Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности

Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности

1

Выпускная квалификационная работа

Экологическое воспитание

Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье, полученное от природы, только на 5 % зависит от родителей, на 45% от образа жизни, а на 50 % - от условий, нас окружающих. Следуя из этого утверждения, становится ясно, как важно человеку заботиться о природе, даже если думать эгоистически только из выгоды для себя. Мы должны выработать в себе и окружающих нас людях грамотное экологическое поведение.

Одной из задач экологического образования является формирование у личности системы адекватных экологических представлений.

Важнейшей характеристикой экологичной личности является психологическая включенность в мир природы, которая, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени обусловлена существующей у нее системой экологических представлении.

В соответствии с этим, главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы.

Следующей задачей экологического образования является формирование у личности субъективного отношения к природе.

Важнейшей характеристикой экологичной личности является субъектное восприятие природных объектов, которое, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени складывается в процессе формирования субъективного отношения к природе.

Еще одной задачей экологического образования является формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Важнейшей характеристикой экологичной личности является стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени формируется через освоение соответствующих стратегий и технологий в процессе практической деятельности с конкретными природными объектами.

В соответствии с этим, главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является принятие личностью стратегии и освоение технологий непрагматического взаимодействия с миром природы.

В основе выбора личностью тех или иных стратегий взаимодействия с природными объектами лежат существующие у нее экологические представления и субъективное отношение к данным природным объектам. Но те или иные стратегии могут считаться сформированными только в том случае, когда они обеспечены владением соответствующими технологиями.

Актуальность

Важнейшей характеристикой экологичной личности является психологическая включенность в мир природы, которая, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени обусловлена существующей у нее системой экологических представлении.

В соответствии с этим, главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы, которое базируется на следующих основных положениях.

Поэтому нами была сделана попытка обобщить совокупность знаний о экологическом равновесии и месте человека и создать на базе средней школы возможности системы экологического образования.

Предметом выпускной квалификационной работы стало «Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности».

Объектом выступает учебный процесс по БЖ и предметам естественнонаучного цикла: биологии, физики, химии, экологии.

Цель исследования выпускной квалификационной работы: На основе анализа научной и учебной литературы создать методики организации работы по формированию экологического сознания личности в средней школе.

Задачи

1. Анализ учебной и научной литературы.

2. Создание методик.

3. Проведение мероприятий практической направленности.

4.Обработка полученной информации, выработка практических рекомендаций.

Гипотеза

Мы предположили, что, объединив усилия учителей БЖ, биологии, физики, химии, можно создать в школе систему экологического образования учащихся, которая будет формировать экологическое сознание личности.

Таким образом, наша выпускная квалификационная работа стала итогом двухлетней деятельности по анализу источников, разработке методик, проведении на их основе различных мероприятий в СОШ №2.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности

Первой задачей экологического образования является формирование у личности системы адекватных экологических представлений.

Важнейшей характеристикой экологичной личности является психологическая включенность в мир природы, которая, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени обусловлена существующей у нее системой экологических представлении.

В соответствии с этим, главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы, которое базируется на следующих основных положениях.[17]

1.1.1 Представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе

Природа не просто совокупность различных природных объектов, а сложная система, каждый элемент которой взаимосвязан с другими: любое воздействие на один из элементов этой системы неизбежно оказывает влияние на множество других. [2]

Представление о природе как о едином целом, обладающим сложной системой внутренних взаимосвязей (иными словами, представление об экосистемном холизме), является ключевым естественнонаучным положением, глубокое понимание которого оказывает сильнейшее влияние на формирование психологической включенности личности в мир природы. [8]

Следует отметить, что широко используемое в экологическом образовании для обозначения характера экологических взаимосвязей понятие «равновесие в природе» является не совсем удачным как с собственно экологической, так и с педагогической точки зрения. [23] Во-первых, порождаемая им ассоциация с некими уравновешивающимися весами представляет экологические связи как линейные, горизонтальные, хотя эти связи в реальности носят скорее характер пирамиды, что и фиксируется принятым в экологии понятием «биотическая пирамида». [37] Во-вторых, формирующийся под его влиянием мыслеобраз предполагает, что сдвинутые с точки равновесия весы никогда не поздно взять и уравновесить опять. В то время, как через понятие биотической пирамиды можно формировать мыслеобраз своеобразного «карточного домика», который полностью разрушается, если вынуть хотя бы одну - причем, любую! - карту. [17]

Рассмотрим кратко сущность биотической пирамиды, представление о которой необходимо сформировать у личности.

Растения, поглощающие солнечную энергию, опираются на самую сложную ступень пирамиды - почву. Ступень, на которой располагаются насекомые, опирается на растения; ступень птиц и мелких хищников - на насекомых и т. д. На вершине пирамиды находятся крупные хищники.

Виды, составляющие одну ступень, объединены типом питания. Представители каждой последующей ступени зависят от нижележащих, снабжающих их не только пищей, но и убежищами и т. д. Количество ступеней уменьшается снизу вверх. Так, на каждого хищника приходятся сотни особей его потенциальной добычи, миллионы насекомых, неисчислимое количество растений. Человек экологически находится на одной из промежуточных ступеней: на одном уровне с животными, поедающими растительную пищу, - медведями, енотами, белками и т. д.

Связи передачи энергии от получающих ее растений к следующим ступеням пирамиды называются цепями питания. Например, такой цепью питания является последовательность: почва - осина - лось - первобытный охотник, которая в настоящее время преобразилась в цепь: почва - клевер - корова - крестьянин. [31]

Важнейшим, с точки зрения экологического образования, является представление о том, что каждый вид, включая и человека, - это звено многих цепей питания. И лось и корова являются звеньями по меньшей мере сотен таких цепей: лося кормят не только осина, но и другие растения, а корову -- не только клевер. Смерть организмов и их разложение возвращают энергию в почву, откуда начинается новый цикл. [19]

Если в начале развития биосферы пирамида была низкой и очень широкой, а цепи питания короткими и простыми, то затем, в процессе эволюции, добавлялись ступень за ступенью, звено за звеном. Человек - это лишь одно из тысяч дополнений, усложняющих биотическую пирамиду, делающих ее более дробной и разнообразной. [9]

Изменение одной части системы неизбежно приводит к изменениям других ее частей и цепей, вынуждает входящие в них организмы приспосабливаться к новым условиям. После каких-либо разрушительных воздействий система экологических связей впоследствии, так или иначе, восстанавливается, но, как правило, на более низком уровне организации. Благодаря своей технологической мощи, человек способен оказывать такое воздействие на биотическую пирамиду, которое не оказывал на нее многие тысячелетия ни один другой биологический вид: она не имеет «опыта» приспособления к изменениям такого масштаба. [3]

При этом, как оказалось, наука на сегодняшний день неспособна дать полный системный прогноз последствий таких изменений, вследствие чего они становятся не только неожиданными, но зачастую трагическими.

Простейший пример. Садовод обрабатывает ядохимикатами овощную рассаду, избавляясь, таким образом, от своего прямого пищевого конкурента - гусениц. При этом он своими действиями пытается трансформировать существующую в его представлении пищевую цепь: овощи - гусеницы + садовод, в более простую, которая энергетически для него выгоднее: овощи - садовод. Однако он вскоре замечает, что певчие птицы, которые радовали его своими трелями погожими летними вечерами (названия их он не знал и даже не задумывался об этом), вдруг исчезли. Садовод может так никогда и не догадаться, что на самом деле его действия затронули значительно более сложную, чем ему представлялось, пищевую цепь: например, овощи - гусеницы - певчие птицы - мелкие хищники - крупные хищники. Отравленными оказались не только гусеницы, но и певчие птицы (а также их потомство!), для которых умирающие гусеницы были особенно легкой, но в то же время смертоносной добычей.

Если бы садовод имел представление о целостности мира природы, о пирамидальной модели его энергетических связей, возможно, он бы даже из чисто эгоистических соображений предпочел бы поделиться урожаем овощей с гусеницами, чтобы иметь удовольствие слушать на своем участке птичье пение.

Множество примеров анализа непредвиденных последствий вторжения человека в биотические связи в природе приводится в экологической литературе (ввоз кроликов в Австралию, тотальное истребление волков и хищных птиц в Европе и т. д.). [6]

Таким образом, представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе позволяет личности понять единство людей и природы на общем экосистемном уровне.

1.1.2 Представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой

Вся история человечества, технического прогресса - это история углубления противоречия между всеобщим экологическим законом, в соответствии с которым все природные существа приспосабливаются к эволюционно сложившейся среде их обитания, и поведенческими стратегиями человека, который сам активно приспосабливает среду своего обитания. Человек окружил себя антропогенной искусственной средой, «второй природой», создал техносферу, ставшую мощным энергетическим фактором планетарного масштаба. [28]

Технологическая мощь человечества породила широко распространенную иллюзию, которая заключается в представлении о разделенности и независимости развития антропогенной среды, техносферы, с одной стороны, и эволюции мира природы, биосферы - с другой. Следствием такого представления является господствующая стратегия развития общества, которая призвана улучшить условия жизни человека, повысить комфортность его быта, количество пищи и т. д.

Логика самодостаточности техносферы, доведенная до гротеска в произведениях писателей-фантастов, выглядит примерно так: не хватит естественных продуктов - будем производить синтетическую пищу (в тюбиках); не будет чистого воздуха - будем ходить в специальных скафандрах (скафандр для занятий спортом, скафандр для купания, скафандр для грудных детей); да и вообще, если что - построим подземные города с люминесцентными «солнцами» и ничто нам не страшно! [17]

К сожалению, реальная жизнь постепенно догоняет фантастику, и такая логика уже многим не кажется абсурдной. Представление о возможности самоизоляции человечества под защитой техносферы не только нелепо, но и просто ошибочно с точки зрения экологии. Энергетический обмен между техносферой и биосферой экологически неизбежен. Каждый человек объективно включен в этот энергообмен, о чем он должен иметь адекватное представление. [24] Любой технологический процесс начинается с изъятия вещества и энергии из природы, затем сопровождается их транспортировкой, переработкой и заканчивается выделением ненужных отходов - выбросом их обратно в биосферу. Следовательно, существуют не два взаимонезависимых энергетических цикла - один в биосфере, а другой в техносфере, а один общий энергетический обмен. Изъятые из природы ресурсы усваиваются на 2-10%, а 90-98% (!) составляют выбросы в биосферу отходов их переработки. Причем эти отходы уже, как правило, не разлагаются на исходные вещества, а представляют комплексы, не подлежащие усвоению в биосфере, то есть загрязняют ее, заваливают отходами в прямом смысле. Природа превращается в свалку энергетического и попросту физического мусора. [41] В результате экспансии антропогенных выбросов в биосфере происходят неизбежные изменения, вызывающие деформацию качества элементов и свойств среды, которые, в свою очередь, являются экологическими факторами для каждого человека как биологического существа: чистоты воды и воздуха, уровня радиации и шума, спектра солнечного света и т. д. Во многих случаях параметры этих факторов превосходят критические уровни и становятся попросту смертоносными для человека. Концентрированные и масштабные нарушения жизненно важных экологических факторов называют экологическими катастрофами. [17] В настоящее время каждый человек использует необходимые ресурсы в «загрязненном» виде. Просто пока дозы загрязнения еще не хватает, чтобы убить человека сразу - это происходит постепенно и ежедневно. В результате люди меньше живут, чаще болеют, рождаются дети-инвалиды и т. д. Такая ситуация называется экологическим кризисом. [36] Уже сегодня за дополнительную плату можно купить «экологически чистые» продукты, произведенные в особых условиях. Значит, все другие, «обыкновенные» продукты... «экологически грязные». В чем же тогда смысл дальнейшего усиления техносферы? [17] Таким образом, представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой позволяет личности понять единство людей и природы на уровне человека как биологического организма.

1.1.3 Представление о мире природы как о духовной ценности

Господство в общественном экологическом сознании антропоцентрической парадигмы обусловливает абсолютное доминирование рассмотрения ценности природы только с экономической точки зрения. Идея необходимости охраны природы, соответственно, опирается на экономическую логику - логику сбережения «природных ресурсов» как разновидности экономических ресурсов. Однако большинство природных объектов не имеют очевидной экономической ценности для человека. Исследования показали, что только около 5% видов растений и животных могут съедаться, продаваться или еще как-то употребляться в экономических целях. [17]

И вот, когда под угрозой оказывается какой-либо «неэкономический» природный объект, который, тем не менее, вызывает симпатии людей (то есть представляет для них психологическую, духовную ценность), ученые буквально пускаются на хитрости, чтобы доказать его экономическое значение, ведь только экономически ценный объект достоин снисхождения «царя природы».

Так, в начале века было замечено, что певчие птицы начинают исчезать. Орнитологи бросились им на выручку, приводя не слишком убедительные с точки зрения науки, но зато абсолютно психологически выверенные расчеты, согласно которым насекомые буквально сожрут человечество, если птицы не будут контролировать их численность. [3]

Такого рода доводы встречаются и в современной школе, когда изготовление скворечников аргументируется ролью скворцов в уничтожении садовых и огородных вредителей. Характерно, что при этом умалчивается о количестве вишен и других плодов, съеденных и поклеванных стаями скворцов, которое прекрасно известно любому садоводу. На самом деле, скворец просто симпатичен людям: скворец -- «символ весны»; он «радостно» поет и способен подражать антропогенным звукам: скрипу дверей, работающему трактору и даже человеческому голосу; наконец, он просто очень красив; и. главное, живя рядом с человеком, он не боится его и позволяет любоваться собой с близкого расстояния. [17]

Но того, что скворец просто симпатичен, оказывается, мало, это еще недостаточное основание, чтобы он имел право на заботу, и школьникам приводятся аргументы об его экономической полезности. [16]

Формирование у школьников представления о мире природы как о духовной ценности, о «ценностно-культурном смысле» природы имеет в педагогике давние традиции (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и др.). «Зовите меня варваром в педагогике, - писал К.Д. Ушинский, - но я вынес из впечатлении моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». [17]

Таким образом, представление о мире природы как о духовной ценности позволяет личности почувствовать единство людей и природы на психологическом, личностном уровне.

1.1.4 Представление о взаимосвязи природных условий и развития общества

В общественном сознании господствует представление об абсолютной независимости общества от природных условий, в которых оно происходит. Если возможность влияния различных экологических факторов на организм человека люди еще как-то готовы признать (благодаря усилиям по экологическому образованию), то точка зрения, согласно которой существует влияние природной среды на развитие общества в целом, на социальные, политические, экономические и т. д. процессы, кажется им абсурдом. Более того, такая система представлений подкреплялась авторитетом науки, пронизанной духом картезианства: исследования по данной проблеме объявлялись «биологизаторскими», а сами исследователи упрекались в «недопонимании социально-исторической детерминированности общественного развития». Тем не менее, для непредвзятого человека наличие такого влияния достаточно очевидно. [36]

Во-первых, природные условия в значительной степени определяли специфику исторического развития общества. Например, все первые человеческие цивилизации (Египет, Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай) возникли вдоль крупных рек, без которых в то время было невозможно земледелие. И в дальнейшем города строились, в основном, именно на берегах рек: Рим, Киев, Москва, Санкт-Петербург, Париж. Лондон и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать