Социально-исторический опыт управления учебным заведением

Социально-исторический опыт управления учебным заведением

103

Содержание

Вступление

Раздел 1. Основные понятия управления

1.1 Понятие «Организация». Структура управления организацией

1.2 Принципы управления

1.3 Законы управления

1.4 Понятие «Педагогический менеджмент»

Раздел 2. История развития и особенности управления общеобразовательными учреждениями

2.1 Появление и развитие школьной и дошкольной системы образования

2.2 Особенности управления школой

2.3 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением

Раздел 3. История развития и управления высшими учебными заведениями

3.1 История возникновения ВУЗов и способы управления ими

3.2 Особенности управления ВУЗом

Выводы

Список литературы

Приложения

Вступление

Актуальность темы исследования обусловлена проблемами развивающейся системы образования в Российской Федерации; положениями Закона «Об образовании» РФ, «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». Новейшими научными достижениями в педагогике, психологии, теории и практике управления образовательными учреждениями, работающими в режиме развития; необходимостью обновления содержания образования на основе государственных образовательных стандартов, базисного учебного плана; внедрением в практику обучения современных парадигм образования, инновационных технологий, ориентированных на личность школьника.

В условиях личностно-ориентированного обучения образовательный процесс приобрел конкретное смысловое значение и технологическое очертание. Проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения и, в частности, учебно-познавательной деятельностью учащихся - это педагогический менеджмент, т. е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества. Управление как родовое понятие характеризует упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей природы, общества, самого человека.

Управление (в латинском языке - regere, в английском - control, management, во французском - administration, в немецком - Regierung) в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.

Управление находится в ряду явлений "второй" (искусственной) природы, возникших и развившихся в течение всей истории человеческой цивилизации. Оно создано людьми для сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация и другие общественные институты.

Отсюда зависимость управления от уровня развития и организации человеческого потенциала. В каждый данный исторический момент управление воспроизводится соответствующим обществом, от него "берет" свою сущность, в нем реализует свои возможности, является его частью.

Управление в обществе существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Посредством управления, прежде всего и главным образом люди связываются между собой, совместными усилиями формируют "ткань" коллективной и общественной жизни. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.д., но сторонами в управлении могут быть только люди.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Управление учебным заведением имеет свои особенности и, в тоже время строиться на общих законах и принципах управления. Первые учебные заведения появились еще в эпоху античности. С тех пор процесс управления учебным заведением претерпел значительные изменения, как и сами учебные заведения.

Таким образом, изучив социально-исторический опыт управления учебными заведениями, мы сможем, мы сможем проследить динамику развития педагогического менеджмента, выявить его особенности и значение в современной науке управления социальными заведениями.

Объектом данного исследования выступает процесс управления; предметом - процесс управления учебным заведением.

Цель работы - изучить социально-исторический опыт управления учебным заведением. Для достижения поставленной цели мы определяем следующие задачи:

1. Рассмотреть основные понятия управления: «организация», «структура управления».

2. Изучить принципы и законы управления.

3. Рассмотреть понятие «педагогический менеджмент» и выявить его особенности.

4. Изучить историю появления и развития образовательных учреждений

5. Определить особенности управления школой

6. Определить особенности управления ДОУ

7. Рассмотреть историю возникновения ВУЗов и развитие системы управления ими.

8. Определить особенности управления высшими учебными заведениями.

Проблема, рассматриваемая в данной квалификационной работе, рассматривалась в трудах различных отечественных и зарубежных авторов. Так, вопросы о структуре и функциях организации рассмотрены в книгах «Менеджмент», автор Большаков А.С., «Учебник по менеджменту» Орлова А.И.. Закоы управления рассматриваются в труде Тейлор У «Научная организация труда».

Основы педагогического менеджмента, его особенности и функции рассматривались в работах таких авторов, как Анохин П.К. «Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем», Баскаев Р.М. «О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу», Бежанишвили А.З. «Оптимизация управления образовательными системами. Профессиональная компетентность руководителя и педагога-исследователя», Гольдштейн Г.Я. «Основы менеджмента», «Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе», Шатон Г.И. «Теоретический анализ проблемы управления образовательными системами».

Становление и развитие современной системы среднего образования, и вопросы, связанные с развитием системы управления общеобразовательными учреждениями рассмотрены следующими авторами: Буров А.А. «Петербургские «русские школы» и распространение грамотности среди рабочих в первой половине XVIII века»; Демков М.И. «История русской педагогики»; Джуринский А.Н. «Зарубежная школа: история и современность»; Днепров Э.Д. «Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации»; «Информация о состоянии дошкольного образования в Российской Федерации»; Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., "История педагогики"; Корнетов Г.Б. «Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода», «Очерки истории школы и педагогический мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в», «Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. П. Гл. II», Пискунов А.И. «Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII - начала XIX века», Сапунов Б.В. «Истоки русской школы», Фру мое С. А. «Борьба за демократизацию французской школы в период революции 1848 г», «Французская школа и борьба за ее демократизацию. 1850--1870». Особенности управления среднеобразовательными и дошкольными учебными заведениями рассмотрены в таких работах, как «Среднее и среднее специальное образование в современной Англии» Барбарина А.А., «Оптимизация управления образовательными системами. Профессиональная компетентность руководителя и педагога-исследователя» Бежанишвили А.З., «Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования» Буданов В.Г., Журавлев В.А., Харитонова В.А., «Школа и педагогика США до второй мировой войны» Гончаров Л. Н., «Школьная реформа между «вчера» и «Завтра»» Днепров Э.Д., «Современная школа в США» Малькова З.А., «Образовательные инновации», «Государственная политика управления» Понамарева Н.Л., Смирнов Б.М., «Педагогическая мысль современной Франции» Вульфсон Б.Л.

Возникновение университетов и складывание системы управления ими затрагиваются в исследования следующих авторов: Дидро Д. «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства», Иванов А.В. «Высшая школа в России в конце XIX - начале XX века», Коптелова Е. «О Кембридже». История возникновения Московского Государственного Университета подробно описана на сайте МГУ.

Особенности управления высшими учебными заведениями затрагиваются в следующих научных материалах: «Проблемы оптимизации высшего образования (на модели менеджмента и психологии)» Гримблат С.О., Сосин И.К.; Грудзинский А.О. «Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии», Журавлева О.Б., Крук Б.И., Соломина Е.Г. «Управление Интернет-обучением в высшей школе»; Ибрагимов И.М. «Информационные технологии и средства дистанционного обучения»; «Инновационный университет: новый подход к управлению»; Князев Е.А. «Реформирование управления: что об этом думают в Казанском университете»; Лукин В.Л. "Права человека и модернизация российского образования". Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; «Мониторинг экономики системы образования»; «Образование в Российской Федерации»; «Педагогические технологи дистанционного обучения»; «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» Полаг Е.С., Бухаркина М.Ю; Трайнев В.А., Трайнев И.В. «Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации)»; Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. «Адаптивное управление педагогическими системами».

Структура данной квалификационной работы определяется введением, тремя главами, включающихся в себя 9 параграфов (Глава 1 - 4 параграфа, глава 2 - 3 параграфа, глава 3 - 2), заключением и списком литературы и источников.

Исходя из того, что данное исследование ограничено рамками квалификационной работы оно не претендует на всеобщее исследование социально-исторического опыта управления учебным заведением.

Раздел 1. Основные понятия управления

1.1 Понятие «Организация». Структура управления организацией

Сегодня понятие "организация" используется в трех основных смыслах:

· Организация есть социальная общность, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые действуют на основе определенных процедур и правил.

· Организация - это вид человеческой деятельности, целью которой является достижение упорядоченности, согласованности частей целого.

· Организация есть степень внутренней упорядоченности, скоординированности, согласованности частей целого Файоль А Общее и промышленное управление, - М, изд. Во Академия, 2004, С:145 .

В теории организации первое значение является основным.

Определим наиболее важные характеристики организации.

1. Объединение и координация деятельности людей. Организация - это социальная общность, которая находится в целенаправленном взаимодействии с внешней средой. Рассмотрение организации как социальной общности позволяет не только понять сущность и природу этого социального образования, но и подчеркивает тот факт, что взаимодействие людей внутри нее является главной характеристикой. Люди объединяют в организациях свои ресурсы, физические и интеллектуальные силы, получая при этом результаты объединения и координации знаний и труда огромного числа людей. Именно это позволяет им добиваться таких выдающихся результатов, недостижимых для одиночек, даже самых талантливых и одаренных.

2. Общая цель, или задача. Наличие общей цели является обязательной предпосылкой объединения усилий людей и их ресурсов в организациях. Она, эта общая цель, формируется на основе общих потребностей и интересов людей, создающих организацию и работающих в ней. Организация - это целенаправленная социальная общность. Она создается для достижения целей, которые определяют основные направления ее деятельности, ее структуру и т.д.

3. Организационная структура. В соответствии с целями организации люди сознательно проектируют ее структуру, определяя характер и способы соединения отдельных элементов организации в определенную целостность. В зависимости от целей организации, ее "возраста", технологии, состояния и динамики внешней среды организационная структура приобретает различные формы. Она может быть иерархической, матричной, предпринимательской, смешанной.

4. Специализация и разделение труда. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на составляющие, предполагающее специализацию человеческого труда, помогает использовать организационные ресурсы с большей эффективностью. Эффективность разделения труда в организации была подмечена еще в XVIII веке А.Смитом.

5. Организационная власть. Осуществление какой-либо общей задачи усилиями даже небольшой группы людей требует передачи власти одному из ее членов, который бы нес ответственность за то, чтобы намеченные цели реализовывались результативно и эффективно. Организационная власть есть право руководителя направлять деятельность своих подчиненных. Без сильной и эффективной организационной власти успешная координация деятельности различных людей невозможна.

6. Организационная культура. Каждой организации присуща определенная система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми и т.д. Это и есть то, что принято называть организационной культурой. Она придает ей индивидуальность, свое "лицо" и выступает духовным интегратором людей, работающих совместно, в определенную социальную общность. Она также способствует упорядочению их деятельности.

7. Организационные границы. Это разного рода материальные и нематериальные "ограничители", фиксирующие обособленность данной организации относительно других объектов, ее внешней среды. Такой границей может выступать обыкновенный забор вокруг организации или система процедур и правил, закрепленных в тех или иных нормативных документах: уставе, программе, правилах внутреннего распорядка, должностных инструкциях и т.д Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента, - М. изд.во Наука, 1999, С: 35.

Согласно традиционным взглядам, организация является относительно закрытой системой. Ее среда в главном и основном предсказуема. Неопределенности внутри организации могут быть минимизированы путем планирования и управления. Главная цель коммерческой организации - максимизация прибыли, экономическая эффективность.

Большое значение в управленческом процессе имеет организационная технология, которая:

· носит системный характер, поэтому для многих организаций имеет смысл четко прописать "технологические функции", "технологическую структуру" и т.д.;

· определяется набором конечных продуктов, получаемых на выходе;

· часто определяет индивидуальность организации, ее лицо, отличие от других организаций;

· не сводится только к техническим компонентам, а включает в себя знания и навыки работников, уровень их квалификации, отношение к работе. Это делает технологию социально зависимой: в плохо развитой социальной среде тонкие технологии не приживаются Тейлор У Научная организация труда//Вопросы управления, Вып 5 2007.

Зависимость организаций от технологий осмысливается как своеобразный "технологический императив", диктат технологии. На начальных этапах развития теории организаций и оргпроектирования он действительно давал о себе знать. Однако постепенно стал преобладающим социотехнический подход, позволяющий реализовывать системный взгляд на организацию и найти место технологической системы среди других систем организации (финансово-бюджетной, социальной, информационной и т.д.).

Структуры и организационные формы управления определяются в первую очередь технологическим разделением труда в организации и соответствующими конкретными функциями управления (научно-технической, инженерно-технического обслуживания, материально-технического снабжения, бухгалтерского учета и т.п.).

Под структурой управления в общем виде понимается совокупность ступеней, звеньев и элементов в их взаимосвязи и соподчиненности. Рассмотрим основные виды структур управления.

· Линейная структура управления представляет собой взаимодействие руководителя и подчиненных. Применяется в основном на низших ступенях управления Достоинство этой структуры управления - обеспечивать быструю реакцию работников на команды управления. Недостаток состоит в том, что руководитель должен обладать всем объемом знаний, необходимых для осуществления процесса управления.

· Линейно-штабная структура управления отличается от линейной наличием в ней функциональных штабов, предназначенных для компетентной разработки проблем управления и выдачи рекомендаций руководителю. К штабам относятся плановые, диспетчерские, экономические и другие службы. Достоинством является обеспечение компетентной консультации руководителя. Недостаток заключается в том, что взаимодействие различных функциональных штабов и согласование их деятельности осуществляется только на уровне руководителя, а также происходит запаздывание в выработке команд управления.

· Функциональная структура управления предполагает существование функциональных руководителей, которые, обладая компетенцией в решении определенного рода вопросов, наделены правом выдавать команды нижестоящим работникам, равнозначные командам линейного руководителя. Достоинством функциональной структуры управления является обеспечение быстрой выдачи компетентных команд. Недостаток заключается в том, что имеется возможность получения работниками разноречивых команд, исходящих от функциональных руководителей, с неизбежной необходимостью согласования их, в том числе на уровне руководителя организации с такой структурой управления. Такая структура управления на практике нигде не используется.

· Линейно-функциональная структура управления является синтезом линейной и функциональной структур управления, основывающимся на функциональном разделении полномочий руководителей и линейном подчинении определенных специалистов (работников) соответствующим функциональным руководителям Достоинство этой структуры управления заключается в том, что обеспечивается однозначное и оперативное руководство по каждому виду работ. Недостатком является повышение степени обособленности работников различных функциональных подразделений и служб, вынесение всех вопросов их взаимодействия на уровень руководителя организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать