Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
p align="left">Н. А. Ветлугина [31, 86] говорит о том, что рисунки дошкольников отличаются своим, жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее море и белые пароходы, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т.д.

В детских рисунках, однако, можно встретить также образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневые, лиловые, теплые коричневые тона. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы.

Все это позволяет нам говорить о разнообразии колорита в творческих рисунках детей. Цвет становиться эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от нашего отношения к данному предмету. Основываясь на жизненных ассоциациях, можно понять, почему в зависимости от содержания применяются тот или другой цвет. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное от ношение к этому образу.

Композиция - это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности.

Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритм - это повторяемость, чередование и соразмерность элементов композиции. В детских рисунках мы встречаемся не только с чередованием форм, и с композиционно-цветовым ритмом в передаче организованность, упорядоченность построению рисунка. Большое значение имеют здесь и технические возможности ребенка. Найденная форма легко повторяется и воспроизводится. Композиционно-ритмическая организованность рисунка отвечает часто по существу избранной ребенком теме.

Композиция определяется также и как способ соединения образов. Выразительность в рисунках детей проявляется прежде всего за счет передачи движения, изображения характерных поз персонажей, т.е. за счет оперирования внешними признаками предмета.

Интересы в этом смысле некоторые особенности построения композиции, специфичные именно для детского рисунка. Выстраивая свой рисунок, дети устанавливают пространственные отношения между предметами, персонажами; причем они не копируют структуру пространственных отношений, реальной действительности, но находят такое расположение предмета в пределах плоскости листа бумаги, которое отвечает задуманному содержанию. Поэтому композиция детского рисунка не совпадает полностью с картинами реальной действительности.

Дети не до конца осмысливают порой как внутрипредметные, так и межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно непроизвольно. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого.

Для выражения пространственных связей ребенок изображает в рисунке такие черты предмета, которые обычно не воспринимаются глазом. В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов определенного расположения фигур. Мы видим лису, подкрадывающуюся к колобку или сидящую возле пенька, разговаривающую с колобком.

Следует остановиться также на роли деталей в процессе создания образов детьми.

Художник обычно строго отбирает отдельные элементы во имя создания цельного образа. Он сознательно опускает иногда заманчивые и интересные сами по себе детали, не выявляющие, однако, сущность образа.

Н. П. Сакулина [20, 135] утверждает, что в детских рисунках мы часто встречаемся с тем, что деталь оказывается исходным моментом замысла. А в процессе самого рисования композиционным центром.

Так же дети отражают в своих рисунках не только действительность, но и сказочные образы.

Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов. [28, 46]

В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать сказочность образа, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок.

В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое придает изображению таинственность и фантастичность. Беспокойный фон неба - оранжевое с яркими красными полосами - усиливается тревожное настроение рисунка, изображающего черного колдуна, который «несет через леса, через моря» богатыря. В этих рисунках мы видим своеобразие переплетение вымысла и правды, фантастического и реального. «Среди многообразных явлений действительности, отдельные дети находят и выражают свою, пережитую и прочувствованную тему. Отражая действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в действиях и строит содержание, внося в него творческую инициативу, используя специфичные для него выразительные средства.

Как показывает анализ рисунков, одни дети склонны использовать ритм штрихов, пятен, линейных контур, другие тяготеют к живописному отражению явлений действительности.

Итак, дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла - цветовые сочетания, форму, композицию. В творческом рисунке они передают свое отношения к изображаемому. Творческий процесс предполагает у детей дошкольного возраста образное видение мира, действительности. Действительность - основа творческого процесса.

Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка - умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное впечатление от объекта, явления.

В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом в отношении, как содержания, так и форма явления, предмета. Появляется активное отношение к изображаемому активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.

У детей 5-6 лет наблюдается уже сознательность использование цвета, формы, построения рисунка как выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании.

Большое значение в процессе сознания образов приобретают индивидуальные особенности детей. Они проявляются не только в своеобразном видении предмета или явления, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет - самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями.

Так же все средства выразительности объединяются в композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее.

Отсюда следует, что все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора.

Итак, выразительность детского рисунка (как и всякого произведения искусства) возбуждает у зрителя сопереживание, эстетические эмоции, то есть собственно то, ради чего и создаются эти произведения, ради чего и существует искусство.

1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному

рисованию

Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции), художественного вкуса.

К таким программам относятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л. А. Венгера и т.д.), «Детства» (под рук. Т. И. Бабаевой, И. А. Ноткиной), «Из детства в отрочество» (автор Т. И. Даронова) и др. [22]

Если все вышеперечисленные программы занимаются общим развитием ребенка, то существуют и программы, которые занимаются именно развитием изобразительных знаний, умений и навыков. Такие как: «Какого цвета мир?» (С. А. Золочевский), «Природа и художник» (Т. А. Копцева) и т.д.

В современных образовательных учреждениях педагогом предоставляется право выбора образовательной программы. Практика показывает: педагогу, как правило, непросто разобраться в многообразии предлагаемых программ, осмыслить их содержание и познакомиться с методическим обеспечением. Существует ряд программ открытого типа, которые не исключают возможности использования других методических пособий и дидактических материалов.

Одна из таких программ «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет». Авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина 2000 г.

Органической частью программы «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет», является программа ознакомления детей с цветом, как одним из средств, выразительного решения образа в рисунках, также с развитием восприятия цвета, использования цвета в изобразительной деятельности для передачи одного из важнейших признаков предмета и явлений. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. [17] считают, что в детском саду развитие чувства цвета на основе развития цветового восприятия должно осуществляться последовательно, планомерно и систематично с учетом индивидуального опыта ребенка. Для каждой возрастной группы дошкольного учреждения определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоения или умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой изобразительной деятельности.

Исходя из сказанного, авторский коллектив обозначил цель своей программы: развитие у детей восприятия цвета и формировать у них чувства цвета в условиях интеграции разных видов художественно-творческой деятельности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - игра, а не обучение, поэтому программа разработана на игровых занятиях. На игровых занятиях по знакомству с цветом для детей 5-7 лет, ставятся следующие задачи:

- знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга;

- знакомство с дополнительными цветами на примере цветовых упражнений;

- расширение представлений о цветовых оттенках на примере работы с бумагой;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;

- развитие зрительного внимания, чувства цветового ритма;

- обогащение активного словаря на примере описания и характеристики разных цветов с использованием прилагательных, глаголов.

В данной программе определены условия формирования чувства цвета у детей:

1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды;

2. Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета, колорита произведений изобразительного искусства как классического, так и народного;

3. Целесообразный отбор и изготовление пособий для работы с детьми;

4. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.;

5. Использование дидактических игр в работе с детьми;

6. Изготовление дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, закреплению и обогащению эстетических представлений о цвете с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время;

7. Эстетические оформление среды в процессе профессиональной подготовки. Использование детских работ в оформлении дошкольных учреждений;

8. Подготовка воспитателя по формированию у них чувства цвета к работе с детьми с учетом решения задачи развития чувства цвета у детей.

В данной программе авторы [17] рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делать занятия более интересными для детей. Для этого используются различные сказки о цвете: «Сказка о красной краске» (И. Полякова), «Разноцветное царство» (М. Мацук), «Желтая сказка» (И. Зиедониес), «Жили-были на свете две сестричку: черная и белая» (Н. Горяев), «Сказка про краски теплые и холодные» (О. Нерсесово).

Также используют игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Самый красивый цвет», «Радость и грусть».

Дидактические игры:

«Рисуем море». Цель: упражнять детей в подборе оттенков одного цвета, с постепенным переходом от более светлого к более темному и наоборот. Закрепить знания холодных цветов. Закрепить в речи название холодных цветов.

«Собери гусеничку». Цель: учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.

«Лесовичек и его разноцветные колпачки». Цель: закрепить название основных цветов и их оттенков. Упражнять в употреблении слов, обозначающих оттенки и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет» очень эффективна, так как работа ведется последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка. Так же соблюдаются все условия формирования чувства цвета у детей, используются на занятиях различные формы работы.

Итак, данная программа создана не так уж давно, но уже активно используется в дошкольных образовательных учреждениях разных городов, город Белгород также не исключение. Программа «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет» используется в ДОУ №59, который является базой исследования. В своей опытно-практической работе, мы использовали различные формы работы данной программы такие как: занятия, игры с цветом, дидактические игры, сказки. Соблюдали условия формирования чувства цвета у детей, так как цвет является основным средством выразительности в сюжетном рисовании.

1.4. Средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.

Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа -- это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка следует знакомить с различными средствами выразительности художественных образов, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка. [4]

При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей.

Все эти средства выразительности, хотя и доступны детям, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляются рано. Е. А. Флерина [26, 155] отметила, что на первых порах ребенок передает движение, динамику реальным моторным действием, словом, игрой. Такой способ воплощения динамичного образа для него даже более убедителен, чем изобразительный. Позднее самостоятельные поиски изобразительного способа передачи движения редко заканчивается успехом. Это связано с той же особенностью, о которой говорилось выше: трудностью восприятия детьми изменчивой динамичной формы.

В деятельности дошкольников кроме слабостей восприятия сказывается и несовершенство зрительного контроля в процессе рисования, неумение распределить внимание, видеть изображаемый предмет расчленено и одновременно целостно. Поэтому ошибки в передаче пропорций движения неизбежны.

Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребенком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности. Однако следует при этом помнить о его возможностях и мере необходимости в обучении грамотному рисунку.

Выделения в методике обучения детей сюжетному рисованию связано с проблемой определения содержания изобразительной деятельности. [5, 235]

Чем же следует руководствоваться педагогу при определении тем изображения?

Первый принцип отбора тем -- учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье.

Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект своей деятельности, что является одним из показателей личностного развития. Однако за постановкой задачи должен следовать следующий шаг -- отбор и применение средств достижения цели, получение результата. А это ребенок делает не всегда. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать