Социально-педагогическая запущенность детей в детском возрасте
p align="center">1.2. Основные направления социальной работы с запущенными детьми.

Они определяются прежде всего проблемами, возника-ющими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно до-биться хороших результатов. Хотя направле-ния работы зафиксированы в квалификаци-онной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учи-телей, классного руководителя, администра-ции, родителей, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспи-танием по должности или из чувства челове-ческой солидарности. Можно выделить сле-дующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном уч-реждении:

Понятие «реабилитация» используется как в медико-соци-альном, так и психолого-педагогическом и социально-педаго-гическом аспекте. Медико-социальная реабилитация - ком-плекс медицинских, педагогических, профессиональных, пси-хологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями в результа-те перенесенных заболеваний и травм, а также другими физи-ческими и психическими ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая ре-абилитация -- комплекс мер социальной поддержки и диагно-стико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации по включению, инте-грированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).

Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации в настоящее время достаточно разнообразны и зависят прежде всего от характера детско-под-ростковой дезадаптации. В зависимости от характера и приро-ды выделяются три основных типа детско-подростковой дез-адаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, кото-рые, в свою очередь, имеют разные степени выраженности. (4,132).

По сути дела речь идет о некоторых личностных психологи-ческих особенностях, затрудняющих социальную адапта-цию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, на-рушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в под-сознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. У таких подростков, как прави-ло, нет заметных изменений в ценностно-нормативной сфе-ре, их проблемы поведения носят психологический харак-тер. В этих случаях наряду с индивидуальным педагогичес-ким подходом применяют в семье и школе весьма эффектив-ные психокоррекционные техники и психосоциальные тех-нологии.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации систе-мы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориен-тации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых харак-терно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступки, пропуски уроков).

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных стремится к получению про-фессии, экономической самостоятельности, готова трудиться. Деформация в их ценностно-нормативной сфере пока незначи-тельна. Реабилитационная работа с ними может вестись в рам-ках учебно-воспитательных учреждений, общеобразователь-ных школ, профессионально-технических училищ. По отно-шению к ним необходима более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во вне-школьной и внеклассной деятельности, формирование профес-сиональных планов и жизненных устремлений. Здесь могут неоценимую помощь оказать социальные учреждения для мо-лодежи и подростков, молодежные биржи труда, клубы по ин-тересам, а также центры экстремальной социально-психологи-ческой помощи.

В системе народного образования имеется опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудно-воспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных комплексов.

Более глубокую стадию социальной дезадаптации пред-ставляют социально-запущенные подростки. Социальная за-пущенность характеризуется глубоким отчуждением подро-стков от семьи и школы как основных институтов социализа-ции. Их формирование идет в основном под влиянием асоци-альных и криминогенных групп, для них характерна глубо-кая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяж-ничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду отно-сятся негативно и имеют установку на паразитическое суще-ствование.

В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно до-биться успеха в работе с социально-запущенными подростками. В таки случаях уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные за-крытые учебно-воспитательные учреждения.

Очевидно, что в зависимости от характера дезадаптации в реабилитации будут доминировать либо психолого-педагоги-ческие диагностико-коррекиионные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познаватель-ную сферу, так и личностные особенности, либо социально-пе-дагогические программы ресоциализации, восстановление со-циального статуса подростка в системе межличностных отно-шений, переориентацию референтных ориентации социаль-ных установок.

Так, в отношении детей с пограничным уровнем психичес-кого и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие восстановить дефекты его познавательной сферы. При психо-социальной дезадаптации важное место будет отводиться адек-ватно выбранным психосоциальным технологиям и психоте-рапевтическим техникам, помогающим в решении индивиду-ально-психологических личностных проблем; при социальной дезадаптации - программы по включению в систему новых со-циальных отношений, выполняющих функции институтов ре-социализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.

Разумеется, в той или иной степени разные реабилитацион-ные формы и методы будут представлены в каждой из реабили-тационных программ, применяемых к разным видам дезадап-тации, но тем не менее для эффективной реабилитации долж-ны быть выбраны адекватные приоритеты.

Осуществление процесса реабилитации может также за-трудниться тем, что нередко в одном ребенке-подростке пред-ставлены как бы смешанные формы дезадаптации, включая и патогенную, и психосоциальную, я социальную. И тогда диагностико-коррекционные программы должны последователь-но быть ориентированы на все вышеперечисленные формы дез-адаптации.

В настоящее время сложилась достаточно широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реаби-литацией дезадаптированных детей и подростков.

Социально-реабилитационные учреждения в настоящее время создаются в системах Минобразования, Министерства труда и социального развития, Минздрава, комитетов по де-лам молодежи. При этом разноведомственные учреждения, как правило, ориентированы на определенные виды дезадаптации, что, в свою очередь, и определяет их специфику.

Наиболее сложные и глубокие формы детско-подростковой дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, кото-рые, как правило, создаются при социальных приютах. Кон-тингент детей, поступающих в социальные приюты, характе-ризуется крайней степенью социальной запущенности, отста-ванием в психосоматическом, развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», дети-бродяжки либо дети - со-циальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содер-жания из-за небрежного и жестокого отношения родителей уг-рожали их жизни и здоровью.

Социально-реабилитационная работа с детьми, как прави-ло, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реа-билитации, когда детей лечат, избавляют от педикулеза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.д. Большое внимание уделяется также психо-эмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят ком-фортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психоте-рапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, рабо-тают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п..

В числе реабилитационных мероприятий, проводимых по отношению к детям, помещенным в социальные приюты, важ-ное место отводится социально-педагогической работе с семьей ребенка, а если таковой не имеется либо ситуация в родитель-ской семье оказывается безнадежной, оказывается содействие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя. Большой опыт по подбору приемных семей накоплен в сопиально-реаби-литационном учреждении «Воспитательный Дом» Санкт-Пе-тербурга, совмещающего социальный приют и реабилитацион-ный центр. Специальная социальная служба при «Воспита-тельном Доме» ведет картотеку потенциальных приемных се-мей и семей усыновителей, знакомится с этими семьями, изу-чает условия проживания в семье, подбирает детей, наиболее совместимых с будущими родителями. На первых порах дети помещаются в семьи в качестве воспитанников «Воспитатель-ного Дома», при этом семьям выплачивается сумма, причита-ющаяся на содержание детей в социальном учреждении. В том случае, когда ребенок приживается в приемной семье, по обо-юдному согласию родителей и ребенка могут быть оформлены опека, попечительство либо усыновление.

У детей, поступающих в социальные приюты большие про-блемы с учебной деятельностью. Они, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них, находящиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать; снача-ла для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижении определенных результатов воспитанни-ки социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы.

Пребывание детей и подростков в социально-реабилитаци-онном учреждении ограничено тем временем, за которое ребе-нок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо ро-дительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержа-нию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и прием-ные семьи, либо государственные воспитательные учрежде-ния -- детские дома и школы-интернаты.

Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования, и они прежде всего рассчитаны на дезадаптированных учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и счита-ются «трудными» учащимися. Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием, это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жесто-кости и насилия.

Центры социально-педагогической реабилитации систе-мы Минобразования, как правило, различаются своим воз-растным контингентом. Это могут быть учреждения, ориен-тированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков.

Для учащихся начальной школы в числе реабилитацион-ных мероприятий на первый план выходят программы психо-лого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровожда-емого медико-социальной реабилитацией и двигательной кор-рекцией.

Для дезадаптированных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального само-определения и подготовки к рабочим профессиям, психологи-ческая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.

Большое значение в реабилитации дезадаптированных де-тей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.

Что характерно, современные исследования многодетных семей показывают, что в этих семьях на первый план с боль-шим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.

В настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-про-изводственных комбинатов), в частности, в таких городах, как Таганрог и Псков. Учащиеся подросткового возраста, которые из-за своей неуспеваемости практически отсеялись из общеоб-разовательных школ, вливаются в новый коллектив с новой системой отношений, где педагогический коллектив относит-ся к ним доброжелательно и на «равных». Учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подрост-ка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и шта-том социальных педагогов, которые работают с семьей и бли-жайшим окружением подростка.

Наряду с такого рода центрами социально-педагогической реабилитации, созданными на базе вечерне-сменных школ, в системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с дезадаптированными детьми и подростками. В ка-честве примера можно привести принципы и содержание дея-тельности Ростовского областного центра реабилитации, соци-альной защиты и адаптации детей и подростков, который был создан в 1991 году как экспериментальное учебно-воспитательное учреждение. В своей деятельности Центр опирается на следующие принципы (10,105):

1. Комплексный подход к диагностике и реализация потен-циальных возможностей детей в обучении и воспитании.

2. Индивидуализация и вместе с тем дифференциации подхо-дов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.

3. Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.

4. Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций де-тей, а также проявление социальной дезадаптации, являю-щихся основными причинами затруднений в обучении.

5. Коррекционная направленность обучения и воспитания.

6. Направленность системы обучения и воспитания на со-хранение и развитие здоровья детей.

7. Соблюдение прав детей и подростков, социального патро-нирования нуждающихся в особом внимании. Цели деятельности Центра следующие:

* осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска»;

* преодоление явлений школьной и социальной дезадапта-ции: развитие познавательного интереса;

* разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу;

* содействие становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства: развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных при-чин и профилактика личностных нарушений;

* обеспечение социально-правовой защиты детей и подрост-ков;

* обобщение опыта практической психолого-педагогичес-кой реабилитации детей «группы риска» в условиях специали-зированного общеобразовательного учреждения.

Основные задачи Центра, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации:

* осуществление комплексной медико-психолого-педагоги-ческой диагностики с целью определения причин возникнове-ния проблем в обучении, общении и др.;

* выбор оптимального способа обучения для каждого ребен-ка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его лич-ность;

* оказание индивидуально-ориентированной педагогичес-кой, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам «группы риска»;

* консультативная помощь родителям или людям, их заме-щающим;

* методическая и практическая помощь специалистам, за-нимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной де-ятельности.

Основные направления деятельности Центра составляют:

1. Диагностическое.

2. Психокоррекционное.

3. Оздоровительное.

4. Учебно-воспитательное.

5. Социально-правовое.

6. Консультационное.

7. Научно-методическое.

8. Социально-аналитическое.

9. Социально-аналитическое и просветительское. Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психи-ческого, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в об-разовательном учреждении. Диагностика проводится:

* индивидуальная -- при первичном обращении к психоло-гу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания ре-зультатов психокоррекционного воздействия;

* групповая - при социально-психологических опросах.

Психологи-диагносты работают с детьми, имеющими про-блемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологиче-ского развития своих детей.

Психокоррекционное направление подразумевает психо-профилактическую и коррекционную работу:

* при начальных стадиях пограничных психических состо-яний детей и подростков;

* при травмировании психики несовершеннолетних, став-ших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмиру-ющих событий;

* с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;

* для коррекции межличностных отношении;

* с целью преодоления различных комплексов личностного характера;

* для адаптации ребенка в социуме. Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы:

* углубленная диагностика причин и характера отклоне-ний в развитии ребенка;

* разработка и проведение комплекса лечебно-оздорови-тельных мероприятий, направленных на профилактику нерв-но-психических и соматических заболеваний;

* разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;

* обеспечение соответствующего режима учебной деятель-ности детей и подростков «группы риска».

Учебно-воспитательное направление деятельности Цент-ра -- это осуществление образования детей, имеющих трудно-сти в усвоении образовательных программ в связи с особеннос-тями психофизического развития и неблагополучными соци-альными условиями жизни в пределах государственного обще-образовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развиваю-щих задач; восстановление обучаемости и повышение уровня воспитанности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать