Изучив теоретические вопросы развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию старшего дошкольного возраста, мы перешли к опытно-экспериментальной работе.
Цель нашей работы - выявление наиболее эффективных средств развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию.
Для решения данной проблемы, была разработана опытно-экспериментальная программа. В нее вошли 3 этапа работы:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
На подготовительном этапе продумана взаимосвязь всех занятий по ознакомлению с окружающим и изобразительной деятельностью.
Был подобран наглядный материал:
- репродукции картин знаменитых художников: Васнецов: «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка»; Рерих «Заморские гости»; Врубель «Царевна-Лебедь»;
- книжные иллюстрации.
Так как при восприятии искусства развивается наблюдательность, воображение, то есть качества личности ребенка, которые обуславливают формирование творчества. В процессе восприятия картины развивается память, а это помогает устанавливать ассоциации между восприятием действительности и искусства, между ранее воспринятым и настоящим.
Также проведены диагностические методики на изучение средств выразительности рисунков детей 5-6-летнего возраста, исследование умение использовать нужный цвет, умение составлять композицию сюжета.
Методика №1
(Н.А. Курочкина 2001)
Цель: исследовать умение использовать в рисунке нужный цвет.
Материал: цветные карандаши, листы с изображением овощей и фруктов.
Инструкция: раскрась эти фрукты и овощи в нужный цвет.
Характеристика уровней:
В.У. - принимает инструкцию взрослого, быстро приступать к работе. Раскрашивает все предметы, используя разнообразные цвета и оттенки.
С.У. - приступает к работе не сразу, долго задумываться над применением цвета, использует незначительное количество цветов.
Н.У. - нуждается в повторе указаний, действует с помощью взрослого, использует цвета не характерные данному предмету.
Методика №2 (А.Э. Симановский 1996)
Тест: «Неоконченный рисунок».
Цель: исследование фантазии, образного мышления.
Материал: таблица с кругами, карандаши, фломастеры.
Инструкция: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, связанные между собой в сюжет.
Характеристика уровней:
В.У. - 5, 6 изображений;
С.У. - 3, 4 изображения;
Н.У. - 1 изображение.
Методика №3
(А.Э. Симановский 1996)
Диагностика изучение оригинальности рисунков детей 5-6 летнего возраста
Инструкция: каждому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы - круг, треугольник, квадрат; или сложной - силуэт ствола с одной веткой, облака, капля и т.д.)
Задание: перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Вы сможете, как волшебники, превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка. Время выполнения задания не фиксируется.
Для оценки результатов задание необходимо найти показатель оригинальности. Если тест проводиться в группе, подсчитывается количество изображения в рисунках ребенка, которые не повторились бы у него и у других детей.
В.У. - 7-10 оригинальных рисунков.
С.У. - 5-6 оригинальных рисунков.
Н.У. - и менее.
При индивидуальном проведении можно пользоваться частотной таблицей рисунков. (см. Приложение 1)
Методика №4
Тест: «Волшебный лес»
Цель: исследование умения составлять композицию сюжета.
Материал: таблица с линиями и фигурами, различный изобразительный материал.
Инструкция: дорисовать линии и фигуры с помощью дополнительных элементов, чтобы они были связаны одним сюжетом.
Характеристика уровней:
В.У. - принимает инструкцию взрослого, быстро приступает к работе. Дорисовывает все фигуры и связывает их в один сюжет.
С.У. - приступает к работе не сразу, долго задумывается. Связывает фигуры в разные сюжеты.
Н.У. - нуждается в повторе указаний. Дорисовывает несколько фигур, не связанных в сюжет.
Мы предприняли попытку объединить эти методики с целью более обстоятельного обследования детей старшего дошкольного возраста.
При этом предполагалось, что эти методики позволят выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании детей, то есть использование детьми в рисунке средств выразительности (форму, цвет, колорит, линию, пятно и др.).
Таким образом, весь материал предлагается к использованию в формирующим этапе эксперимента.
Основной этап опытно-практической работы состоит из 3 последующих этапов эксперимента.
а) констатирующий этап эксперимента
б) формирующий этап эксперимента
в) контрольный этап эксперимента
На констатирующем этапе эксперимента, прежде всего мы задались целью выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста, умение использовать средства выразительности.
Начали свою работу с того, что отобрали детей старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР №59 8 детей, которые имеют разный уровень общего развития.
1. Полина В. 5. Настя Ш
2. София К.: 6. Соня Б.
3. Вика В. 7. Оля И.
4. Валера Л. 8. Алина Л
С каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста (см. Приложение 1).
Первая методика, которая была проведена с детьми, целью которой было исследование умение использовать в рисунке такое средство выразительности как цвет. Детям предлагалось соотнести конкретный цвет с данными фруктами и овощами, по возможности передать умение использовать оттенки цвета. Эта методика показало следующее: из 8 детей одна только Полина В. выполнила задание, которое было дано по инструкции взрослого, быстро приступила к работе. Закрасила все фрукты и овощи, использовала реальные цвета предметов с использованием оттеночных вариантов изображения, закрашивала предметы, без просветов заполняя последовательно всю поверхность, регулируя нажатие на карандаш с целью получения интенсивного цвета. Проанализировав ее работу, можно сделать вывод, что у Полины В. высокий уровень развития восприятия цветовой палитры.
5 детей показали средний уровень, так как приступили к работе не сразу, долго задумывались под применением цвета, использовали незначительное количество цветов.
И только Соня К. и Вика В. нуждаются в повторе указаний, действовали с помощью взрослого, использовали цвета не характерные данному фрукту или овощу. Отсюда следует, что у девочек низкий уровень развития восприятия цветовой палитры.
Целью следующей методики было исследование фантазии, образного мышления. Была предложена таблица с кругами и различные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры и др.). Нужно было из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, связанные между собой в сюжет. В данной методике высокий уровень никто не показал, но 6 детей из 8 показали средний уровень развития образного мышления. Они изобразили по 3-4 предмета связанные в сюжет, но в изображение предметов есть незначительные искажения.
Так же присутствовал и низкий уровень развития образного мышления. Например, у Насти Ш. и Валеры Л. было изображено по 1-2 предмета, не связанные в общий сюжет.
Отсюда следует то, что большинство детей имеют средний уровень развития образного мышления.
Третья методика целью, которой было изучения оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста. Было дано 10 листочков, на которых были нарисованы различные фигуры. Нужно было дорисовать к фигуре дополнительные детали, чтобы получилась красивая сюжетная картинка. Проанализировав работы детей по данной методике можно сделать выводы, что одна Полина В. справилась с заданием. Она с помощью дополнительных деталей нарисовала 8 оригинальных рисунков и получила высокий уровень, 3 ребенка изобразили 5-6 оригинальных рисунков и отсюда следует, что у них средний уровень развития творческого мышления. И 4 ребенка не смогли справиться с заданием вообще.
И последняя 4 методика была направлена, на исследование умения составлять композицию сюжета. Было предложено дорисовать на таблице с линиями и фигурами дополнительные элементы для того, чтобы появился сюжет. Только Полина В. смогла быстро приступить к работе, дорисовать все фигуры и связать их в один сюжет. Можно сделать вывод, что у нее высокий уровень развития композиции в рисунке, то есть расположение изображения на листе, соотношение их с размером и формой листа.
Остальные 7 детей нуждаются в повторе указаний, дорисовать несколько фигур несвязанные в сюжет. Отсюда видно, что у этих детей низкий уровень развития композиции в рисунке.
Из констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что с помощью диагностических методик, мы выяснили, что изобразительные знания, умения и навыки, то есть использование детьми средств выразительности (цвет, композиция, колорит, линия и др.) в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне развития. И с помощью различных педагогических методов и приемов, перед нами стоит задача повысить уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.
Полученные результаты были помещены в таблицу. По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе дети имеют разнообразный уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков. У 50% детей низкий уровень развития, 38% средний уровень и высокий уровень 13%.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
№ | Ф.И. ребенка | Методики | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | Итого | |||
1 | Полина В. | В.У. | С.У. | В.У. | В.У. | В.У. | |
2 | Соня К. | Н.У. | С.У. | Н.У. | Н.У. | Н.У. | |
3 | Вика В. | Н.У. | С.У. | Н.У. | Н.У. | Н.У. | |
4 | Валера Л. | С.У. | Н.У. | Н.У. | Н.У. | Н.У. | |
5 | Настя Ш. | С.У. | Н.У. | Н.У. | Н.У. | Н.У. | |
6 | Соня Б. | С.У. | С.У. | С.У. | Н.У. | С.У. | |
7 | Оля И. | С.У. | С.У. | С.У. | Н.У. | С.У. | |
8 | Алина Л. | С.У. | С.У. | С.У. | Н.У. | С.У. |
В.У. - 13%
С.У. - 38%
Н.У. - 50%
Для формирующего этапа эксперимента мы составили проект по данной теме диплома, который предполагал решение следующих задач:
1. Развивать способность детей к использованию в рисунках всех средств выразительности (форму, цвет, композицию, колорит, пятно, линию);
2. Познакомить детей с техническими возможностями изобразительных материалов;
3. Побуждать к созданию неповторимых, оригинальных образов в сюжетном рисовании, используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.
Перспективный план помог сделать работу целенаправленной и планомерной. В нем были отражены темы занятий, дидактические игры, которые использовались в опытно-экспериментальной работе.
План - проект работы «Страна сказок»
№ | Занятия | Игры | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | «Курочка Ряба» Цель: учить детей рисовать животных (курочку), передавать ее отличительные особенности: оперенье, хохолок; использовать при рисовании различную цветовую гамму, передавать выразительность образа. «Колобок и лиса» Цель: учить рисовать эпизод из знакомой сказки: Колобок и Лиса; передавать выразительность образа Лисы через цвет (восковые мелки) изображение ее фигуры. «Гуси-лебеди» Цель: учить изображать эпизод знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия и время суток; изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений; передавать характерные особенности стариной крестьянской одежды и предметов; закреплять навыки рисования неба акварельными красками «по сыророму». «Иван-царевич с жар-птицей» Цель: учить передавать в рисунке один из эпизодов сказки «Иван-царевич и серый волк» с двумя персонажами: Иваном-царевичем и жар-птицей; учить изображать фигуру человека в боковом положении, в зависимости от содержания эпизода передавать соответствующую позу персонажа; изображать Ивана-царевича в старинной одежде: кафтане, шапке с отворотами, сапогах с узорами; самостоятельно использовать нужные технические приемы рисования красками. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цель: учить передавать в рисунке сказочные образы героев сказок - сестрицы Аленушки и братца Иванушки, изображать их в национальных русских костюмах; самостоятельно применять умения в составлении узоров для украшения костюмов персонажей; упражнять в смешивании красок для получения нужного оттенка для лица и рук (светло-оранжевого). «Сказка о царе Салтане» Цель: формировать умения передавать в рисунке форму и строение корабля, рисовать корабль в указанной последовательности; учить детей составлять композицию; упражнять детей в закрашивании рисунка восковыми мелками; закреплять навык рисования неба акварельными красками. «Снегурочка» Цель: учить передавать эпизод из знакомой сказке: дед и баба вылепили Снегурочку; передавать выразительность образа Снегурочки через подбор красок (холодные цвета), изображать ее стройную фигурку; выбирать один из предложенных вариантов композиции; изображать персонажей сказки в зимней старинной одежде. «Сказочный мир» Цель: учить детей на основе знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях цикла, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любой знакомой сказке, заранее придумывать композицию своего рисунка, делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок; | «Волшебные предметы» Цель: закреплять умения располагать предметы, связанные между собой сюжетом, на листе бумаги. «Дорисуй» Цель: развивать воображение, творческие способности. «Собери картинку» Цель: развивать у детей способность из частей собирать один сюжет. «Волшебные краски» Цель: закреплять умения подбирать к предметам соответствующий цвет. «Волшебные кружки» Цель: учить передавать выразительные образы в сюжете. «Найди дорогу к домику» Цель: закреплять знания о цветах (синий). «Помоги кролику» Цель: Закреплять знания детей о цветах; развивать наблюдательность. «Что изображено» Цель: развивать воображение, творческие способности детей. |
Все занятия были успешно проведены и дали хорошие результаты, но для повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков, а также и для успешного усвоения материала велась работа вне занятий. Большое внимание уделяли знакомству с самим художественным произведением. Сказку рассказывали несколько раз, причем каждый раз старались преподнести ее по-новому. Например, сначала рассказывали сказку и рассматривали иллюстрации к ней, а затем показывали диафильмы или прослушивали сказку в грамзаписи и на аудиокассетах. Это способствовало формированию у детей не только ясных и четких представлений, но и помогало глубже почувствовать и понять средства выразительности, используемые для передачи образа.