Специальная педагогика
Практическое занятие 4

Тема: Гуманистический характер профессиональной деятельности в области специальной педагогики

1. История подготовки педагогов - дефектологов

Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) -- специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

Если говорить непосредственно о нашей стране, то долгое время, единственным научно-исследовательским центром в области дефектологии был Экспериментальный Дефектологический Институт, открытый в 1929 году на базе созданной В.П.Кащенко Медико-педагогической Станции. Спустя годы, он был переименован в Научно-исследовательский Институт Дефектологии АПН СССР, а сейчас он носит название Института коррекционной педагогики РАО. Штат института составляют специалисты самых различных профилей: медики, физиологи, психологи и педагоги и областей дефектологии :сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др. в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития. Стоит отметить тот неоценимый вклад этого учреждения, в развитие теории и практики дефектологии как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Если перейти на личности, стоит отметить некоторых людей, чья роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности дефектологии непомерно велика. Прежде всего необходимо сказать о Л.С.Выготском, в чьих работах еще в начале 20 века были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов дефектологии положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-исторической теории развития высших психических функций.

2. Ведущие учёные - дефектологи

Развитие отечественной дефектологии связано с такими именами ученых-психологов, как Выготский Л.С., Власова Т.А., Левина Р.Е., Лурия А.Р., Певзнер М.С., Сухарева Г.Е., ?Ястребова В, Бессонова Т.П., Шевченко С.Г., Капустина Г.М., Эк В.В., Речицкая Е.Г., Яхнина Е.З.

3. Возможность получения специальности для работы в системе специального образования

На данный момент профессия дефектолога, специального преподавателя или дошкольного педагога и психолога преподается во многих Вузах и Сузах нашей страны (Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. Шолохова; Московский институт открытого образования (МИОО) готовит на базе среднего специального (обучение 3 года) и на базе высшего (обучение 2 года) спец. психологов и олигофренопедагогов - дефектологи).

4. Личностные, профессионально - значимые качества педагога - дефектолога

Общие педагогические требования:

· подвижность и уравновешенность нервной системы;

· концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания;

· большой объем памяти; развитый вербальный интеллект, гибкость интеллекта, педагогическая интуиция;

· наблюдательность, находчивость;

· способности: гностические, коммуникативные, дидактические, организаторские, способности к преподаваемому предмету;

· личностные качества: артистизм, любовь к детям, воля, доброта,

· общительность, самообладание, эмпатия.

Особенно важны:

· выдержка, самообладание, воля;

· доброта, забота, любовь к детям, чувство долга и ответственности за их судьбу;

· настойчивость и планомерность в достижении цели, убежденность в успехе;

· постоянный поиск новых путей и средств в достижении цели.

5. Противопоказания для работы учителем - дефектологом

Абсолютные противопоказания: туберкулез и инфекционные заболевания. Работа не рекомендуется людям с выраженными физическими недостатками (могут осложнить взаимоотношения с детьми), дефектами речи, слабой нервной системой. Недопустимы в работе дефектолога: раздражительность, нервозность Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога-дефектолога - 3-е издание - М.: изд-во «Феникс» 2007 г. - с. 200.

Контрольные задания

1. Назовите ведущих отечественных учёных - дефектологов, осуществляющих научные поиски по направлениям, представленной в следующей схеме:

- Вскрытие закономерностей развития детей с отклонениями в психико-физиологическом развитии - В.В. Ткачева, В. И. Лубовский;

- Определение сущности специального воспитания и образования - Е.М. Мастюкова;

- Поиск оптимальных способов преодоления последствий дефекта

Л.С. Выгодский.

- Совершенствование содержания, средств, методов, психолого-педагогического воздействия, воспитания и обучения, детей разных категорий Р.Е. Левина.

2. Кому из представителей классической педагогики пренадлежат данные высказывания?

а). «Школа без дисциплины - что мельница без воды» - Я.А. Коменский

б). «Ребёнок вовсе не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение» - А. Н. Леонтьев

в). «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме не человека».- Н. Н. Малофеев

3. Заполните таблицу

Персоналии

Названия работ

Краткая аннотация

Ложечкина Анна Дмитриевна

Динамика когнитивно -интеллектуального и когнитивно - моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза

Теоретические аспекты изучения когнитивно- интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза Влияние познавательной активности на развитие когнитивно-интеллектуальной и когнитивно-моторной сфер учащихся

Свиридов Вячеслав Васильевич

Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями

Человек с ограниченными возможностями в обществе: исторический и методологический аспект. Специфика решения проблем лиц с ограниченными возможностями в России. Основные параметры социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями в современном обществе.

Атван Садхана

Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в Англии, России, Иордании.

Социальнопедагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями как предмет теоретического анализа.

Практическое занятие 5 - 6

Тема: Современная образовательная система специальной педагогики

1. Организация ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям

Разработка моделей психологического сопровождения в различных видах образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья; Ранняя диагностика и коррекция детей с психосоматическими заболеваниями в возрасте от 0 до 4 лет Разработка научно-методических основ эффективной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в учреждения общего вида.

2. Современные возможности получения дошкольного образования детей со специальными потребностями

Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования и достижение нового современного качества дошкольного образования является одним из важнейших направлений модернизации российского образования на современном этапе Расширение охвата детей дошкольным образованием относится к числу безусловных приоритетов российской образовательной политики, поскольку способствует созданию равных стартовых условий для детей вне зависимости от места проживания, социального статуса, национальной принадлежности и состояния здоровья. Доступность дошкольного образования характеризует возможности выбора и поступления в дошкольное образовательное учебные заведения и непрерывного в нем обучения.

3. Сравнить систему организации специального дошкольного образования России с подобными системами одной из зарубежных стран (по выбору)

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи). В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.

4. Современная школьная система специального образования

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозный характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

* специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

* специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

* специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

* специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

* специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

* специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

* специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении -- задержкой психического развития);

* специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

5. Основные направления развития новых типов и видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений

В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем.

Каждое такое образовательное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта.

6. Посетить имеющиеся в городе специальные (коррекционные) учреждения. Описать свои наблюдения

Школа - интернат специальная коррекционная для слабослышащих детей

г. Хабаровск, ул., Аксенова, дом 55.

Школа является специализированной для слабослышащих детей. Персонал отличается доброжелательностью. Так как школа одновременно является интернатом, то дети живут, пряма здесь в отдельном корпусе соединенным с учебным. Учебный класс состоит из рабочих мест учеников, оснащенных наушниками и микрофонами, подключенными к одному персональному компьютеру, за которым находится рабочее место преподавателя. Цель создания данного класса состоит в обеспечении возможности общения глухих и слабослышащих детей между собой и с преподавателем. При этом оборудование и программное обеспечение класса производят индивидуальную коррекцию амплитудно-частотных характеристик звуковых волн для того, чтобы превысить пороги слышимости детей. Для определения индивидуальных особенностей слуха обучаемых детей реализован соответствующий программный модуль.

7. Возможности и условия осуществления индивидуальной программы реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы главными бюро медико-социальной экспертизы и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях уточнения структуры и степени ограничений жизнедеятельности, реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. Указанная программа доводится до сведения инвалида (его законного представителя) в доступной для него форме.

8. Современные возможности и проблемы получения высшего профессионального образования лицам с ограниченной трудоспособностью в России

Инвалиды, которые закончили школу, как и многие другие выпускники, хотят продолжать образование в вузах. Но и здесь они сталкиваются с новыми трудностями. До сих пор, например, те инвалиды, которым удалось поступить в вуз, с трудом до него добираются и с трудом передвигаются внутри здания. Физические недостатки практически полностью отменяют поездки в общественном транспорте. В то же время есть примеры, когда студентам-инвалидам переходить из аудитории в аудиторию помогают сокурсники. Иногда администрация вуза идет навстречу и составляет учебный план так, чтобы в группе, где учится инвалид, занятия проходили хотя бы на одном этаже. По данным исследований, в каждом отдельном высшем учебном заведении страны учится от 0% до 5,2% студентов-инвалидов. В основном таких учащихся в вузах нет, а самый высокий процент дал МГТУ им. Баумана. С 1934 года здесь учатся студенты с нарушениями слуха. Нижегородский технический университет, например, осуществляет переподготовку молодых инвалидов в области высоких технологий с последующим трудоустройством. Многие из них заканчивают магистратуру, поступают в аспирантуру Назаров Н.М. Специальная педагогика: В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики - М: изд-во «АСАDEMА» 2007г. - с. 148.

Контрольные задания

1. На основании предоставленных данных заполните следующую таблицу

Система специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии

Министерство

Решаемые задачи *

Сеть учреждений**

Министерство труда и социального развития РФ

Эти органы определяют уровень потребности в создании рабочих мест для ?инвалидов, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы,

сети специальных домов-интернатов для ?инвалидов, специализированном учреждении

для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,

Министерство здравоохранения РФ

Указ «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации». Определение инвалидности.

центры реабилитации инвалидов, специализированные больницы, клиники, санатории, интернаты.

Министерство образования РФ

Реализация прав инвалидов на образование, разработка и принятие указанных законов

Специализированные детские сады, школы, ПУ, логопедические кабинеты, библиотеки для слабо слышащих и слабовидящих.

2. Подготовьте сообщение на тему «История развития отечественной системы специального образования». Назовите первые специальные учреждения для детей с отклонениями в развитии, открытых в России.

Проблемы и перспективы внедрения инклюзивного образования для инвалидов обсуждаются в России начиная с 1990-х годов. Исследования ценностных установок подростков с нарушением слуха, в том числе, в отношении образования и будущей профессии, проведенные B.C. Собкиным, показали, что чем более высокий уровень образования присутствует в жизненных экспектациях старшеклассников, тем больше среди них сторонников интегрированного обучения в школе. В исследовании это интерпретируется, в первую очередь, как ориентация на социальное продвижение, хотя обучение в специализированной школе, судя по опросу, понимается учащимися еще и как преграда для получения высокого уровня образования. Над социальными факторами, оказывающими влияние на формирование жизненного выбора у старшеклассников, в упомянутом исследовании довлеют дефекты слуха, от которых и отталкиваются авторы, сравнивая структуру ценностных предпочтений у «глухих, слабослышащих и нормальных» подростков. На наш же взгляд, не индивидуальные особенности, а отношение окружающих, государственная политика и условия, созданные в соответствии с принятыми законами, как и социальное положение семьи и география ее проживания, обусловливают как особые потребности детей, так и доступность способов их удовлетворения, в том числе, посредством образования - качественного в академическом и социальном аспектах. Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление инвалидов в вуз проблематичным. Большинство университетов России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов. Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов, необходимых для повседневных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам универсального дизайна из собственных бюджетных средств. Внебюджетные средства расходуются на базовые нужды вузов, при этом особые потребности инвалидов при ремонте и реконструкции помещений не учитываются. Недостаток финансирования является больным вопросом для многих вузов, особенно в том случае, когда этот вуз не является бенефициаром целевых федеральных программ, не получает средства из регионального или городского бюджета. Существует несколько частных вузов, которые привлекают спонсоров для поддержки образовательных программ для инвалидов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать