Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях
p align="left">Мощным фактором детской безнадзорности помимо неблагополучной семьи, несомненно, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, при получении профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей, оставшихся без попечения родителей.В последние годы появилась еще одна категория несовершеннолетних, относящихся к «группе повышенного риска», - дети беженцев и вынужденных переселенцев, которые появляются по причине распада СССР и многочисленных вооруженных конфликтов.

Дезадаптированность тесно связана с ухудшением психического здоровья детей. Психологическая патология среди социально дезадаптированных несовершеннолетних достаточно велика и достигает 95% Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001. с.146.

. Существует тенденция роста числа подростков, госпитализированных из-за наркологических заболеваний. Безнадзорным детям с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев необходима наряду с социальной реабилитацией серьезная медицинская помощь.

В последние годы в детской среде наблюдается устойчивый рост числа венерических заболеваний, особенно среди социально дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия. По данным социальных служб, только 75% претерпевших насилие обращаются в правоохранительные органы, реальное же количество случаев сексуального насилия в десятки раз превышает статистические данные, поскольку очень многие посягательства остаются «тайной» детей. Они калечат их психику, негативно отражаются на дальнейшем развитии личности, приводят к всепоглощающей мысли о бесперспективности жизни.Серьезной социальной проблемой остается суицид в детской среде. Его причинами становятся семейные (невнимание или развод родителей, смерть одного из них), личностные (одиночество, инвалидность, неудачи) и экономические проблемы. Из жизни уходят дети, не получившие поддержки в трудной жизненной ситуации, оставшиеся наедине со своими бедами, обидами, проблемами, встретившиеся с насилием и извращенной жестокостью.Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, на протяжении длительного времени (порой нескольких лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как проблема их жизнеустройства решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Эта категория детей наиболее склонна к бродяжничеству, подвергаясь при этом опасности стать жертвой насилия и преступлений или быть вовлеченной в преступную деятельность.

Безнадзорность среди подростков наблюдается на фоне пьянства, наркомании, безработицы как среди родителей, так и у самих несовершеннолетних.

Одним из проявлений социальной дезадаптации детей и подростков является злоупотребление психоактивными веществами. Несовершеннолетние, часто употребляющие алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества, испытывают серьезные трудности в обучении. Для них характерны низкая успеваемость и систематические пропуски занятий, многие остаются на второй год или вообще самовольно прекращают обучение и отказываются посещать школу, либо другие учебные заведения.Среди причин, влияющих на распространение алкоголя, наркотических и токсикоманических средств в подростковой среде, далеко не последнее место занимает их доступность.

В зависимости от «природы» характера и степени дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию детей и подростков.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии). Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15 - 20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи (В. Е. Каган). В общей сложности, по данным исследований А. И. Захарова, до 42% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи врачей-педиатров, психоневрологов и психотерапевтов Там же. с. 12. . Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации, к закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений.

Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, социальной адаптации умственно отсталых детей. Как мы уже отмечали, у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, трудиться и в меру своих возможностей быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует особых реабилитационных социально-педагогических условий.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость. Психосоциальная дезадаптация требует индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления.

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка,

В данном случае дезадаптированность проявляется в кризисные периоды психофизиологического развития, которые характеризуются качественно новыми психологическими образованиями, что требует перестройки характера отношений взрослых, родителей, воспитателей, педагогов с ребенком, подростком, а также изменений всей системы воспитательных мер и воздействий, социальной ситуации развития. Л. С. Выготский, одним из первых в отечественной психологии разрабатывавший проблему периодизации психического развития, выделял кризисы новорождения, одного года, трех, семи, тринадцати лет. Кризис новорождения связан с изменением социальной и биологической среды обитания, кризис одного года - с освоением ребенком прямохождения, трех лет - с овладением речью, семи лет - с изменением социальной ситуации развития (поступление в школу) и тринадцати лет - кризис подросткового возраста. Кризис подросткового возраста является одним из самых «сложных» переживаемых ребенком в процессе своего психического развития. В этот период перехода от детскости к взрослости, как уже отмечено выше, происходят серьезные изменения, как в организме, «психике» так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими, взрослыми и сверстниками Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. 2002. с.78..

Однако кризисность, известная трудновоспитуемость подросткового возраста, как и трудновоспитуемость других возрастных кризисных периодов развития, могут быть преодолены, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия, характер отношений с педагогами, родителями будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей развития ребенка, подростка.

Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, эмоциональное неконтролируемое состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки со стороны практических психологов.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. Для социально запущенных подростков характерны серьезные различные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.). В отношениях такого рода трудновоспитуемых подростков необходимы специальные меры социальной поддержки, о которых мы подробнее поговорим далее.

Итак, существуют два обстоятельства, которые являются важнейшими предпосылками дезадаптации:

1. семейный фактор. Для ребенка, находящегося в самом раннем возрасте, пьянство родителей, их безразличие, граничащие с жестокостью, - факторы, способствующие его патологическому развитию. Для детей более позднего возраста неблагоприятная семейная обстановка - лишь отягощающая, а вовсе не обязательная предпосылка дезадаптации;

2. врожденная патология: выраженные в довольно стертом виде дисфункция мозга, обусловленная родовыми или послеродовыми травмами, повышенной психической возбудимостью самих родителей Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001 с. 145..

В совокупности с первым фактором они создают те особые, отягощенные по сравнению с нормальными условиями, в которых изначально появляются и формируются отклонения в психике, способствующие дезадаптации.

Уже в раннем такие дети демонстрируют быструю утомляемость, трудности общения в детских дошкольных учреждениях, затруднения при включении в характерные для их возраста игры и занятия. Однако настоящие сложности возникают у них, как правило, после поступления в школу. Во-первых, они плохо подготовлены и в состоянии наверстать упущенное только при создании для них благоприятных условий, поэтому учиться им, как правило, трудно. Во-вторых, они быстрее, чем другие устают, пресыщаясь деятельностью, более раздражительны, не способны к длительным и систематическим нагрузкам.

И все же, было бы грубой ошибкой, что ранняя трудновоспитуемость и ослабленная нервная система, а потому и начальная дезадаптация с ее отклонениями в поведении - непосредственные причины асоциальной направленности личности. Следует рассмотреть личность ребенка на протяжении всего пути становления феномена дезадаптации и при этом строго разделять физиологические условия и собственно психологический процесс, протекающий в этих рамках. В качестве наиболее значимых можно отметить следующие моменты.

По мере усложнения требований и школьных программ таким Деям в силу указанных нарушений все труднее становится достигать успеха. Им обычно не по силам в течение долгого времени (15-20минут) концентрировать свое внимание, поэтому на уроке они отвлекаются, отвечают невпопад, раздражают учителя, становятся объектами насмешек сверстников. Без организующей и мобилизующей помощи взрослых (которую им не могут предоставить родители в неблагополучной семье) они не в состоянии преодолевать трудности, терпят обвинения в неполноценности, подвергаются наказаниям (зачастую весьма суровым), лишениям. Важнейшие потребности ребенка в этом возрасте - одобрение, уважение со стороны окружающих - не удовлетворяются, что создает у него глубокий внутренний дискомфорт.

Иными словами, легкая или стертая наследственная патология в совокупности с отсутствием педагогической и психологической помощи обусловливает постепенное отчуждение ребенка от общества. Этому способствует и неблагоприятная обстановка в семье, пьянство и жестокость родителей.

По мере перехода к подростковому возрасту, подразумевающему формирование новых потребностей, превалирование коммуникативной деятельности, общение со сверстниками, потребность познать себя, самоутвердиться, появляется необходимость выработать собственную точку зрения на те или иные явления и события.

Конечно, было бы ошибкой предполагать, что «трудный» подросток ввиду своего отягощенного психического развития склонен выбирать в качестве новых потребностей только «дурное» и «плохое». Однако, как правило, они подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми (в отличие от школы или семьи) можно самоутвердиться, получить определенный статус, ощутить (наконец-то, уважение к себе).

С началом доминирования у подростка ценностей такой группы неизбежным становятся его конфликты с педагогами, родителями, соседями. Педагогическая неграмотность родителей, убежденных, что лучшее средство воспитания - грубая ругань и рукоприкладство, и вызов участкового, препятствует удовлетворению истинных интересов, эмоциональных запросов подростка.

Быстрое формирование отклоняющегося поведения объясняется свойственным подросткам лабильностью, возбудимостью, которые крайне ускоряют формирование стремления жить беспечно, шумно, весело. Пристрастие к алкоголю и наркотикам, бездумное участие в уличных драках компенсируют подростку все ущемления и притеснения, которые он претерпевает в повседневной жизни.

Однако участие в драках и совершение других мелких правонарушений, все более принимающих характер привычки, неизбежно начинают вызывать личностные изменения, которые в группе развиваются гораздо быстрее, - подросток склонен демонстрировать эти патологические изменения задолго до истинного появления их, следуя требованиям и кодексам группы. Так складывается делинквентная личность (от лат. delinquens - правонарушитель, преступник) личность, еще не совершившая, но готовая совершить крупное правонарушение. У подростка, личность которого еще не сформировалась, негативный опыт вызывает подлинные отклонения, склонность к правонарушениям. На развитых стадиях девиации и дезадаптации наблюдаются искажение и глубокая деформация личности делинквента, который опускается до самого примитивного состояния. Таким образом, дезадаптация не является врожденной и не возникает неожиданно, ее развитию предшествует целый ряд этапов, которые можно считать стадиями онтогенеза негативных психологических новообразований.

Схематично категории дезадаптированных детей и подростков, прошедших эти этапы и имеющие общие истоки отклонений в поведении и развитии, можно представить следующим образом:

1. трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамента. Наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития.

2. нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми для них взрослыми.

3. «трудные» подростки, не имеющие решать свои проблемы социально приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми.

4. подростки - делинквенты, постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле Технологии социальной работы с детьми и подростками. СПб, 2001. с.175..

В отечественной и зарубежной науке накоплен большой объем данных, убедительно свидетельствующих о том, что на формирование дезадаптации оказывают влияние следующие факторы:

· запущенность как следствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостатка внимания к ребенку;

· депривация как результат полного отсутствия со стороны родителей теплых, близких отношений с ребенком, необходимых для его полноценного развития;

· фрустрация, обусловленная тем, что очень часто удовлетворению жизненно важных потребностей ребенка препятствует непреодолимые трудности;

· внутренний конфликт, возникающий после первых тревожных факторов, определяющий формирование комплекса личностных проблем как препятствий для нормального мироощущения в сфере общения и деятельности, взаимоотношений с людьми Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001 г. с.311.

.

Мы перечислили несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков, которые указывают на необходимость социальной работы с дезадаптированными подростками. Рассмотрим основные технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками.

Глава 2. Технологии социальной работы и психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками

2.1 Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальной развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

Актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики социальной дезадаптации, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь такой категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь органы право охранения в связи с совершением противозаконных действий.

В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных подростков официально не существует, но различные пилотные исследования дают основания утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему является одной из острейших и трудноразрешимых проблем.

Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 года. Благодаря усилиям федеральных и региональных органов социальной защиты количество таких учреждений возросло с 4 (в 1992 году) до 550 (в 1996г.); реабилитацию в них прошли 75 000 несовершеннолетних Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001. с.300. .

Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:

· Профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

· психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим или психическим насилием или опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать