Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности
p align="left">20. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с. с ил.; 8 л. ил.

21. Дефектология. Словарь-справочник. / Под. ред. Б.П. Пузанова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2005. - 208 с.

22. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1990. - 55 с.

23. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: 1998. - 94 с.

24. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. - 112 с.

25. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970. - 152с.

26. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметики во вспомогательной школе.-М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 96 с.

27. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985.- 167с.

28. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232с.

29. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ. //Дефектология. - 1977. - № 5. - С. 20-25.

30. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения. // Принцип системности в психологических исследованиях. -- М.: Наука, 1990. -- С. 10--18.

31. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития. - Иркутск: ИГПИ, 1992. - 159 с.

32. Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1996. - 114 с.

33. Немов Р.С., Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

34. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

35. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка). / Под ред. В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

36. Переслени Л.И. Анализ корректурной пробы в дифференциально-диагностическом аспекте. // Дефектология. - 1979. - №5. - С. 23 - 31.

37. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1972. - 126 с.

38. Перова М.Н. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 1968. - 158 с.

39. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: «Академия», 2002. - 160 с.

40. Понарядово Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. //Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - С. 51-52.

41. Практикум по олигофренопсихологии. -- Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1980. - 80 с.

42. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - Питер.: СПб., 2001. - 256 с.

43. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. / Под ред. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Б. И., 1990. -124 с.

44. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. -- М: Педагогика, 1980. - 176 с.

45. Психологический словарь. / Под ред. Н.Н. Авдеева и др. - М.: Педагогика - пресс, 1977. - 438 с.

46. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ, 2006. - 479 с.

47. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности. //Дефектология. - 1980. - №6. - С. 45 - 53.

48. Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики. // Дефектология. -- 2001. -- №4. -- С. 3- 11.

49. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. - М.: Информ. - реклам. - Изд. фирма «Тривола», 1995. - 347 с.

50. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. - 190 с.

51. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 1999. - 414 с.

52. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

53. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 400 с.

54. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания и умственного отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. - 2003. - №2. - С. 18 - 25.

55. Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. - М.: Просвещение, 1972. - 104 с.

56. Ягодовский К.П. Наглядность преподавания в специальных школах // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - М.: Просвещение, 1974. - Вып. 7. - 52 с.

Приложение 1

Уровень объема и устойчивости внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта

Таблица 1.1. Констатирующий этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

1.

Вова А.

+

2.

Катя П.

+

3.

Таня Ж..

+

4.

Олег Т.

+

5.

Коля А.

+

6.

Саша Р.

+

7.

Петя П.

+

8.

Аня Е.

+

9.

Женя В.

+

10

Саша В.

+

2 класс

1.

Рома Н.

+

2.

Павлик Т.

+

3.

Сережа Р.

+

4.

Люда П.

+

5.

Маша Ж..

+

6.

Руслан П.

+

7.

Алеша Р.

+

8.

Юля К.

+

9.

Коля Д.

+

10.

Даша Л.

+

Таблица 1.2. Контрольный этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

1.

Вова А.

+

2.

Катя П.

+

3.

Таня Ж..

+

4.

Олег Т.

+

5.

Коля А.

+

6.

Саша Р.

+

7.

Петя П.

+

8.

Аня Е.

+

9.

Женя В.

+

10

Саша В.

+

2 класс

1.

Рома Н.

+

2.

Павлик Т.

+

3.

Сережа Р.

+

4.

Люда П.

+

5.

Маша Ж..

+

6.

Руслан П.

+

7.

Алеша Р.

+

8.

Юля К.

+

9.

Коля Д.

+

10.

Даша Л.

+

Приложение 2

Уровень устойчивости и концентрации внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта

Таблица 2.1. Констатирующий этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

1.

Вова А.

+

2.

Катя П.

+

3.

Таня Ж..

+

4.

Олег Т.

+

5.

Коля А.

+

6.

Саша Р.

+

7.

Петя П.

+

8.

Аня Е.

+

9.

Женя В.

+

10

Саша В.

+

2 класс

1.

Рома Н.

+

2.

Павлик Т.

+

3.

Сережа Р.

+

4.

Люда П.

+

5.

Маша Ж..

+

6.

Руслан П.

+

7.

Алеша Р.

+

8.

Юля К.

+

9.

Коля Д.

+

10.

Даша Л.

+

Таблица 2.2. Контрольный этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

1.

Вова А.

+

2.

Катя П.

+

3.

Таня Ж..

+

4.

Олег Т.

+

5.

Коля А.

+

6.

Саша Р.

+

7.

Петя П.

+

8.

Аня Е.

+

9.

Женя В.

+

10

Саша В.

+

2 класс

1.

Рома Н.

+

2.

Павлик Т.

+

3.

Сережа Р.

+

4.

Люда П.

+

5.

Маша Ж..

+

6.

Руслан П.

+

7.

Алеша Р.

+

8.

Юля К.

+

9.

Коля Д.

+

10.

Даша Л.

+

Приложение 3

Уровень переключения внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта

Таблица 3.1. Констатирующий этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

1.

Вова А.

+

2.

Катя П.

+

3.

Таня Ж..

+

4.

Олег Т.

+

5.

Коля А.

+

6.

Саша Р.

+

7.

Петя П.

+

8.

Аня Е.

+

9.

Женя В.

+

10

Саша В.

+

2 класс

1.

Рома Н.

+

2.

Павлик Т.

+

3.

Сережа Р.

+

4.

Люда П.

+

5.

Маша Ж..

+

6.

Руслан П.

+

7.

Алеша Р.

+

8.

Юля К.

+

9.

Коля Д.

+

10.

Даша Л.

+

Таблица 3.2. Контрольный этап

Имя Ф.

Уровни успешности

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1 класс

1.

Вова А.

+

2.

Катя П.

+

3.

Таня Ж..

+

4.

Олег Т.

+

5.

Коля А.

+

6.

Саша Р.

+

7.

Петя П.

+

8.

Аня Е.

+

9.

Женя В.

+

10

Саша В.

+

2 класс

1.

Рома Н.

+

2.

Павлик Т.

+

3.

Сережа Р.

+

4.

Люда П.

+

5.

Маша Ж..

+

6.

Руслан П.

+

7.

Алеша Р.

+

8.

Юля К.

+

9.

Коля Д.

+

10.

Даша Л.

+

Приложение 4

Таблица 4.1. Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе

Название методики

Уровни выполнения задания

Высокий

средний

низкий

количество учащихся

%

количество учащихся

%

количество учащихся

%

«Пьерона - Рузера»

5

25

8

40

7

35

«Корректурная проба»

6

30

8

40

6

30

«Таблица Шульте»

0

0

7

35

13

65

Таблица 4.2. Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта на контрольном этапе

Название методики

Уровни выполнения задания

Высокий

средний

низкий

количество учащихся

%

количество учащихся

%

количество учащихся

%

«Пьерона - Рузера»

6

30

8

40

6

30

«Корректурная проба»

7

35

9

45

4

20

«Таблица Шульте»

2

10

8

40

10

50

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

Упражнение №1.

Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы школьнику было с кем соревноваться. Приготовьте карточки, составленные по образцу. По сигналу «внимание» покажите учащемуся материал, но не больше, чем на 10 секунд. Учащийся должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. При этом скажите школьнику, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл. По мере тренировок увеличивайте объем материала.

Варианты материала:

1. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,

например:

РБВЛКТМЦ

ЖКПРЧДЗНТК

КПТНСДШРВТБЧ……….

2. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв,

например: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор…

3. Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я бегу

Дай мне

Дым идет ….

Это задание можно проводить так же на цифровом материале.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

Упражнение №2.

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Учащийся должен запомнить текст и посчитать число ударов. Если вы занимаетесь с несколькими школьниками, можно провести это упражнение в форме соревнования. В процессе занятий количество предложений используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение №3.

Школьнику предлагается таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Объясняется, что девять чисел пропущено, и предлагается за определенное время зачеркнуть в контрольной графе те числа, которые пропущены в таблице.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение №4.

Арифметический диктант, состоящий из нескольких действий. Например, даны два числа: 6 и 3 сложи первое и второе … и от полученного числа отними 2 … затем отними еще 4 … запиши ответ.

Упражнение №5.

Учащимся предлагается внимательно рассмотреть предлагаемые предметы в течение некоторого времени. Затем предметы убираются, а школьники должны подробно их описать, указать величину, цвет, форму и т.д.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

Упражнение №6.

Учащимся предлагается таблица с парами чисел и букв черного и белого цвета, которую они должны рассмотреть и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12. Все числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1. После чего поочередно искать числа черного цвета от 1 до 12 и белого от 12 до 1.

Упражнения, направленные на тренировку распределения внимания.

Упражнение №7.

Учащимся предлагается выделить и подчеркнуть слово, спрятанное среди букв: БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖМЕТОКГГЩШЩАТМАШ…

Упражнение №8.

Учащимся предлагается две таблицы, одна с числами, другая пустая, которую детям необходимо заполнить, расставляя числа в порядке возрастания.

Данные упражнения можно использовать на коррекционных занятиях, варьируя и модифицируя их. А для наибольшего интереса учащихся можно использовать элемент соревновательности или игровые компоненты в ходе коррекции нарушений внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать