Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
p align="left">4) социальная компетентность (овладение социальными нормами - предметными и нормами отношений, которое невозможно без определённого уровня психического развития, также достигаемого в процессе социального научения).

Все критерии разделены на две группы:

субъективные, отражающие меру глубины интериоризации норм, приращения их к ткани личности (психологический пласт);

объективные, в которых проявляется способность личности реализовывать нормы, воспроизводить и передавать их (социально-психологический пласт).

Если субъективные показатели характеризуют личность в её индивидуальном преломлении, в том числе её субъективную гармоничность и адаптированность в социуме, её субъективную успешность, итогом которой является субъективное эмоциональное благополучие, то объективные показатели дают представление о том, в каком отношении личность находится к социально желаемому типу, т.е. о характере её типизации и уровне развития как дистанционной характеристики, соотносимой с данным типом, и её объективном благополучии, мере успешности в обществе.

Для понимания сущности процесса социализации необходимо разобраться в механизмах этого процесса. Среди отечественных авторов, дающих толкование механизмов процесса социализации, можно назвать А.В. Мудрика. Он выделяет в пространстве социализации факторы и способы. Среди факторов он называет макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы и субъективные факторы. Под макрофакторами учёный подразумевает общество в целом как определённую социально-политическую и идеологическую систему, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности, под мезофакторами - регион и его социально-демографические и национально-культурные особенности, под микрофакторами - непосредственную среду жизнедеятельности. К субъективным факторам автор относит особенности ребёнка, которые связаны, с одной стороны, с его природными задатками, с другой - с уже сложившимися у него индивидуальными чертами.

Кроме факторов существуют способы социализации: институциональный - через институты общества; традиционный - через семью и ближайшее социальное окружение; стилизованный - через возрастную субкультуру; межличностный - через значимых лиц; рефлексивный - индивидуально пережитый и осознанный опыт.

Каждый из способов имеет свой механизм реализации. Институциональный способ реализуется через систему общественного воспитания (в первую очередь, это детский сад, школа, внешкольные учреждения, детские и юношеские организации, средства массовой информации). В основу данного способа положено, по мнению А.В. Мудрика, подражание. Для традиционного способа, считает автор, характерно восприятие господствующих стереотипов поведения на неосознанном уровне. Стилизованный способ осуществляет своё воздействие на личность посредством референтной группы. Межличностный способ опирается на идентификацию с конкретным человеком, рефлексивный - на осознание и переживание человеком той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и себя самого как такового, т.е. на рефлексию, внутренний диалог. При этом, отмечает А.В. Мудрик, рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: во-первых, диалог между различными «Я» ребёнка; во-вторых, диалог с реальными или вымышленными лицами, который происходит наедине с собой. Особый вид внутреннего диалога представляет собой глубокое, последовательное взаимоотражение партнёров по взаимодействию, содержанием которого является воспроизведение их внутреннего мира.

В целом механизмы социализации А.В. Мудрик определяет как «социально-психологические воздействия среды,…непосредственно способствующие интериоризации внешних групповых норм и ценностей». (53)

С.А. Беличева в связи с понятием «социализация» выделяет следующие термины: общесоциальные детерминанты, институты, социально-психологические механизмы, способы, агенты социализации. Как синонимы механизма социализации она использует понятия «способы» и «средства», а также «виды воздействия». В то же время, сравнивая понятия «агенты» и «механизмы» социализации, она отмечает, что «отличия между ними довольно относительные».(7)

Агенты социализации определяются у этого автора как социально-психологические воздействия по целенаправленному формированию личности, оказываемые обществом на макроуровне, через средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литературу различные виды идеологического воздействия. Воздействия, действующие на микроуровне, т.е. на уровне непосредственного ближайшего окружения индивида, определяются ею как институты социализации. К ним автор относит различного рода группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных групповых норм и ценностей, что составляет систему внешней поведенческой регуляции.

Среди сознательных механизмов социализации С.А. Беличева называет референтную группу, престиж, авторитет, популярность. В отдельную группу механизмов выносятся групповые экспектации (социальные ожидания), санкции поощрения, наказания, одобрения и осуждения, применяемые в обществе.

Таким образом, среди механизмов социализации можно выделить социологические механизмы или социализирующие воздействия (с точки зрения общества они выступают как механизмы социализации) - это то, как общество социализирует людей, какие механизмы оно использует, и механизмы собственно социализации, т.е. перевода личностью внешнего во внутреннюю структуру, интимизации социального в субъективном поле личности. Данные механизмы соотносятся друг с другом.

Особое внимание при анализе процесса социализации отводится механизму идентификации. Целый ряд исследований называет его ведущим, основным и даже единственным механизмом.

В современной отечественной науке понятие идентификации рассматривается как охватывающее три пересекающихся области:

1) идентификация - процесс объединения субъектом себя другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включения в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. Это может проявляться в открытом подражании как следовании образцу, что особенно ярко выступает в дошкольном детстве;

2) идентификация - видение субъектом другого человека как продолжение и проекция себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;

3) идентификация - механизм постановки субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения индивидом себя в пространство и время другого и приводит к усвоению его личностных смыслов. (79)

В первом, самом распространённом, значении идентификация выступает в качестве важнейшей психической деятельности, идущей навстречу социальным влияниям, формирующей самосознание, как механизм социализации. Этот механизм (в отличие от обучения и инструктирования) характеризует высокая субъективная активность личности и (в отличие от подражания) осознанность.

В литературе такое понятие идентификации определяется как уподобление (Б.Д. Парыгин, В.В. Столин, В.С. Мухина), отождествление (В.А. Петровский, Н.Н. Обозов), стремление следовать определённым характеристикам влияющего лица (Р.А. Кричевский), сознательное подражание (М. Форверг, Г. Гибш).

Понятие идентификации получило развитие в контексте теорий, объясняющих развитие личности через «присвоение» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина).

По мнению В.С. Мухиной, механизм идентификации включается уже в младенческом возрасте. При этом не только ребёнок идентифицируется со взрослым, подражает матери, но и мать, стараясь угадать желания ребёнка, стремится идентифицироваться с ним. Эта обоюдная идентификация составляет основу отношений ребёнка и взрослого на данном этапе: способствуя установлению сотрудничества ребёнка и взрослого, она влияет на формирование у ребёнка социальной потребности в положительных эмоциях, притязаний на признание, чувства доверия к людям.

Включаясь на самых ранних стадиях развития личности, механизм идентификации, считает В.С. Мухина, не утрачивает своего значения на протяжении всего периода развития личности, приобретая специфические черты на каждом возрастном отрезке. Взаимодействие механизмов идентификации-обособления предопределяет картину возрастного развития ребёнка от этапа к этапу.

Механизм идентификации обеспечивает необходимый уровень и характер мотивации для овладения личностью нормами, он является пусковым механизмом для процесса научения, в результате которого личность овладевает нормами общества. В основе его лежит осознанный или неосознанный выбор личностью определённой позиции. Кроме того, этот выбор может быть не только осознанным или неосознанным, но и вынужденным или добровольным.

Идентификация, являясь необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм и осуществляется:

- с конкретным лицом (собственно идентификация);

- с группой (большой или малой) (социальная идентичность);

- с собирательным идеалом (личностная идентичность).

Идентификационная модель, на которую ориентируется личность, существенно меняется на протяжении онтогенеза: как правило, в раннем возрасте это конкретный человек (мать, отец), в более старшем возрасте - группа, зрелая личность характеризуется ориентацией на идеал - собирательный образ социально желаемых черт, структурно смоделированный самой личностью.

Сущностью идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, системы эталонов, в соответствии с которыми будет проходить научение. Поэтому вторая группа механизмов социализации должна представлять собой собственно механизмы научения.

Как правило в связи с научением упоминается механизм обусловливания. Первые исследования обусловливания были проведены видным представителем отечественной психологии И.П. Павловым, который выделил, наряду с безусловными рефлексами, условные, обратив внимание на то, что если нейтральный стимул многократно объединяется с безусловным, то он также начинает вызывать безусловную реакцию даже в отсутствии безусловного стимула. Позднее Скиннер внёс дополнения в схему И.П. Павлова, разграничив респондентское обусловливание и оперантное. Респондентское обусловливание описывает обусловливание, где стимул появляется до реакции и выявляет её, оперантное обусловливание, напротив, определяется событием, которое следует за реакцией. Суть оперантного научения состоит в том, что подкреплённое поведение стремится повториться, а поведение неподкреплённое или наказуемое, имеет тенденцию не повторяться или подавляться.

Выявлено несколько закономерностей развития обусловливания:

- поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится при столкновении с другими ситуациями, напоминающими её;

- развитие способности к обобщению (генерализации стимула) сочетается с развитием способности к их различению;

- развитие обусловленности ведёт к его всё большей опосредованности интеллектом, речью, сознанием личности;

- процесс обусловливания характеризуется постепенным переходом от конкретных стимулов к абстрактным - нормативным образованиям в сознании человека;

- поведение зрелой личности контролируется не только исключительно внешними последствиями, но и стимулами, имеющими источники в самой личности.(77,с.343)

Многочисленные исследования показали, что наряду с прямым подкреплением косвенное подкрепление (полученное в результате не личного, а наблюдаемого опыта, представление о возможных результатах того или иного поведения) и самоподкрепление или самоналагаемое подкрепление. В основном, поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за превышение или неудачу. (77)

Самоподкрепление способствует саморегулированию поведения и тем самым способствует её самообучению, самосовершенствованию. Существуют три процесса, входящие компонентами в саморегулирование поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Кроме самоподкрепления, существует также и самонаказание.

Отсюда следует вывод, что существенную роль в процессе самоподкрепления играет самооценка личности, на основе которой строится самоуважение. К. Роджерс считал, что одна из ведущих потребностей личности состоит в потребности в самоуважении. Эта потребность является мощным подкрепляющим стимулом социального поведения личности.

Важно отметить, что перечисленные авторы стремятся обратить внимание на тот факт, что развитая личность не нуждается во внешней стимуляции для научения, у человека постепенно формируется внутренняя стимульная система, источники которой кроются в динамических процессах, происходящих в субъективном поле.

На определённой стадии развития личность переходит от внешнего обусловливания к самообусловливанию, где важную роль начинают играть абстрактные эталоны. Развитие личности, таким образом, представляет процесс самосовершенствования, выстраивания своей личности относительно норм, принятых человеком как эталон в процессе самоотождествления (идентификации).

Чтобы яснее представить себе возрастную динамику нормоприсвоения, необходимо ознакомиться с особенностями социализации как процесса, что, по существу, означает ответить на вопрос, как нормы включаются в механизм саморегуляции личности, позволяя ей функционировать в качестве полноправного члена общества.

Сущность социализации заключается в переводе социальных норм во внутреннее поле личности, включение их в систему личностных смыслов, формировании на основе социальной нормы систему личностных норм. В процессе присвоения норм выделяются две стороны:

1) усвоение личностью социальных норм;

2) формирование на их основе личностных норм.

Анализ литературы позволил выделить два подхода к процессу усвоения социальной нормы. Согласно первому подходу, процесс усвоения социальной нормы является репродуктивной презентацией (теория усвоения, интериоризации социальных норм). Другая точка зрения заключается в том, что социальные нормы предствалены в феноменальном поле сознания всегда, «человек всегда осуществляет нормативное поведение, т.е. его поведение всегда протекает в условиях нормативного мира и всегда может быть проанализировано и оценено в терминах нормы или отклонения от неё» (8,с.122)

На основе и с помощью осознанных социальных норм человек вырабатывает системы непосредственных личностных норм, индивидуальные личностные оценки и отношения, осознаёт свой статус и положение в мире, в социальных системах, в системе социальных и межличностных отношений, а это означает, что на основе социальных норм человек фактически реализуется как личность, формирует собственную личность как нечто данное или установившееся. (8)

Опираясь на вышеизложенное, можно рассматривать процесс социализации как индивидуальный творческий процесс включения личности в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом. Это творчество субъективных отношений с социальной средой, творчество открытия данной среды для индивида. Результаты данного творчества лежат не вовне, а внутри личности, то есть можно сказать, что это результаты обучения личности, усвоения социальных норм как субъектом социального знания.

Итогом социализации является социальное творчество личности: не просто активная реализация, воспроизводство отношений, но и производство их. По мнению А.В. Мудрика социализация рассматривается как самоактуализация «Я-концепции», как развертывание творческой сущности личности и которая, по мнению Б.Ф. Ломова, тесно связана с процессом индивидуализации. Когда личность, приобщаясь к различным сферам жизни общества, приобретает и все большую самостоятельность и относительную автономность.

В понятие «социализация» заложены два измерения - личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люди). Сущность процесса определяется из того, что стоит за этими отношениями.

Существуют несколько подходов к определению понятия процесса социализации:

Наиболее ранняя точка зрения - понимание социализации как адаптации. При таком понимании делается акцент на личности, ее природную активность. Рассмотрение социализации как приспособления, характерно для психоанализа, бихевиоризма (Б. Скиннер, Э. Торндайк). В этих направлениях социализация - это процесс социального научения, стимулом к которому является необходимость адаптации к социуму.

Для интеракционизма (Дж. Мид, Д. Хорке, Д. Джосом, Л. Колберг и др.), социализация является результатом адаптации, приспособление личности к групповым нормам в процессе социального взаимодействия людей.

В отечественной психологии рассмотрение процесса социализации как адаптации к социуму характерно для В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, А.Ф. Лазурского.

Другой подход акцентирует внимание на обществе: социализация понимается как интернализация - перенесение вовнутрь, в сознание личности норм, требований, ценностей общества. При таком подходе человек выступает как объект воздействия для общества (объектный подход). Такой точки зрения придерживались Э. Дюркгейм и его последователи (Т. Парсонс, Дж.Х. Баллантайн, Э. Мак Нейл и др.).

Существует также подход, подчеркивающий активность личности в процессе социализации (У.М. Уэнтворд, А. Бандура, Ф.О. Джиринг и др.). У этих авторов ощутимо понимание культуры как «конструкции для жизни» (У.М. Уэнтворд), «специфического способа деятельности, существования». В отечественной науке примерно в таком же значении используются понятия «образ жизни»(Бестужев-Лада), «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович), «социально-исторический образ жизни» (А.Г. Асмолов). При таком понимании процесс социализации предстает как интерсубъективный, а отношения «личность и общество» рассматриваются как взаимопроникновение.

В настоящее время в отечественной науке укоренилось представление о том, что процесс социализации должен рассматриваться как двусторонний процесс, включающий в себя усвоение и активное воспроизводство индивидом общественных отношений (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, С.Н. Беличева). В процессе социализации человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений, то есть социализация личности рассматривается в двух аспектах: объектном и субъектном.

Опираясь на работы этих ученых, можно сделать вывод о том, что суть процесса социализации заключается в преобразовании личностью внешнего социального во внутренние структуры и выражается в следующих процессах:

- Индивидуализация (от интерпсихологической, социальной коллективной деятельности к индивидуальному интрапсихическому);

- «Интимизация» (переход от «Мы» к «Я» - проблема самосознания личности);

- Интериоризация (производство внутреннего плана сознания).

В основе процесса социализации лежит механизм идентификации , который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать