21. Дефектология. Словарь-справочник. / Под. ред. Б.П. Пузанова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2005. - 208 с.
22. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1990. - 55 с.
23. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: 1998. - 94 с.
24. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. - 112 с.
25. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970. - 152с.
26. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметики во вспомогательной школе.-М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 96 с.
27. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985.- 167с.
28. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232с.
29. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ. //Дефектология. - 1977. - № 5. - С. 20-25.
30. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения. // Принцип системности в психологических исследованиях. -- М.: Наука, 1990. -- С. 10--18.
31. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития. - Иркутск: ИГПИ, 1992. - 159 с.
32. Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1996. - 114 с.
33. Немов Р.С., Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
34. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
35. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка). / Под ред. В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
36. Переслени Л.И. Анализ корректурной пробы в дифференциально-диагностическом аспекте. // Дефектология. - 1979. - №5. - С. 23 - 31.
37. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1972. - 126 с.
38. Перова М.Н. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 1968. - 158 с.
39. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: «Академия», 2002. - 160 с.
40. Понарядово Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. //Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - С. 51-52.
41. Практикум по олигофренопсихологии. -- Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1980. - 80 с.
42. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - Питер.: СПб., 2001. - 256 с.
43. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. / Под ред. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Б. И., 1990. -124 с.
44. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. -- М: Педагогика, 1980. - 176 с.
45. Психологический словарь. / Под ред. Н.Н. Авдеева и др. - М.: Педагогика - пресс, 1977. - 438 с.
46. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ, 2006. - 479 с.
47. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности. //Дефектология. - 1980. - №6. - С. 45 - 53.
48. Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики. // Дефектология. -- 2001. -- №4. -- С. 3- 11.
49. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. - М.: Информ. - реклам. - Изд. фирма «Тривола», 1995. - 347 с.
50. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. - 190 с.
51. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 1999. - 414 с.
52. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
53. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 400 с.
54. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания и умственного отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. - 2003. - №2. - С. 18 - 25.
55. Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. - М.: Просвещение, 1972. - 104 с.
56. Ягодовский К.П. Наглядность преподавания в специальных школах // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - М.: Просвещение, 1974. - Вып. 7. - 52 с.
Приложение 1
Уровень объема и устойчивости внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта
Таблица 1.1. Констатирующий этап
№ | Имя Ф. | Уровни успешности | |||
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
1 класс | |||||
1. | Вова А. | + | |||
2. | Катя П. | + | |||
3. | Таня Ж.. | + | |||
4. | Олег Т. | + | |||
5. | Коля А. | + | |||
6. | Саша Р. | + | |||
7. | Петя П. | + | |||
8. | Аня Е. | + | |||
9. | Женя В. | + | |||
10 | Саша В. | + | |||
2 класс | |||||
1. | Рома Н. | + | |||
2. | Павлик Т. | + | |||
3. | Сережа Р. | + | |||
4. | Люда П. | + | |||
5. | Маша Ж.. | + | |||
6. | Руслан П. | + | |||
7. | Алеша Р. | + | |||
8. | Юля К. | + | |||
9. | Коля Д. | + | |||
10. | Даша Л. | + |
Таблица 1.2. Контрольный этап
№ | Имя Ф. | Уровни успешности | |||
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
1 класс | |||||
1. | Вова А. | + | |||
2. | Катя П. | + | |||
3. | Таня Ж.. | + | |||
4. | Олег Т. | + | |||
5. | Коля А. | + | |||
6. | Саша Р. | + | |||
7. | Петя П. | + | |||
8. | Аня Е. | + | |||
9. | Женя В. | + | |||
10 | Саша В. | + | |||
2 класс | |||||
1. | Рома Н. | + | |||
2. | Павлик Т. | + | |||
3. | Сережа Р. | + | |||
4. | Люда П. | + | |||
5. | Маша Ж.. | + | |||
6. | Руслан П. | + | |||
7. | Алеша Р. | + | |||
8. | Юля К. | + | |||
9. | Коля Д. | + | |||
10. | Даша Л. | + |
Приложение 2
Уровень устойчивости и концентрации внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта
Таблица 2.1. Констатирующий этап
№ | Имя Ф. | Уровни успешности | |||
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
1 класс | |||||
1. | Вова А. | + | |||
2. | Катя П. | + | |||
3. | Таня Ж.. | + | |||
4. | Олег Т. | + | |||
5. | Коля А. | + | |||
6. | Саша Р. | + | |||
7. | Петя П. | + | |||
8. | Аня Е. | + | |||
9. | Женя В. | + | |||
10 | Саша В. | + | |||
2 класс | |||||
1. | Рома Н. | + | |||
2. | Павлик Т. | + | |||
3. | Сережа Р. | + | |||
4. | Люда П. | + | |||
5. | Маша Ж.. | + | |||
6. | Руслан П. | + | |||
7. | Алеша Р. | + | |||
8. | Юля К. | + | |||
9. | Коля Д. | + | |||
10. | Даша Л. | + |
Таблица 2.2. Контрольный этап
№ | Имя Ф. | Уровни успешности | |||
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
1 класс | |||||
1. | Вова А. | + | |||
2. | Катя П. | + | |||
3. | Таня Ж.. | + | |||
4. | Олег Т. | + | |||
5. | Коля А. | + | |||
6. | Саша Р. | + | |||
7. | Петя П. | + | |||
8. | Аня Е. | + | |||
9. | Женя В. | + | |||
10 | Саша В. | + | |||
2 класс | |||||
1. | Рома Н. | + | |||
2. | Павлик Т. | + | |||
3. | Сережа Р. | + | |||
4. | Люда П. | + | |||
5. | Маша Ж.. | + | |||
6. | Руслан П. | + | |||
7. | Алеша Р. | + | |||
8. | Юля К. | + | |||
9. | Коля Д. | + | |||
10. | Даша Л. | + |
Приложение 3
Уровень переключения внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта
Таблица 3.1. Констатирующий этап
№ | Имя Ф. | Уровни успешности | |||
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
1 класс | |||||
1. | Вова А. | + | |||
2. | Катя П. | + | |||
3. | Таня Ж.. | + | |||
4. | Олег Т. | + | |||
5. | Коля А. | + | |||
6. | Саша Р. | + | |||
7. | Петя П. | + | |||
8. | Аня Е. | + | |||
9. | Женя В. | + | |||
10 | Саша В. | + | |||
2 класс | |||||
1. | Рома Н. | + | |||
2. | Павлик Т. | + | |||
3. | Сережа Р. | + | |||
4. | Люда П. | + | |||
5. | Маша Ж.. | + | |||
6. | Руслан П. | + | |||
7. | Алеша Р. | + | |||
8. | Юля К. | + | |||
9. | Коля Д. | + | |||
10. | Даша Л. | + |
Таблица 3.2. Контрольный этап
№ | Имя Ф. | Уровни успешности | |||
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
1 класс | |||||
1. | Вова А. | + | |||
2. | Катя П. | + | |||
3. | Таня Ж.. | + | |||
4. | Олег Т. | + | |||
5. | Коля А. | + | |||
6. | Саша Р. | + | |||
7. | Петя П. | + | |||
8. | Аня Е. | + | |||
9. | Женя В. | + | |||
10 | Саша В. | + | |||
2 класс | |||||
1. | Рома Н. | + | |||
2. | Павлик Т. | + | |||
3. | Сережа Р. | + | |||
4. | Люда П. | + | |||
5. | Маша Ж.. | + | |||
6. | Руслан П. | + | |||
7. | Алеша Р. | + | |||
8. | Юля К. | + | |||
9. | Коля Д. | + | |||
10. | Даша Л. | + |
Приложение 4
Таблица 4.1. Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе
Название методики | Уровни выполнения задания | ||||||
Высокий | средний | низкий | |||||
количество учащихся | % | количество учащихся | % | количество учащихся | % | ||
«Пьерона - Рузера» | 5 | 25 | 8 | 40 | 7 | 35 | |
«Корректурная проба» | 6 | 30 | 8 | 40 | 6 | 30 | |
«Таблица Шульте» | 0 | 0 | 7 | 35 | 13 | 65 |
Таблица 4.2. Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта на контрольном этапе
Название методики | Уровни выполнения задания | ||||||
Высокий | средний | низкий | |||||
количество учащихся | % | количество учащихся | % | количество учащихся | % | ||
«Пьерона - Рузера» | 6 | 30 | 8 | 40 | 6 | 30 | |
«Корректурная проба» | 7 | 35 | 9 | 45 | 4 | 20 | |
«Таблица Шульте» | 2 | 10 | 8 | 40 | 10 | 50 |
Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.
Упражнение №1.
Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы школьнику было с кем соревноваться. Приготовьте карточки, составленные по образцу. По сигналу «внимание» покажите учащемуся материал, но не больше, чем на 10 секунд. Учащийся должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. При этом скажите школьнику, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл. По мере тренировок увеличивайте объем материала.
Варианты материала:
1. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,
например:
РБВЛКТМЦ
ЖКПРЧДЗНТК
КПТНСДШРВТБЧ……….
2. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв,
например: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор…
3. Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я бегу
Дай мне
Дым идет ….
Это задание можно проводить так же на цифровом материале.
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.
Упражнение №2.
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Учащийся должен запомнить текст и посчитать число ударов. Если вы занимаетесь с несколькими школьниками, можно провести это упражнение в форме соревнования. В процессе занятий количество предложений используемых в тексте, увеличивается.
Упражнение №3.
Школьнику предлагается таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Объясняется, что девять чисел пропущено, и предлагается за определенное время зачеркнуть в контрольной графе те числа, которые пропущены в таблице.
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.
Упражнение №4.
Арифметический диктант, состоящий из нескольких действий. Например, даны два числа: 6 и 3 … сложи первое и второе … и от полученного числа отними 2 … затем отними еще 4 … запиши ответ.
Упражнение №5.
Учащимся предлагается внимательно рассмотреть предлагаемые предметы в течение некоторого времени. Затем предметы убираются, а школьники должны подробно их описать, указать величину, цвет, форму и т.д.
Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.
Упражнение №6.
Учащимся предлагается таблица с парами чисел и букв черного и белого цвета, которую они должны рассмотреть и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12. Все числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1. После чего поочередно искать числа черного цвета от 1 до 12 и белого от 12 до 1.
Упражнения, направленные на тренировку распределения внимания.
Упражнение №7.
Учащимся предлагается выделить и подчеркнуть слово, спрятанное среди букв: БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖМЕТОКГГЩШЩАТМАШ…
Упражнение №8.
Учащимся предлагается две таблицы, одна с числами, другая пустая, которую детям необходимо заполнить, расставляя числа в порядке возрастания.
Данные упражнения можно использовать на коррекционных занятиях, варьируя и модифицируя их. А для наибольшего интереса учащихся можно использовать элемент соревновательности или игровые компоненты в ходе коррекции нарушений внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8