Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
p align="left">В сельских районах школьники могут участвовать в зимней подкормке копытных, устройстве солонцов и т. д. Не менее распространено и оборудование искусственных гнездовий для птиц. Важно, чтобы школьники хорошо ориентировались в размерах и особенностях устройства гнездовий для различных видов птиц, разбирались в правилах их развешивания, защиты от хищников. Отметим, что гнездовья могут предназначаться не только для мелких птиц, но и для аистов, водоплавающих, хищных.

В последние годы во многих местах стали создаваться школьные энтомологические микрозаказники для охраны насекомых, создания условий их выживания в условиях разрушения естественной среды. Микрозаказником может служить просто некошеный участок луга или пустыря. Учеными разработаны специальные «домики» для некоторых перепончатокрылых (диких одиночных пчел, шмелей), которые могут оборудоваться школьниками. Главное в микрозаказнике - нетронутость растительного сообщества, служащего насекомым и кормом и убежищем. Школьники могут участвовать в учете и защите (огораживании) муравейников.

Традиционно школьники участвуют в спасении мальков рыб из пересыхающих водоемов. Здесь важно, чтобы они научились технологии нетравмирующего отлова, правильной транспортировке (выбор емкости, плотность посадки, снабжение кислородом), грамотного выпуска мальков (место, время суток). На малых реках и в озерах могут устраиваться искусственные нерестилища и укрытия для рыб.

В содержание экологического образования целесообразно включать сведения об экологически грамотных приемах проведения сельхозработ (применение ядохимикатов и удобрений, биологические способы защиты растений в саду и огороде). Школьники должны научиться ведению природоохранной пропаганды (плакаты, листовки, выставки, выступления), организации акций по благоустройству природных территорий (очистка берегов водоемов, лесопосадки и т. д.).

В целом, содержание стратегической и технологической подготовки школьников к взаимодействию с миром природы направлено на формирование экологического непрагматизма. Даже «добывающие» технологии ориентируются непрагматическим образом, акцентируются их познавательные, эстетические составляющие. [17]

Выводы

1. В сфере формирования экологических представлений содержание экологического образования базируется на следующих основных положениях: а) сложность системы внутренних взаимосвязей в природе, б) энергетический обмен между техносферой и биосферой, в) мир природы как духовная ценность, г) взаимосвязь природных условий и развития общества. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы.

2. В сфере формирования субъективного отношения к природе содержание экологического образования заключается в развитии этого отношения у школьников. Критерием сформированности отношения к природе являются высокие показатели всех параметров. Наибольшее педагогическое значение имеет формирование субъектной модальности отношения к природе.

3. В сфере формирования стратегий и технологий экологической деятельности содержание экологического образования заключается в овладении школьниками умениями и навыками: а) эстетического освоения природных объектов, б) получения научной информации о мире природы, в) взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды, г) природопользования в естественной среде, д) природоохранной деятельности. В процессе обучения данным технологиям формируются непрагматические стратегии экологической деятельности.

2. АПРОБАЦИЯ ВНЕУРОЧНЫХ И ВНЕШКОЛЬНЫХ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОШ№2

2.1 Виды внеурочных форм экологического образования

2.1.1 Экологические праздники

Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате. [17]

1.День птиц

Традиционно в российских школах в марте во время весенних каникул отмечается День птиц. Время проведения праздника приурочено к началу прилета птиц в средней полосе России. Этот праздник, как правило, является мероприятием, подводящим итог работе, которая ведется школьниками в течение всего года. Проведение Дня птиц позволяет вести широкую пропаганду экологических знаний, дает импульс экологической активности школьников. [17]

2. Всемирный день охраны окружающей среды

Одним из главных экологических праздников считается Всемирный день охраны окружающей среды, который, в соответствии с решением ООН (1972г.), отмечается 5 июня. Однако потому, что этот праздник приводится на летние каникулы, он до сих пор не имеет соответствующего резонанса в школах. В связи с этим Всемирный день охраны окружающей среды может отмечаться в летних лагерях (как, например, День Нептуна), в кругу активных защитников природы. Возможно условное перенесение праздника на май или сентябрь. В обоих случаях приходится иметь в виду, что время для серьезной и тщательной подготовки праздника оказывается неблагоприятным. [25]

3. Всемирный день продовольствия

Ярко выраженную экологическую направленность имеет Всемирный день продовольствия, который отмечается 24 октября.

Вот как был проведен этот праздник в Сан-Франциско в 1974г. Для того, чтобы показать существование проблемы питания, педагоги пригласили 60 шестиклассников из школ города на обед. Были приглашены также кукольники, музыканты, журналисты, представители радио и телевидения.

Школьники разместились на открытом воздухе. Вокруг них тысячи собравшихся на праздник жителей ели принесенные с собой обеды. Когда развлечения закончились, дети сильно проголодались. Их разделили на группы. Десятерым сказали, что они будут представлять развитые страны мира: Америку, Канаду, Японию. Они получили типичный для этих стран обед: гамбургер, яблоко, молоко и печенье. Остальные 50 детей получили обед, который бывает в странах третьего мира: полчашки риса и чашку чая. Огорчение этих детей возросло, когда дети из первой группы получили свой второй гамбургер. Один голодный ребенок пытался купить еды, но никто ему ничего не продал. Девочка из благополучной группы протянула свой гамбургер голодающим, и десятки рук потянулись к ним. Дети этой группы в замешательстве смотрели на педагогов: «Что нам теперь делать?». [17]

2.1.2 Экологические игры

Традиционно-игровые методы широко используются в практике экологического образования. В играх в полной мере раскрываются творческие способности школьников, игра всегда несет дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество учащихся, порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического образования. Экологические игры - это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. [17]

1. Соревновательные экологические игры

Соревновательные экологические игры - это тип экологических игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений.

Дух состязания во все времена был надежной мотивационной основой человеческой деятельности. Не удивительно, что различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у школьников. (Конкурс-аукцион, конкурс проектов по охране природы, конкурс кроссвордов экологической тематики, конкурс-марафон, экологическая викторина).

2. Ролевые экологические игры

Ролевые экологические игры - это тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т. д.

Ролевые (сюжетные) игры инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни.

Проведение ролевых игр требует серьезной предварительной подготовки, во время которой будущие «специалисты» повышают свою профессиональную компетентность в соответствующих областях знаний, чтобы не «ударить лицом в грязь» во время игры.

3. Имитационные экологические игры

Имитационные экологические игры - это тип экологических игр, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности.

Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных ручных игр до компьютерного моделирования. Разработка и апробация имитационных игр в России с начала 70-х гг. ведется на биологическом факультете Московского государственного университета (Д.Н. Кавтарадзе, А.В. Щербаков, Е.М. Жевелева и др.) на основе междисциплинарного подхода к решению экологических проблем.

Ряд имитационных компьютерных экологических игр создан и российскими специалистами («Цена нефти» - А.В. Щербаковым, «Лес и лоси» - Е.Н. Еукваревой и И.Б. Бессоновым и др.). [17]

2.1.3 Эколого-психологический тренинг

Эколого-психологический тренинг - это комплексная форма экологического образования, основанная на методологии социально-психологического тренинга, которая направлена на коррекцию экологического сознания личности.

Эколого-психологический тренинг направлен на решение следующих задач: 1) коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь, преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам: 2) коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами; 3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия; 4) развитие персептивных возможностей субъекта при его контактах с природными объектами; 5) расширение индивидуального экологического пространства.

Тренинг может проводиться в группах из 8-12 человек под руководством ведущего-тренера. Он является достаточно универсальным в отношении социально-возрастного состава группы. [17]

2.1.4 Детские экологические движения

Детские экологические движения - это массовая форма экологического образования, организующая и координирующая добровольную внеурочную экологическую деятельность школьников.

Члены экологических движений организуют различные акции, активно участвуют в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических знаний, разработке предложений по сохранению и восстановлению природной среды. Старейшее среди экологических организаций - Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924г. При Центральном совете общества работали различные секции (охраны недр, леса, вод, рыбы, млекопитающих, птиц и т. д.), которые вели соответствующую организационно-методическую работу.

В последние годы все активнее проявляет себя в России движение «зеленых». Акции его членов часто носят эксцентричный характер, чем привлекают к себе общественное внимание. Например, под лозунгом «Вернем отходы производителю», «зелеными» была организована перекачка грязных сточных вод, льющихся из трубы в реку, обратно на территорию завода прямо через забор, с помощью ручного насоса.

В России традиционно существует также ряд детских экологических движений различной направленности, играющих важнейшую роль в экологическом образовании школьников. [25]

1. Юннатское движение

Первая биостанция юных натуралистов имени К.А. Тимирязева была основана в 1918г. в Сокольниках (Москва) известным педагогом Б.В. Всесвятским. На начальных этапах юннатского движения господствовал лозунг «отдать юннатское движение в руки самих юннатов», т. е. отрицалось всякое руководство со стороны педагогов.

Станции юных натуралистов существуют во всех российских городах (в последнее время часто переименовываются в Экологические центры и т. п.), а юннатские кружки есть почти в каждой школе.

Целями юннатского движения являются: развитие интереса к миру природы, расширение и углубление их биологических знаний, освоение навыков наблюдения и экспериментирования и т. д.

Кружок юных натуралистов служит основным ядром при организации в школе всех мероприятий экологического направления.

2. Школьные лесничества

Школьные лесничества - трудовые объединения учащихся старших классов (начиная с 7 класса). В качестве целей организации школьных лесничеств провозглашаются - формирование бережного отношения к природе; расширение и углубление знаний в области ботаники, зоологии и других естественных наук; формирование интереса к профессиям лесохозяйственного профиля.

Школьные лесничества создаются по совместному решению дирекции школы и администрации лесхоза. Учащиеся принимаются в школьное лесничество по личному заявлению.

Задачи школьных лесничеств - оказание помощи лесному хозяйству в проведении мероприятий по охране лесов; посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала; сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян деревьев и кустарников, заготовке кормовых трав.

3. «Зеленый патруль»

Отряды «зеленых патрулей» - форма детского экологического движения, получившая в России широкое распространение.

Первоначально отряды «зеленых патрулей» возникли в связи с охраной зеленых насаждений. Школьники начали патрулирование газонов, клумб, «зеленых зон», парков лесопосадок с целью их защиты от экологических правонарушений.

В дальнейшем сфера деятельности патрульных расширялась. «Зеленый патруль» стал не только детской общественной инспекцией по охране насаждений, но и школьным активом, организующим под руководством старших закладку парков, цветников, посадку лесов и т. д. [17]

4. «Голубой патруль»

Отряды «голубых патрулей» впервые возникли в Астраханской области. Они ведут работу по охране рыб. Особенно широкой популярностью пользуются работы по спасению рыбной молоди, оказавшейся в результате обсыхания мест нереста в мелких водоемчиках и лужах отрезанной от основного водоема. Члены отрядов «голубых патрулей» ведут наблюдение за развитием мальков, проводят изучение водоемов, следят за состоянием воды, занимаются расчисткой и озеленением берегов, ведут разъяснительную работу.

В нерестовый период «голубые патрули» несут дежурство у нерестилищ под руководством инспекторов рыбоохраны, разъясняют правила любительского рыболовства своим сверстникам и взрослым, готовят соответствующие плакаты и листовки.

Школьники выявляют и наносят на карту родники. На местах истоков рек проводят расчистку и устанавливают специальные знаки: «Здесь берет начало река…».

«Голубые патрули» собирают сведения о малоизученных реках и озерах. На каждый малый водоем заводится отдельный паспорт.

Отряд «голубого патруля» делится на специализированные звенья: топографов, гидрологов, гидробиологов, ихтиологов, ботаников, фотографов. Школьники таких звеньев осваивают соответствующие технологии и используют их в природоохранной деятельности.

5. Социально-педагогическое движение «ЭКО-ДО» («Путь к природе»)

Произошедшие в российском обществе на рубеже 90-х г. изменения оказали свое влияние и на детские экологические движения. Во-первых, если раньше детские экологические движения курировались пионерской и комсомольской организациями (хотя и не всегда эффективно), то сейчас подобные направляющие и организующие факторы не действуют. Во-вторых, социально-психологические изменения не способствуют массовой общественной активности молодежи, все большее значение приобретает стратегия целенаправленной индивидуальной активности: «Если я трачу время на какую-либо деятельность (в том числе экологическую), то что это может дать лично мне?».

Исходя из современных реальностей и основываясь на принципах экологической психопедагогики, были разработаны организационные основы детского экологического движения, получившего название «ЭКО-ДО».

«ЭКО-ДО» - это психолого-педагогическая система формирования экологичной личности. Цель движения «ЭКО-ДО» - формирование эксцентрического типа экологического сознания участников.

В целом, движение «ЭКО-ДО» существенно отличается от других экологических движений. Деятельность экологических движений, как правило, направлена непосредственно на сохранение и улучшение данной природной среды. «ЭКО-ДО» направлено на личность человека, экологичность которой в конечном итоге и определяет ее жизнедеятельность и, соответственно, персональное влияние на состояние природной среды. «ЭКО-ДО» - это не совокупность множества конкретных акций, а стиль жизни. [17]

2.1.5 Экологическая школа

Экологическая школа - это комплексная форма экологического образования, позволяющая интегрировать все другие формы экологического образования.

Сегодня, когда стали давно привычными спортивные школы, математические школы, гуманитарные школы, школы искусств и т. д., понятие «экологическая школа» продолжает выглядеть несколько экзотично. В то же время, комплексный характер экологического образования, его межпредметное содержание обусловливают необходимость координации усилии педагогов-предметников в рамках единой педагогической системы, каковой и должна выступать экологическая школа.

Такая школа, как и другие типы профильных школ, является, прежде всего, общеобразовательной школой и должна обеспечить подготовку учащихся по всем предметам, согласно государственным программам и нормативам. Экологическая школа не является учебным заведением, готовящим профессиональных экологов, но она призвана формировать высокий уровень экологической культуры у своих выпускников.

Само содержание экологического образования предопределяет разностороннюю подготовку учащихся как по естественным и гуманитарным, так и по точным наукам. В этом плане преимущество экологической школы перед математическими, гуманитарными или спортивными школами, славящимися некоторой «однобокостью», является очевидным. С другой стороны, необходимость всеобщей «экологизации» не вызывает сомнения на фоне глубокого экологического кризиса.

В то же время экологическая школа не обязательно должна быть отдельным самостоятельным учреждением, а может быть организована на базе обычной общеобразовательной школы и функционировать как специфическая форма внеурочного экологического образования школьников.

Основные специфические особенности такой школы могут быть проиллюстрированы на примере детской школы «ЭКО-ДО», являющейся органическим продолжением детского движения «ЭКО-ДО». [17]

2.2 Виды внешкольные форм экологического образования

2.2.1 Экологические экспозиции

1. Значение неформального экологического образования

Значительная роль в формировании экологического сознания личности принадлежит так называемой системе неформального экологического образования. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в рамках деятельности различных учреждений культуры: музеи природы и соответствующие отделы краеведческих музеев, зоопарки и ботанические сады, национальные парки и заповедники, «Дома природы» и т. д., в которых созданы экологические экспозиции. Экологические экспозиции - это специфическая форма демонстрации объектов и материалов на экологическую тему, представленных по определенной системе, служащая целям экологического образования. [25]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать