Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях
p align="left">в) усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской диспансеризации детей;

г) улучшение санитарно-гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях.

Улучшение питания детей:

а) обеспечение полноценного питания новорожденных;

б) предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей;

в) повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов.

Обеспечение воспитания, образования и развития детей:

а) обеспечение реального доступа к получению образования;

б) развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры;

в) развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям;

г) создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей.

Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах:

а) обеспечение действенной защиты детей в условиях стихийных бедствий, катастроф, политических, межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов;

б) создание эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

в) обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей - инвалидов на особую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей;

г) обеспечение детям - сиротам, детям - беженцам, детям малочисленных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовного и физического развития Национальный план в интересах детей. М., 2003. с.5 7.

.

Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

· предотвратить распространение любых форм эксплуатации, жестокого обращения с детьми, обеспечить их защиту от физического и психологического насилия;

· обеспечить правовое регулирование защиты детей, находящихся в особо трудных условиях (в том числе пострадавших вследствие вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев);

· установить гарантии по обеспечению прав несовершеннолетних в процессе их трудоустройства в новых экономических условиях, защите их от эксплуатации со стороны работодателей, охране их труда;

· разработать эффективную правовую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав Национальный план в интересах детей. М., 2003. с.8.

.

Фактическая ситуация с российскими детьми, их правовой защитой обусловливает необходимость в поэтапном и экономически обоснованном принятии нормативных актов. В их числе должны быть акты как полностью посвященные детям в семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе, предусматривающие следующие меры:

· обеспечение правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях вынужденной миграции, особенно в случаях вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф;

· защиту детей от незаконного перемещения, в том числе за границу;

· защиту прав детей граждан России, находящихся за рубежом, в том числе меры, подлежащие отражению в международных договорах;

· образование и функционирование системы государственного социального обслуживания семьи и детей;

· квотирование рабочих мест для несовершеннолетних на предприятиях, предоставление налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу несовершеннолетних;

· усиление контроля за выполнением работодателем трудового законодательства, в том числе по оплате труда несовершеннолетних, соблюдению установленных норм в области техники безопасности, гигиены труда и т.д.;

· установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в детском травматизме и причинении другого ущерба здоровью детей и подростков;

· создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;

· создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков;

· установление повышенной уголовной ответственности за привлечение несовершеннолетних к изготовлению, распространению, торговле или рекламированию продукции порнографического содержания, к занятиям проституцией, употреблению наркотических средств, приобщению к алкоголю;

· создание необходимых условий для исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей; разработка порядка трудоустройства подростков, возвращающихся из мест лишения свободы;

· защиту прав детей при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

· установление механизма взыскания и порядка уплаты алиментов и исполнения судебных решений о взыскании алиментов Национальный план в интересах детей. М., 2003. с.8.

.

Основная цель в области поддержки семьи как естественной среды развития детей - обеспечить экономическими, социальными, правовыми и административными мерами право детей на жизнь в семье, поддержку возможностей семьи по воспитанию и содержанию детей, улучшение семейного образа жизни.

Это предполагает развитие семьи на основе самообеспечения, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами каждого человека, стимулирование роста реальных доходов семьи, а также дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку благоприятного психологического климата в семье и воспитательных функций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые указаны в Национальном плане в интересах детей:

· создать условия, позволяющие семье обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, достаточный для нормального развития ребенка;

· совершенствовать систему государственных социальных гарантий поддержки уровня благосостояния семей с детьми;

· содействовать семье в реализации ее воспитательной функции;

· сохранить семейную среду и создать ее для детей, лишенных попечения родителей.

Решение поставленных задач потребует поэтапной реализации следующих крупных мер:

1) совершенствование систем оплаты труда, налогообложения граждан с учетом иждивенческой нагрузки; поддержка усилий семьи в получении дополнительных доходов (от дополнительной занятости, личного подсобного хозяйства, сбережений и ценных бумаг и т.д.); экономическая, правовая и информационная поддержка становления и развития малого семейного бизнеса; предоставление различных видов кредитов семьям с детьми.

При безусловной приоритетности этих мер, их решение возможно обеспечить поэтапно с наступлением финансовой стабилизации и началом экономического роста;

2) предоставление пособия на каждого ребенка на базовом уровне, независимо от доходов семьи; учет интересов детей при развитии систем социального и медицинского страхования, проведении пенсионной реформы; формирование адекватных новым социально - экономическим условиям гарантий алиментного обеспечения детей при разводе родителей; разработка и внедрение основных социальных нормативов обеспечения детей услугами систем образования, здравоохранения и культуры, обеспечение доступности предусмотренных гарантий, в том числе предоставление семьям частичной компенсации расходов в связи с обучением детей, летним оздоровительным отдыхом, проездом детей к месту отдыха на время школьных каникул или на санаторно-курортное лечение и др.; создание системы прямой денежной и натуральной помощи бедным семьям с несовершеннолетними детьми, дифференцированной в зависимости от условий жизни;

3) обеспечение для взрослых членов семьи возможностей рационального сочетания экономической активности и семейных обязанностей (поэтапное распространение на мужчин в перспективе права на льготные режимы занятости в связи с выполнением семейных обязанностей; разработка правового и экономического механизма обеспечения прав родителей на удобные для них режимы труда, создание условий более равномерного распределения семейных обязанностей между членами семьи, включая насыщение бытовой техникой, развитие сферы бытовых услуг). Расширение и совершенствование различных форм просвещения родителей по вопросам воспитания, культурного развития и сохранения здоровья детей (издание соответствующей доступной литературы для родителей, разработка и реализация программ подготовки молодежи к семейной жизни, в том числе через систему образования и здравоохранения); разработка современной концепции развития дошкольных учреждений и иных форм по обеспечению ухода и присмотра за детьми; поддержка сохранения и развития системы дошкольного воспитания, разнообразных ее форм, дополняющих семейное воспитание; развитие сети учреждений социального обслуживания для семей с несовершеннолетними детьми по различным вопросам воспитания и ухода за ребенком, оказанию социальной, психологической и педагогической помощи родителям и детям;

4) разработка комплекса мер по устранению причин, ведущих к помещению детей на государственное обеспечение (профилактическая работа с родителями, ведущими асоциальный образ жизни, профилактика отказов от детей, прежде всего среди несовершеннолетних матерей и пр.); развитие новых форм и совершенствование процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, принимающих детей на воспитание;

5) организационное обеспечение политики поддержки семьи с детьми путем проведения мониторинга социально-экономического потенциала семьи, положения детей в семьях разного типа, в первую очередь в семьях повышенного социального риска; разработка методологии и механизмов экспертизы, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти решений, с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи; расширение подготовки и переподготовки кадров социальных работников и иных специалистов (психологов, педагогов, юристов, врачей и др.) для работы с семьей Национальный план в интересах детей. М., 2003. с.12

.

Важной целью государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации в области воспитания, образования и развития детей является создание условий для выявления потенциальных возможностей и развития личности ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

· укрепление государственных гарантий на бесплатное и общедоступное дошкольное, общее и начальное профессиональное образование; усиление экономической поддержки государственной системы образования, развитие нормативно-правовой базы в этой сфере;

· продолжение реформы образования в целях гуманизации, демократизации, повышения вариативности образования для наиболее полного удовлетворения изменяющихся образовательных запросов граждан;

· сокращение заболеваемости обучающихся и воспитанников;

· предупреждение детской преступности, безнадзорности и жестокого обращения с детьми;

· обеспечение поддержки, адаптации и развития наиболее незащищенных групп детей и подростков;

· стабилизация и развитие кадрового потенциала системы образования;

· стабилизация финансового и материально-технического обеспечения образовательных программ Национальный план в интересах детей. М., 2003. с.12.

.

Решение поставленных задач потребует поэтапной реализации следующих крупных мер:

1) выполнение в полном объеме Федеральной программы развития образования в России, совершенствование учебной литературы, пособий и средств обучения, развитие творческого потенциала детей и подростков;

2) совершенствование санитарных норм и правил в процессе обучения и содержания детей в образовательных учреждениях, усиление контроля за их исполнением, приведение материальной базы образовательных учреждений в соответствие с требованиями охраны жизни и здоровья детей; обеспечение учащихся горячим питанием; сохранение и развитие сети учреждений для оздоровления и отдыха детей и подростков, укрепление здорового образа жизни;

3) разработка и реализация межведомственной целевой программы "Дети риска" в рамках Федеральной программы развития образования в России;

4) развитие системы специального и коррекционного образования; усиление профилактической и диагностической работы в системе образования по раннему выявлению и коррекции отклонений у детей, развитие системы психологической реабилитации; развитие различных форм получения образования (без отрыва от трудовой деятельности, семейного образования и экстерната);

5) переход на многоуровневую систему педагогического образования, совершенствование системы оплаты труда педагогов;

6) переход на нормативное финансирование образования, многоуровневое и многоканальное экономическое обеспечение образования; привлечение внебюджетных источников экономического обеспечения;

7) широкое внедрение образовательных программ по основополагающим документам в области прав человека Национальный план в интересах детей. М., 2003. с.14..

Цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации в отношении детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, состоит в обеспечении их социализации, полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной интеграции их в общество.

Для достижения этой цели предстоит решение следующих крупных задач:

· защита прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах;

· ослабление негативных последствий сиротства;

· обеспечение гарантий прав детей с аномалиями развития на особую заботу государства;

· создание сети специализированных служб и учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации и несовершеннолетних правонарушителей;

· оказание «скорой» помощи детям в условиях экстремальных ситуаций;

· совершенствование подготовки профессиональных кадров для работы с детьми, попавшими в особо трудные обстоятельства.

Решение поставленных задач потребует реализации следующих крупных мер:

1) подготовка проектов необходимых законодательных актов, направленных на защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных условиях; усовершенствование механизма индивидуальной защиты ребенка на основе всестороннего рассмотрения и решения возникающих проблем комиссиями по делам несовершеннолетних, повсеместного создания этих комиссий;

2) оказание повышенного внимания содержанию и качеству образования в государственных учреждениях для детей - сирот; проведение разукрупнения государственных учреждений для детей - сирот и создание в них условий проживания, приближенных к семейным; полная реализация гарантий трудоустройства выпускников интернатных учреждений для детей - сирот или определение их на дальнейшее обучение, обеспечение детей - сирот жильем и социальной поддержкой в первое время после выпуска; совершенствование систем пособий, компенсаций, льгот и пенсий для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, вооруженных конфликтов; развитие сети центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

3) развитие сети социально-реабилитационных учреждений для детей - инвалидов; широкое использование прогрессивных методик реабилитации детей - инвалидов; оказание детям - инвалидам своевременной консультативной помощи и социальной поддержки; обеспечение возможности детям с отклонениями в развитии обучаться в образовательных учреждениях общего типа;

4) определение правового статуса, содержания деятельности и функций учреждений и служб, осуществляющих профилактическую, коррекционную, восстановительную работу с разными категориями детей; развитие в учебных заведениях психогигиенической службы, предупреждающей психологические перегрузки, невротические срывы, нарушения поведения у несовершеннолетних и массовой сети первичных специализированных консультативных служб и учреждений для детей, подверженных ранней алкоголизации и наркомании; создание сети социально-реабилитационных центров, социальных приютов для безнадзорных детей с отклонениями в поведении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних с отклонениями в развитии и совершивших общественно опасные деяния;

5) развитие сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации; создание сети многопрофильных санаторно-курортных учреждений круглогодичного цикла для оздоровления и реабилитации детей, пострадавших от аварий, стихийных бедствий;

6) определение специальных мер по защите детей, ставших жертвами межнациональных и других вооруженных конфликтов; обеспечение безусловного соблюдения порядка предоставления основных социальных гарантий детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев; развитие сети срочной психологической помощи (в том числе по телефону);

7) расширение масштабов обучения и повышения квалификации специалистов по социальной работе, специалистов по социальной реабилитации, сотрудников организаций по делам несовершеннолетних и других специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования Национальный план в интересах детей. М., 2003. с.16. .

Практическая реализация Основных направлений потребует глубокой экономической, финансовой и правовой проработки и будет осуществляться на основе принятия законодательных и правовых актов, а также разработки и реализации соответствующих федеральных целевых программ, ежегодных планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При осуществлении государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации предполагается исходить из принципа четкого разграничения ответственности между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации за реализацию Основных направлений.

Реализация Основных направлений будет осуществляться во взаимосвязи с общим ходом экономических реформ. Сроки и масштабы планируемых мероприятий предполагается уточнять с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации и финансовых возможностей бюджетов всех уровней и хозяйствующих субъектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать