Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
p align="left">Знание вырастает из осознания ребенком определенных ситуаций своей деятельности. Семья, дающая ребенку право выращивать свои знания на основе своего опыта, понимания, тех понятий, которые у него к этому времени сформировались, право выбора способа работы; индивидуального или коллективного, способствует формированию у ребенка способности осуществлять самостоятельный выбор и нести за него ответственность.

5)Гармоничные взаимоотношения в семье.

Исследования, проведенные Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожец и др., позволили выделить два типа факторов, существующих в семье и оказывающих влияние на ребенка. Первый тип составляет отношения родителей, отношения между родителями, отношения между братьями и сестрами. Ко второму типу можно отнести материальное положение семьи, жилищные условия, структуру семьи (полный или неполный ее состав). Факторы первого типа исследователи отнесли к доминирующим по сравнению со вторыми.

На основе многолетнего практического опыта ученые делают вывод о том, что нарушения в семейных межличностных отношениях являются причинами так называемых «сбоев» в процессе социализации ребенка.. В системе взаимоотношений «родители-ребенок» следует опираться на индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при выборе типа и стиля воспитательного воздействия в семье. Успешность адаптации ребенка зависит от доминирующего в семье стиля родительского отношения и понимания родителями индивидуально-психологических особенностей детей.

Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, основные периоды развития, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами, социально-демографические особенности семьи.

По результатам исследований Э. Арутюнянц, существуют три варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляются сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Взаимодействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате такого взаимодействия у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу.

Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.(5)

Такая классификация семей требует индивидуального подхода к воспитанию ребенка в целом и взаимодействию с семьей.

Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей. В статье 2 Закона РФ «Об образовании» сформулированы следующие принципы:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В последнее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре ее стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

Кроме того, в последнее время наметился переход от единой модели образования к плюралистическому подходу. В Законе РФ «Об образовании» в качестве принципов государственной политики упоминаются также «свобода и плюрализм в образовании», «демократический, государственно-общественный характер управления образованием, свобода образовательных учреждений». Педагоги получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, использовать многообразие форм, определять свой стиль, свои направления в работе с детьми.

Современные исследования показали, что в настоящее время сложилась ситуация, когда педагогами большинства дошкольных учреждений не уделяется должного внимания работе с семьями воспитанников. К середине XX века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике считаются традиционными. К таким формам относится педагогическое просвещение родителей.

Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников. Такая работа состояла из следующих форм:

посещение семьи воспитателем (предусматривает знакомство педагога с семьей, но не для того чтобы опираться на ее особенности в дальнейшей работе, а для выяснения общих условий семейного воспитания, выявления педагогических ошибок родителей с целью дать рекомендации и выстраивать воздействие на родителей);

беседы и консультации (мало чем отличались друг от друга, направлены на оказание помощи семьям, не справляющимся с воспитательной функцией. Ведущая роль в них принадлежала педагогу: темы рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым);

общие и групповые родительские собрания (также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели планируют и проводят эти формы работы согласно своему расписанию и в соответствии с интересующей их темой. Родителям не дается право выбора программ и направлений педагогического процесса - они лишь слушают предлагаемое педагогами.);

наглядная пропаганда (оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д., также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка, не учитывается важность семейного воспитания для процесса социализации детей.

За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель - охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы с семьей нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на теоретическую помощь семье в процессе воспитания ребенка.

Такие формы работы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Однако современное экономическое положение в сфере образования затрудняет их осуществление на практике. Кроме того, во всех формах работы с семьей за пределами детского сада, как и в предыдущем направлении, все также активно главенствует общественность и незаметна роль семьи. (28, 27)

Перечисленные выше формы взаимодействия ДОУ с семьей показывают, что в стране имеется немалый опыт педагогического просвещения родителей. Но содержание программ не подчеркивало истинную роль семьи в становлении личности ребенка, его социализации. Важно, чтобы содержание взаимодействия ДОУ с родителями дошкольника отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка.

Наличие данных недостатков в работе с родителями требует не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм работы дошкольного учреждения с семьей. Именно поэтому и появилась в дошкольном образовании новая философия взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. (46)

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Политика превращения воспитания из семейного в общественное уходит в прошлое.

Долгие годы к семье и домашнему воспитанию складывалось уничижительное отношение. Родители допускались в ДОУ, когда требовалась их помощь в благоустройстве помещений, озеленении, их приглашали на праздники, собрания. Педагоги искренне полагали, что их миссия - поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды). Это вызвало ошибки в общении педагога с родителями (безличное обращение, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта). Указанные ошибки являются свидетельством коммуникативной некомпетентности педагога, которая сводит на нет его профессиональную компетентность.

Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействия - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Необходимо стремиться к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, а также к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей.

Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения.

Реализовать открытость ДОУ «внутрь» - это означает сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Авторы некоторых педагогических изданий (22,46) рекомендуют создавать следующие условия для достижения открытости дошкольного учреждения:

личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;

вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия, важно чтобы дети готовились к ним вместе с родителями

Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и сам оказывает влияние на воспитательные процессы в семье, оказывать помощь родителям в тех или иных педагогических затруднениях.

При выборе форм работы с родителями необходимо учитывать следующие факторы.

Тип семьи: многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников);

нуклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей без старшего поколения);

неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянники и др.);

полная (наличие обоих родителей);

псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, в школе, на работе).

Сущностные характеристики:

проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопределенное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются;

зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, определенное, способствующее росту; стиль общения; уравновешенный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений;

традиционная или современная.

Образ жизни - совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих той или иной личности, группе, обществу. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и т.д.

Опираясь на вышеизложенные факторы при работе с родителями выделяются следующие группы задач:

психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;

изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Изучение семьи, ее воспитательного потенциала - важная задача в процессе взаимодействия ДОУ с семьей. Для диагностики полноценности процесса социализации ребенка необходимо диагностировать характер семейного воспитания.

Характер семейного воспитания можно оценить по определенным критериям:

1.состав семьи, профессии и образовательный уровень родителей, а также других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка;

2.общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи (обращение друг к другу, характер отношений между членами семьи, страхи и опасения родителей);

3.цели воспитания ребенка;

4.стиль взаимодействия с ребенком;

5. психолого-педагогические знания, практические умения родителей;

6. особенности семейного воспитания (распределение бюджета, времени, семейный досуг, роль семьи в передаче культурного опыта)

7. отношение семьи к дошкольному учреждению.

Целесообразно отметить функции работы образовательного учреждения с семьей, выделенные Д. Лешли (48)

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ,

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

4. Помощь отдельным семьям в воспитании.

5. Взаимодействие с общественными организациями родителей.

Основные принципы при организации работы с семьями в рамках новой философии:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Преимущества данного вида взаимодействия ДОУ с семьей в свете новой философии взаимодействия неоспоримы и многочисленны. Данная форма взаимодействия имеет неоспоримые достоинства для создания условий полноценной социализации ребенка.

-Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

-Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса

-Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

-Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

-Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста

Опираясь на вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо их взаимодействие. Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции (унификации) ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития.(14)

Среди функций семьи наибольший интерес представляют те, что связаны с воспитанием и развитием детей: эмоционально-психотерапевтическая, рекреативная, восстановительно-оздоровительная, статусно-позиционная. Опираясь на данные функции, ДОУ должно строить свою работу с семьей.

I. Для того, чтобы осуществлялась возможность включения семьи как микрофактора в процессе социализации личности ребенка-дошкольника, необходимо придерживаться следующих направлений во взаимодействии ДОУ и семей воспитанников:

1) ДОУ должно стать «открытой системой», в результате чего происходит процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами и родителями; учебно-воспитательный процесс становится более гибким, дифференцированным; создается единая развивающая среда, с взаимодополняющими линиями взаимодействия между семьей ребенка и ДОУ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать