Становление субъектности студента университета
p align="left">Рассматриваемый тип характеризуется выбором ценностей познания и творчества в ущерб многим ценностям самоактуализации. Мы соглашаемся с мнением о том, что это не свидетельствует о экзистенциальной дисгармонии, скорее - о выборе иного варианта жизни и проявления субъектности. В.Н. Дружинин подчеркивает, что вариант «жизнь как творчество» значительно отличается от самоактуализации, которая более относится к варианту «жизнь как целедостижение». Если первый вариант связан в первую очередь с выбором ценностей внутренних, то «самоактуализирующаяся личность направлена только вовне, и актуализация для нее важнее внутреннего созидания». Внутреннее созидание (самосозидание), на наш взгляд, инициирует становление субъектности, так как позволяет человеку поставить максимальную задачу - прожить свою собственную жизнь, а не навязанную или предписанную кем-то извне. Субъектность может быть определена как целедостижение в творчестве собственной жизни, поэтому данный вектор ценностной направленности мы обозначили как «потенциальная субъектность».

Очевидной задачей констатирующего диагностического исследования было определение возрастной динамики указанных ценностных профилей личности студентов. К выпускным курсам увеличивается число студентов с выраженным уходом от субъектности (первый профиль) и несколько сокращается направленность на ценности самоактуализации активной жизни во всех ее сферах (второй профиль). Третий профиль, характеризующийся потенциальной субъектностью и связанный с ценностями познания и творчества, по количеству представителей на разных курсах более стабилен.

К сожалению, такая картина свидетельствует об очевидном снижении интенсивности и качества смыслообразующей активности, традиционно считавшейся важнейшей для данного возраста. Частично это можно объяснить следующим образом: поступив в университет, типичный студент зачастую «успокаивается», откладывает решение проблем личностного и профессионального роста, оказываясь в ситуации субъектного вакуума. Результаты исследования соотносятся с наблюдениями К.А. Абульхановой, констатирующими исчезновение у многих людей подлинной идентичности с самим собой и ценности самовыражения.

В диссертации представлены результаты диагностического исследования смысложизненных ориентаций студентов, мотивов выбора профессиональной специализации, характеристики представлений студентов о целях и ценностях университетского образования, о наполненности референтного круга «значимого Другого».

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют подтверждать высокую вероятность эффективного становления субъектности студента в образовательном пространстве университета.

В исследовании представлена типология субъектности студентов, определенная на основе комплекса следующих показателей: мотивация достижения, самоконтроль, рефлексия, смыслообразующая активность, ценностные ориентации, представленная в таблице 1.

Таблица 1 - Типология субъектности студентов

Типы субъектности

Констатирующий этап

Формирующий этап

Креативно-ценностный (высокий)

Характеризуется осознанностью, рефлексивностью, проективностью самосознания, в том числе и профессионального. Высокий уровень принятия себя, мотивации достижений, самоконтроля. Ярко выражено стремление участвовать в познавательной деятельности эвристического уровня. Высокий уровень смыслообразующей активности. Знания характеризуются системно-ценностным уровнем (богатый ценностный тезаурус, системное видение проблем и закономерностей теории и практики). Прогнозирование успешности профессиональной деятельности.

5 %

21%

Функционально- конструктивный (средний)

Средний уровень учебных достижений, развития профессиональных знаний, умений, навыков фрагментарно. Мотивация достижений недостаточно высока, но эти студенты обладают множеством способностей, реализация которых позволяет достигнуть успеха, как в личностном, так и в профессиональном становлении. Нуждаются в постоянной актуализации их субъектной позиции. Студенты ориентированы на практическую деятельность, отмечаются ярко выраженные определенные рассогласования между целями, планами и результатами. Наличие потребности в самоорганизации в творческой деятельности, целеполагание и планирование этой деятельности, сформированность умения вносить коррективы в первоначальную норму, уточняя ее с учетом ситуации и личностных установок. Прогноз успешного личностного и профессионального развития, хотя не исключены определенные трудности, связанные с самореализацией. Успешное прохождение самостоятельной практики

58 %

67 %

Ситуативно-репродуктивный (низкий)

Низкий уровень принятия себя. Слабо выражена мотивация достижений. Неумение выстраивать перспективу деятельности. Стремление отсрочить выбор. Иллюзорность, нереальность жизненных планов. Отсутствие четких ценностных ориентиров. Поступки характеризуются ситуативностью, одномоментностью. У них высокая тревожность, низкий уровень самоконтроля эмоций в поведении. Они независимы, у них отсутствуют определённые цели, которые стоило бы отстаивать, саморегуляция отличается малой адекватностью, гибкостью и осознанностью, несформированностью умения программировать собственные действия. То есть смыслообразующая (субъектная) активность у них хаотична, ситуативна, малоосознаваема. Низкие учебные достижения. Уровень знаний - репродуктивно-нейтральный (поверхностная информированность, затрудненная ориентация и неполное осознание ведущих закономерностей науки). Затрудненная адаптация к профессиональной деятельности, возможен уход из сферы выбранной учебной специальности.

38 %

23 %

Реализация концепции становления субъектности студентов университета позволил выявить ценностно-синергетические закономерности становления субъектности и доказать, что образовательное пространство университета действительно является фактором становления субъектности студента при выполнении следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлекивность. В качестве критерия успешности реализации концепции становления субъектности студентов обозначена субъектная позиция.

Исследование подтвердило, что университетское образование раскрывает свою целостность через взаимосвязь пространства-времени и содержания, оно континуально, и способом представления этого континуума образования выступает актуализированная в настоящем времени по средствам субъектно-ориентированных ситуаций деятельность студента.

Субъектно-ориентированные ситуации - это специально проектируемые педагогические ситуации, проявляющие и усиливающие субъектный потенциал личности студента, востребующие его субъектный опыт. Посредством данных ситуаций задается диапазон проявления субъектности. Основными признаками, характеризующими субъектно-ориентированные ситуации в образовательном процессе университета, являются: естественность возникновения, отсутствие явного принуждения к участию в них; наличие психолого-педагогических условий, побуждающих к субъектной деятельности. Средством включения студентов в соответствующие ситуации являются различные виды работ и учебных заданий. Субъектно-ориентированные ситуации призваны запускать механизмы становления субъектности студентов. В исследовании доказано, что данные ситуации одновременно выполняют и субъектно-развивающую, и экспериментально-диагностическую функции.

В исследовательских целях субъектно-ориентированные ситуации условно классифицированы на: проблемно-ориентированные, рефлексивно-ориентированные, креативно-ориентированные, коммуникативно-ориентированные ситуации; ситуации свободного выбора и самоорганизации.

Данным ситуациям присущ ряд характерных особенностей:

- субъектно-ориентированные ситуации содержат в себе несколько конкретных путей их реализации, что создаёт «точки роста» как точки бифуркации, как возможное рождение ориентации на деятельность студента по самосозиданию;

- ситуации допускают разный уровень субъектной включённости студента, обеспечивая тем самым автономность личности и невмешательство в её внутреннее пространство;

- ситуации предполагают приобретение студентами ценностного осмысленного опыта и навыков саморегуляции;

- ситуации направлены на «запуск» механизмов ценностной ориентации и самоорганизации, потенциально представленных в личностной системе студента;

- ситуации составляют основу применения креативно-ценностных технологий университетского образования.

Содержательный анализ данных ситуаций возможен только в соотношении с анализом педагогических условий становления субъектности студентов университета. В качестве таких условий в исследовании определяются: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность.

Субъектная позиция студента является выражением его образовательной активности в условиях университетского образования. В этих условиях образование выступает ценностью культуры - результатом культурной деятельности человечества, а студент является оценивающим этот феномен субъектом -- помещающим образование в собственную систему ценностей.

Применение ценностно-синергетической концепции к развитию субъектной позиции студента позволило определить ее как аксиологическую позицию личностной и профессиональной самоорганизации (саморазвития), определяющую возможность выхода личности за пределы нормативной заданности.

Субъектная позиция как сложная целостная система включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный, рефлексивный.

Развитие субъектной позиции студента предполагает расширение спектра его ценностного отношения к образовательной деятельности. Деятельность студента в образовательном процессе (образовательная деятельность) - представляет процесс решения системы чередующихся и возникающих в образовательном процессе задач, который направлен на осмысление феномена образования во всем многообразии его сторон; на развитие личностно-ценностного к нему отношения; проектирование и реализацию разнообразных способов решения образовательных задач.

Образовательная деятельность дает возможность студенту обретать личностные смыслы и значения образования, накапливать опыт отношения к будущей профессии и отношений в будущей профессии, находясь в условиях образовательного процесса. Становление готовности студента к постоянному саморазвитию и самосозиданию может в дальнейшем преобразовываться и совершенствоваться в профессиональной деятельности.

Деятельность студента процессуально разворачивается как процесс взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, прежде всего, с преподавателями. В зависимости от того, насколько процесс взаимодействия преподавателя и студента носит черты диалога, содействия, бездействия или противодействия, зависит динамика развития субъектной позиции студента.

Таким образом, образовательный процесс, ориентированный на развитие субъектной позиции студента, предполагает:

- аксиологизацию университетского образования как метода, особенностью которого выступает развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, проектирование жизненных перспектив, профессионального роста;

- индивидуализацию содержания образования, за счет использования технологий открытого образования, включения студента в процесс проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута;

- актуализацию деятельности преподавателя на установление особого характера взаимодействия и ценностно-значимых связей между деятельностью субъектов этого процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития субъектности студента университета - вариативный, основанный на личностных смыслах и ценностях, потребностях и мотивах, путь достижения заданных требованиями образования, результатов. Образовательный маршрут есть способ организации деятельности студента в образовательном пространстве университета. Индивидуальный образовательный маршрут дает студенту возможность субъектной реализации в заданных образовательных условиях и предполагает в той же мере свободу, в какой и ответственность за достижение образовательных результатов.

В диссертации отмечается необходимость вычленения, в контексте исследования, следующих уровней индивидуальных образовательных маршрутов студентов:

- базовый уровень (базовый круг познания) - характеризуется только достижением образовательных ориентиров, представленных в стандартах учебных специальностей;

- вариативный уровень (вариативный круг познания) - предполагает отражение взаимосвязи личностного и профессионального развития студента, но выбранные образовательные задачи не всегда содержат ценностно-смысловые характеристики;

- ценностный уровень (ценностный круг познания) - является результатом ценностного самоопределения студента в проблемном поле личностно-профессионального развития, самостоятельного выбора внутренней планки требований к самоосуществлению.

Именно ценностный уровень определения и реализации индивидуального образовательного маршрута представляет наибольший интерес, поскольку отражает сущность субъектности как свойства личности, характеризующего её способность к самосозиданию и самосовершенствованию.

Динамика развития субъектной позиции студента в контексте реализуемой ценностно-синергетической концепции на разных этапах выражалась:

- в растущем интересе студентов к проблемам получаемого образования, его содержанию, возможным результатам; в их ценностном самоопределении в образовательном пространстве университета; в накопление актуального образовательного опыта как элемента субъектного опыта;

- в изменении характера ценностных выборов собственных образовательных задач и вариантов их самостоятельного решения на основе личностных смыслов и субъектной активности; в овладении умениями творческого проектирования индивидуального образовательного маршрута;

- в обогащении, расширении диапазона самостоятельной деятельности по организации собственной образовательной деятельности, отражающем переход от стихийности к целенаправленности становления субъектности (реализация синергетического закона «от Бытия к Становлению»).

В работе утверждается, что субъектная позиция, как индивидуально-неповторимое внутреннее качество, обладает индивидуальностью, уникальностью, единичностью выраженности и проявления, поэтому возможно фиксирование только общей направленности ее развития.

В исследовании определены четыре стадии становления субъектной позиции студента как критерия эффективности реализации ценностно-синергетической концепции становления субъектности, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Стадии развития субъектной позиции студента университета

Характеристика стадий

Доминирующие компоненты

Начальная (объектная) стадия

Формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания, профессиональной интерпретации жизненных обстоятельств. Актуализация осознанного построения временной жизненной перспективы.

Пассивная жизненная позиция,

Нечеткие ценностные ориентации,

Созерцание времени

Объектно-субъектная стадия

Преобладает трансляция субъектности преподавателем, реализации им педагогических условий субъектного обучения, направленного на актуализацию проявления студентами себя в качестве субъектов деятельности и овладение ими основами субъектного жизнетворчества. Цель данной стадии - создание информационно-субъектного фона обретения студентами ценностей и смыслов собственной образовательной деятельности. Основным личностным результатом является усиление избирательной инициативности и субъектной активности студентов в проблемном поле личностной и профессиональной самореализации (самоорганизации).

Субъектная образовательная активность,

Развивающиеся ценностные ориентации,

Пассивно-нейтральное отношение ко времени

Субъектно-объектная стадия

Характеризуется готовность студентов к самостоятельному решению образовательных задач, формированием проектной культуры; преобладанием преобразующих отношений во всех жизненных сферах, в том числе и в образовании; развитием ценностно-смысловых регулятивных механизмов поведения и общения; индивидуальными способами творческого выражения, расширяющими поиск субъектного стиля предстоящей профессиональной деятельности.

Субъектная образовательная и социальная активность, Четкие ценностные ориентации, Ценностное самоопределение,

Построение реалистичной временной перспективы

Субъектная стадия

Практическая реализация индивидуальных образовательных маршрутов как субъектных программ личностно-профессионального саморазвития; осуществление необходимой ценностно-смысловой коррекции самоанализа учебно-профессиональных и жизненных достижений, бифуркационных точек роста; актуализация процесса самосозидания. Самоменеджмент времени и знаний. На данном этапе наблюдается вторичное усиление роли образовательного пространства университета, повышение статусного значения учебных дисциплин в связи с изменением личностных и профессиональных позиций студентов.

Субъектная образовательная, социальная и коммуникативная активность,

Субъектный опыт (познавательный, коммуникативный ценностный, рефлексивный,

операциональный,

созидательный),

Время - активно созидающийся конструкт

Выпускник университета - образованный человек XXI века, который освоил научный базис университетского знания, стал субъектом образовательной деятельности на основе ценностного самоопределения в образовательном пространстве. Он готов к свободной, компетентностно ориентированной профессиональной деятельности. В его психолого-педагогическом портрете субъектности доминируют такие характеристики как:

- принятие себя таким, какой я есть (реалистичный образ «Я» и «Я - будущий профессионал);

- уважение к себе и другим во взаимодействии, корпоративность отношений «Я и другие»;

- креативность деятельности, позитивность критического мышления, независимость в суждениях, склонность к оригинальной, а не стереотипной оценке людей и событий, открытость для иного мнения и нестандартного мышления;

- сосредоточенность на решении проблемы, а не на своих переживаниях по поводу данной ситуации;

- умение ставить цели деятельности, соотносить долгосрочные цели и краткосрочные задания, замысел и его реализацию;

- высокая мотивация достижения (не по принципу «цель оправдывает средства»);

- академическая и профессиональная мобильность, компетентность;

- стремление к отказу от конформизма в культуре собственных отношений;

- отождествление себя с человечеством, наличие субъектного (духовного, нравственного, ценностного) опыта;

- умение строить временную жизненную перспективу;

- толерантность к представителям разных культур и национальностей.

На основании итогов экспериментального исследования в диссертации сделан вывод о том, что выдвинутые в работе гипотетические предположения оказались верны и университет действительно выступает пространством становления субъектности студента.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработана концепция становления субъектности студента университета, в которой субъектность выступает одной из целей университетского образования. Субъектность представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения, в способности согласовывать замысел и реализацию, в способность преобразовывать себя и окружающую действительность, в ответственном отношении к себе, собственной деятельности и миру.

Исследованием вскрыты сущностные свойства субъектности студента университета, структурные компоненты, специфика принципов становления, логика реализации ценностно-синергетической концепции становления субъектности студента университета;

Исследованием определена педагогическая сущность субъектности студента, заключающаяся в том, что субъектность студента университета как педагогический феномен представляет собой образовательный результат, определяющий высокую степень жизнетворчества студента независимо от направления выбранной профессиональной специализации. Становление субъектности предполагает изменения в ценностно-смысловом отношении студента к университетскому образованию, развитие позитивного образа «Я - будущий профессионал», отражающем восхождение студента к личностным и профессиональным ценностям.

Выявлены закономерности процесса становления субъектности, позволяющие определить позитивные стратегии становления субъектности как ценностно-смысловой самоорганизации личности студента в пространстве и времени университетского образования.

Доказано, что образовательное пространство университета действительно выступает фактором становления субъектности студента при реализации следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность.

Раскрыты функции ценностно-синергетического подхода в исследовании становления субъектности студента университета.

Определена типология субъектности студентов университета, позволяющая определить стратегию становления субъектности, совершенствовать практику университетского образования

Исследование обосновало систему научно-педагогического обеспечения процесса становления субъектности студента университета, которая включает диагностическое определение целей данного процесса, банк образовательных программ, научно-педагогический инструментарий реализации ценностно-синергетической концепции становления субъектности студента, систему оценочных показателей и методик мониторинга исследуемого феномена.

Перспективами дальнейшего изучения проблемы могут стать: развитие ценностно-синергетического научно-исследовательского подхода к области проблем образования; изучение проблемы становления и проявления субъектности преподавателей университета на различных этапах профессиональной деятельности; изучение и проектирование технологического обеспечения обучения в университете в логике становления открытого образования; исследование закономерностей развития субъектной позиции студента на различных ступенях университетского образования; исследование проблемы становления субъектности вне образовательного пространства университета.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАШЛИ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

Монографии

1. Ольховая, Т.А. Взаимосвязь актуального и потенциального в «образе Я - педагог» / Т.А. Ольховая, О.И. Полкунова // Реализация ценностного подхода в педагогике школы.: Монография. Под ред. д.п.н., проф., А.В. Кирьяковой. - М: 2000.-С.125-151

2. Ольховая, Т.А. Становление образа «Я - будущий педагог» студента университета: Монография. / Т.А. Ольховая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 150 с.

3. Ольховая, Т.А. Аксиологические линии литературного образования: монография / Т.А. Ольховая, Н.Е. Ерофеева, О.В. Плотникова. - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского отд. РАО, 2006. - 183 с.

4. Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета: монография / Т.А. Ольховая. - Оренбург, 2006. - 181 с.

Статьи в периодических научных изданиях, рекомендуемых для публикации основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук

5. Ольховая, Т.А. Я - будущий профессионал / Т.А. Ольховая // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 98-100.

6. Ольховая, Т.А. Условия становления образа “Я - будущий специалист” студента современного университета / Т.А. Ольховая // Вестник РУДН Серия «Вопросы образования. Язык и специальность» - 2005 - № 2. - С.52-59.

7. Ольховая, Т.А. Образ «Я - будущий профессионал» как предмет исследования / Т.А. Ольховая // Вестник ОГУ - 2005.- № 4. - С. 155 - 162.

8. Ольховая, Т.А. Аксиологические линии культуры как структурные ориентиры в приобщении старшеклассников к ценностям российской культуры / Т.А. Ольховая, О.В. Плотникова. // Вестник ОГУ: Прилож. Гуманитарные науки. - 2005. - № 12. - С. 70-75.

9. Ольховая, Т.А. Образ «Я - будущий профессионал» как основа становления субъектности студента университета / Т.А. Ольховая // Новые педагогические исследования: Прилож. к журн. «Профессиональное образование». - 2007. - № 2. - С. 46-51.

10. Ольховая, Т.А. Аксиологический аспект проблемы становления субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Новые педагогические исследования: Прилож. к журн. «Профессиональное образование». - 2007. - № 4. - С. 61-67.

Статьи в других научных и научно-практических изданиях

11. Ольховая, Т.А. Формирование “образа Я” школьника в условиях альтернативной школы / Т.А. Ольховая // Вертикаль: вестник молодой науки Оренбуржья.- Оренбург: Печатный Дом “Димур”, 1996.- С.259-264.

12. Ольховая, Т.А. «Образ Я» как научная проблема / Т.А. Ольховая // Материалы ХХI преподавательской и ХХХIХ студ. науч.-практ.конф. 14-15 апреля Ч.3. Психолого-педагогические секции. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. - С.66-69

13. Ольховая, Т.А. Ценностный аспект проблемы “Образ - Я” / Т.А. Ольховая // Материалы научно-практической конференции “Ценностные ориентации в подготовке специалистов”.- Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. - С.91-92.

14. Ольховая, Т.А. Развитие “Образа - Я” - аспект гуманизации образования / Т.А. Ольховая // Научные труды молодых ученых ОГПУ. 1997.-Оренбург: Изд-во ОГПУ. 1997. - С.281-291.

15. Ольховая, Т.А. Диагностика ценностных ориентаций студентов как компонента «Образа Я» педагога / Т.А. Ольховая // Научные труды молодых ученых ОГПУ. 1998.-Оренбург: Изд-во ОГПУ. 1998. - С.126-135.

16. Ольховая, Т.А. Ценностные ориентации - компонент образа «Я - будущий педагог» студента университета / Т.А. Ольховая // Актуальные проблемы педагогики на рубеже XXI века. - Оренбург, 1999. - С.190-201

17. Ольховая, Т.А. Динамика становления образа «Я - будущий педагог» студента университета / Т.А. Ольховая // Вертикаль. Молодежный оренбургский научный вестник. № 5-6 2000 г. - Оренбург. - С.55 -59.

18. Ольховая, Т.А. Актуальность исследования процесса развития субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Региональная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов Оренбургской области/ Сборник материалов. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. - С.113-114

19. Ольховая, Т.А. Развитие субъектности студента университета / Т.А. Ольховая // Роль университетской науки в региональном сообществе: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч.2. - Москва - Оренбург, 2003. - С. 66-73.

20. Ольховая, Т.А. Аксиологическая стратегия модернизации педагогического образования // Модернизация образования: проблемы, поиски, решения.. Материалы всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 2. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. -С.204-210.

21. Ольховая, Т.А. Теоретические аспекты проблемы развития субъектности специалиста / Т.А. Ольховая // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. В 4-х частях. Ч. 4. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2004.- С.7-10

22. Ольховая, Т.А. Теоретические положения исследования образа «Я - будущий специалист» студента университета / Т.А. Ольховая // Проблемы качества образования в современном обществе: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2004. - С.59-61.

23. Ольховая, Т.А. Принципы и методы диагностики личностных изменений в ходе исследования развития субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 5 ч. Ч. 3. - Москва - Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. - С. 45-48.

24. Ольховая, Т.А. Педагогический аспект проблемы развития субъектности / Т.А. Ольховая // Вопросы гуманитарных наук. - № 2(17), 2005. - С.233-237.

25. Ольховая, Т.А. Субъектность в личностном и профессиональном развитии студентов университета / Т.А. Ольховая // Актуальные проблемы педагогической теории и практики: Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета. Вып. 1. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. - С. 72-82.

26. Ольховая, Т.А. Ценностный аспект проблемы воспитания студентов университета / Т.А. Ольховая // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: в 2 ч. - Волгоград: Перемена, 2005. - Ч.2. - С. 137-143.

27. Ольховая, Т.А. Научные школы университетов - возможность раскрытия и реализации субъектности студентов / Т.А. Ольховая // Философский век. Альманах, Вып. 30. история университетского образования в России и международные традиции просвещения. Том 3. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. - 19-25.

28. Ольховая, Т.А. Становление субъектности будущего специалиста как показатель успешности профессионального воспитания в вузе / Т.А. Ольховая // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития: Материалы Международной научно-практической конференции. В 5 ч.: Ч.1. - Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2005.- С.191-194.

29. Ольховая, Т.А. Субъектность учащихся: новый критерий качества образования / Т.А. Ольховая // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Материалы Приволжской региональной научно-практической конференции (24-25 марта 2005 года, Набережные Челны) - Казань, 2005. С. 273-274.

30. Ольховая, Т.А. Субъектность как основание новой парадигмы образования / Т.А. Ольховая // Социально-экономические проблемы образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: ИЭПУР, 200с. - С. 43-46.

31. Ольховая, Т.А. Возможности применения синергетического подхода к анализу проблемы становления субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая // Педагогические науки. - 2006. - № 1 (17). - С.62 - 66.

32. Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета как предмет педагогического исследования / Т.А. Ольховая // Личность в современном обществе: Сборник материалов Межрег. науч. - практ. конф. - Челябинск: Изд-во «Фрегат», 2006. - С.64 -70.

33. Ольховая, Т.А. Синергетический аспект университетского образования / Т.А. Ольховая // Вызовы XXI века и образование: Материалы всероссийской научно практической конференции. - Оренбург, 2006. - С. 136 - 142.

34. Ольховая, Т.А. Образования студента: теоретические и практические аспекты проблемы становления субъектности / Т.А. Ольховая // Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета. Вып. 2. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - С.67 - 78.

35. Ольховая, Т.А. Регулируемое эволюционирование в системе принципов становления субъектности студента университета / Т.А. Ольховая // Модернизация системы профессионального образования: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. - С.11 -19.

Научно-методические и учебно-методические пособия и рекомендации

36. Ольховая, Т.А. Тезаурус педагогической антропологии: Учебное пособие для студентов университета / Т.А. Ольховая. - Оренбург. ИПК ГОУ ОГУ, 2005. -100 с.

37. Ольховая, Т.А. Очерки педагогической антропологии: Учебное пособие для студентов университета / Т.А. Ольховая. - Оренбург. ИПК ГОУ ОГУ, 2005. -105 с.

38. Ольховая, Т.А. Дипломная работа по педагогике: методика подготовки и выполнения: Методическое пособие / Т.А. Ольховая, В.М. Иванова. - Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2005. - 110 с.

39. Ольховая, Т.А. Теория и практика становления субъектности студента университета: научно-методическое пособие для преподавателей университета / Т.А. Ольховая. - Нижний Новгород: ВГИПА, 2006. - 117 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать