Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе
p align="left">В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество - способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание в словах или других знаковых системах.

Разумеется, далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления. В целом для мышления подростка характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление.

Существенным показателем неполноценного усвоения теоретических знаний является неумение подростка решать задачи, требующие их использования (по геометрии, физике, математике) - дети не видят в преобразовании данных задачи известного способа, закона, правила, теоремы. Поэтому частый дефект в учении подростка - вербализм и формализм в усвоении знаний. Другой распространенный дефект самостоятельной работы младших подростков - установка на запоминание, а не на понимание материала, и привычка заучивать его путем многократного повторения. Это приносит огромный вред, т.к. в отрочестве память развивается в направлении интеллектуализации, как и другие процессы - восприятие, внимание, эмоции.

Подростковый возраст характерен еще и тем, что в это время появляется первая профессиональная направленность интересов и жизненных планов.

Самые существенные изменения происходят в подростковом возрасте в личностной сфере. Первое, что здесь бросается в глаза - это формирование черт взрослости, чувства взрослости.

Многие психологи говорят о взрослости в познавательной сфере и интересах - интеллектуальной взрослости: она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. -М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с. . Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, факультативы, секции и т.д.).

Вступление ребенка в отрочество знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Формирующаяся позиция взрослого еще не соответствует объективному положению подростка в жизни, но ее появление означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, и они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценок. По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь.

В доподростковом возрасте представления о себе и самооценки строятся главным образом на оценочных суждениях взрослых. Самооценки подростка легко формируются в общении со сверстником Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей - М.: Сфера, 1999. - 192 с. .

Центральную роль в становлении личности играет так называемый образ тела. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает детский образ и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток; наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса.

Исследования показывают, что в это время резко возрастает уровень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности в отношении своей внешности.

Стереотипы, связанные с телом, формируются очень рано, еще до отрочества. Исследования показывают, что начиная с детского сада большинство мальчиков выбирают атлетические образцы физического развития, предпочитая их всем остальным и приписывая им такие черты характера, как ум, воспитанность, дружелюбие. С возрастом приписывание негативных черт лицам с эндоморфной конституцией и позитивных - с мезоморфной конституцией увеличивается.

Выводы:

1. Возраст отрочества, являясь одним из наиболее сложных периодов развития человека, во многом определяет дальнейшее развитие субъекта.

2. Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя.

3. Открывается подростковый возраст кризисом, связанный с многочисленными качественными сдвигами в развитии, часто носящими характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка.

4. Главные новообразования возраста - абстрактное мышление, самосознание, половая идентификация, чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

5. Учебная деятельность отступает в подростковом возрасте на второй план, а центр жизни перемещается в деятельность общения. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку, и именно за счет этого осваиваются социальные нормы взаимоотношений, формируется самосознание, самоконтроль.

6. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность.

7. Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка.

8. Подростковый возраст характерен еще и тем, что в это время появляется первая профессиональная направленность интересов и жизненных планов.

1.3 .Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Сущность, структура воспитательной деятельности

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, в определённой мере - средства массовой информации и т.д. Однако, в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Понятие «воспитательная деятельность» будет рассматриваться как тождественное понятию «педагогическая деятельность» с акцентом на воспитательную работы.

Сущность воспитательной деятельности раскрывается через единство её характеристик: объекта, структуры, цели, мотивов, действий (операций), результата.

В качестве основных объектов воспитательной деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели воспитательной деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Основной функциональной единицей воспитательной деятельности является воспитательное действие как единство целей и содержания. Оно выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, беседе, экскурсии и т.д.), но не сводится ни к одной из них. Воспитательной действие можно выразить через решение целой цепочки педагогических задач (познавательных, организационных, результативных и т.д.). Таким образом, деятельность педагога-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения множества задач различной сложности. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения никогда не лежат на поверхности, они требуют напряженной работы мысли, анализа множества условий, фактов и обстоятельств.

Существует множество попыток систематизировать воспитательною деятельность, и ее анализ протекает на разных уровнях. Если одни исследователи говорят об особенностях деятельности, то вторые - о компонентах, третьи - об элементах и т.д. Причем, приводимые множества нередко пересекаются, перекрывают друг друга и поэтому могут считаться взаимодополняющими и в этом смысле приближаются к коллекции всех деятельностных параметров. Более понятным подходом к определению специфики воспитательной деятельности выглядят, с одной стороны, описания того, что должен уметь человек как субъект воспитательной деятельности, а с другой стороны, те требования, которые предъявляет к данной деятельности общество, то есть функциональное строение деятельности.

Попытки определить структуру деятельности педагога имеют свою историю. С силу сохранения основных задач, которые ставит общество перед педагогом, многие умения, выделенные еще в 20-е годы ХХ века, по-прежнему присутствуют в структуре деятельности учителя, хотя их смысловое значение существенно изменилось. Так Л.Ф. Моносова считает, что в структуру деятельности учителя должны входить такие умения: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические.

Научный анализ воспитательной деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспективным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей воспитательной деятельности.

По мнению многих авторов (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластёнин, Н.В.Воробьёв и др.), применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, коллегами, представителями общественности, родителями.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре воспитательной деятельности необходимо выделить и рефлексивный компонент.

Все компоненты воспитательной деятельности проявляются в работе педагога любой специальности, в том числе и воспитателя, а, следовательно, эти компоненты присущи и воспитательной деятельности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

При этом некоторые авторы пытаются выделить в деятельности учителя «сквозные», интегральные умения, которые являются составными частями отдельных групп умений: умение изучать школьников, умение решать педагогические задачи, организационные и информационные умения. Так С.Б. Елканов на основе психологического анализа деятельности пришел к выводу, что огромное число педагогических действий формирует сравнительно небольшой перечень основных умений, реализуемых учителем на практике. К таким умениям относятся познавательные, конструктивные, коммуникативные и организаторские.

При выборе средств и способов воспитательных воздействий учитель должен быть в первую очередь ориентирован: а) на ученика как на центральную фигуру педагогического процесса, на стимулирование нравственного, эмоционального, интеллектуального развития каждого ученика, на проектирование новых уровней его психического развития; б) на выбор и применение педагогических приемов и способов самореализации, самоактуализации, проявления личностных возможностей в работе с детьми; в) на отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материала, направленного на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей глубокую связь учебного предмета с жизнью; г) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом, создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата.

Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В.Кузьмина определила структуру деятельности педагога.

В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Гностический компонент относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

Проектировочный компонент включает в себя представление о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

Конструктивный компонент - это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

Коммуникативный компонент - это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.

Организаторский компонент - это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Необходимо подчеркнуть, что все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя. Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются.

Таким образом, на основе разных точек зрения можно определить структуру воспитательной деятельности как систему, имеющую соответствующие компоненты (цель, субъекты, содержание, операции, результат), а так же систему с функциональными компонентами. Следует отметить, что авторы по-разному выделяют функциональные компоненты деятельности, с чем подробнее будет рассмотрено ниже.

Цели воспитательной деятельности в парадигме личностно-ориентированного образования «выводятся» из ценностей, совокупность которых в сущности есть идеологическая концепция воспитания. Примером формулирования цели воспитания может послужить педагогическая концепция Януша Корчака. Целью воспитания для Корчака было воспитание активной и самостоятельной личности, а главными принципами воспитательной деятельности педагогов - уважение к личности ребенка и его внутреннего мира, признание его прав, гармонизация «разумного воспитания» и самовоспитания детей в процессе их активной и разнообразной деятельности, принципы гласности и связей детского дома со средой. Воспитательные задачи тщательно отбирались. Главными из них было обеспечение (создание условий) правильного нравственного и физического развития ребенка. Организация демократического детского самоуправления как развитой системой товарищеского суда, что обеспечивало детям реальную власть и способствовало созданию единого воспитательного коллектива, развивающегося на основе сотрудничества и взаимной договоренности.

Сказанное означает, что если ценностью является право ребенка на уважение, то, следовательно, цель деятельности педагога - внимательное отслеживание, как соблюдается это право ребенка в детском сообществе, в процессе его взаимодействия со взрослыми. В процессе работы цели тщательно анализируются, отбираются и ранжируются по степени значимости каждой из них для процесса развития ребенка.

Изучение воспитательной деятельности лучших педагогов ХХ века в Европе и России показало, что содержанием воспитательной деятельности педагога, является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организация активной жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском сообществе.

На основе изучения личности ребенка педагог определяет рациональные пути организации воспитательного процесса. Педагог стремится изучать ребенка в его внутренней целостности; при этом ставит себя на место ребенка, постоянно стремится лучше его понять; использует сравнительно-эволюционный метод, который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка; анализирует предметы детского творчества; систематически наблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразной деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательской. Высшие образцы исследовательской деятельности дает нам практика Януша Корчака, основанная на воспитательной диагностике, которая строится на понимании таких симптомов состояния ребенка, как смех и слезы, румянец и зевок и т.д. очень перспективной кажется идея Корчака о превращении каждой школы в воспитательную клинику.

В теории гуманистического воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности: интерес к ребенку; принятие каждого ребенка таким, какой он есть; уважение самоценности любого ребенка; принцип педагогического оптимизма (опора на положительное в ребенке); отношение к ребенку как к целостной личности; определение, для чего проводится исследование; организация исследования для решения конкретных задач; исследование должно быть хорошо продумано, его результаты должны быть зафиксированы письменно; смыслом исследовательской деятельности должно стать составление индивидуальной программы развития каждого ребенка. Важный принцип - отказ от сравнения успехов и неудач детей. Сравнение опыта возможно лишь с его собственным опытом прежних лет.

Самореализация человека - это реализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения. Уважение к ребенку в ХХI веке становится одним из принципов воспитания. Уважение ребенка со стороны педагога важно потому, что оно является основанием для возбуждения уважения ребенка к самому себе. Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств.

Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество рассматривается как средство гуманистического воспитания. Принцип активности стал существенной чертой гуманистической концепции воспитания. Активность ребенка рассматривалась как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность рассматривали как жизненную потребность ребенка, показатель его достижений. И, наконец, в активности ребенка видели проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать