Социально-исторический опыт управления учебным заведением
p align="left">Как видим, специфика управления связана со значительным расширением сферы деятельности управляющей и управляемой подсистем, увеличением объема информации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.

Расширенный объект управления современным дошкольным учреждением предполагает учет всех связей и отношений, которые складываются между детским садом и окружающей средой.

Выход на субъектно-субъектные отношения изменяет и совокупный субъект управления. В состав такого расширенного субъекта управления входят руководители детского сада, управления.

Построение моделей посредством определений системы элементов, связанных и взаимодействующих между собой, предполагает четкое видение и понимание руководителем общих принципов построения структуры управления, ее параметров, уровней соподчинения, распределения функционала.

Формирование и внедрение современных демократических организационных структур управления без научно обоснованного организационного проектирования может нанести непоправимый ущерб дошкольному учреждению.

Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих положений:

-- модернизация структур управления целостной педагогической системы осуществляется с учетом стоящих перед системой целей. Они первичны, структуры управления вторичны и создают педагогические условия для эффективного достижения конечных целей;

-- проектирование управляющих и управляемых структур проводится с учетом развития процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения и воспитания как процесса управления;

-- структуры основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции и стадии управления;

-- непрерывность в целостной системе управления дошкольным образованием предполагает четкое определение прав и полномочий и обязательное их исполнение. Несоблюдение этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправляемости в той или иной подсистеме;

-- перестройку целостной системы управления дошкольным образованием необходимо осуществлять в направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его аппарат должны быть наделены правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций;

-- в составе системы управления должен быть орган с правом общественно-государственной экспертизы на основе государственно-общественных нормативов с правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного управления;

-- для повышения эффективности всех звеньев управляющей и управляемой подсистем необходимо постоянное функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать в субъектах управления саморегулирование и переводить субъекты, а также объекты управления в новое качественное состояние;

-- в целях формирования и развития самостоятельного управленческого мышления, инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий, особенно в выборе оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий по достижению целей Информация о состоянии дошкольного образования в Российской Федерации, - Дошкольное воспитание № 4, 2006г.

Система внутрисадовского управления может быть спроектирована как функциональная модель, включающая уровни управления и их взаимосвязи.

Основу данной модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, его заместителей, воспитателей, педагогов, общественных организаций, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали (см. Прил№2)

В предложенной структуре управления по вертикали и по горизонтали выделяются два фактора: специализация в распределении основных функций при их одновременной интеграции и количество труда, необходимого для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Заметим, что такая модель представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления.

Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления. Эта система внедрена во многих дошкольных учреждениях г. Москвы Информация о состоянии дошкольного образования в Российской Федерации, - Дошкольное воспитание № 4, 2006г.

Развивающееся внутрисадовское управление может конструироваться и по матричной структуре. Матричная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т.е. в условиях инновационной деятельности учреждения. В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции (см.Прил. №3)

В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. Важно, чтобы в каждом из них участвовал не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников. Творческие группы создаются под определенную тематику, в состав таких групп должны входить заинтересованные, творческие педагоги. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое. Задача творческих групп состоит в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Связующим звеном этой структуры может быть форма представления результатов по всем проектам, например, конференция. Данная структура указывает на особый период работы учреждения -- режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.

Назовем основные принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

1. Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.

2. Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.

3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, цельность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.

4. Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

5. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).

6. Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа.

7. Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. М., 1997. С. 75.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающем и развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада (любого типа или вида) -- целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Для оценки продвижения дошкольного образовательного учреждения в своем развитии анализируются следующие показатели деятельности.

1. Инновационная деятельность учреждения -- обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

2. Организация учебно-воспитательного процесса (УВП) -- самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; педагог и ребенок как равноправные партнеры в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в детском саду для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность УВП -- сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развитие: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, социальное).

Важным моментом в данном подходе к управлению по результатам является выделение ключевых результатов. Чем ближе ключевые результаты к третьему уровню, тем более глубоким является осознание целей деятельности дошкольного учреждения.

Исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей, мы выделяем следующие ключевые результаты деятельности:

1. Здоровье и здоровый образ жизни. Уровень здоровья, физического и психического развития ребенка.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями. Уровень интеллектуального развития.

4. Готовность к продолжению образования. Уровень готовности к обучению в школе.

5. Адаптивность образовательной среды к удовлетворению образовательных потребностей личности. Уровень адаптивности предметно-развивающей и образовательной среды Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. М., 1993.

.

Управление выделенными ключевыми результатами будет определяться главными факторами и условиями (см. Прил.№4).

Раздел 3. История развития и управления высшими учебными заведениями

3.1 История возникновения ВУЗов и способы управления ими

Сам термин universitas первоначально означал «целостность», «совокупность». Например: universitas rerum - совокупность всех вещей; universitas - вселенная. Термин universitas litterarum означал «все отрасли наук», буквально, «совокупность всех книжных знаний», в отличие от практических знаний (ремесла, военное дело, торговля).

В то же время слово universitas означало также «товарищество», «купеческая гильдия», «цех», «коммуна» (universitas civium - «городская коммуна»). Поэтому союз, «цех» преподавателей и учеников представлял своего рода «научный цех», «гильдию ученых и учеников», universitas magistrirum et scholarium или universitas studentium («товарищество преподавателей и учащихся») или же одним словом studentes (учителя, учащиеся). Впрочем встречаются и такие словосочетания как magistri et discipuli («учителя и ученики»), означавшие собственно корпорацию с особыми выборными органами самоуправления и большими привилегиями. В конце XII в. - начале XIII в. товарищества, корпорации учителей и студентов стали именоваться просто universitas, т.е. «университетами». Но вначале, формальная, легитимная и организационная структура университетов была копией цеховой организации Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., "История педагогики", - "Просвещение", Москва, 1982 г..

Первым в Западной Европе был основан университет в г. Болонья. Возникшая еще в XI веке высшая правовая городская (т.е. отделенная от церкви) школа в 1088г. получила статус университета. «Один из наиболее древних университетов - Болонский - имел полное основание считать первым годом своего существования 1088 г., когда в скромной обстановке на берегах Рено от имени императора Фридриха Барбароссы была объявлена его организация». В нем читались лекции по римскому праву. За ней следует высшая медицинская школа в Салерно, Парижский университет (1200), Кэмбриджский (1209), Пражский, основаный Карлом IV в апреле 1348, Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и многие другие. Итальянские и французские (особенно Парижский) университеты были образцами для подражания и формирования университетов в других странах. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., "История педагогики", - "Просвещение", Москва, 1982 г.

Отличие Парижского университета от прочих состояло в том, что объединяться здесь начали не школяры, а преподаватели, которые сами были студентами старших курсов.

Преподаватели университетов создавали объединения по предметам - факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора - руководителя университета. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский.

В XIV-XV в. появляются так называемые коллегии. Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также начали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Роберт де Сорбон, духовник французского короля, - Сорбонна - постепенно разрослась и дала название всему Парижскому университету. Последний был самой крупной высшей школой средневековья.

В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия - уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский. Многие из них существуют и по сей день, заслужено гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.

Особый интерес представляет сложившаяся система управления американским университетом. Несмотря на то что частные и государственные университеты существенно отличаются в плане финансирования, нет принципиальной разницы в принципах управления частными и государственными университетами.

Оба вида университетов управляются довольно иерархически и унитарно. Во главе университета стоит президент, подотчетный только совету попечителей. Деятельность совета попечителей незаметна в повседневной жизни, хотя этот орган управления университетом вырабатывает стратегию развития учебного заведения. Сам совет попечителей состоит из членов, выдвинутых и утвержденных, как правило, специально создаваемой для этой цели комиссией. В совет попечителей входят уважаемые профессора, ученые, видные бизнесмены, крупные благотворители, политики, некоторые члены местной государственной администрации. Чаще всего, естественно, они - выпускники данного университета.

Типичный университет состоит из подразделений, которые соответствуют факультетам российских университетов. В разных учебных заведениях они называются по-разному. Крупный университет как составная часть может включать несколько колледжей. Эти подразделения могут называться просто школами (School). Традиционно школами называются факультеты по бизнесу (Business School), по медицине (Medical School), по юриспруденции (Law School).

Такие крупнейшие подразделения возглавляются деканами. Они могут представлять собой также и самостоятельные высшие учебные заведения, присваивающие степени магистра. Название "школа" не должно ввести россиянина в заблуждение. Понятие школа в контексте западной системы образования включает все ступени вплоть до самых высших.

Более мелкие подразделения, соответствующие кафедрам российских вузов, - департаменты (departments), возглавляемые заведующими (heads of departments).

В выработке политики в области образования, составления и совершенствования учебных программ, а также в области присвоения ученых степеней профессорско-преподавательский состав участвует, как правило, через соответствующие структуры в рамках администрации университета. Что касается бюджетных вопросов, управления фондами и ресурсами, принятия принципиально новых учебных программ и планов на долгосрочное развитие, а также другие вопросы стратегического характера, то они решаются администрацией во главе с президентом.

Председатели вышеупомянутых комитетов и комиссий, деканы, вице-президенты и другие администраторы высшего и среднего звена назначаются президентом, а не избираются демократическим путем, и также могут быть смещены вышестоящим административным руководством. Этот принцип выглядит довольно недемократичным, но история развития структур и совершенствование системы управления университетами свидетельствуют о том, что чрезмерно демократический способ управления университетом приводит, как правило, к ухудшению управления.

Если просмотреть успешно развивающиеся университеты, можно легко обнаружить, что во главе этих университетов чаще стоят талантливые администраторы, нежели известные ученые. И очень часто можно встретить, что отношения между президентом и администрацией университета, с одной стороны, и профессорско-преподавательским составом - с другой довольно-таки натянутые. Объяснение этому факту также не трудно увидеть. Дело в том, что интересы администрации и интересы профессорско-преподавательского состава довольно сильно отличаются.

Администраторам важно, чтобы университет успешно развивался экономически и академически, был привлекательным для будущих абитуриентов, чтобы студенты, поступившие в университет, были довольны качеством преподавания и создавали положительный имидж данного учебного заведения. А преподаватели больше заинтересованы в том, чтобы иметь комфортные условия для преподавания и им оставалось бы больше времени для их более интересных академических и иных форм деятельности, таких, как научная работа, публикация их статей, монографий и консалтинговые услуги.

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика - Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова.

Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать