Специальная педагогика

Специальная педагогика

Содержание

  • Введение
  • Практическое задание 1
  • Практическое занятие 2
  • Практическое занятие 3
  • Практическое занятие 4
  • Практическое занятие 5 - 6
  • Практическое занятие 7
  • Практическое занятие 8-9
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Актуальность данной работы заключается в познании специальной педагогики. С каждым годом, в мире, к сожалению, появляются дети с определенными отклонениями. А специальная педагогика направлена на то, чтобы такие люди стали полноценными членами общества, хотя и со своими особенностями.
  • Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
  • Цель данной контрольной работы - закрепление и практическое использование теоретических знаний по специальной педагогики.
  • Для достижения цели можно выделить следующие задачи:
  • 1. Изучить основы специальной педагогики при выполнении практических заданий;
  • 2. Ознакомиться с международными и Российскими правовыми документами, отражающими права и свободы инвалидов;
  • 3. Рассмотреть ведущих ученых и их работы в сфере специальной педагогики.
  • Практическое задание 1
  • Тема: Специальная педагогика как наука. Ёе методологический аппарат
  • 1. Актуальность курса «Специальная педагогика» в системе педагогических знаний
  • Специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины.
  • Совокупность знаний специальной педагогики формировалась и накапливалась в длительном процессе развития практики обучения и воспитания детей, имеющих различные физические или психические недостатки. Первоначально, при отсутствии собственной педагогической терминологии, использовалась общепринята медицинская, обозначающая патологические анатомо-физиологические отличия лиц с отклонениями в развитии от остальных людей. Соответственно отправной точкой в построении понятийного аппарата специальной педагогики и педагогических подходов к детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности стали этиология и симптоматика. Постепенно накопленные знания закреплялись в специфических языковых формах отражения - научных понятиях, заимствованных в медицине: «диагностика», «коррекция», «аномалия», «дефект», «слабоумный», «глухонемой», «тугоухий», «слепой» и др.
  • С развитием психологии в специальную педагогику приходят психологические понятия и термины, которые тоже часто по своей сути являются «диагнозными», например «дети с временной задержкой психического развития (ЗПР)». При отсутствии собственно педагогических названий того или иного педагогического феномена медицинские и психологические термины приживались в понятийном поле специальной педагогики; для педагогов утрачивался их диагнозный, негативный в социокультурном контексте смысл.
  • 2. Закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики
  • Развитие научного знания в течение определенного исторического периода часто приводит к тому, что новое знание находится в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения только прошлого опыта. Такая оболочка может оказаться слишком тесной, чтобы включить в себя новый опыт. Изменение или смещение методологических установок, смена научных концепций усиливают неоднозначность и неопределенность толкования научных понятий, подчас исчезает корректность в обращении с терминами.
  • В настоящее время педагогическая терминология в области специального образования переживает именно такой период: имеет место беспорядочное использование терминов из смежных областей знания (психологии, медицины, других наук), а также терминов, которые уже не отражают во всей полноте сущности обозначаемых предметов и явлений.
  • Многие смежные со специальной педагогикой отрасли знания (медицина, психология, педагогика, правоведение, социальная защита и др.) имеют сегодня свой устоявшийся понятийно-терминологический аппарат, которым пользуются в общении между собой специалисты данной предметной области (например, врачи, психологи, школьные администраторы).
  • Путь к упорядочению понятийно-терминологического аппарата специальной педагогики лежит через осмысление того, что:
  • - ряд используемых понятий постепенно перестает вмещать новый опыт, неизбежно накапливающийся с развитием специальной педагогики и смежных с ней отраслей знания, требуется смена терминов на основе обсуждения и договоренности в научном сообществе;
  • - новые факты и явления могут приходить в специальную педагогику с теми обозначениями, которые они уже получили в других смежных со специальной педагогикой отраслях знания;
  • - задачей специальной педагогики является в этом случае нахождение собственных педагогических терминов, которые бы отражали специфическую образовательную сущность данного объекта или явления;
  • - в этой связи можно говорить об объективном существовании параллельной терминологий в специальной педагогике и смежных с ней предметных областях;
  • - употребление того или иного термина должно соответствовать проблемно-предметному контексту (т. е. тому, к какой предметной сфере эта проблема относится - к медицине, специальной педагогике, специальной психологии, нраву, социальной помощи и др.) Назаров Н.М. Специальная педагогика: В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики - М: изд-во «АСАDEMА» 2007г. - с. 56.
  • 3. Специфические категории специальной педагогики
  • Специальные категории специальной педагогики: воспитание, обучение и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду.
  • 4. Цели и задачи специальной педагогики
  • Конечная цель - достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятель-ности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
  • Специальная педагогика имеет и систему целей; без достижения, которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная.
  • Достижение этих целей специальной педагогики становится возможным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и вос-питания, образования в целом, т.е. когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. Например, для лиц с нарушениями зрения - это овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве; для неслышащих - овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха и др.
  • К специфическим конкретным целям можно отнести и компо-ненты личностной реабилитации - воспитание чувства собствен-ного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и некоторые другие.
  • 5. Употребление, каких терминов сегодня нецелесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики
  • Реформаторы пренебрегли как нормами научной этики, так и известными в науке способами упорядочения или обновления научной терминологии (опрос ведущих ученых страны по данной отрасли науки с целью выработки ими обоснования необходимости обновления понятийного аппарата; выработка рабочего определения на конференциях, рабочих семинарах, дискуссиях в периодических изданиях; создание рабочей группы специалистов из данной отрасли науки для подбора адекватных понятий и определений, существующих уже в отечественной и зарубежной научной практике и т.д.). И дефектологи страны стали «коррекционщиками», представителями «новой» науки - коррекционной педагогики. Множество понятий специальной педагогики как системы научных знаний, организуя имеющееся знание, представляет собой подвижную, развивающуюся систему. Педагогическая действительность каждого исторического периода, каждой эпохи прибавляла «свои понятия», под влиянием развития других наук (медицины, философии, культурологии, психологии, социологии), заменяла устаревшие новыми, формируя основу теории специальной педагогики. Гуманизации общественного сознания, как и современное социальное право, не позволяет сегодня считать этичной такую педагогическую терминологию, смыслом которой является исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию. Психология и медицина, кстати, предпочитают использовать в социальном контексте выражения «медицинская помощь», «психологическая помощь» в широком смысле вместо «психологическая коррекция», «медицинская коррекция». Применительно к человеку, личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. В правовом поле и в сфере социальной защиты России общепринятым является термин инвалид. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья Назаров Н.М. Специальная педагогика: В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики - М: изд-во «АСАDEMА» 2007г. -c. 59 .
  • Контрольное задание
  • 1. Изучите схему. Дайте определение специальной педагогики и её основным отраслям. Какие отросли, выделяют в специальной педагогики? Чем обусловлен процесс дальнейшей дифференциации специальной педагогики как науки?

Специальная педагогика - дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе - логопедия.

Продолжение процесса дальнейшей дифференциации специальной педагогики как науки ведет к более конкретному определению таких теорий воспитания как:

- детей с задержкой психического развития;

- детей со сложными дефектами;

- детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- детей с эмоциональными нарушениями;

- детей с девиантным поведением.

2. Какое определение соответствует каждому из перечисленных понятий:

- специальная педагогика - наука изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья нуждающегося в специальных, индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.

- специальная психология - отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами;

- олигофренопедагогика - наука о закономерности развития воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью;

- тифлопедагогика - наука о закономерности развития воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения);

- сурдопедагогика - наука о закономерности развития воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, оглохших);

- логопедия - это наука о закономерности развития воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при нормальном слухе.

3. Определить сущность и соотнести понятия:

- коррекционная педагогика - сфера педагогической помощи обычным детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях общего назначения.

- специальная педагогика - это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

- лечебная педагогика - лечение больных педагогическими методами. Однако понятно, что педагогика не может выполнять несвойственные ей функции и претендовать на поле деятельности медицины, хотя лица с ограниченными возможностями здоровья в ряде случаев действительно нуждаются и в медицинской помощи. Таким образом, речь идет все же о специальной педагогике с медицинским сопровождением.

- дефектология - наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

4. Подготовьте аналитический обзор актуальных проблем, решаемых специальной в последнее десятилетие

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития. Определение содержания коррекционно-развивающей работы на диагностической основе. Традиционные и альтернативные средства коррекционно-развивающей работы. Создание безбарьерной среды в обществе, развивающей, адаптивной образовательной среды в учреждении образования и семье. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования детей с особенностями психофизического развития. Коррекционно-образовательные технологии и научно-методическое обеспечение содержания современного специального дошкольного образования. Проблема преемственности специального дошкольного и школьного образования. Проблема качества специального образования, ее интерпретация в зарубежных и отечественных научных исследованиях. Управление учреждением образования, обеспечивающим получение специального образования. Особенности деятельности руководителя учреждения образования. Организация «команды» специалистов, создание условий ее эффективной работы. Дифференциация и интеграция профессиональных компетенций специалистов специального образования. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса. Актуальные проблемы взаимодействия учреждений образования и специалистов с семьей, перспективные пути их решения. Личность и профессиональная компетентность педагога-дефектолога.

5. дайте определение следующим понятиям:

- абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества;

- аномалия- неправильность, уклонение от обычной нормы;

- дифференцированное обучение - обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативах;

- интегрированное обучение - (инклюзивное обучение) - совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием;

- социальная адаптация в области специальной педагогики - активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Практическое занятие 2

Тема: Систематика и статистика специальной педагогики Предметные области и правовые основы специальной педагогики

1. Современная классификация ограниченных возможностей человека. Основания этих классификаций

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категория:

· нарушения статодинамической функции (двигательной),

· нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

· сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),

· психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли). Кроме того, законом определяются различные степени нарушений по каждому их виду, в зависимости от этого делается вывод о категории и сроке инвалидности: от первой степени (наименьшее ограничение) до третьей (наибольшее ограничение). Статус подтверждается справкой, выдаваемой на 1 2 г, иногда на больший срок.

2. Проиллюстрировать количественное соотношение разных категорий детей с особыми образовательными потребностям и в системе социального образования

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

3. Современная структура организации специальной педагогики

Структура специального образования: число типов специальных школ возрастает в отдельных европейских странах до полутора десятков и более.

4. Международные документы по защите прав лиц с ограниченными возможностями

· Центр статистики ООН - статистические данные по лицам с ограниченными возможностями;

· Проект международной конвенции ООН о защите и поощрении прав инвалидов (2004);

· Декларация ООН о правах инвалидов (1975);

· Санбергская декларация;

· Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов;

· Конвенция Международной Организации Труда о реабилитации и занятости лиц с ограниченными возможностями (1983);

· Амстердамское соглашение стран-членов Европейского Союза;

· Решение Совета Европейского Союза про проведению года людей с ограниченными возможностями;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать