Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя
p align="left">II. Мотивационно-ценностный этап (формирование ценностных установок, умений брать на себя ответственность, делать осознанный выбор).

В качестве примера множественности подходов и конструкций, которые могут быть использованы на мотивационно-ценностном этапе, и отправной точки для собственной фантазии педагогов приведем оригинальный вариант коллективной работы «Минимум-максимум» с продуманной процедурой объединений и перемещений, разработанный немецким психологом Клаусом Фопелем. Эта технология совмещает в себе и признаки диспута, элементы кинестетики и начатки групповой коммуникации.

Инструкция:

1. Сформулируйте участникам вопрос, по поводу которого вы хотели бы выяснить их мнение.

2. Задайте крайние точки зрения на этот вопрос ( например, по проблеме «утечки мозгов», одни считают, что это возможность для самореализации (благо), другие считают это трагедией человека, вынужденного жить вдали от родины).

3. Попросите участников оценить свое мнение по поводу вопросов, которые вы будете задавать, при помощи оппозиций, например: за - против, оптимист - пессимист, можно - нельзя и т.д.

4. Проведите на полу четкую прямую линию, концы которой будут обозначать максимальную степень выраженности каждого из противоположных мнений.

5. Попросите участников занять такое место на этой шкале, которое соответствует их представлениям, поведению, чувствам.

6. Обратите внимание на то, что речь идет не о выражении их желаний, а выяснении существующего положения вещей.

7. Предложите взглянуть, какое место занял каждый из членов группы.

8. После этого попросите объединиться в пары, причем по следующему принципу: 1 - 5, 2 - 6, 3 - 7, 4 - 8.

У собеседников каждой пары есть 10 минут для того, чтобы обсудить друг с другом свои точки зрения.

9. Теперь предложите участникам новое разделение на пары: 1-8, 2-7, 3-6, 4-5. Снова дайте время на обсуждение.

10. А затем предложите третью схему для формирования пар: 1-2,3-4,5-6,7-8. Снова дайте партнерам 10 минут для обсуждения.

11. В заключении - общегрупповой обмен впечатлениями.

III. Эмоционально-оценочный этап - сознание влияния собственного поведения на окружающих и переоценка своих реакций. Эмоциональность в любом виде деятельности предполагает адекватность, соразмерность, регулируемость. На этом этапе особое внимание следует уделить технологиям формирование критического мышления. К ним относятся различные виды дискуссий, дебаты, диспуты.

Настоящему гражданину важно научиться находить правильные решения спорных вопросов и проблем. Обычно поиск этих путей не так легок и прост. Этому можно помочь, формируя у себя критическое мышление.

Критическое мышление - это вид мышления, направленный на поиск оптимальных путей решения проблемы, умение анализировать различные стороны общественных явлений, работать с информацией и т.д. Формирование этого типа мышления включает в себя несколько этапов.

1. Определение проблемы. Прежде всего следует убедиться, в правильном понимании сути рассматриваемой проблемы или вопроса. Попытайтесь описать суть проблемы, которую необходимо решить, это поможет увидеть ее существенные стороны.

2. Определение фактов и мнений. Вникнув в суть проблемы, попытайтесь определить факты, которые помогут понять различные стороны проблемы и оценить пути ее решения. Пусть вас не удивляет то обстоятельство, что многие факты зачастую не согласуются между собой, отличаясь друг от друга. В критическом мышлении очень важно видеть различия между фактом и его интерпретацией, оценкой. Как известно, может существовать множество точек зрения, оценок того или иного факта. Личные эмоции, отношения к факту затрудняют понимание его сущности, поэтому необходимо уметь отделять конкретные факты от эмоционально-окрашенной информации.

3. Оценка доказательств. Для понимания сущности проблемы необходимо изучить все имеющиеся у вас доказательства. Чтобы научиться критически мыслить, необходимо уметь оценивать факты, определять, действительно ли они имеют отношение к проблеме, служат ли они доказательствами в пользу того или иного вывода.

4. Получение выводов. Взвесив все имеющиеся в вашем распоряжении доказательства, можно сформировать собственный взгляд на проблему и подойти к ее решению.

Дискуссия.

Данные занятия способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Урок-дискуссия формирует культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.

Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной необходимо, чтобы избранная проблема:

ь имела различные решения, которые заслуживают обсуждения и относительно которых нет однозначных ответов;

ь была актуальной, острой, важной (для данного региона или страны в целом);

ь требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;

ь имела личностный характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).

Структурированная дискуссия.

1. Тема. Эпиграф. Цель занятия.

2. Подготовка занятия. Опережающее задание. Список литературы. Разбивка студентов на дискуссионные группы. Постановка и объяснение задач. Определение состава групп (ведущий, аналитик-критик, литератор, протоколист)

3. Вводное слово. Постановка проблемного вопроса. Завязка дискуссии и познавательное задание на все занятие.

4. Ход дискуссии. Первичное обсуждение данных (позиций) и выдвижение гипотез. Анализ информации в группах и обсуждение частных проблем. Выступление представителей. Обсуждение мнений. Подтверждение или опровержение гипотез.

5. Подведение итогов дискуссии. Обсуждение результатов работы групп (соотнесение результатов групповой работы с общими проблемами. Возможны итоговые выводы. Оценка участников)

IV. Поведенческий этап - апробация способов осуществления социально-преобразующей деятельности, реализация гражданской жизненной позиции в деятельности (закрепление в поведении и поддержание достигнутого уровня).

Пластичность, гибкость поведения представляет собой способность отказываться от несоответствующих ситуаций и способов поведения, средств деятельности, применять новые, творческие подходы к разрешению ситуаций на основе принципов гражданской культуры.

Социально-психологический проект «Я выбираю независимость» (активные формы борьбы с аддиктивным поведением подростков).

1 стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом.

Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.).

2 стадия. Обсуждение проблемы.

Здесь обучающимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для поставленной проблемы на данной территории и требуют своего решения. На этой стадии можно организовать игру «ящик предложений». Это может быть коробка, возле которой лежат листочки бумаги и ручка, для того, чтобы каждый из участников в любой удобный момент мог написать и положить в ящик свое предложение, высказать свое пожелание, мнение. Затем можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.

3 стадия. Сбор информации.

В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического исследования определенного контингента. Можно также провести интервью с родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о поставленной проблеме, как относятся к ней. Другой формой сбора информации может быть анализ материалов средств массовой информации. После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать редакционную группу, которая бы осуществила первичную обработку информации.

4 стадия. Разработка собственного варианта решения.

Главной задачей этого этапа деятельности является разработка и систематизация полученного материала распределение его по соответствующим разделам проекта: актуальность и важность данной проблемы для района, города, области; информация о различных подходах к решению данной проблемы; программа действий, которую избрала группа; разработка варианта реализации своей программы.

5 стадия. Подготовка к защите проекта.

Весь собранный материал надо сгруппировать в портфель документации. Он состоит из двух разделов: документального (папка документов, портфолио) и демонстрационного (оформление стендов). Портфолио содержит 4 раздела: 1 раздел - отражает материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в актуальности проекта; 2 раздел - используя наиболее яркие информационные материалы, демонстрирует имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, которые могут использоваться; 3 раздел - поясняет специфику программы действий, использованную студентами; 4 раздел - представляет реализацию плана действий обучающихся по решению избранной проблемы.

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления, проводится отбор материала для прослушивания, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, отрабатываются сценарии выступления студентов, их умение отвечать на каверзные вопросы оппонентов.

6 стадия. Презентация проекта.

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где студенты представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний обучающихся, их коммуникативных свойств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы.

7 стадия. Рефлексия.

Главная цель этого этапа - анализ самими обучающимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. Проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выделяются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления.

Таким образом, предлагаемая программа формирования гражданской культуры будущего учителя предполагает включение механизмов самоизменения на основе выборов между «Я должен» или «Я выбираю» (см. Приложение 10).

В качестве главного результата выдвигается способность нести личную ответственность как за свое благополучие, так и за благосостояние общества, а также передать те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылками для успешной профессиональной и самореализации личности после окончания ее обучения, ее социализации.

Выводы по второй главе

Во второй главе нами был рассмотрен вопрос формирования гражданской культуры будущего учителя.

В исследовании проблемы формирования гражданской культуры будущих учителей были выявлены важнейшие характеристики профессионально-ориентированных технологий обучения. В соответствии с данными характеристиками нами были выделены следующие подходы к формированию гражданской культуры будущего учителя: личностно-деятельностный и интерактивный, а также рассмотрены технологии формирования гражданской культуры, которые могут быть использованы в рамках каждого их подходов. Так, к личностно-деятельностному подходу, по нашему мнению, относится составление проектов, проведение деловых игр, а интерактивный подход включает в себя технологии организации различных видовых обсуждений и дискуссий.

Реальность свидетельствует о том, что в нашем обществе гражданская культура является еще не достаточно развитой. Для оценки уровня развития гражданской культуры студентов факультета иностранных языков КузГПА, нами была разработана анкета которая позволила выявить общий уровень развития гражданской культуры по таким показателям как социальная активность, общественная позиция студентов, основы знаний Конституции РФ, отношение к будущей профессии. В ходе исследования нами были выделены три уровня сформированности гражданской культуры: начальный, высший и средний.

Проведенное нами анкетирование показало, что большая часть студентов находится на начальном или среднем уровне, в то время как процент респондентов с высоким уровнем развития гражданской культуры крайне низок, что говорит о существенных недостатков в организации общественной работы.

На основе полученной в ходе исследования информации нами была разработана программа формирования гражданской культуры будущего учителя. В программе выделены 4 этапа в соответствии с компонентами, составляющими гражданскую культуру: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный и поведенческий. На наш взгляд каждому этапу развития гражданской культуры соответствует определенная технология формирования соотносящихся с ним гражданских компетенций.

Заключение

Сегодня гражданское развитие личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса. Интерес к проблемам гражданского образования в России во многом обусловлен содержанием переживаемого ею периода в истории. Ведь в последние годы в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна вступила на путь формирования правового государства и становления гражданского общества. Важнейшей предпосылкой такого общества является гражданское образование.

Учитель - ключевая фигура в образовании, его профессионализм является фактором, который определяет успех или неудачу любых изменений в этой сфере. Сейчас при обсуждении приоритетов государственной образовательной политики повышение профессионализма педагогов признается важнейшим условием обновления системы образования в Росси.

Новые подходы к проблеме подготовки современного учителя нашли отражение в Государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования. В документе делается акцент на формирование теоретической и практической профессионально-педагогической компетенции выпускника педагогического вуза, отмечается, что будущий учитель призван способствовать социализации, формированию гражданских качеств учащихся.

Готовность будущих педагогов осуществлять гражданское воспитание школьников представляет собой психологическое состояние, интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и гражданские чувства, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогической гражданской деятельности, гражданского участия, гражданские компетенции, необходимые для социально-значимых целей и позитивных результатов.

В целом, речь идет о формировании гражданской культуры учителя, которая становится важнейшей составляющей компетентности педагога, необходимой для успешной профессиональной деятельности.

Таким образом, если объективно гражданская культура выступает как характеристика гражданского общества, его духовный субстрат, то субъективно, по нашему мнению, гражданская культура выступает как мера активности индивида, характеристика индивида, которая может быть сформирована путем целенаправленной деятельности. В данной работе, мы предлагаем следующее рабочее определение гражданской культуры учителя. Гражданская культура учителя - это сущностная характеристика личности и деятельности профессионала, обладающего критическим мышлением, активной гражданской позицией, высокой коммуникативной культурой и опытом общественно полезной деятельности, основанной на установившейся системе гражданских ценностей.

Необходимость и возможность сознательного и целенаправленного формирования граждан как носителей гражданской культуры очевидна и эта идея присутствует у современных ученых. Чтобы сформировать гражданское общество, нужно сформировать гражданскую культуру, то есть составляющие ее компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Процесс формирования гражданской культуры определяет вся гражданская среда, представляющая собой совокупность институциональных и иных образований, с которыми люди вступают в непосредственный контакт и учитывают в своей деятельности. Эта деятельность опосредуется определенным комплексом гражданских знаний и умений. Исходя из этого, можно заключить, что гражданская культура формируется под влиянием социально-экономических условий и других процессов в их единстве и взаимной обусловленности.

Важнейшими характеристиками современного учителя являются: способность к профессиональной и творческой самореализации, социальная активность, личностная и профессиональная ответственность.

Формирование гражданской культуры осуществляется централизованно и системно в процессе профессиональной подготовки. Следовательно, современное педагогическое образование в вузе должно обеспечивать профессиональную социализацию и духовное развитие личности. На основе базисных и профессиональных моральных кодексов выстраивается гражданская культура учителя, его профессиональная гражданская этика.

Одним из условий формирования гражданской культуры учителя является использование личностно-деятельностных и интерактивных технологий, которые являются одними из наиболее адекватных с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей. Они создают необходимые условия как для становления и совершенствования коммуникативной компетентности через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности. Данные технологии способствуют формированию навыков и умений, необходимых каждому человеку в реальной жизни, выработке системы личностных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия являясь, одним из условий формирования гражданской культуры.

Таким образом, эффективность формирования гражданской культуры определяется следующими условиями: гражданская культура рассматривается как одна из важнейших характеристик личности учителя; процесс формирования гражданской культуры строится с учетом теоретического положения, определяющего в качестве ее состава когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты; в процессе формирования гражданской культуры используются интерактивные и личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогического вуза, что подтверждает гипотезу данного исследования.

К сожалению, реальность свидетельствует о том, что в нашем обществе гражданская культура является еще не достаточно развитой. Педагоги чаще всего демонстрируют адаптивную модель поведения, основой которой является стандартизация внутреннего мира, отсутствие четко выраженной профессиональной позиции, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий и норм, доминирование консерватизма, авторитаризма, условностей и формально-инструктивных предписаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать