Социально-педагогическая запущенность детей в детском возрасте
p align="left">Социально-правовое направление предусматривает оказа-ние помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоус-тройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов;

консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовер-шеннолетних.

В консультационное направление входят консультации ро-дителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психоло-гов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбо-ра методов психолого-педагогического воздействия на лич-ность ребенка, выбора типа и вида образовательного учрежде-ния, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолет-них; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты

Центра -- администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. -- в зависимости от специфики возникших про-блем.

Научно-методическая работа Центра включает:

* обеспечение профилактической работы образовательных учреждений по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка;

* планирование и ведение исследовательской работы по разработке учебных планов, программ и методических мате-риалов специалистами Центра для работы с детьми «группы риска»;

* опубликование материалов исследований и их практичес-кое использование в системе коррекционно-развивающего об-разования;

* апробация и внедрение отечественных и зарубежных пси-холого-медико-педагогических методов диагностики и кор-рекции в практику работы образовательных учреждений с де-тьми «группы риска»;

* повышение квалификации работников образовательных учреждений - организация постоянно действующего научно-практического семинара для специалистов, работающих с де-тьми «группы риска»;

* организация и проведение постоянно действующего семи-нара для повышения квалификации работников Центра.

Социолого-аналитическое и просветительское направле-ние работы Центра включает:

* социально-педагогический мониторинг учащихся Центра;

* сбор информации, анализ и обобщение опыта работы с де-тьми «группы риска» в области;

* создание информационного банка данных по проблемам детей и семей «группы риска»;

* публикация популярных материалов для детей «группы риска» и родителей.

Работа с проблемным ребенком в Центре начинается с дея-тельности медико-психолого-педагогической комиссии. На ос-нове исследований, проводимых специалистами (психологом, психоневрологом, психотерапевтом, педиатром, психиатром, логопедом и учителями), определяются интеллектуальный уровень развития ребенка и дальнейшие перспективы его обу-чения: обучение в Центре или выработка рекомендаций для родителей и учителей этого ребенка с дальнейшими периоди-ческими консультациями.

Центр оказывает психолого-педагогическую, медико-соци-альную и правовую помощь детям и подросткам «группы рис-ка», имеющим проблемы различного характера:

1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной дея-тельности:

-- недостаточная степень готовности к обучению;

-- трудности в освоении общеобразовательных программ;

-- категорический отказ от посещения школы (школофо-бия);

-- высокая степень педагогической запущенности.

2. Проблемы, связанные со здоровьем:

-- общая соматическая ослабленность;

-- хронические заболевания различной этиологии, создаю-щие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инва-лидность;

-- посттравматический синдром;

-- логоневроз;

-- психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.

3. Психофизиологические проблемы:

-- отклонения интеллектуального и личностного развития;

-- низкая работоспособность и частичное отставание в раз-витии высших психических функций;

-- патохарактерологическое развитие личности;

-- нарушение эмоционально-волевой сферы личности;

-- коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, по-вышенная конфликтность и др.);

-- последствия перенесенного психического или физическо-го насилия.

4. Социально-правовые проблемы:

-- семейные проблемы, сложные жизненные условия;

-- нарушение прав детей, физическое либо психическое на-силие над ребенком;

-- проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, сиротство;

-- социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.

В данном Центре реализуется система многофункциональ-ного медико-психолого-педагогического воздействия на лич-ность ребенка «группы риска» с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей и условиями прожива-ния в социуме.

Интересный и многообразный опыт социально-реабилита-ционной работы складывается в системе социальных учрежде-ний Комитета по делам молодежи. Такого рода учреждения являются либо непосредственно центрами социально-педаго-гической реабилитации, либо совмещают ресоциализирующие функции непосредственно с работой по месту жительства в подростковых клубах и молодежных учреждениях.

Как правило, эти учреждения рассчитаны на педагогически запущенных подростков, у которых из-за плохой учебы ослож-нены отношения в школе с учителями и одноклассниками, на-метилась деформация ценностных и референтных ориента-ции, имеет место семейное неблагополучие.

Важнейшим условием успешной реабилитации социально дезадаптированных подростков в условиях подростковых клубов и молодежных объединений является включение их в систему новых межличностных отношений, строящихся на основе коллективной общественно полезной деятельности. Это создание той воспитывающей среды, которая могла бы выполнять функции института социализации, а вернее ресо-циализации, т.е. восстанавливать утраченные навыки соци-ально одобряемого поведения «трудного» подростка, его соци-альный статус, преодолевать отчуждение от основных инсти-тутов социализации (семьи, школы), переориентировать сис-тему внутренних ценностей и референтных ориентации. Та-кие ресоциализирующие функции могут выполнять различ-ные временные коллективы, подростковые клубы, досуговые центры, летние лагеря труда и отдыха. Многолетний опыт ра-боты таких подростковых клубов и объединений, как клуб имени Дзержинского в Тюмени (руководитель Г.А. Нечаев), многопрофильный подростковый клуб «Калейдоскоп» в Вят-ке (руководитель Н.А. Катаева), социально-педагогический комплекс «Лужники» в Москве (руководитель Ю.К. Берез-кин) и других показывает, что организация коллективов, вы-полняющих ресоциализирующие функции на базе досуговых центров и подростковых клубов, в основе своей базируется на принципах и условиях, разработанных в свое время А.С. Ма-каренко [7]:

1. Совместная деятельность, общие цели, фундаментирую-щий коллектив.

2. Наличие перспектив развития -- близкой, средней и да-лекой, стимулирующих активность коллектива и его членов.

3. Эстетика, дисциплина и детское самоуправление.

4. Чувство защищенности и радостный мажорный тон.

5. Преемственность и такие формы ее проявления, как ри-туалы, традиции, игровые элементы.

6. Связь с другими детскими и взрослыми коллективами.

7. И, наконец, воспитатель как центр и основной организа-тор всей системы коллективных отношений.

Однако вместе с тем, учитывая, что досуговый центр стро-ит свою работу прежде всего по принципу добровольности, ему присущ ряд специфических особенностей, обусловливаю-щих привлекательность клубов в глазах подростков. Специ-фику социально-педагогической работы и ее огромные воспи-тательные возможности хорошо понимал один из первых в России организаторов социально-педагогических центров С.Т. Шацкий, который создавал первые клубные детские объ-единения «Сетлемент» и «Бодрая жизнь» еще 1908 году. С.Т. Шацкий писал: «Могучее влияние улицы потому так ве-лико, что это среда, в которой живут дети. Такую среду, созда-ваемую усилиями детей, должен создавать клуб. В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ори-ентировки.

...Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необхо-димо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается жизнь детей». [13] Таким образом, организация клубного коллектива, с од-ной стороны, обосновывается детскими инстинктами, а вер-нее, потребностями этого возраста, а с другой - необходимо-стью создания живой, естественной и здоровой среды, в ко-торой должна происходить реализация этих потребностей. Если говорить о подростковом возрасте, то его ведущими по-требностями, обусловленными процессом активного форми-рования самооценки и самосознания, являются потребности общения и самоутверждения. И важно, чтобы они реализо-вывались на основе позитивно ориентированной деятельнос-ти в условиях здорового коллектива, что и представляет со-бой клуб.

Учитывая современную социально-экономическую ситуа-цию и то, что дезадаптированные подростки, как правило, вос-питываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возра-сте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы клу-бов является обучение рабочей профессии и включение в производительный труд. Это, несмотря на объективные труднос-ти, уже существует во многих социально-реабилитационных учреждениях.

В настоящее время социально-реабилитационные учрежде-ния, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологичес-кие службы. Психологические службы занимаются как инди-видуальными диагностико-коррекционными программами, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.

Социальные педагоги и работники социальных служб реша-ют разнообразный круг вопросов социальной поддержки и за-щиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого со-циального неблагополучия в семье приобретают такие разме-ры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, который также целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации.

Немало проблем в работе с подростками возникает и со школой. Чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у «трудного» учащегося в школе, отнюдь недо-статочно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учи-телей, вызвать у учителя стремление самокритично разо-браться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. Изменение социальной ситуации в семье и в школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении дезадаптированного под-ростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога.

Большую проблему также представляет уличное окруже-ние дезадаптированного подростка, которое, как правило, про-тиводействует процессу его реабилитации и посещению клуба, досугового центра. В этом может применяться широкий арсе-нал противодействующих средств: от предложения вместе «кайфануть», «оттянуться», до угроз и физических расправ. В свое время в Тюменском клубе им. Ф.Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение проблемы противодейст-вия уличной группировке. Уличная компания целиком при-глашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь,

становилась подразделением клуба. Постепенно должна про-исходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:

1-й этап групповой автономии, когда происходит вовлече-ние группы в коллектив клуба прежде всего за счет заинтере-сованности лидера группы.

2-й этап лидерской реорганизации, когда проходит либо пе-реориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоя-тельность прежних форм и методов управления группой в кол-лективной жизни.

3-й этап слияния группы с коллективом клуба. На этом эта-пе группа перестает быть замкнутым объединением и включа-ется в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.

Глава 2 Технология работы социального педагога.

2. 1. Работа с неблагополучной семьей как источника появления запущенных детей.

Для того чтобы не упустить ребенка или помочь семье в исправлению, в результате совместных усилий педагоги-ческого коллектива создается банк данных. В его основе материалы -- полученные от клас-сных руководителей, информация из разных центров (Центр семейного воспитания. Центр занятости. Центр социальной адаптации и реабилитации подростков, Кризисный центр, из органов милиции (участковый, инспекто-ры по делам несовершеннолетних), здравоо-хранения, медико-психолого-педагогической комиссии и т.д.

В банк данных вошли сведения о раз-личных категориях подростков. Фамилии подростков, состоящих на внутришкольном учете, выделены желтым цветом, в Центре семейного воспитания -- красным, в мили-ции -- зеленым. Указан тип семьи: неполная, многодетная, опекунская, криминогенная и т.п., приведены подробные сведения о роди-телях и лицах, их замещающих (опекуны, об-разование, место работы, должность). На каж-дого проблемного подростка и на проблемную се-мью заведена карточка, где дана краткая ха-рактеристика каждого члена семьи, родствен-никах, сведения о бытовых условиях, о состо-янии здоровья школьника и его родителей, указаны основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка

Посещение семьи -- дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недо-работка -- и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Так, семья Л. встретила «группу поддержки» без восторга, настороженно. Все члены семьи ожидали морализирования, при-готовились молча слушать, как их будут ру-гать. учить, как правильно жить. Но прозву-чали совсем неожиданные для семьи слова:

«Давайте вместе подумаем, чем вам помочь. Хотите ли вы что-то исправить, изменить в своем доме?» Именно такие предложения могут положить начало сотрудничеству соци-ального педагога, школы и семьи.

Практика показывает, что возможно заключение контракта с семьей на определен-ный срок от полугода до двух лет (этот метод заимствован из голландской программы «ИН-СТАП» и апробирован в Центре семейного воспитания г. Люберцы). Не все семьи гото-вы к заключению контракта, к адекватной оценке всего происходящего вокруг нее.

Визит в семью повторяют че-рез несколько дней. Мало что изменилось с той первой встречи. Не надо строить иллю-зий, что приход педагога с группой в одно-часье изменит семью настолько, что взрослые перестанут употреблять алкоголь.

Связь с семьей, с кото-рой только-только налаживаются контакты, обязательно должна быть систематической, постоянной, а не эпизодической или перио-дической.

Социальному педагогу важно осознавать, что он не одинок в работе. А для этого ему нужна поддержка и помощь со стороны мно-гих организаций и учреждений города (Центр семейного воспитания, органы соцзащиты, Союз одиноких и многодетных матерей, Центр занятости и др.).

Используя личностно-деятельностный подход, социальный педагог дает ориентиры семье и помогает ей самоорганизоваться на решении собственной проблемы. Толчком к этому часто становится благоустройство сво-его жилья, ремонт квартиры за счет матери-альных затрат Центра семейного воспитания. Такая совместная деятельность способствует оздоровлению микроклимата в семье.

Социальный педагог и классный руководи-тель. Большие перемены в обществе, эконо-мике привели к тому, что многие подростки, чтобы заработать, стали парикмахерами, мой-щиками машин, диджеями. Из их жизни ушла романтическая устремленность к высоким идеалам и значимым целям.

Немногие классные руководители понима-ют, что вопрос пропитания становится основ-ным в жизни многих подростков.

В нашей работе очень важны доверитель-ные партнерские отношения между социаль-ным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка -- значит, помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, вза-имоотношений с учителями, родителями, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.

Планы социального педагога часто меня-ются в зависимости от каждодневных ситуа-тивных и сиюминутных проблем. Соци-альным педагогом проводится интенсивная работа по реабилитации и социальной адап-тации детей. Практика показывает, что индивидуальные еженедель-ные консультации помогают юношам и де-вушкам избавиться от стресса, разгружают их морально и психологически, устраняют при-чины негативного поведения.

Социальный педагог принимает подрост-ка как данность, независимо оттого, что он говорит, какие проступки совершал. Он про-сто обязан проявить заинтересованное отно-шение к подростку, в том числе и к асоциаль-ному, чтобы помочь ребенку открыться.

Практика показала, что нуждающе-гося в помощи ученика не обманешь даже талантливо сыгранным хорошим отношени-ем. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его про-ступку, к общественно неодобряемым дейст-виям. На консультациях педагог помогает подростку разобраться в сложностях его жиз-ни.. Лучше всего давать такой совет, ко-торый стимулирует самостоятельный поиск оптимальных выходов из сложных ситуаций, без навязывания своего мнения, используя в общении такие обороты: «по-моему...», «а что, если...» и др.

Еще пример. До IX класса Оля училась хо-рошо. В девятом классе начались проблемы с учебой. Девочка стала невнимательной на уроках. Депрессия, конфликтные ситуации с учителями, дисгармония в поведении и по-ступках... По просьбе классного руководите-ля ученицу пригласили на консультацию. Де-вочка была замкнута, смотрела с недоверием и подозрительностью. Беседа не получалась. лист бумаги и прошу отобразить свое настроение. Не задумываясь, она стала мед-ленно, но уверенно рисовать. Изобразила шарик с прикрепленной к нему открыткой.«Странно, -- думаю я. -- Уже скоро пятнад-цать, а все рисует шарики». Но Ольга не то-ропилась отдавать рисунок. Ей явно не хоте-лось с ним расставаться. Я стала восторгать-ся ее удивительными способностями. Шар и открытка были необычными. Преобладали черные краски, хотя на столе было достаточ-но цветных карандашей. Почему именно шар? Наступила длительная пауза, после ко-торой Оля тихо поведала мне о том, что два года назад ее мама умерла. И каждый раз в день ее рождения она покупает большой шар, прикрепляет к нему открытку с поздравлени-ями, пишет о том, как прошел год и как она тоскует, как не хватает ей теплых материнских рук. Потом она выходит на улицу, выпускает шарик и смотрит на него, пока он не скроет-ся высоко в небе. Такой доверительный, эмо-ционально открытый разговор, сопережива-ние и сочувствие нейтрализуют внутреннее сопротивление подростка.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать