Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности
p align="left">Из таблицы 2.3.2. видно, что на контрольном этапе 7 учащихся их 20, что составило 35% от всего количества испытуемых, справились с заданием на высоком уровне. Эти школьники сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени работали и не допустили ни единой ошибки. Так, например, Сережа Р. (9 лет) улучшил свой результат, он внимательно проверял сделанное, если допускал ошибки, то замечал их и исправлял самостоятельно. Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы видим, что уровень устойчивости и концентрации внимания на высоком уровне увеличился на 5%.

На среднем уровне задания выполнили 9 учеников из 20, что составило 45% от всего количества испытуемых. При выполнении задания учащиеся работали самостоятельно, на по ходу допускали немногочисленные ошибки. Так, например, Катя П. (8 лет) и Женя В. (8 лет) улучшили свои результаты. Они полностью приняв задание, удержали инструкцию до конца его выполнения. Количество допускаемых ими ошибок значительно уменьшилось. Следовательно, сравнивая результаты двух экспериментов, мы видим, что на среднем уровне на 5% увеличился уровень устойчивости и концентрации внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Часть учащихся показали низкий уровень: 4 школьника из 20, что составило 20% от всего количества испытуемых. Эти учащиеся не проявили интереса к заданиям, в процессе работы допускали многочисленные ошибки. Так, например, Коля А. (8 лет) и Маша Ж. (9 лет) повысили свои результаты. Они до конца задания сохранили инструкцию, но из-за трудности сконцентрировать внимание на работе, допускали ошибки. Поэтому, сравнивая результаты методики на двух этапах можно сказать, что уровень развития устойчивости и концентрации внимания на данном уровне уменьшился на 10%.

Таким образом, на основании полученных данных можно увидеть, что уровень устойчивости и концентрации внимания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на контрольном этапе улучшился на 10% и находится на среднем уровне.

Соответственно, можно сделать вывод, что предложенные нами уроки и упражнения по изобразительной деятельности способствовали повышению уровня развития устойчивости и концентрации внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

3. Методика «Таблица Шульте».

Цель, ход и оценка результатов методики представлены в параграфе 2.1.

Промежуточные результаты методики «Таблица Шульте» представлены в Приложении 3 таб. 3.2.

Обобщенный анализ результатов методики «Таблица Шульте» представлены в таблице 2.3.3.

Таблица 2.3.3.

Уровень развития переключения внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Всего учащихся

Этапы эксперимента

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

количество учащихся

%

количество учащихся

%

количество учащихся

%

20

Констатирующий

0

0

7

35

13

65

20

Контрольный

2

10

8

40

10

50

Из таблицы 2.3.3. видно, что на контрольном этапе 2 учащихся из 20, что составило 10% от всего количества испытуемых, имеют высокий уровень выполнения задания. Школьники Юля К. (9 лет) и Олег Т. (8 лет) все три серии задания выполнили без ошибок, чем улучшили свой результат по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Следовательно, мы видим, что уровень переключения внимания увеличился на 10%.

Средний уровень переключения внимания показали 8 учащихся их 20, что составило 40% от всего количества испытуемых. Первые две серии задания школьники выполнили очень быстро и без ошибок, а вот на третьей серии возникли трудности. Так, например, Таня Ж. (8 лет), Рома Н. (9 лет) и Руслан П. (9 лет) в середине третьей серии задания стали делать замену (вместо черной называли красную цифру и наоборот). Сравнивая этот результат с результатом констатирующего эксперимента, можно сказать, что у данных школьников улучшился результат, что позволяет увидеть увеличение уровня переключения внимания на 5%.

К низкому уровню были отнесены результаты исследования 10 учащихся из 20, что составило 50% от числа испытуемых. Учащиеся не справились с заданием из-за того, что допускали многочисленные ошибки, делали паузы, проявляли нежелание выполнять задание. Так, например, работы Саши В. (8 лет), Жени В. (8 лет), Ани Е. (8 лет), Пети П. (8 лет) и Коли Д. (9 лет) были отнесены к низкому уровню выполнения задания. Они не могли быстро сориентироваться в работе и затруднялись назвать по порядку цифры, что указывает на большие трудности при переключении внимания. Но, сравнивая результаты двух экспериментов, мы видим, что учащиеся улучшили свой результат, что позволяет сказать, что уровень развития переключения внимания уменьшился на 15%.

Проанализировав результаты данной методики, мы видим, что уровень переключения внимания младших школьников с нарушением интеллекта на контрольном этапе хоть и остался на низком уровне, но он значительно приблизился к среднему и улучшился на 15%.

Соответственно, можно сделать вывод, что предложенные нами уроки и подобранные упражнения по изобразительному искусству способствуют успешному повышению уровня развития переключения внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Итак, мы видим, что на контрольном этапе экспериментального исследования у большинства учащихся с интеллектуальной недостаточностью развитие внимания находится на среднем уровне и составляет 42% (см. Приложении 4). Полученные данные говорят нам о наличии некоторых трудностей в развитии внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Нарушены все свойства внимания, что указывает на малый объем внимания, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющиеся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости учеников. Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида.

Таким образом, поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются актуальными и поэтому предлагаемыми нами ряд уроков и упражнений по изобразительной деятельности окажут существенную помощь при исправлении недостатков внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Итак, сравнивая результаты контрольного и констатирующего экспериментального исследования можно сделать вывод, что у учащихся 1-2 классов с диагнозом легкая умственная отсталость во время формирующего этапа экспериментального исследования произошли значительные изменения в развитии внимания. У многих учащихся повысился уровень объема устойчивости и концентрации внимания: умение, не отвлекаясь, выполнять задания в течение определенного времени и при этом воспринимать большее количество объектов. Так как младшие школьники испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой, мы в ходе уроков использовали так виды деятельности, чтобы они удерживали внимание учащихся на выполняемой задаче, что позволило нам повысить уровень развития переключения внимания.

На основе результатов экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации для педагогов по развитию внимания у младших школьников с нарушением интеллекта и коррекции его недостатков на уроках изобразительной деятельности:

- Определять заранее, что на развитие внимания будет направлено в ходе урока наибольшее воздействие, и как лучше осуществлять регуляцию этого психического процесса в целях его совершенствования.

- Уделять особое внимание учебно-материальному обеспечению уроков (оснащение материалами и инструментами высоко качества).

- Обеспечить эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы (оснащение учебного процесса наглядным материалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эстетики).

- Соблюдать охранительный режим, что оказывает положительное воздействие на учащихся, предполагает обеспечение на уроках изобразительного искусства спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.

- Разговаривать во время урока ровным, спокойным, доброжелательным тоном, а педагогическим тактом, заинтересованным отношением к выполняемому учеником заданию создавать атмосферу творчества и взаимного понимания.

- Строить каждый урок в тесном единстве с дидактическими, воспитательными и коррекционными целями.

- Приучать учащихся с интеллектуальной недостаточностью видеть прекрасное в окружающем, в искусстве педагог должен предполагать организацию наблюдений за окружающей действительностью, посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов и т.д.

- Проводить на заключительном этапе каждого урока рисования оценку работ учащихся.

- Использовать игры и упражнения, формирующие умения воспринимать и различать величину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, а так же умение владеть техникой рисования.

- Уделять большое внимание изобразительной деятельности вне занятий. В классе нужно определить место, где во вторую половину дня учащиеся могли бы порисовать.

Таким образом, коррекция нарушений внимания, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке изобразительной деятельности. То есть можно сделать вывод, что уроки и упражнения по изобразительной деятельности влияют на развитие внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.

Для развития внимания учащихся с нарушением интеллекта нами были специально подобраны упражнения, направленные на увеличение объема внимания, уровня распределения, концентрацию, устойчивость (см. Приложение 5).

Заключение

Н.Ф. Добрынин писал, что необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта показали, что проблема является актуальной.

Внимание в жизни и деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Специалисты выявили, что у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта снижен порог внимания. Страдают все функции внимания: объем, устойчивость и концентрация. Особенно следует отметить непреодолимые трудности при переключении внимания с одного объекта на другой.

Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Поэтому, учитывая наличие данных недостатков внимания, мы пришли к выводу, что необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с учащимися с целью предупреждения и исправления имеющихся нарушений. При этом коррекция должна осуществляться с помощью определенных средств. В данной работе средством коррекции внимания мы выбрали изобразительное искусство. Поэтому гипотеза нашей научной работы заключалась в том, что уроки и упражнения по изобразительной деятельности оказывают положительное влияние на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Анализируя работы специалистов по этому вопросу, мы видим, что в процессе изобразительной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта одним из важных психологических факторов является обучение рисованию. Высокий уровень сосредоточения необходим в восприятии натуры и рисунка и в осмысливании всего процесса изобразительной деятельности. Внимание рисующих представляет сложный процесс, и притом его структурные и динамические особенности изменяются в зависимости от поставленной изобразительной задачи, различных стадий работы над рисунком и применяемых способов его выполнения и корректирования.

Проведенная нами исследовательская работа показала, что у учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта страдает внимание. По результатам констатирующего эксперимента мы определили, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены все свойства внимания, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На формирующем этапе нами были использованы ряд уроков и специально подобранных упражнений для развития внимания учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.

На контрольном этапе нашего экспериментального исследования нами были сделаны контрольные срезы знаний по методикам констатирующего эксперимента. Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что под влиянием коррекционно-развивающей работы постепенно расширились возможности учащихся замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о влиянии изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Цели и задачи нашей дипломной работы так же подтвердились, об этом может свидетельствовать наличие тех недостатков внимания, которые мы выявили, изучая теоретические источники.

Тем не менее, проблема развития внимания у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний день. Поэтому мы считаем, что разработанные нами рекомендации, а так же уроки и подобранные упражнения по изобразительной деятельности, направленные на развитие особенностей внимания, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении нарушений внимания у младших школьников специального (образовательного) учреждения VIII вида.

Список литературы:

1. Айзенберг Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся образовательных и вспомогательных школ. //Дефектология. - 1984. - № 6. - С. 8-13.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисаровой, Т.А. Добровольской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.

3. Баскакова И.Л. Внимание школьников - олигофренов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. - 128 с.

4. Баскакова И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности. // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, Т.Н. Головиной. - М.: Педагогика, 1977. - С. 81 - 88.

5. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

6. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. - 207 с.

8. Вопросы психологии внимания. - Саратов: СГПИ, 1979. - 96 с.

9. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа - ПРЕСС, 1994. - 416 с.

10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -- М.: Просвещение, 1960. - 500 с.

11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Юрайт, 2002. - 336 с.

13. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. //Дефектология. - 1983. - № 6. - С. 13-16.

14. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1974. - 120 с. + 16 с цв. вкл.

15. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

16. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. - 224 с.

17. Грошенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности. // Дефектология. - 1980. -№6.-С. 45-53.

18. Грошенков И.А. О преподавании рисования во вспомогательной школе. / Методические рекомендации и планирование. - М.: МГОНО, 1969.- 48 с.

19. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-IV классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1966. - 76 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать