Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе
p align="left"> Понятие "ценность" его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их "значимостью"; А.И. Божович "жизненной позицией"; А.Н. Леонтьев "значением" и "личностным смыслом"; В.Н. Мясищев "психологическими отношениями".

Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка вполне возможна и даже жизненно необходима.

С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках[56,365].

Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: "что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого". И далее: "Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни".

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

Человек в свет современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной.
Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющих личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности, они культурны по своей природе. Ценности являются целью и основой воспитания в любом обществе.

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но при таком подходе стирается субъектность, недооценивается человек как творец ценностей.

В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций, в выборе какую ценность предпочесть в данный момент. Чтобы разобраться с вопросом как можно классифицировать ценности перейдем к следующему пункту.

Классификации ценностей в педагогической науке

Существует множество различных взглядов на классификацию ценностей.

Б.Г. Ананьев условно разделяет ценности на ценности материальные социально-политические и духовные Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ (Серия 14).-1997.-№4.-С.25-31. Е. Шпангер выделяет шесть шкал ценностей: правды, красоты, необходимости, власти, любви и религии. С. Швартц и В. Билски определяют ценности в следующей последовательности: готовность помочь другим, послушание, удовольствие, целеустремленность, мудрость, интеллектуальность, прочность семьи.

Э. Олдмейер выделяет две большие группы ценностей: относящиеся к "минимальному канону" и поверхностные, ситуативно обусловленные. Он исходит из того, что существует межкультурное стабильное для значительного промежутка времени ядро ценностных ориентаций, которое развилось на относительно ранней исторической ступени и определило минимальный канон стабильных ценностей. Такие "базисные" ценности служат для защиты физической жизни, охраны человеческой собственности и обеспечивают взаимное доверие Гориянов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социологические исследования.-1997.-№3.-С.60-67.

Р. Инглехарт, считая, что происходит постепенное, но глубокое изменение ценностей в западных национальных группах, выделяет шесть материальных, к которым относит ценности защищенности (усиление оборонной мощности страны, поддержание порядка в стране, борьба с преступностью) и ценности материального обеспечения (подъем экономики, борьба с ростом цен, стабильность экономики) и шесть пост-материальных ценностей, среди которых ценности утверждения человеческих прав и достоинства и интеллектуальные и эстетические ценности. Предпочтение постматериальных ценностей коррелирует с уровнем достигнутого жизненного стандарта Гориянов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социологические исследования.-1997.-№3.-С.60-67.

Х. Клагес различает, с одной стороны, ценности общественного долга и признания, а с другой стороны - ценности самореализации. Он отстаивает тезис, что изменение ценностей происходит в направлении отстранения от ценностей общественного долга и признания и повороте к ценностям самореализации. Ценности общественного долга и признания включают такие феномены, как дисциплина, порядок и послушание (подчинение), которые с позиций личности относятся к заданной обществом системы нормативов, в то же время как ценности самореализации, например, творческие проявления, самоутверждение, согласие, связаны с развитием и удовлетворением индивидуальных потребностей. Развивая свою типологию, Х. Клагес предлагает различать нормоцентрическую и аутоцентрическую ориентацию. В первом случае доминирует отношение к общественным нормам, а во втором отношение к собственному "Я". Изменение ценностных ориентаций по Х. Клагесу объясняется через усиление значимости ценностей, выражающих самого индивида. Экономическое развитие, с его точки зрения, - это только один из действующих факторов, к важным причинам изменений ценностных ориентаций он относит доминирующие и социокультурные тенденции. Позитивность принятия новых ценностных ориентаций необязательно требует отказа от противоположных альтернативных ценностей. По Х. Клагесу, процессы признания ценностей и отказа от них протекают независимо друг от друга, так что они могут породить совершенно различные комбинации новых ценностей.

В современном мире, по мнению Э. Олдемейера, происходят изменения между ценностями, относящимися к "минимальному канону" и поверхностными, ситуативно обусловленными. Он вычленяет направления изменения ценностей, базирующиеся на чувстве уважения и благоговения перед авторитетом и силой.

Таким образом, Э. Олдемейером определяются четыре направления, в которых функционируют ценности:

- ценности в области межличностных отношений;

- ценности в области отношения "человек-природа";

- ценности, направленные на собственное "я";

-ценности, направленные на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания.

Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли М. Рокич и С. Шварц Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-1979.-№4.-С.23-34. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т.е. категории, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. С. Шварц исходил из принципа, что в основе различий между ценностями лежит тип мотивационных целей которые они выражают. Согласно теории С. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. Им предложена классификация универсальных базовых человеческих ценностей (их насчитывается десять типов: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность), в которой типы ценности практически интерпретированы как способы организации категорий.

Результаты последующих исследований обнаружили, что десять ценностных типов организованы в две биполярные оси измерения: - открытость к изменениям, включающую ценности самостоятельности и стимуляции, в противоположность консервативизму, включающему ценности безопасности, конформности и традиций; - самовозвышение, включающее ценности власти и достижений, в противоположность самотрандесцентности, включающей универсализм и доброту.

Таким образом, для С. Шварца ценности - не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек действует, оценивает свои действия, и строит свое отношение к миру. Ценности включают пять необходимых черт: а) они всегда есть представления или верования; б) знания о состояниях, которых желательно достичь; в) следы специфических ситуаций; г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения; д) имеют некоторую степень важности. Выделение этих характерных черт ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы («знания», «представления»), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания («возможность селекции каких-то событий»).

По М. Рокичу, ценность (value) - устойчивое представление о том, что особый способ поведения (инструментальная ценность) или цель-состояние (терминальная ценность) существования являются личностно или социально более предпочтительными по сравнению с противоположным или обратным способом поведения или целью-состоянием. Для М. Рокича важнейшим процессом, регулирующим целостность понятия "я" и направляющим поведение, являются ценности. Именно они детерминируют представление об объекте или ситуации как истинном или ложном, оценивают их как желательные или нежелательные, хорошие или плохие, так и обуславливают поведение человека в целом.

Концепция человеческих ценностей М. Рокича включает в себя следующие постулаты:

- общее число ценностей невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»;

- ценности организованы в системы;

- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.

М. Рокичем предложены две оси измерения ценностей: компетентность - мораль; личное - социальное Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-1979.-№4.-С.23-34.

Э. Дисл, Р. Райан определяют пятнадцать жизненных целей-ценностей: свобода, открытость и демократия в обществе; безопасность и защищенность; служение людям; власть и влияние; известность; автономность; материальный успех; богатство духовной культуры; личностный рост; здоровье; привязанность и любовь; привлекательность; чувство удовольствия; межличностные контакты и общение; богатая духовно-религиозная жизнь.

МакГвайром предложено понятие «ценностное поле» личности, которым обозначается тот репертуар ценностей, который значим для каждого человека.

С.С. Бубнова выделяет полиструктурные ценностные ориентации личности: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание/ Психология подростка. Хрестоматия. Составитель Ю.И.Фролов. М.: Российское педагогическое агенство, 1997.-526 с.- С.176-231.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо

включить в содержание образования. Например: В.А. Караковский Караковский В.А. Общечеловеческие ценности-основа учебно-воспитательного процесса//Воспитание школьников 1993, № 2. выделяет следующие:

1. земля,

2. Отечество,

3. семья,

4. труд,

5. знание,

6. культура,

7. мир,

8. человек

И.Я.Лернер-

1. познание

2. здоровье

3. истина

4. социальная справедливость

5. честь и достоинство

6. свобода и право выбора

7. природа и культура родного края

Таким образом, ценности в трудах этих педагогов выделены по принципу сфер жизни школьника.

Ценности рассматриваются нами в возрастном аспекте. Рассмотренное в этом параграфе всеобщее нуждается в психологической конкретизации, которой мы посветим следующий параграф.

Выводы:

1. Ценностные ориентации- сложные личностные образовании, проявляющиеся в каждый момент социальной жизни человека.

2.
В ценностных ориентациях динамически реализуется направленность личности. Они проявляют себя в когнитивном, аффективном и деятельностном плане личности.

3. Ценностные ориентации представляют собой иерархию ценностей, сложившеюся под влияние среды и субъектности человека.

Ценностные ориентации могут быть разделены на систему ценностей

- в области межличностных отношений;

- области отношения "человек-природа";

- направленных на собственное "я";

- направленных на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания.

1.2 Особенности подросткового возраста как периода формирования системы ценностных ориентаций

Средний школьный возраст принято в психологии называть отроческим или подростковым. Его границы охватывают возраст от 9-11 до 14-15 лет. Отрочество - период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. Отрочество кончается, когда индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого, выражающуюся в широком веере поступков - так, как она задана той культурой, в которой живет Кле М. Психология подростка / Психология подростка. Хрестоматия. Составитель Ю.И.Фролов.-М.: Российское педагогическое агенство, 1997.-526с.-С. 103-140. .

Возраст отрочества, являясь одним из наиболее сложных периодов развития человека, во многом определяет дальнейшее развитие субъекта.

Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова; М.:Педагогика, 1988.-192с,:ил. .

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к выводу, что между ним и взрослым никакой особой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как не о ребенке; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к миру детей, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с. .

Процесс формирования новообразований растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и детское и взрослое. В его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте. Учитель может, например, в VII классе обнаружить школьников с детским обликом и интересами, но также и почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам жизни взрослых (и часто бравирующих этим). В любом среднем классе (V-VIII) есть интеллектуалы, занимающиеся самообразованием и профессионально определившиеся, но есть и те, кто не способен самостоятельно усвоить даже учебный материал Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать