Но существует и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, - создание семейных (воспитательных) групп Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. М., 1996 с.46..
Сначала о наличии таких детей оповещают через средства массовой информации или специальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются ее материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые рекомендации каждой семье.
В идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации. Благодаря ему восстанавливаются утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка важным условием социальной реабилитации. Кроме того, во многих приютах пытаются моделировать отношения, похожие на домашние Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001, с.304..
Таким образом, деятельность приюта - это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.
Рассмотрим технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другого учреждения - социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются:
· Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
· Обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
· Обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого - медико - педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный Физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.
Центры рассчитаны на 5-10 тысяч детей и могут включать в себя следующие отделения:
- Приемное отделение;
- Отделение диагностики социальной дезадаптации;
- Отделение реализации программ социальной реабилитации;
- Отделение социально-правовой помощи;
- Семейная воспитательная группа Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. М., 1996 с.49.
.
Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.
В приемном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение.
В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. Разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.
Ее поэтапное осуществление осуществляется в отделении реализации программ социальной реабилитации. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и профориентации.
Индивидуальная программа реабилитации реализуется как в условиях дневного или круглосуточного стационара Центра, так и в семейной воспитательной группе. В отделении образуются реабилитационные группы - дети в них могут быть разного возраста, но желательно объединять детей со сходным уровнем адаптации для наиболее эффективного использования групповых методик. Оптимальное количество детей для дневного стационара - от 5 до 10, а для круглосуточного - до 7.
Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в семейных воспитательных группах. Оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников, формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях. Организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.
И, наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа, либо в вышеназванной нами школе родителей.
После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, врачей-наркологов и др.).
Из существующих в настоящее время типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков. Центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве подразделения социальный приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа дезадаптированных подростков, устранять причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Такое направление деятельности, безусловно, перспективно в общей системе социально-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на его семью.
Вместе с тем социальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей. Поэтому первейшая задача всех социальных работников - оказать подростку, прибывшему в реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения им новой жизни.
Мы рассмотрели деятельность учреждений социальной работы, действующих на территории Российской Федерации.
Как мы уже упоминали ранее, в процессе адаптации детей и подростков особое значение имеет психологическая адаптация. Ведь социальная адаптация предполагает использование психологических по своей природе механизмов. Ознакомимся с ними подробнее.
2.2 Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
Как мы уже упоминали ранее, дезадаптация - это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений. Механизмами адаптации можно назвать: идентификацию, интериоризацию, эмпатию, уподобление, приемы обратной связи.
Идентификация - тип социального воздействия, обусловленный желанием человека быть похожим на других людей или стать членом отдельной общественной группы. При этом происходит копирование поведения, установок и других характеристик в надежде на какие-то выгоды в будущем, но из-за привлекательности самого процесса идентификации. Термин эмпатия обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт М. Кордуэлл. Психология. Словарь-справочник. М., 2000 с.127, 390. .
Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985 с.124..
Результат дезадаптации - нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, принятие социальных ролей, которые позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять свои потребности («хулиган», «бродяга» и пр.). Социальная роль - это совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов, заданных социальным статусом или позицией человека в системе общественных или межличностных отношений Социальная работа. Учебное пособие. Под ред. проф. Курбатов В.И. Ростов - на - Дону., 2003 с. 465.. Именно принятие на себя той или иной социальной роли является показателем адаптации или дезадаптации роли.
Отметим еще раз тот факт, что на возникновение дезадаптации оказывает влияние два основных фактора - семейный и врожденная патология. На основании этих факторов, которые со временем порождают и другие факторы у ребенка возникают внутренние противоречия. Неразрешимость внутренних противоречий с близкими людьми, учителями, друзьями трансформируется сначала в отчуждение, затем в конфронтацию и, наконец, в постоянную готовность к столкновению (диспозицию), которые различаются способами взаимодействия с окружающими, формами своего выражения, степенью интенсивности, длительности и открытости противостояния. Поэтому социальный работник, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении ребенка, должен избрать главным объектом внимания вовсе не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный, криминальный, а значит, и асоциальный.
При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни ребенка, в течение которого формируется его личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений.
Иначе говоря, начинать следует с определения психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформации личности, обусловливающих дальнейшую дезадаптацию, а не сосредотачивать все внимание на борьбе с ее многочисленными последствиями (перекрывая, например, пути распространения алкогольной продукции и т.д.).
Психологи Л. С. Алексеева и Л. П. Кругликова считают, что непродуктивно строить приюты для бездомных и колонии для малолетних преступников, забывая, что корни зла - отсутствие у них представлений о родительской любви и добре, наличие у них комплекса проблем, оставшихся неразрешенными и ищущих выхода в стремлении к суррогатной и легкой жизни Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001 г. с.312. .
Из сказанного следует, что включение любого дезадаптированного ребенка или подростка в традиционную воспитательную и образовательную систему в полном объеме невозможно без специальной помощи в области коррекции и восстановления психических ресурсов и потенциальных возможностей ребенка. Эффективность такого варианта работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры учреждений, осуществляющих работу с детьми и подростками.
Учреждения социального обслуживания должны быть частью ближайшего окружения ребенка, в том числе дезадаптированного. Если проанализировать систему работы с детьми, то станет ясно, например, что школа и другие воспитательно-образовательные учреждения - обязательный, но не единственный элемент жизнедеятельности ребенка. Поэтому задача социальных служб на территории проживания ребенка - использовать возможности «сети», сделать так, чтобы все ее «ячейки» функционировали для его блага.
Связь между учреждениями социального обслуживания и социальной средой, а значит, и детьми должен осуществлять социальный работник, предоставляемый центром социальный работник, предоставляемый центром социальной помощи и детям, - специалист, который постоянно взаимодействует с конкретными детьми и подростками. Социальный работник выполняет мобилизующую роль. Он старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку, выступая в качестве социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица и их добровольные помощники) и одновременно в качестве социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетним.
Одна из важнейших функций социального работника на этом поприще - объединительная, идет ли речь о тех, кто составляет ближайшее окружение, и о самих подростках или о представителях социальных служб, а также тех ведомств и организаций, которые по долгу службы могут и обязаны участвовать в решение судеб несовершеннолетних.
Главное направление работы этого специалиста - непосредственное общение с дезадаптированными детьми и подростками.
Методика социальной работы определяет необходимую канву, последовательность действий социального работника, контактирующего с детьми, наличие у него соответствующего опыта, индивидуальности. Работая с «трудными» детьми, социальный работник должен ориентироваться на прагматизм современной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве - в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов и проблем становятся гораздо понятнее, так как его целостность бытия не замыкается только на личности данного ребенка.
Основное содержание работы социального работника с дезадаптированными детьми и подростками - это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью (поиска помощи адресатом), и принцип предложения помощи (движения помощи к адресату). Приступая к работе с «трудными» подростками, нельзя проявлять прямолинейность. В отличие от детей младшего возраста «трудные» подростки - отнюдь не пассивный объект социальной работы. Их дезорганизующая активность весьма велика и заставляет с собой считаться. Предложение любой помощи со стороны социального работника должно «перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему подростка и обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а атрибуты подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) - лишь после этого можно переходить к решению более глубинных вопросов. Следовательно, социальному работнику приходится не ориентироваться на официальные ценности и постулаты, а учитывать состояние ребенка, продуцируя и реализуя те потребности, которые обусловлены его сегодняшними пристрастиями и предпочтениями.
Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если не игнорируют эти обстоятельства и создают вначале своеобразный костяк своих единомышленников среди дезадаптированных подростков, и вовлекая всех остальных в общую деятельность. Эти две разные задачи - формирование ядра своих единомышленников и влияние на наименее поддающихся - приходится решать одновременно.
Но этим задачи социального работника не исчерпываются; он обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с «трудными» подростками, расширяя арсенал своих средств воздействия. Социальный работник снимает целый комплекс проблем подростков, имеющих оттенок экстремальности. Соответствующим образом организуя среду их обитания и создавая адекватные условия для удовлетворения их основных возрастных потребностей, он помогает им разобраться в себе, сделать соответствующий выбор в жизни, а главное, почувствовать себя нужным и защищенным, уверенным в том, что в трудной жизненной ситуации ему есть на кого положиться. Социальный работник может не только инициировать многие социальные начинания, но и пробудить инициативу самого подростка, направленную на изменения в самом себе, желание работать над этим - в союзе ли с социальным работником или, используя тот потенциал, который имеется на той территории, где проживает подросток.
Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения, продемонстрировала свою неэффективность, и даже вред - по отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на следующих положениях:
· Личностно-ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей;
· Разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;
· Организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности;
· Разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности Технологии социальной работы. Учебник. М., 2001 с.316. .
При определении целей и задач социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и детьми, имеющими нервно-психические расстройства, в том числе невротиками, основными является понятие «особые социальные потребности». У таких детей как можно раньше должны быть выявлены и определены первичные нарушения развития (в настоящее время, например, создана система нейропсихологического выявления минимальных поражений мозга).
После диагностики начинается целенаправленное положительное воздействие, коррекция, обучение (независимо от возраста детей). Отсутствие целенаправленной психолого-педагогической помощи, пренебрежение ею может привести к необратимым последствиям - невозможности достичь определенного уровня реабилитационного потенциала ребенка.
Дети, имеющие различные отклонения в развитии, нуждаются в формировании у них механизмов сознательной регуляции поведения, взаимодействия с окружающими, коррекции эмоциональных состояний. Может проводиться их комплексное медико-психолого-социально-педагогическое обследование с использованием игровой диагностики и игровой терапии и с одновременной коррекцией. Положительно может оцениваться внедрение в учебно-воспитательный процесс любого образовательного учреждения доступных для освоения педагогическим персоналом диагностических и коррекционных приемов предупреждения хронической патологии.