Первым занятием на формирующем этапе эксперимента, конечно же, предлагались сказки хорошо знакомые детям, например: «Колобок», «Курочка Ряба», а затем сказки из программы старшей и подготовительной групп «Иван-царевич и Серый волк», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.
На серии занятий предложенных детям, мы постарались ознакомить их с особенностями средств выразительности, с линией контурной как средством выразительности, цветом - как средством выразительности; закрепили знания об особенностях сказки как фольклорного жанра.
На занятиях были поставлены следующие задачи:
1. Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;
2. Познакомить детей с различными средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия);
3. Подвести к пониманию такого средства выразительности сюжетного рисования, как композиционные отношения;
4. Учить детей передавать выразительные образы;
5. Закреплять технические навыки и умения.
Самая главная задача, на этапе формирующего эксперимента - это развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, через сказочные образы.
Для того, чтобы вызвать интерес к занятиям, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, использовались различные дидактические игры (см. перспективный план) и такие как:
«Найди жанр сказки»
Цель: закреплять знания о сказочно-былинном жанре, находить его среди других жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика). Обосновать свой выбор, рассказывать о содержании картины, героях, их характерах.
«Добрые и злые герои»
Цель: учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые, глупые и умные, смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновать свой выбор.
«Выставка картин»
Цель: оформить выставку из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру.
«Узнай, какой художник меня нарисовал?»
Цель: закрепить у детей представления об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю.А. Васнецовым, Е.А. Чарушиным.
На занятиях большое внимание уделялось рассматривания иллюстраций.
При рассматривании иллюстраций главной задачей было научить детей понимать их содержание, а затем выделять средства выразительности, используемые художниками при создании образа. Чтобы подчеркнуть эти средства выразительности, предлагали детям иллюстрации к одной и той же сказке, но выполненные разными художниками.
Во время работы над иллюстрациями особенно тщательно продумывали последовательность постановки вопросов, причем в одних случаях обращали внимание детей на цветовое решение, в других - на приемы передачи характерных предметов, в третьих - на композиционные решения и т.д.
Обращали внимание детей на выразительные средства, создающие атмосферу сказочности (прием усиления отдельных черт, присущих реальному образу, своеобразный сказочный колорит).
Ребенку легче передать в рисунке отдельные предметы, чем какой-либо сюжет, так как в этом случае он должен владеть не только графическими, но и композиционными навыками. Поэтому мы стремились построить работу по изобразительной деятельности так, чтобы предметное изображение предшествовало сюжету. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим рассматривали и сравнивали картины «Волк» и «Собака». Рисовали собак разной породы, лепили пограничника с собакой, а затем рисовали по сказке «Иван-царевич и Серый волк». Такие занятия способствовали формированию у детей ясных, четких представлений о предметах, приобретению необходимых навыков. Все это в значительной степени облегчало им решения изобразительных задач в сюжетной композиции.
На каждом занятии мы тщательно продумывали задачи обучения с учетом уровня навыков детей, в зависимости от сюжета сказки выделяли главные выразительные средства для передачи образа.
Большое место в работе отводили формированию детских замыслов, проводили большую предварительную работу. Так на заключительном занятии «Сказочный мир», целью которого, было на основе получения знаний и умений на занятиях, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка из любой знакомой сказке. За несколько дней до занятия, предлагали ребятам выбрать эпизод из сказки, который они хотят нарисовать, спрашивали, где и как расположить героя сказки, что будет делать герой, чем можно дополнить рисунок. Эти вопросы помогали детям сформировать свой замысел, продумать план работы.
Кроме того, задавали вопросы, нацеливающие на создание более выразительного образа. Это помогала детям лучше прочувствовать композицию будущего рисунка, более четко представить себе движения героя сказки, его одежду, ее цвет. Большая часть времени занятия использовалась для непосредственного выполнения задания.
На каждом занятии параллельно с изобразительными задачами решали и технические задачи. Учили ребят свободно владеть кистью, используя различные приемы. Объясняли, что каждый мазок, каждая линия является дополнительными средствами художественного образа.
В конце занятия, во время анализа рисунков, особое внимание обращали на те рисунки, где удачно передано движение героя, найдено хорошее композиционное решение.
Анализируя занятия, проведенные нами можно сказать, что:
1. Дети с большим удовольствием занимались, получили от занятий хорошие знания и положительную эмоциональную оценку;
2. Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогатилась содержательная сторона образа в рисунке;
3. Появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету;
4. Иллюстративный материал содействовал нахождению ребенком различных способов воплощения замысла - в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции.
Проделанная работа показывает, что использование художественных образов в работе с детьми способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, передавать позу, движения, взаимоотношения сказочных персонажей. Взаимосвязь различных видов занятий по изобразительной деятельности с другими разделами программы помогает развитию у детей эстетического восприятия, способствует формированию творческой активности.
Так же большую работу, мы проводили и с родителями, в виде консультации на тему «Значение художественных студий». Занятия в художественных студиях - это дело важное и полезное во всех отношениях, позволяет систематично и последовательно решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода. Проводили родительские собрания, на которых анализировали детские работы, предлагая просмотр выставки «Маленькие волшебники» при этом обращали внимание родителей на использование разнообразного изобразительного материала для создания наиболее продуктивного и выразительного рисунка.
Таким образом, проведенная нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты, которые отражены в контрольном этапе эксперимента.
Целью данного этапа было: выявить использование наиболее эффективных средств выразительности в детских рисунках в процессе обучения сюжетному рисованию, после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.
В контрольном этапе эксперимента мы провели те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента.
Здесь мы делаем обработку данных в итоговой таблице.
Результаты контрольного этапа эксперимента№ | Ф.И. ребенка | Методики | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | Итого | |||
1 | Полина В. | В.У. | В.У. | В.У. | В.У. | В.У. | |
2 | Соня К. | С.У. | Н.У. | С.У. | В.У. | С.У. | |
3 | Вика В. | В.У. | С.У. | В.У. | С.У. | В.У. | |
4 | Валера Л. | С.У. | С.У. | Н.У. | С.У. | С.У. | |
5 | Настя Ш. | В.У. | В.У. | С.У. | В.У. | В.У. | |
6 | Соня Б. | Н.У. | В.У. | В.У. | С.У. | Н.У. | |
7 | Оля И. | С.У. | В.У. | С.У. | В.У. | Н. У. | |
8 | Алина Л. | Н.У. | С.У. | С.У. | С.У. | С.У. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Венгер, Л. А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Л. М. Венгер, В. С. Мухина - М.: Просвещение 1988. - 124с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский - М.: Просвещение 1991. - 89с.
Гоманов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 133с.
Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г. Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - 205с.
Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева - М., 1999 - 344с.
Денейка, Л. Учитесь рисовать /Л. Денейка - М., 1961. - 140с.
Комарова, Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада /Т. С. Комарова 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение 1991 - 176с.
Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество /Т. С. Комарова - М., 1990. - 130с.
Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования /Т. С. Комарова Издательство 2-е перераб. и допол. - М.: Просвещение, 1976. - 85с.
Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках /Т. С. Комарова//Дошкольное воспитание - 1991. - №2. - с.54-56.
Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке /Л. В. Компанцева - М., 1985. - 204с.
Костерин, Н. П. Учебное рисование /Н. П. Костерин - М., 1984 - 140с.
Лабунская, Л. Изобразительное творчество детей /Л. Лабунская - М.: 1965. - 110с.
Левин, С. Д. Ваш ребенок рисует /С. Д. Левин - М.: Советский художник, 1980. - 79с.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования /Т. С. Комарова, [и др.]; под. ред. Т. С. Комаровой - 3-е изд. дораб. Просвещение, 1991. - 150с.
Мухина, В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта /В. С. Мухина - М.; Педагогика, 1981. - 240с.
Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет /Т. С. Комарова [и др.] - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Психология рисунка и живописи /под ред. Е. М. Игнатьева. 1954. - 109с.
Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова - М., 1982. - 134с.
Сакулина, Н. П. Писование в дошкольном детстве /Н. П. Сакулина - М., 1965. - 130с.
Смирнова, Е. А. Хрестоматия по возрастной и пед. психологии /Е. А. Смирнова - М., 1999 - 230с.
Современные образовательные программы для дошк. учреждений. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений /под ред. Т. И. Ерофеевой - 2-е издание, 1999.
Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду /А. И. Сорокина - М.: Просвещение, 1982 - 240с.
Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание - 2004. - №2. - с.36-38.
Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр Академия, 1996. - 296с.
Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1956. - 208с.
Халезова, Н. Б. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников /Н. Б. Халезова, О. О. Дронова//Дошкольное воспитание - 1987. - №9. - с15-16.
Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание - 2004. - №2. - с.36-38.
Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр Академия, 1996. - 296с.
Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1956. - 208с