического воспитания, педагогической поддержки.

Этапы исследования

Первый этап(2005-2006г.г.)- первоначальное теоретическое исследование проблемы развития ценностных ориентаций; изучение философской, социологической, педагогической и психологической литературы.

Второй этап(2006-2007 гг.) - определяется тема исследования, его объект, предмет и гипотеза; разрабатываются модели организации воспитательной работы, происходит изучение ценностных ориентаций методом беседы, наблюдения, анкетирования, проводится экспериментальная проверка эффективности воспитательных мероприятий. Систематизировались, анализировались, обобщались результаты опытно- экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление ВКР.

Научная новизна

Определены условия успешного становления ценностных ориентаций во внеурочной воспитательной работе, а именно:

-ориентация воспитательной работы на развитие субъектности школьников;

-соответствие терминальных и инструментальных ценностей;

-внедрение системы классных часов «Гуманистические ценности в моем внутреннем мире»;

-реализация программы математического кружка «История математики в лицах».

Практическая значимость работы заключается в том, что:

-разработана система организации учебно-воспитательной работы с подростками, ориентированная на становление субъектности школьников, обеспечивающая становление терминальных и инструментальных ценностных ориентаций учащихся.

- создана технология организации перехода от воспитания к самовоспитанию в контексте содержания работы; обоснованы объективные критерии оценки эффективности воспитательной работы в области развития ценностной сферы подростков.

Таким образом, выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы классными руководителями и учителями математики в образовательном процессе средней школы, а также студентами педагогических вузов в период производственной практики.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Теоретические основы становления ценностных ориентаций подростка

1.1 Психолого-педагогические аспекты становления ценностной сферы личности

Теоретические подходы к определению понятия«ценностные ориентации личности»

Педагогическая аксиология- сравнительно молодая наука. В сфере ее интересов находятся такие понятия как ценность, ценностное сознание, ценностные ориентации. Педагогическая аксиология изучает взаимовлияние ценностей и личности: присвоение и создание ценностей, их формирование в процессе педагогического процесса. В нашей работе центральной категорией должна стать категория ценностной ориентации личности, рассмотрению которой мы и посвятим первый параграф.

Впервые термин «ценностные ориентации» появился в социологии, в работах американских исследователей У. Томаса и Ф. Знамецкого как аналог философского понятия ценности, сегодня им активно пользуются педагоги, философы, психологи. Понятие "ценность" широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека).

Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек осознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию "ценность". Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости. Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный смысл [48].

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности[19,322]. Он говорил, что «ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности». Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному советским психологом и философом С.Л.Рубинштейном. Ценности охватывают жизнь Человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.

Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный "горизонт видения", и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека.

Осознавая собственно ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности.

Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.

Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.

Ценностное отношение - это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира. Когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека. Сам объект не всегда осознает личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Столь же трудно это сделать и педагогам, старающихся прослеживать духовное становление подростков. Принято считать что экстремальная ситуация выявляет истинные предпочтения и ориентир. Но если учитывать, что в таких ситуациях часто нарушается психоравновесие человека, то они (экстремальные ситуации), пожалуй, не могут служить окончательной проверкой. Ценностные ориентации проявляют себя ежеминутно, только контролировать человеку производимый им выбор невозможно, так как он весь поглощен деятельностью и процессом взаимодействия с окружающей действительностью. Педагоги могли бы фиксировать реальные предпочтения и ориентиры учащихся в ходе событий и, прослеживая их пространство, делать определенные психологические выводы. Правда, при этом педагогам необходимо уметь видеть отношения, предпочтения там, где внешне их как бы не существует. Вслушиваясь и вглядываясь в поведение старшеклассников и подростков, педагоги обнаружат духовные ценности предпочтения. Проживание этих предпочтений составляет содержание жизни человека. Углублению понимания сущности ценностных отношений поможет сопоставление категорий "ценность" и "цена", разведем эти понятия я на разные полюсные точки; рассмотрим ценность в противоположность цене. Цена - это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому она материальна, вполне определена и имеет предметную, доступную ощущениям (то, что можно потрогать, понюхать, увидеть и так далее) субстанцию. Ценность то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценности духовны, не имеют предметной субстанции, ощущениями ее не обнаружить. Ценность составляет содержание жизни человека: переживания, раздумья, действия, поступки. Взаимоотношения ценностные и лишены цены. Цена - это всегда нечто внешнее, распространенное за пределами субъекта, то, что приобретается из вне. Ценность располагается в самом субъекте, не приобретается, а рождается и функционирует благодаря усилиям субъекта. Поэтому обладать ценой достаточно легко: нужны только деньги, душа при этом не затрачивает сил. Цена исчерпаема, ценность же свободна от закономерностей, она не уничтожима и не исчерпаема. Можно уничтожить носителя ценности, но не саму ценность. Цена заменима: всегда найдется товар, который превосходит другой товар по качеству, способный вытеснить предшествующий. Ценность же не заменима: чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется, взгляд, брошенный тебе как поддержка не имеет другого дубля. Подытоживая разведенные понятия, мы можем утверждать: цена - мир не свободы, борьбы за выживание, мир призрачного счастья, постоянное беспокойство за его потерю; ценности - мир свободы, творчества, игры, человеческих сил, автономии и независимости от случая, мир постоянного духовного обогащения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать