Система оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования
2002 года действует Региональный центр обработки информации единого государственного экзамена (РЦОИ). РЦОИ осуществляет техническое обеспечение проведения единого государственного экзамена, сбор, обработку и предоставление образовательным учреждениям, муниципальным органам управления образованием, агентству, департаменту информации об индивидуальных достижениях учащихся по результатам ЕГЭ. Начиная с 2005 года органы управления образованием ряда муниципалитетов для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классов создают муниципальные, межшкольные комиссии, которые обеспечивают единые подходы к оцениванию учебных достижений выпускников и предоставляют в агентство образования администрации Красноярского края информацию о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы. В 2006 году в 10 территориях края итоговая аттестация по русскому языку и алгебре проведена в новой форме, что позволило Красноярскому краевому институту повышения квалификации работников образования провести содержательный анализ уровня подготовки выпускников и подготовить рекомендации по совершенствованию обучения по этим предметам. Красноярский край систематически участвует в Международных исследованиях PISA и TIMSS, что обеспечивает знакомство с современными международными подходами к оцениванию результатов обучения и выработке собственных подходов к разработке измерительных материалов для проводимых в крае мониторинговых исследованияй. Подготовка кадров.Для функционирования и развития региональной системы оценки качества образования Красноярским краевым институтом повышения квалификации проводится целенаправленная подготовка кадров: заместителей директоров образовательных учреждений по программам: «Контрольно-аналитическая деятельность завуча», «Мониторинг как условие и средство управления качеством образования в образовательном учреждении», «Конструирование педагогических измерителей»; экспертов предметных комиссий единого государственного экзамена по программе: «Экспертно-диагностическая компетентность учителя»; экспертов по аттестации педагогических кадров; экспертов по аттестации образовательных учреждений. Все сотрудники центра мониторинга качества образования прошли подготовку по вопросам разработки измерителей в тестовой форме (г. Москва, г. Томск, г. Красноярск (Аванесов В. С)). Постановка проблемы.Спецификой региональных требований к профессиональной деятельности учителя является критерий «динамика учебных достижений обучающихся за последние три года», а также введение критерия «позитивные и объективные результаты деятельности учителя в области здоровьесбережения». Таким образом, в требованиях к аттестации педагогических кадров определены приоритеты системы образования в Красноярском крае: высокий уровень образовательных достижений при обязательном сохранении здоровья ребенка. Это требует объективного определения уровня учебных достижений учащихся по учебным предметам, а также анализа состояния здоровья обучающихся. Для созданной службы по контролю в области образования остро стоит проблема обеспечения экспертов качественными и достоверными контрольно-измерительными материалами. Необходима разработка и апробация моделей организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся. В настоящее время в крае отсутствует единая краевая информационная система, позволяющая оценивать качество образования по всей системе его показателей, связанных как с образовательными достижениями учащихся и состоянием их здоровья, так и с условиями образовательного процесса. Несогласованность в сборе, обработке и анализе информации влечет за собой: избыточность и дублирование информации по отдельным составляющим системы оценки качества образования; слабое влияние информации на управление качеством образования в региональной образовательной системе; затруднения при сравнении качества образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях и муниципалитетах; доступность информации о качестве образовательных услуг не для всех, заинтересованных в ней потребителях. Совокупность существующих показателей в рамках развивающейся РСОКО не отражает все составляющие регионального качества образования. Модель региональной системы оценки качества образования.Общие положения.Под качеством образования понимается характеристика системы образования с точки зрения соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, сохранения здоровья детей, условий образовательного процесса государственным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Под региональной системой оценки качества образования (РСОКО) понимается совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства. Краевая система оценки качества образования призвана координировать и согласовывать свою деятельность, форматы сбора и обмена данными с общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО), обеспечивать сбор данных для ОСОКО. РСОКО обеспечит координацию деятельности районных и городских систем оценки качества образования и систем оценки качества образования общеобразовательных учреждений. Основными задачами РСОКО являются: получение объективной информации о функционировании краевой системы образования, необходимой для обеспечения доступного и качественного общего образования в регионе; поддержание устойчивого развития краевой образовательной системы; оценка результатов реализации инновационных введений в краевом образовании; сравнение качества образовательных услуг реализуемых в различных образовательных учреждениях и муниципальных образовательных системах. Объектами РСОКО будут являться образовательные результаты и условия образовательного процесса. Субъектами РСОКО будут являться Департамент, Агентство, Служба, Краевой Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, РЦОИ, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные учреждения, управляющие и попечительские советы. Основными принципами формирования и функционирования РСОКО будут являться объективность, гласность, цикличность, преемственность, непрерывность развития, ориентация на заказчика и внешних пользователей, технологичность. Предусматриваются четыре основных уровня оценки: 1) индивидуальный уровень (оценка учебных достижений учащихся, динамики показателей их здоровья); 2) уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей); 3) муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития образовательных учреждений); 4) региональный уровень (сравнительная оценка уровня достижений муниципальных образовательных систем). РСОКО будет состоять из трех основных компонентов: 1) система сбора первичных данных; 2) система анализа и оценки качества образования; 3) система адресного обеспечения статистический и аналитической информацией. Система сбора первичных данныхСистема сбора данных будет представлять собой единое для отрасли информационное пространство, в которое включены все учреждения и организации, осуществляющие и обеспечивающие образовательную деятельность. Порядок сбора информации регламентируется Департаментом, циклограммой сбора информации и соглашениями об информационном взаимодействии участников системы. Для получения информации о качестве образования будут использованы существующие формы контроля: единый государственный экзамен и государственная (итоговую) аттестацию выпускников 9-х классов, проводимая муниципальными межшкольными экзаменационными комиссиями. Будут приниматься во внимание результаты международных исследованиях PISA, TIMSS. Особенностью РСОКО будет являться введение общекраевых контрольных работ по русскому языку и математике в 4-х классах, проводимых с использованием единых для всех школ контрольно-измерительных материалов. Для системы сбора данных будут максимально использованы программные ресурсы КИАСУО, РЦОИ. Система анализа и оценки качества образования. Для разработки программ обработки и интерпретации данных, выработки рекомендаций, разработки сценариев развития системы образования Красноярского края будут создаваться временные аналитические группы. Система анализа и оценки качества образования предполагает стандартизацию показателей оценки качества образования в регионе, муниципалитете, образовательном учреждении. Предусматривается создание необходимого диагностического инструментария для оценки образовательных результатов и условий их обеспечения на всех ступенях общего образования. Оценка качества образования будет осуществляться на всех (четырех) уровнях. Результаты будут подготовлены для разных категорий потребителей в соответствии с их интересами и компетенцией. Система адресного обеспечения аналитической информациейИнформация о качестве образования на всех уровнях региональной системы образования будет публиковаться в ежегодном аналитическом докладе. Перечень, структура и формат доклада определяется Департаментом. Для оперативного доступа пользователей к общей информации она будет размещена на специализированном сайте. Результаты разовых исследований будут публиковаться в виде аналитических записок, отчетов и пр. В органы управления и контроля образования информация будет поступать в обязательном порядке по окончанию исследований, проводимых по плану, утвержденному Департаментом. Остальные потребители информации смогут оформить подписку на договорной основе и получить ее по электронной почте. Структура информационного обеспечения системы оценки качества образования в Красноярском крае.Основные этапы развития региональной системы оценки качества образования Становление системы оценки качества образования в Красноярском крае предполагается реализовать в несколько этапов: Первый этап (2002 - 2006 гг.). В ходе первого этапа край участвовал в эксперименте по введению ЕГЭ, принимал участие в Международных исследованиях PISA и TIMSS, осваивал механизм мониторинга учебных достижений выпускников начальной школы, объективизировал процедуры аттестации педагогических кадров, осуществлял подготовку и переподготовку педагогических кадров в области педагогических измерений. Становилась практика получения и обработки статистической информации, приобретался опыт разработки и применения унифицированного программного обеспечения, проведения мониторинговых исследований и др. Второй этап (2006-2007 гг.). В ходе второго этапа создается Центр оценки качества образования, координирующий в дальнейшем работу по согласованию действий всех структур, занимающихся оценкой качества образования или изучением отдельных его составляющих. В штатный режим переводится ежегодный мониторинг учебных достижений выпускников начальной школы. На втором этапе начинается становление функционирования интегрированной системы оценки качества образования в регионе. Третий этап (2007 - 2008 гг.). На третьем этапе завершается интеграция всех структур, занимающихся вопросами оценки качества образования в рамках региональной системы оценки качества образования. Создается единая информационная система оценки качества образования. Региональный центр оценки качества образованияДля развития существующей краевой системы оценки качества образования планируется в составе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Краевой Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» создать Центр оценки качества образования (далее ЦОКО). Включить в его структуру существующие Центр организационно-методического сопровождения единого государственного экзамена в Красноярском крае, Центр мониторинга качества образования и информационно-методический центр по вопросам лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации. Организовать оперативное взаимодействие Центра оценки качества образования с региональным центром обработки информации единого государственного экзамена и статотделом (КИАСУО). Центр будет решать следующие задачи: организационно-методическое и технологическое сопровождение итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в форме единого государственного экзамена и единого муниципального экзамена; организационно-методическое сопровождение проведения в 4-х классах краевых контрольных работ; организационно-методическое сопровождение процедур лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих кадров; сбор и анализ данных оценки качества образования; формирование и ведение базы данных показателей качества образования; формирование и ведение банка заданий для проведения краевых контрольных работ в 4 -х классах и итоговой аттестации выпускников 9-х классов; организация и повышение квалификации специалистов по вопросам организации и проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, краевых контрольных работ, процедур проведения лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений, сбора данных для оценки качества образования; предоставление информации о качестве образования по запросу, в соответствии с регламентом; публикация информации о качестве образования в средствах массовой информации. В функции ЦОКО будет входить заключение соглашений об информационном взаимодействии между краевыми, муниципальными органами управления образованием, службой контроля в сфере образования, образовательными учреждениями, другими организациями в рамках организационно-функциональной схемы мониторинга и статистики для обеспечения системы сбора мониторинговой информации и статистики. Структура Центра: аналитический отдел; отдел организационного и технического обеспечения процедур оценки качества; лаборатория статистической обработки данных; отдел педагогических измерений и тестирования; информационно-технический отдел. Петрова С.В., заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской республикиБоченков С.А., начальник отдела оценки качества образования Центра новых технологий Министерства образования и молодежной политики Чувашской республикиКомплекс мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования в Чувашской РеспубликеАнализ ситуации. Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значимости проводимых преобразований в условиях динамично меняющейся социально-экономической ситуации принятие эффективных управленческих решений невозможно без соответствующего информационного обеспечения. В системе образования Чувашской Республики активно внедряются методы программно-целевого управления, программы развития образования стали нормой менеджмента, а внедрение процедур оценки качества позволяет получать объективные и сопоставимые данные. Проблема сегодняшнего дня - освоение технологии управления, ориентированного на результат (БОР - бюджетирование, ориентированное на результат) на всех уровнях образовательного менеджмента, т. к. характер государственных инвестиций в образование идёт по принципу: «деньги в обмен на обязательства». В Чувашской Республике в течение последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе образования. Преобразования связаны сразу с несколькими векторами, определяющими развитие ситуации - это модернизация системы мониторинга и статистики образования в рамках проекта «Реформа системы образования», структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях и разными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроля в сфере образования. Результатом преобразований станет система оценки качества образования. Результаты, достигнутые в ходе проектных преобразований и реализации целевой программы развития системы образования Чувашской Республики в последние годы, можно определить так:- проведен анализ состояния действующей системы мониторинга и статистики образования региона;- разработана модель, представленная в виде технологической схемы региональной системы мониторинга и статистики образования, определены цели и задачи, схема функционирования «Разработка технологической схемы функционирования системы мониторинга и статистики образования Чувашской Республики», Контракт № ERP/Ch/2.1.3.2/C/04., заказчик - НФПК, ЧРФО, исполнитель - Чувашский республиканский институт образования.. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2003 г. № 20 создан ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий» (далее - ГУ «ЧР ЦНОТ»), благодаря чему в республике появилось связующее звено республиканской системы мониторинга и статистики образования;- сформирован оптимальный перечень баз данных информации о состоянии и развитии образовательных учреждений на уровне муниципалитетов;- определён порядок информационного обмена и взаимодействия между региональным центром мониторинга и муниципальными мониторинговыми службами;- согласован перечень показателей для экспериментального рейтинга муниципальных образовательных систем и ОУ по приоритетным направлениям развития системы;- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования;- начато формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования республиканской и муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования;- подготовлена нормативно-правовая база системы мониторинга и статистики - проекты решений, распоряжений, приказов, предложений для внесения в уставы учреждений и организаций, положение об обмене данными и т.д.;- апробированы комплексные формы статистической отчетности, разработанные проектной группой ГУ-ВШЭ «Проведение пилотной апробации и доработка инструментария государственного статистического наблюдения за системами общего и начального профессионального образования». Контракт №ERP/F2/C/58-04, заказчик - НФПК, исполнитель - ГУ-ВШЭ;- подготовлен и утвержден комплекс индикаторов «Разработка индикаторов мониторинга системы образования Чувашской Республики» Контракт № ЕRP\CH2/1/3/7- c\04, заказчик - НФПК, ЧРФО, исполнитель - ГУ «ЧР ЦНОТ». Собраны значения предлагаемых индикаторов за последние 5 лет - таблицы и диаграммы стали основой для информационного доклада о состоянии системы образования Информационный доклад о состоянии системы образования Чувашской Республики в 2004/05 учебном году/ Составитель: С.А. Боченков, - Чебоксары, ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий», 2005. - 90 с.;- подготовлены и опубликованы макеты доклада директора школы, директора УНПО, руководителя муниципального уровня управления образования внешним «заинтересованным непрофессионалам». В школах и муниципалитетах начата работа по организации и проведению публичных докладов «Разработка макетов для ежегодных докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на федеральном, региональном и суб-региональном уровнях и отчетов общеобразовательных учреждений», заказчик - НФПК, исполнитель - МАМСО;- ведется выбор программного продукта для СОКО. Имеется несколько разработок, но не решены проблемы их взаимосвязи и адаптации друг к другу;- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования. Таким образом: 1. Выработана единая система требований к качеству образования, обеспечивающая максимальное соответствие между образовательными потребностями и возможностями самой системы. 2. Создана модель республиканской службы образовательной статистики и мониторинга качества образования, опыт формирования и функционирования которой может быть диссеминирован в другие регионы. 3. Сформированы отдельные готовые блоки для единой региональной системы оценки качества образования. Вместе с тем работа в республике по этому направлению, безусловно, должна быть продолжена. Реализация мер, заложенных в рамках целевой программы развития системы образования, скорректированная под задачи комплексного проекта, предполагает следующие основные шаги в данном направлении:- формирование модели региональной службы оценки качества образования (как структурного элемента единой федеральной системы), увязывающей в комплекс мониторинг и оценку состояния развития образовательных систем, аттестацию учащихся, лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих кадров, мониторинг индивидуальных достижений учащихся, а также реализацию функций контроля, надзора и инспектирования в образовании;- подготовка кадров для системы оценки качества образования;- выбор и апробация программной среды для сбора, актуализации и первичной обработки информации и обеспечения доступа к ней различных групп пользователей;- определение параллелей между форматом собираемой информации и возможностями ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;- формирование модели организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего и профессионального образования;- определение заказа региональной системы управления образованием на информационно-аналитическое обеспечение. Описание модели региональной СОКО Чувашской РеспубликиСистема оценки качества образования Чувашской Республики создается вне Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики. Координационным центром системы оценки качества образования в Чувашии является специальный уполномоченный орган исполнительной власти - Служба по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики. Это условие является определяющим, поскольку именно оно формирует независимость создаваемой структуры от объекта оценки и позволяет выстроить отдельную вертикаль оценки качества образования при координации со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования. В структуре Службы по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики предполагаются два управления - управление по надзору за соблюдением законодательства в сфере образования и управление контрольно-оценочных процедур в сфере образования. Роль инфраструктуры службы будет частично исполнять муниципальная система управления образованием, частично роль инфраструктуры в распределённом варианте передаётся специализированным учреждениям. Предполагается размещение части заказа на оценочные процедуры в других организациях и учреждениях на конкурсной основе.