Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя
p align="left">Понятие «гражданская культура» возникло первоначально как определенная теоретическая модификация, прежде всего, политической культуры. Американские исследователи Г. Алмонд и С. Верба в содержание «гражданской культуры» вкладывали значение этой культуры для эффективности и стабильности демократического устройства государства, интерес к политике, участие в ней, политическую информированность.[2]

Однако с течением времени политическая и общественная жизнь в мире изменились кардинальным образом. Появление разнообразных движений и инициатив, расширение гражданских прав и свобод создали благоприятные условия для перехода к демократической модели устройства общества. Сформировалась новая система ценностей и норм, убеждений и образцов поведения, соответствующих природе демократии. Отражение всех этих реальностей обнаруживаются в новых подходах к понятию «гражданская культура». Понимая, что политика не охватывает всех форм проявления жизнедеятельности общества, Г.А. Алмонд и С. Верба пересматривают свою концепцию, и уже сами трактуют понятие гражданской культуры несколько по-иному. «Гражданская культура, -- пишут Г.А. Алмонд и С. Верба, -- это смешанная политическая культура. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, не очень важную их часть». [2:с.125] В.Н. Амелин дополняет эту новую формулировку пояснением, что гражданская культура включает круг вопросов, связанных с согласием относительно природы политического режима и взаимодействием различных субъектов общества.[3] Уже в этой трактовке указывается, что к политической составляющей гражданской культуры присоединяются другие сферы жизнедеятельности общества.

Российский исследователь А.И. Соловьев также выступает против сведения гражданской культуры к явлениям политического порядка. Он отмечает, что политика не является всеобъемлющей сферой общественной жизни, поэтому политическое измерение отношений государства и личности способно объяснить лишь небольшую часть социокультурных установок, а политическая целесообразность не может исчерпать многообразия гражданской жизни. «Таким образом, - пишет он, - есть все основания охарактеризовать гражданскую культуру как явление, где органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создающие единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида и общества, личности государства».[74:с.20] Данная парадигма рассматривает эти отношения и ориентир «как равноправные части единого культурного облика гражданина». [74:с.22]

Наиболее широко представлена интерпретация гражданской культуры как органического единства многих элементов, составляющих жизнедеятельность гражданского общества, российским исследователем А.П. Кочетковым. Он считает, что в понятии «гражданская культура» тесно взаимосвязаны политические, правовые, нравственные, эстетические, культурные ценности, которые служат основанием осознания человеком своих гражданских прав и обязанностей перед обществом и государством, составляющие воедино с другими чертами культурный образ гражданина. «Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие передает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения их в жизнь. Гражданская культура - более широкое понятие, чем политическая культура, охватывает все многообразие интересов различных социальных групп гражданской сферы общественной жизни»[51:с.18] Данная культура определяет в целом фундаментальные ценности гражданского общества.

Анализируя понятие гражданской культуры, Н.М. Кейзеров рассматривает ее как структурный элемент гражданской жизни, который выражает уровень зрелости общества, способность преодолеть противоречия в рамках обеспечения общих гражданских интересов, форм и механизмов выработки и реализации совместных решений, согласованных действий. [46]

Без гражданской культуры, понимаемой как способность к диалогу, консенсусу и сотрудничеству в общегражданских целях, общество обречено на распад и вырождение. Гражданская культура представляет собой синтез форм общественного сознания, носит комплексный характер. При этом, хотя гражданская культура связана с обществом в целом, с процессами, происходящими в нем, она пронизана целями, установками по преимуществу политического содержания.[46]

Данное положение поддерживается и другими авторами. Отечественный исследователь П.А. Сергиенко рассматривает гражданскую культуру как синтез, прежде всего, высокой правовой, политической, нравственной культуры человека, основанной на высоком уровне общей культуры. Умение пользоваться своими правами, свободами, наличие высокой ответственности перед обществом и государством, патриотизм - вот далеко не полный перечень элементов гражданской культуры. [72]

Гражданская культура является тем типом культуры, которая соответствует природе гражданского общества. Среди наиболее важных задач, стоящих перед гражданской культурой, Ю.М. Резник выделяет формирование ценностных ориентации членов гражданского общества и в символическом опосредовании их взаимодействия между собой.[70] Рациональность, демократизм, плюрализм, по его мнению, особенности данного типа культуры.

Более широкий взгляд на проблему гражданской культуры отражен в книге под редакцией В.Н. Мехедова «Гражданское общество и гражданин». В этой работе гражданская культура рассматривается как характерный для данного общества образ мыслей и образ действий, регулирующий взаимоотношения гражданина и государства, а также отдельных граждан и их объединений между собой. Несомненным достоинством гражданской культуры является отражение жизни в обществе в целостном виде, в единстве внутренних связей и противоречий, основных тенденций и социальных зависимостей. Гражданская культура рассматривается как совокупность поведенческих моделей граждан данного государства, а также ценностей и идей, отражающих эти взаимоотношения, особенности общества.[26]

Длительный исторический процесс доказывает существование различных форм гражданской культуры, которые соответствовали конкретным социокультурным системам. В структуре каждого общественного строя выделялась система ценностей, идеалов, образцов поведения, которые выражали квинтэссенцию существующего уклада жизни, регулировала отношения между государством, обществом и гражданином.

Этатистская гражданская культура предполагает приоритет ценностей государства перед интересами его гражданами. Этот тип гражданской культуры оправдывает вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе, и в частную жизнь граждан. Такое вмешательство ведет к ограничению естественных прав личности и ее подавлению. Свобода и личные интересы индивида приносятся в жертву благополучию всего государственного организма. В условиях, когда «часть» не принимается во внимание, «целое» не может реализовать свой потенциал. Такой тип гражданской культуры опирается на патерналистическую психологию. Однако слишком широкая опека государства наносит большой вред энергии деятельности и моральному характеру людей. Патернализм ведет к утрате гражданами инициативы и самостоятельности в своих действиях, формирует равнодушие к делам страны, развивает надежду на постоянную помощь извне, рождает иждивенчество и безразличие. Автократическая гражданская культура закрепляет нормы поведения граждан, почитающих авторитет власти и ее носителей, признающих неограниченную власть одного человека или группы лиц. Этот тип культуры основывается на признании авторитета власти в силу ее определенных качеств и заслуг, и готовности граждан к подчинению. С другой стороны, автократическая гражданская культура подразумевает контроль власть держащих через соотнесение их деятельности с экспектациями людей. Права и свободы реализуются в той мере, в какой это выгодно правителям. Система управления не только не нуждается в развитой индивидуальности, но и стремится к ее устранению.

Демократическая гражданская культура формируется в правовом государстве и гражданском обществе. Она основана на признании приоритета прав и свобод личности, уважения закона. Общечеловеческие ценности являются столпами, на которые опирается гражданская культура демократического типа. Гражданскую культуру общества можно назвать демократической, если она включает следующие ценности: признание самоценности человеческой жизни; приоритета общечеловеческих ценностей; активность в общественной жизни страны; плюрализм в политике и идеологии; терпимость к различным точкам зрения по вопросам жизнедеятельности общества; готовность к ведению диалога по вопросам функционирования и развития общества; верховенство закона, равенство всех граждан перед законом; демократический контроль за властью, соблюдение государством и его гражданами своих прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Следовательно, гражданская культура демократического типа определяется как некое системное качество сообщества, интегративная характеристика его элементов и взаимодействий, сориентированных на развитие и укрепление гражданских начал.

Функционирование гражданской культуры в полной мере возможно только в условиях развитого гражданского общества и правового государства. Гражданская культура оптимальным образом соответствует природе гражданского общества. Выражая и обеспечивая единство сторон, демократическая культура способствует укреплению общественной системы и придает ей самодеятельный характер. Экономическая независимость и социальная защищенность людей становится залогом их общественной активности и влияния.

Гражданская культура в обществе выполняет множество функций, важнейшими из которых являются:

- объединение свободных граждан в организации на основании признания определенных ценностей как истинно верных для них, но не противоречащих природе демократии. Гражданские организации, являя противовес государству, предъявляет к нему требования по совершенствованию общественной системы;

- социализация индивида, находящая осуществление в трех сферах: деятельность, общение, самосознание. В процессе социализации происходит становление личности гражданина, усвоение им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу;

- отстаивание и защита прав личности на основе закона, поиск путей и средств упорядочения отношений гражданина и государства. Однако гражданская культура не только защищает права личности, а также накладывает на него определенные обязанности перед обществом;

- осуществление с помощью гласности, свободы слова оценочной, нормативно-регламентирующей, контролирующей и координирующей функций, которые регулируют общественные отношения;

- сохранение и обогащение общечеловеческих ценностей, гармонизация жизни различных социальных групп. Овладение гражданской культурой способствует сближению, объединению людей на базе существующих одинаковых или схожих целей и интересов;

- выработка путей дальнейшего развития общества, прогресса цивилизации на основе признания общечеловеческих интересов, поднимаясь над узкими интересами отдельных групп, индивидов.[26]

Гражданская культура является важнейшим понятием, связывающим воедино взаимодействие всех структур и слоев общества, она характеризует степень цивилизованности, демократизма в отношениях между ними.

На основание выделенных ранее типов гражданской культуры базируется градация уровней освоения действительности. Начальный уровень гражданской культуры соотносится с обыденными формами общественной жизни. Эти формы отрефлексированы в наименьшей степени. Они представляют собой первичные реакции и обобщения, еще не подвергнутые теоретической переработке. Хотя они характеризуются эмпирическим многообразием, представления на этом уровне гражданской культуры фрагментарны и поверхностны.

Средний уровень гражданской культуры отличает высокая степень сознательности и включенности в социокультурный процесс. Гражданская деятельность носит целенаправленный характер и отличается теоретической оформленностью и организованностью. Этот уровень гражданской культуры реализуется в рамках общественных объединений и политических партий.

Наконец, высший уровень гражданской культуры подразумевает высокую общественную активность и гражданскую ответственность на основе осознания необходимости поддержания государственной целостности и приоритета общественных интересов, приверженность демократическим ценностям, соблюдение правовых регламентации, готовность к сотрудничеству и признание конституционных норм. Этот уровень связан с деятельностью граждан как сознательных членов государств, заботящихся о его благополучии и стабильности.

Таким образом, гражданская культура представляет собой исторически сложившуюся совокупность взглядов, ориентации и образцов по вопросам взаимодействия и регулирования отношений государства, общества и личности.

Эти образцы и ориентации, разделяемые большинством членов общества, формируются и проявляются в определенном социокультурном контексте, реализуются на практике, накладывая отпечаток на содержание и способы функционирования всего сообщества.

Благодаря включенности в структуру гражданской культуры всего спектра общественных отношений она способна повлиять на функционирование всего общественного организма на основе единого комплекса основополагающих ценностей и норм, которые определяют общую направленность развития.

Г. Эрмэ считает, что своим содержанием культура гражданственности охватывает одновременно и приобретение знаний о политической жизни, о социальном окружении каждого человека и о действующих институтах, и практическое обучение действиям и поступкам, связанным с осуществлением демократии, а также поддержку ценностей свободы, которая и представляет собой то, из чего вытекает все остальное. Под гражданской культурой понимаются представления о взаимоотношениях государства, общества, индивида; о правах и обязанностях человека (гражданина), народа, государства; о «нормальных» механизмах общественного, политического и экономического процесса. [80]

Как феномен общественных отношений гражданская культура - это качественная характеристика человека во всех сферах его бытия.

В силу нового строя экономических и политических отношений в России гражданская культура в российском обществе должна быть адекватной новым духовно-смысловым и объективным жизненным ценностям.

Новая образовательная парадигма университетского образования, а особенно педагогического, должна предполагать формирование дискурсивного мышления студентов и способствовать рождению индивидуально ориентированного образования. Сегодня российское общество как никогда нуждается в гражданах не только профессионально образованных, но и получивших фундаментальное политическое и правовое образование, обладающих целостной системой гражданских качеств, позволяющих осознавать себя как активного субъекта политико-правовой жизни, от деятельности которого зависит процветание и стабильность общества.

В ходе учебного и воспитательного процессов именно учитель оказывает прямое влияние на гражданские чувства молодого поколения, на формирование его нравственности. Таким образом, сегодня гражданская культура становится одним из необходимых профессиональных качеств педагога, а образование и подготовка профессиональных педагогических кадров задачей государственной важности.

1.3 Содержание гражданской культуры учителя

Стратегия развития педагогического образования отражает основные принципы образовательной политики, направленной на подготовку компетентных, профессиональных и социально грамотных специалистов, готовых к творческой самореализации и саморазвитию в сфере культуры и в области профессионального труда. Педагогическое образование предполагает решение ряда культурологических задач: рост общей культуры обучающихся, развитие профессиональной и социальной культуры, культуры учебного труда и профессионального мышления, развитие осознанной ценностной ориентации, моральной зрелости личности. В целом, речь идет о формировании гражданской культуры учителя, которая становится важнейшей составляющей компетентности педагога, необходимой для успешной профессиональной деятельности.[20]

Гражданская культура, являясь широким понятием, состоит из следующих компонентов:

1) Когнитивный.

Познавательный блок, или когнитивный, включает в себя взгляды, идеи, убеждения, как результат функционирования гражданского сознания, которые складываются в гражданское мышление.

Когнитивный блок включает в себя следующие элементы знаний: морально-этические, политологические, правовые, социальные, экономические, экологические, основы социально-психологических знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.

2) Мотивационно-ценностный.

Включает в себя ценностные установки, такие как уважение прав и достоинства человека; мирный способ разрешения конфликтов; сотрудничество; терпимость; справедливость; открытость; честность; законопослушание; ответственность; патриотизм; настойчивость; уважение власти и ее представителей; уважение чужих и своих трудовых усилий.

3) Эмоционально-оценочный.

Включает в себя умение оценивать свое поведение, опираясь на нормы морали и права; анализировать социальные проблемы и определять пути их практического решения; общаться вести диалог, взаимодействовать с другими людьми, устанавливать конструктивные отношения; принимать решения, брать на себя ответственность и т.д.

Особо важным является развитие навыков критического мышления и коммуникативных навыков.

4) Поведенческий

Поведенческий компонент включает в себя деятельность, основанную на установившейся системе ценностей, отражая социальные умения и навыки. Это гражданская социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества - накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в гражданских объединениях, акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка и т.п. Именно в такой деятельности проявляется приверженность нормам, идеалам. Немаловажную роль в становлении гражданской культуры играют накопленные поколениями традиции и обычаи, которые придают происходящим событиям национальный колорит и неповторимость. Инновации в обществе накладывают свой отпечаток на деятельность людей. Без гражданской деятельности гражданская культура теряет какой-либо смысл. Благодаря социокультурным изменениям происходит поступательное развитие общества, и дальнейшее развитие идеи гражданской культуры.

Социокультурная направленность образования создает предпосылки для формирования личностных смыслов, обусловливает высокую компетентность педагога, расширяет личностные возможности и свободу, повышает ответственность педагога в реализации гуманистической концепции.

Социокультурными задачами образования являются воспитание гражданственности, социальной активности, личностной и профессиональной ответственности, демократичности.

Социализирующие факторы образования - это:

· постоянное обновление образовательного пространства в области политического, социального, правового, исторического, этнического воспитания в соответствии с тенденцией развивающегося демократического общества;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать