Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
p align="left">Действие перечисленных факторов порождает ряд противоречий в индивидуальном и социальном планах развития ребёнка. Одно из основных противоречий - «противоречие между возросшими физиологическими и психологическими возможностями ребёнка и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности"»(31,с.232). Данное противоречие фиксирует острое несоответствие между наличным уровнем развития и требованиями окружающей обстановки, между желаемым (возможным) и действительным (состоявшимся), между образом мира и образом жизни человека.

Разрешение возникающих противоречий позволяет ребёнку обретать динамическое равновесие с социальным миром, а, следовательно, и развиваться. Отечественная традиция в психолого-педагогических исследованиях выделяет основными формами развития ребёнка - деятельность и общение - стихийные и организованные виды активности ребёнка. Они, в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов становления личности ребёнка.

Основные механизмы социализации связаны с деятельностной компонентой в развитии человека и их действие обусловлено характером взаимодействия и отношений ребёнка с окружающими, влиянием окружающей социальной и природной среды, наличным индивидуальным опытом ребёнка, культурой общества.

К ведущим феноменам социализации, по мнению Н.И. Шевандрина, следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций (78, с.39).

Н.И. Шевандрин, Р.С. Немов определяет несколько социально-психологических механизмов социализации (78, с.39-40):

- идентификация - отождествление индивида с некоторыми людьми и группами, что позволяет ему эффективно усваивать социальное содержание опыта;

- подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели и опыта поведения других людей;

- внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, чувств и поступков людей, с которыми он взаимодействует;

- социальная фасилитация - стимулирующее (облегчающее, продвигающее) влияние поведения одних людей на деятельность других людей, в результате чего деятельность последних протекает интенсивнее;

- конформность - осознанное расхождение во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Можно выделить ряд психологических механизмов социализации (по Н. Смелзеру):

- имитация - осознанное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения;

- идентификация - усвоение детьми моделей поведения родителей как своих собственных;

- стыд - переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

- чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Социализация личности ребёнка происходит под влиянием всех перечисленных выше факторов, и каждый ребенок, наряду с чертами, обусловленными непосредственным окружением, аккумулирует в себе многообразные культурно-исторические ценности, с данным окружением непосредственно не связанные. Это имеет большое значение, так как чем глубже и шире культурно-историческая перспектива личности, тем богаче и разностороннее она сама, тем менее зависит от своего непосредственного окружения (оно может быть различным и не всегда благоприятным) в определении своих жизненных перспектив.

Одним из аспектов социализации является социальное развитие личности ребёнка. Социальное развитие, понимаемое в философии как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, как процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта. Социальное развитие представляет собой сложное и противоречивое явление, согласно концепции Д.И. Фельдштейна - постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон - социализации и индивидуализации. Социализация выступает здесь как присвоение ребёнком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта.

Концепция Д.И. Фельдштейна в отношении сущности социализации, характеризуется не только уровнем освоения растущим человеком всеобщего социального во всей сложности и широте его определения (включающего нормы конкретно-исторического общества и через них - нормы человеческих связей, отношений, весь мир культуры, духовного производства), но и степенью социальной «самости» индивида.

Социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, порождают соответствующие сложности самодетерминации, самоуправления личности

Процесс социального развития как результата социализации-индивидуализации не может ограничиваться лишь адаптацией индивида к социальному окружению, так как, во-первых, он происходит в условиях изменяющегося социального бытия, а во-вторых - предполагает реализацию субъектной, творческой позиции человека.

Социальное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения. В нём приобщение к культуре, как системе открытых проблем, и её освоение, и созидание связаны с реализацией субъектной самости индивида и его культуротворческой функции.

Детское творчество - процесс открытия ребёнком новых смыслов осваиваемых культурных ценностей, с одной стороны, может быть креативным (отличаться субъективной новизной), с другой стороны, творческим (отличаться объективной новизной): его результатом будет определённое мотивационно-ценностное отношение ребёнка к культуре.

Рассматривая смену этапов как линейную и дискретную траекторию развития ребёнка, необходимо отметить, что достижения присоединения и культуротворчества невозможны без специально организованного взаимодействия ребёнка и взрослого, чему предшествуют педагогическое воздействие в процессе образования.

Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека.

Эффективность социального развития как результата социализации-индивидуализации обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого - приобщение к культуре, её воспроизведение, присвоение и сотворение. Социальное развитие возможно только тогда, когда человек не только повторяет сложившийся и построенный на основе культурных ценностей социальный опыт предшествующих поколений, но дополняет и углубляет творчеством нового.

По мнению С.И. Гессена, между образованием и культурой имеется точное соответствие. В ходе образования ребёнок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия.

В основу развития и образования ребёнка положен принцип целостного преобразования личности, где каждый этап характеризуется не отдельными изменениями, а преобразованиями строения всей личности: системы отношений, структуры сознания, мотивационной сферы путём комплексного педагогического воздействия (67).

М.И. Лисина полагает, что центральные личностные новообразования в онтогенезе возникают в точках взаимного пересечения и преобразования одновременно всех трёх линий развития - отношений к себе, к окружающему предметному миру и людям (49).

Социальная ситуация развития, содержащая противоречия и движущие силы, реализуется в ведущем виде деятельности. Такая деятельность обусловливает основные психические изменения личности ребёнка - появление возрастных новообразований литического периода, которые в кризисе определённого возраста опроизволивают центральную функцию, что является новообразованием критического периода.

Кризис характеризуется революционными изменениями в психике ребёнка. С точки зрения В.В. Давыдова психологические новообразования кризиса носят личностный характер. (19). Вследствие этого происходит перестроение социальной ситуации развития и динамика смены возраста: на основе противоречий - движущих сил, связанных с переходом от одной стадии развития к другой. Освоение нового способа действия и поведения, способных перестроить существующую систему отношений ребёнка с миром. Свидетельствует о базовых приобретениях возраста и смене возрастного этапа развития. Социальный опыт играет в данном процессе ведущую роль.

Для понимания сущности и специфики процесса социализации ребенка-дошкольника необходимо обратиться к характеристике дошкольного периода.

Предшествующие события - прямохождение и речь; личностное новообразование - выделение «системы Я» рождают у ребёнка потребность действовать самостоятельно. Ребёнок осознаёт себя субъектом собственных желаний, хотений, субъектом собственных действий. К этому времени «ребёнок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми» (70, с.233) . Это характеризует начало бурного развития детского самосознания. «Я» ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. Ребёнок способен осуществлять элементарную рефлексию, «которая разворачивается не во внутреннем идеальном плане, как акт самоанализа, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми» (70,с.235)

Всё это порождает новую социальную ситуацию развития - уникальное отношение ребёнка с взрослым, складывающееся в данном возрасте и субъективно переживаемое им, определяющее специфику и качественное своеобразие возраста. Социальная ситуация развития фиксирует своеобразное, динамическое единство (равновесие) внешней среды и внутрисубъектных структур, содержит противоречие - движущую силу развития в конкретном возрасте.

Для ребёнка-дошкольника таким противоречием является «расхождение между стремлением ребёнка активно участвовать в окружающей жизни и действительным уровнем развития его физических и психических сил (44,с.45). Необходимость освоения взрослого мира проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром, и разрешение этого противоречия достигается в игре.

Ребёнок «овладевает» взрослым как орудием в системе человеческих отношений, деятельности, общения, правил и норм. Социальная ситуация развития определяет основной путь, по которому ребёнок выстраивает социальный опыт (интериоризация). Это реализуется в ведущем виде деятельности: «В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации» (42, с.9)

В соответствии с теориями А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна универсальность деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности раскрывается в психологических характеристиках человека - носителя и одновременно субъекта деятельности, выступая основанием и условием её осуществления.

Ведущая деятельность - источник формирования психологических новообразований и сфера их проявления. Она содержит три признака:

в ней возникают и внутри неё дифференцируются другие, новые виды деятельности;

в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы;

от неё ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности - новообразования.

Д.Б. Эльконин обогащает содержание ведущей деятельности мотивационно-потребностным компонентом- ориентацией ребёнка на мир людей. (81). «Поочерёдное выдвижение на первый план то одной, то другой стороны деятельности вызывает смену периодов становления личности в онтогенезе, усиливая то интеллектуальную, то социальную активность» (73,с.107).

Исследования Д.И. Фельдштейна по проблеме феномена социального развития доказывают, что процесс социализации-индивидуализации базируется на взаимодействии двух сторон деятельности, связанных с освоением предметного мира и мира отношений между людьми.

Анализируя работы Л.С. Выготского, оперирующего категорией «главные моменты деятельности», Б.Г. Ананьева, использующего термин «основные формы деятельности, А.Н. Леонтьева, включающего определение «линии развития деятельности», Д.Б. Эльконина, определяющего «группы деятельности», Д.И. Фельдштейн приходит к выводу, что речь в данном случае идёт о двух направлениях деятельности как социального способа существования человека. Эти направленности (по освоению предметного мира и мира отношений между людьми) способствуют достижению определённого результата социальных завоеваний и становлению внутренней позиции индивида как субъекта деятельности.

Результаты исследования, проведённого под руководством Д.И. Фельдштейна, позволили установить, что каждая из двух сторон деятельности имеет свою особую функциональную нагрузку, свой особый характер, свою определяемую специфическими закономерностями линию внутреннего развития, свой продукт - результат этого развития.

Интимно-личностное общение является изначальной формой деятельности, способствующей психическому развитию в онтогенезе. В нём ребёнок индивидуализируется как социально значимый субъект. По мере его развития происходит расширение социального пространства жизнедеятельности, ориентация в котором требует качественно нового уровня универсальных способов человеческой деятельности, овладения социальным опытом, действий с предметами, постижения их социально значимых смыслов.

Далее для того, чтобы снова утвердить себя в социальном мире в качестве субъекта человеческих взаимоотношений, ребёнку снова приходится овладевать более совершенными способами как универсальной социальной, так и предметной деятельности.

Доминирование то одного, то другого направления деятельности связано с реализацией возрастных генетических задач, опосредованных противоречиями социального развития. Объективное разрешение этих противоречий, по мнению Д.И. Фельдштейна, обуславливает взаимосвязь обозначенных направлений, возможность перехода к новому их единству, обеспечивая поступательное социальное развитие.

Становление личности в онтогенезе связано с развитием и сменой форм общения (М.И. Лисина) в продолжение деятельностного подхода, но имеющего свою специфику (49). Появление общения обуславливается потребностью ребёнка в общении со взрослыми и на третьем году жизни --со сверстниками. Путём сравнения себя с другими, воспринимая свое отражение в другом, через ответные реакции ребёнок способен осуществлять элементарную рефлексию. По мнению Е.Е. Кравцовой в ходе общения происходит освоение ближайшей зоны развития - рефлексии, и центральное психологическое новообразование - обобщение переживания должно быть соотнесено с общением ребёнка (39).

«Развитие речи и усиление её роли в регуляции поведения составляют существо становления произвольности в раннем дошкольном возрасте» (70,с. 191). М.И. Лисина отмечает, что процесс самопознания и самооценки совершается в общении через посредство другого человека и с его помощью. В контактах со взрослыми ребёнок сравнивает себя с образцом, со сверстниками - с равными себе. (49)

Освоение форм общения имеет аналогичную другим психическим функциям линию развития: «Те виды деятельности и формы общения, которые прежде играли ведущую роль, теперь отодвигаются на второй план» (55, с.131).

Смысл и направленность социогенеза происходит по линии психического и социального развития, становления индивидуальной и социальной субъектности, развития произвольности (саморегуляции психической жизни) и воли (саморегуляции социальной жизни).

Вопросы внутреннего самоопределения ребенка, соотношения внешних воздействий и внутренних условий их реализации, внешних и внутренних детерминант, механизмы социального развития ребенка рассматривались в трудах С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, А.В. Запорожца и др.

А.В. Запорожец в своих исследованиях уделял особое внимание мотивационно-смысловой ориентации как особой внутренней деятельности и ее роли в развитии взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Исследования М.И. Лисиной, Т.А. Репиной и др. рассматривают социальную ориентацию как отправной момент взаимодействия. В ее структуре определяются следующие компоненты: социальная перцепция, осуществляемая по разным основаниям (видовые, родовые, половые, национальные, этнические особенности), предвосхищающее воображение, связанное с мысленным «простраиванием» хода развитии ситуации взаимодействия, «запускающие» эмоции (либо провоцирующие, либо блокирующие дальнейший ход взаимодействия).

Социальная ориентация как специфическая внутренняя деятельность, предопределяющая возможность взаимодействия, имеет свои уровни развития, связанные со свернутостью (развернутостью) представленных компонентов, наличием и актуализацией «эмоциональных следов» прошлого общения, степенью выраженности отдельных действий. Переход к непосредственному взаимодействию обеспечивается благодаря «запускающим» эмоциям, представляющим собой завершающую фазу социальной ориентации. Если «запускающие» эмоции имеют отрицательную направленность, связанную, например, с прошлым негативным опытом аналогичных ситуаций, - дальнейшее взаимодействие «блокируется» и человек уходит от возможного контакта. Если положительную - взаимодействие переходит в новую фазу - фазу исполнения. (42)

Онтогенетически исходным в овладении универсальными способами социального взаимодействия является механизм рефлекторной регуляции. Его первичные проявления обнаруживаются уже в младенческом возрасте в виде социально направленной улыбки и в дальнейшем часто актуализируются бесконтрольно, на уровне феномена «стимул - реакция».

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте имеет большое значение.

В своих работах И.С. Кон отмечает, что «сначала ребенок ориентируется на внешнее начало: он должен вести себя хорошо, чтобы избегать наказаний и получать поощрения; свои поступки он оценивает по прямым последствиям (плохое наказывается, хорошее поощряется). Затем «внешняя» система правил и норм интериоризируется: ребенок старается вести себя хорошо, главным образом из потребности в одобрении со стороны значимых для него лиц…» Далее идет ориентация на нормы морали как на «внешний авторитет». А с развитием абстрактного мышления личность вырабатывает осознанные моральные принципы, имеющие общую мировоззренческую основу.(43, с.74)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать