Современные модели организации обучения
p align="left">Учебный план составлен на основе Федерального БУПа с пересчетом на 35-минутный урок. За счет школьного компонен-та и часов на индивидуальную работу, предусмотренных уставом школы (аналогичные возможности дает экспериментальный БУП № 3), организуется работа многих (около 20) мастерских в ежене-дельный «Свободный день».

Большинство классов начальной школы работает по системе школы полного дня. Дети находятся в школе с 8.30 до 17 ч. С каждым классом работают два педагога, сообща выстраивая жизнедеятельность класса, специалисты-предметники ведут заня-тия физической культурой, музыкой, иностранным языком, изоб-разительным искусством, трудовой подготовкой, естествознанием. Кроме того, дети имеют возможность по желанию посещать занятия фольклором, математическими играми, керамикой, орке-стром, физкультурой, театром.

Программы, методики и учебные пособия выбираются или разрабатываются каждым учителем в соответствии с его вариан-том реализации школьной концепции. Классом одновременно могут использоваться разные учебники, энциклопедическая, справочная и художественная литература и авторские задания учителя.

Особенности уклада общей жизни начальной школы и организа-ции ее пространства. У каждого класса есть своя классная комната, пространство которой организуется сообразно задачам и формам работы конкретного класса. Общие черты классных пространств: они трансформируемы, в них есть место для хранения различных материалов и демонстрации детского творчества. Расстановка парт и стульев часто меняется, классные доски могут использоваться традиционно для записи и как стенды, шкафы могут завешиваться, превращаясь в выставочное или игровое пространство. Создание разных функциональных зон происходит с помощью стеллажей, занавесок на тросах, протяну-тых от стены к стене, ширм и т. п.

В начальной школе созданы зоны, в которых ребенок может свободно играть в подвижные игры, бегать, лазать, кувыркаться; отдыхать и уединяться; заниматься своим делом. Для этого суще-ствует несколько детских спортивных комплексов в рекреациях и школьном дворе; не учебные уголки в классах с матами, подушка-ми или ковром и т. д. Важно, что это детские пространства. Пра-вила пользования ими вырабатываются детьми с помощью взрос-лых; дети могут изменять и переустраивать эти пространства под свои нужды.

Кроме того, существует специальный кабинет начальной шко-лы, в котором находится маленький спорткомплекс на 1--3 де-тей, атрибуты для отдыха и релаксации, развивающие игры, на-боры конструктора ЛЕГО, складная мебель, материалы для рисо-вания, раскрашивания и ручного труда, пианино. В этом кабинете постоянно находится педагог ГПД или психолог, к которым мож-но отправить ребенка с урока или во второй половине дня, если он нуждается в уединении, хочет продолжить какое-то свое дело и т. д.

Учитель начальной школы может, независимо от школьных звонков, строить учебный процесс, определяя оптимальное время перемены для всего класса, для отдельных детей. Это зависит от характера деятельности и состояния детей. Например, если в классе идет оживленная дискуссия, вполне возможно не преры-вать ее «по звонку» или можно отправить отдыхать уставших ребят и продолжить разговор с желающими. Другой пример: дети придумали интересную игру на спорткомплексе в холле и хотят ее опробовать, когда там больше никого нет. Тогда они договари-ваются с учителем сдвинуть время отдыха. Чтобы шум в холле не мешал работающим в классных комнатах, в них сделаны двой-ные двери.

В начальной школе используется гибкое расписание, когда же-сткая сетка остается только для учителей-специалистов, а очеред-ность уроков основного учителя может меняться в зависимости от разворачивающейся деятельности и по договоренности с детьми (поэтому в детском расписании указывается «наши уроки» или «уроки в классе»).

Важной организационной особенностью является переход на полный день. Такая система, в отличие от использования ГПД, позволяет свободно планировать вместе с детьми весь день, чере-дуя разнообразные образовательные формы и отдых. Режим пол-ного дня является условием организации крупных игр-проектов в начальной школе, поскольку создаются возможности осуществ-лять достаточно протяженные виды работ, кооперироваться с учи-телями-предметниками и родителями, желающими заниматься с отдельными группами детей. Такой режим дает организацион-ные возможности для детского выбора и индивидуальной работы. Очень важно, что оба педагога, работающие с классом, решают общие задачи, совместно планируют шаги, дополняют друг друга в их реализации.

Общее поле начальной школы создается за счет еженедельного «Свободного дня», многочисленных праздников, а также исполь-зования коридоров и холлов для выставок разнообразных детских работ, по которым можно судить о происходящем в классе.

В «Свободный день» все дети начальной школы, независимо от класса, составляют личное расписание, выбирая по желанию ма-стерские из предложенного перечня, например «Оркестр импро-визаторов», «Конструкции и механизмы», газета «Вести 3-го эта-жа», «Готовим сами», «Керамика», «Читаем вместе» и т. д. Одни из этих мастерских действуют весь год, другие открываются на определенный период. Составляя расписание, ребенку нужно учесть, какие мастерские длятся урок, какие - два, а также ог-раничения в количестве свободных мест.

Кроме событий, объединяющих всю начальную школу, распро-странены взаимодействие и сотрудничество нескольких классов по разным поводам (участие в общем проекте, посещение презентации созданной одним классом книги или музея, общий поход и т. п.).

Начальная школа тесно сотрудничает со всей остальной шко-лой. Учителя средней и старшей школы участвуют в отдельных проектах, распространена педагогическая практика для подрост-ков, старшеклассники участвуют в создании разнообразных физ-культурных испытаний, турслетов, театрализованных игр.

Особенности образовательного процесса в нашей школе

Особенность, имеющая, на наш взгляд, огромное значение в плане выращивания универсальных способностей, - это боль-шое внимание к планированию общей и индивидуальной работы, обсуждению различных способов решения проблем, удерживанию сиюминутных и перспективных задач детьми. Для такой работы необходимо не только время, но и место: страницы разрабатыва-емого совместно дневника, специальные листы в классе и т. д. В представленных ниже текстах этой особенности учебного про-цесса уделено значительное внимание.

Учебный процесс планируется с большой степенью вариативнос-ти. Вариативное расписание занятий с основным учителем дает возможность гибко чередовать работу в проекте и вне его, учиты-вая изменения конкретной ситуации в классе, мнения и пожела-ния детей, появляющиеся проблемные места и т. д. Если главный образовательный смысл происходящего на уроке связан с разви-тием универсальных умений, то вполне возможно отходить от планируемого материала, реагируя на складывающуюся здесь и теперь ситуацию.

Понятно, что обучение по не адаптированным к такому устройству программам невозможно. В то же время, безусловно, учитель в такой системе ориентируется на некоторый примерный объем предметного содержания. Предметная (связанная с кон-кретными учебными предметами) сторона обучения в такой системе выступает в трех ипостасях:

- прикладной, буквально прикладывающейся к конкретной проектно-игровой деятельности, выступающей в ней необходи-мым инструментом. Например, освоение понятия «масштаб» мо-жет происходить в процессе прокладывания маршрута экспедиции по карте, а изучение английской лексики по теме «My self» -- при подготовке «документов» для «заграничного путешествия»;

- теоретической, выращивающей исследовательскую позицию и развивающей вкус к языковой и математической материи. Организационно эта часть представлена «погружениями» и урока-ми разных типов;

- тренинговой, потребность в которой может возникать, когда проявляется дефицит каких-то умений и навыков, востре-бованных деятельностью. А может быть этапом, продолжающим теоретическую часть. Следовательно, организационно тренинг мо-жет находиться внутри работы в проекте или в уроках, домашних работах и самостоятельных занятиях в школе.

Взаимодействие учителей.

Жизнь каждого класса своеобразна, работа каждого педагога отличается от работы коллег. При отсутст-вии единых программ и методик жесткий административный кон-троль невозможен. Вместо этого нужна система сотрудничества, совместного поиска решений, взаимной поддержки и взаимной критики. Учителя объединяются кафедрой начальной школы, в рамках которой проводятся еженедельные собрания. На них мож-но обсуждать общие текущие дела (организация праздников, усло-вия открытия новой мастерской или содержание дежурства по ком-плексу), обмениваться новыми идеями, удачными методическими находками, выстраивать перспективы развития начальной школы, просить помощи в разрешении сложной ситуации, обсуждать увиденное на уроках у коллег и т. д. В школе принято свободно посещать уроки друг друга в часы, когда свой класс занимается с кем-то из специалистов. Можно прийти в качестве наблюдателя: для прояснения своих проблем или для помощи коллеге (взгляд со стороны на ситуацию в классе, отдельного ребенка или действия учителя). А можно включиться в чужое занятие, причем как по договоренности, так и спонтанно, экспромтом.

Взаимодействие основного учителя с предметниками, работа-ющими в его классе, происходит в двух направлениях. С одной стороны, предметники включаются в логику и материал развора-чивающейся в классе деятельности, используя для этого свои уро-ки. Например, в проекте музея-зоопарка учитель английского языка готовил с детьми заграничный паспорт и играл роль тамо-женника, учителя ИЗО и труда помогали делать декорации и ма-кеты, учитель музыки знакомил детей с музыкой народов тех стран, в которых они «побывали». С другой стороны, взаимодей-ствие может строиться на основе работы над одними и теми же универсальными умениями или вокруг проблем и продвижений конкретных детей.

Кроме взаимодействия самих педагогов, в школе часто возникают моменты совместного действия нескольких классов. Происходит это, когда у одного класса возникает необходимость представить свою работу, поделиться с кем-то извне. И он при-глашает к себе в гости. Такие встречи должны быть хорошо под-готовлены, чтобы для обеих сторон в них был образовательный смысл. Например, если детей зовут смотреть музей, созданный каким-либо классом, то учителям необходимо договориться об интерактивных формах общения со зрителями, организовать последействие (отзывы, обсуждения, рисунки).

Потребности ребенка -- основа коллективной жизни и образования

Сотрудничество и взаимодействие детей между собой, с учи-телями и родителями возможно только тогда, когда каждый реа-лизует свою собственную уникальность и непохожесть, признавая при этом, что и другой (другие) имеет право раскрывать свою уникальность и своеобразие.

На наш взгляд, невозможно делать это только в предметно-урочной форме, потому что она преимущественно обращается к познавательной сфере жизни и мало использует чувственно-эмоциональный опыт ребенка - важнейшую часть человеческих отношений.

Такие размышления и приводят нас к пересмотру и передел-ке традиционных форм организации учебно-воспитательного про-цесса.

Основной смысл такой перестройки - в создании учителем условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, пост-роении ситуаций, формирующих у детей опыт понимания и чув-ствования уникальности каждого своего товарища.

Эти условия мы раскрываем не в виде теоретической модели начального образования, а с помощью описания форм и ситуа-ций, в которых, надеемся, проявляется образ жизни детей, учите-лей и родителей нашей начальной школы.

Все меньше популярна у нас в начальной школе предметно-урочная форма образования, а все большее место завоевывает образовательное пространство.

Свободный день

В этот день отменяются все уроки, учителя отказываются от своих привычных ролей и превращаются кто в редактора школь-ной газеты, который набирает себе в штат корреспондентов, худож-ников, корректоров, кто в дирижера оркестра, который создает со своими музыкантами новое музыкальное произведение, или в од-ного из авторов проекта игры «Волшебник Изумрудного города».

В этот день открываются клубы и студии - «В гости со сво-им делом», «Для рукодельных», «Для любителей приготовить что-нибудь вкусненькое», «Для желающих послушать интересную книгу и нарисовать к ней иллюстрации», «Клуб любителей при-ключений и чудес», «Мойдодыр», «Театр» и многие другие.

Мы рассчитываем на то, что это дает ученику начальной шко-лы первый опыт выбора, самостоятельного планирования хотя бы одного учебного дня, поиска собственного интереса (интересного дела, близких товарищей, интересного взрослого) и, в конечном счете - опыта совместного творчества.

Свободный урок

Свободное пространство можно организовать и в рамках уро-ков. Выглядеть это может так: один или два урока объявляются свободными. Об этом можно сказать ребятам накануне, чтобы они заранее продумали, чем они займутся в это время. Возможны некоторые мини-проекты, развивающие или ролевые игры. Спе-циальным образом организованное пространство в классе так же помогает ребятам найти свой интерес. Например, в своем классе мы сделали специальный стеллаж, на котором стоят корзины, в каждой из них лежит книга с описанием того, что можно сде-лать своими руками, и весь необходимый материал для этого. Есть большая полка с книгами, иллюстрированными энциклопе-диями, набор развивающих игр, папка с заданиями для самосто-ятельной работы. Хорошо, если на эти уроки могут прийти стар-шеклассники и (или) родители. Каждый из них занимается в классе своим делом. Тогда ребенок попадает в атмосферу, где каждый чем-то занят, у каждого есть свой интерес и если ребен-ку трудно найти свое дело, то можно присоединиться к кому-нибудь и таким образом пополнить свою коллекцию интересов. Очень важно в конце этих уроков предоставить возможность каж-дому рассказать, что он делал, что получилось, и услышать, что делали другие. Здесь учитель очень часто может услышать темы для будущей жизни новых совместных проектов, которые дадут опыт проектной работы, или опыт долговременных игр, или возможности для жизни в новых тематических периодах.

Такая жизнь, строящаяся на естественном интересе детей, дает нам возможность вместе откровенно обсуждать возникшие затруднения, вести поиск путей их преодоления. Часто для выхо-да из трудностей надо создавать, как мы говорим, и тренинговое пространство, где будут наращиваться учебные умения.

При такой организации жизни ребятам всегда понятно, по-чему они сейчас работают над своим почерком, грамотностью (нельзя же выпустить книгу с ошибками), над устной речью (готовится представление собственной сказки в детском саду), над понятием задачи (надо обосновать необходимость школьной биз-нес-игры, экономическую целесообразность открытия собственно-го магазина, кафе, фирмы).

Именно в этом есть наша попытка ответить себе на главный вопрос: что мы здесь и сейчас делаем, для чего, в чем смысл про-исходящего?

Первый класс

Мы пришли в 1 класс. Мы - это дети, учителя, воспитатели и родители. Мы еще мало знаем друг о друге. Нам еще только придется стать классом, найти каждому свое место, занять свою нишу и отстоять себя, научиться жить вместе.

Постепенно складывается ритм нашей жизни, вырабатывают-ся первые правила: звонит колокольчик - начало уроков. Пере-мена - можно заняться своим делом (побегать, попрыгать, даже покричать), но не мешать окружающим, полазить на спортивном комплексе, установленном в классе (на нем не должно быть более пяти человек, иначе это опасно, можно упасть, столкнуть-ся, сбить товарища). Во время сна в спальне должна быть тиши-на, если ты не спишь, то можно притвориться (и многие, притворяясь, засыпали), чтобы не мешать спать товарищу.

Важно, чтобы эти правила складывались совместно детьми и взрослыми, были понятны всем. Одно из правил - жалобы принимаются только в письменном виде. Однако хочется немед-ленно восстановить справедливость и высказать обиду. Поэтому в своем классе мы повесили почтовый ящик для жалоб. Ребенок мог написать, что случилось, кто его обидел; если он не умеет писать -- рисует происшествие. С одной стороны, такой ход поз-воляет излить свой гнев не на окружающих, а на бумагу. С дру-гой стороны, пока ребенок изображает случившееся, он успокаи-вается, сосредоточивается не на ссоре, а на письме или рисунке. Когда жалоба оформлена и опущена в почтовый ящик, ребенок спокойно включается в работу класса. В удобное время мы выни-маем все жалобы и разбираем их всем классом. Делается это так: взрослый пытается прочитать написанное или пересказать нари-сованное ребенком. Чаще всего (так как дети еще плохо пишут) понять из такого письма мало что возможно. Иногда взрослый притворится, что ничего не понимает. Разыгрывается немое кино. Обидчики не рассказывают, а показывают, не дотрагиваясь друг до друга, как все было. Свидетели (дети из класса), если таковые имеются, поправляют, добавляют, исправляют поступки главных героев, но тоже без слов. Зрители задают вопросы, и герои действия пантомимой пытаются объяснить, почему и из-за чего все произошло. В процессе показа главные герои перебивают, дополняют, исправляют то, что, им кажется, было не так, по хо-ду придумывают то, чего не было, чтобы выглядеть более благо-пристойно, но свидетели начеку и немедленно вмешиваются. В итоге такого немого обсуждения и целого действа, которое со стороны выглядит очень забавно, обиды уходят, как бы стирают-ся. На первое место незаметно выходят другие приоритеты - сыграть роль, показать себя публике, расслышать, удивить и уди-виться, следить за партнерами и в итоге помириться. При этом зрительный зал покатывается со смеху и, в конце концов, сами исполнители начинают смеяться. Здесь главное - не рассмеяться учителю. Он должен с серьезным лицом досмотреть все до кон-ца, а потом спросить, а как можно было решить проблему, из-за которой весь сыр-бор. Дети начинают показывать, как они лю-бовно и бережно договариваются, мирно решают свои проблемы.

Постепенно жалоб в почтовом ящике становится все меньше, а через некоторое время его можно убрать совсем. Цель такой формы - снять в какой-то мере напряжение в классе, отвлечь ребят от конфликта. Здесь проявляется и другой эффект. Ребенок начинает понимать, что он недостаточно хорошо пишет, не знает некоторых букв (иногда ребенок по нескольку раз подбегает и спрашивает, как пишется та или иная буква). Ему хочется быть понятым, а для этого надо научиться писать. Но главное - это научить ребят договариваться, уступать, преодолевать минутный порыв настоять на своем любой ценой, научиться культурной коммуникации. Разумеется, одного почтового ящика здесь недо-статочно. Обсуждая с ребятами нашу жизнь в классе (включая и план работы на сегодняшний день, и предстоящую олимпиаду, и поход в лес, и празднование Нового года, и домашние задания, и происшествия в классе, и события в школе и т. д.), мы стара-лись сделать логику нашей жизни понятной ребенку. Здесь важ-но увидеть, понимают ли нас дети. Вербальный способ общения не органичен для шестилетнего ребенка, для него более понятен язык тела, и на нем дети свободно и адекватно «разговаривают». Поэтому одним из условий жизни шести-, семилетнего ребенка являются занятия музыкальным движением и музыкой. Главное, чтобы ребенок не просто разучивал какие-то движения, а именно разговаривал языком танца, выражал себя, свои чувства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать