Технологическое образование школьников

Технологическое образование школьников

Вопросы

1. Проблемы и тенденции развития технологич. образования шк-ков на современном этапе

2. Методика (М) технологич-го образования как отрасль П науки

3. Система трудового и технологич-го образования

4. Основополагающие принципы технологич образования шк-ков. Пути их реализации

5. Формирование личности учащегося на уроках технологии

6. Подготовка учителя технологии к занятиям

7. Организация пр-водит-ного труда

8. Формирование ЗУН шк-ков в процессе их обучения технологии

9. Содержание технологич-ого образования шк-ков I - IY класс

10. Содержание обучения шк-ков 5-7 классы технологии обраб конструкционных материалов

11. Содержание обучения шк-ков инф-ным технологиям

12. Содержание обучения шк-ков основам эл-технике, основам радиотехнике

13. Проф самоопределение шк-ков

14. Содержание обуч шк-ков художественной обработки материалов

15. содерж обуч шк-ков основам предпринимства и домашней Э-ке

16. Содержание обучение шк-ков 10-11 классов техническому и худож-о-декоративному творч

17. Формы организации учебной Д шк-ков на уроках технологии

18. Урок как осн-ая форма организации технологического обучения. Типы уроков технологии

19. Нетрадиционные формы организации занятий по технологии. Профориентационная экскурсия

20. Методы технологич-ого обучения и условия их реализаци

21.Методические приёмы технологического обучения

22. Метод творческих проектов

23. Методика организации учащихся в начале урока

24.Методика организации изучения нового материала

25.Методика проведения дидактических и ролевых игр. Профориентационные игры

26. Методика использования для изучения нового материала методов поиска решений изобретательских задач («мозговая атака», «морфологич

27. Методика организации упр-ий

28. Методика проведения технической олимпиады. Технич олимпиада

29. Творческие приёмы и методика их организации

30. Методика проведения вводного, текущего и заключит-ого инструктажей на уроках технологии

31.Контроль и коррекция уч-ной Д шк-ков

32 Методика проведения устной и письменной проверки знаний

33. Методика программированной проверки знан уч на уроках технологии

34. Методика игровой проверки знан

35 Оценка знан и умен шк-ков в процессе технологического обучения

36. Домашнее задание - обязательный элемент технологического обучения

37. Управление сам-ной работой шк-ков

38. Внекл. работа уч-ля тех-и. Рук-ль кружка технического и декоративно-прикладного тв-ва: функ-и

39. Вар-ты организации материальной базы образоват области «Технология»

40. В-ная работа учителя тех-гии: цели, задачи, формы методы. Проф-ное В-ие уч-ся

1. Проблемы и тенденции развития технологич образования шк-ков на современном этапе

В 1992 г. был введён базисный учебный тип средней общеобраз-ной школы в России. Образоват-ная область технологии предусматривает обучение шк-ков с 1 по 11 класс. В наст время содержание и структура этого образования окончательно не организована. Имеется несколько подходов к организации технологического обучения шк-ков: 1-й подход предусматривает реализацию методопроекта (Симоненко).

Главная цель - подготовка шк-ков к самостоят-ной жизни, развитие у них творч способ-стей. Технологич образов-е в этом случае, не предусматр-ет профе-ную специализацию. Реализуется в рамках одной дисциплины технологии. Включает в себя 10 осн подходов: 1. Технология обработки и конструирования материала, машиноведение. 2. Электоро - радио техника 3. Инф-ные технологии 4. Графика 5. Культура дома 6. Ремонтно - строит-е работы 7. Худож-ая обраб матер, технологич и декоративно - прикладное творч-во 8. Отрасли О-го пр-ва, профдиагностика 9. Пр-во и окр среда 10. Домаш Э и основы предприним-ства. Условно, технологич-е образование раздел на 3 этапа: 1 - 4 класс - начальное технологич-е обучение; 5-9 класс - технологич обуч-е общим технич. Технологиям; 10-11 класс - спец технологич подготовка. 2 подход определяет содержание и структуру технологич-ого обучения. Главная цель: подготовка шк-ков к проф-ной Д.

2. Методика (М) технологич-го образования как отрасль П науки

Понятие о М преподав-ии технологии как отрасли П знаний. МПТ входит в состав обширных П знаний. Она как бы ответвляется от дидактики или общей теории обучен. В свою очередь дидактика входит составной частью в П как науку о В-нии. В целом место М преподавания технологии, как и М др учеб предметов, в общей системе П-й науки (выгледит следующе): П -- дидактика -- М преподавания. М преподаван технологии берёт себе на вооружен те организацион формы, методы и ср-ва обучен, к-рые выработаны общей дидактикой, общей теорией обучен. М видоизменяет общедидактич положения применительно к целям и содержанию учебного материала “своего предмета, предмета технологии. Напр: в технологии -- устройство станка, сущность технологич-ой операции по обработке того или иного конструкц-ного материала и т.д. 2. Что изучает М преподавания технологии? МПТ Любая наука имеет свой предмет исл-я. Для МПТ предметом исл явл изучение закономерностей процесса обуч-я технологии. Предмет МПТ включает в себя: - изуч-е соц-но-П-ких основ обучения технологии; - общую и частн М-ку обучения технологии. Изучение соц-но-П-ких основ процесса обучения технологии диктуется тем, что задачи и содержание обучен обусловлены требо-ями соц-ного развития, развития пр-ва, а также общеП-ми требованиями. Соц-но-П-ческие основы обучения технологии содержат целый круг вопросов: - расм целей, содерж-я и М обучения технологии в истории развития общеобразова-ной школы; - исл-е проблемы связи обучения и труда, раскрытие общетехнич основ обучения; - выявлен познават-го и В-го значения технологии как предметной образоват-ной области и её роли в сист шк-ого образования, - изучение дидактич систем и принципов построения учебно-В-ного процесса при обучении технологии, - общая М преподавания технологии расм-ет, главным образом организационные формы и М обучения, исп-емые в изучении технологии, специфику и особенности их применения. Частная (конкретная) М преподавания технологии связана с изучением конкретного содержания, конкрет учебного Материала.

3. Какие задачи решает М преподавания технологии. МПТ призвана ответить на следующие вопр: 1. для чего учить (т.е. опр цели и задачи обуч технологии). 2. Чему учить (т.е. разраб содерж обуч-я). 3. Как учить (т.е. исл процессы препод-ния и учения). 4. Каковы должны быть усл обуч (т.е. опр эти усл, требования к ним и тд). Детализируя эти общ задачи МПТ, можно выделить ряд конкрет задач, к к-рым относятся следующие: 1. Формулирование образоват-ных и В-ных задач обучения технологии. 2. Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных. 3. Отбор наиб целесооб-ных форм учебно-В-ной работы, методов и приёмов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и Тем учебной программы, проведению уроков и тд. 4. Разраб путей осуществление связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с осн наук: физикой, математикой, и тд. 5. Разраб принципов организации, содержания и М внеклассной раб учащихся по технике и Труду. 6. Разраб материального оснащения процесса обучения технологии, требований к лабораториям, технич кабинетам, учеб цехам, инструм-ам, приспособл и др оборудованию для проведения уроков и внеклас занятий. 7. Выраб рекомендаций по планированию учебно В-ного процесса, выбору форм организации учеб Д учащихся. 8. Опр-ие усл и фак-ров, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, М и ср-ств об учения в соответствии с целями этих уроков. - Все указанные задачи М-ки преподав-я технологии и связанные с ними проблемы решаются на основе теоретических и экспериментальных исл-ий и изучения передового П опыта.

3. Система трудового и технологич-го образования

В наст время различ 6 осн сист трудового и техн-го образ-ия: 1. Предметная сист: сущность её закл в организац бучен на примере изготовл какого либо предм или изделия. Она была основана в середине 19века и лежала в основе подготовки ремесленников и подмастерья. В наст время шир исп-ся при обучен на пр-ве. Достоинства: Высокое мастерство при выполнении издел. Недостаток: при изменен вида изд - треб-ся переобуч специлиста. 2.Операционная сист - освоение какой-либо операции или группы операций. Возникла на рубеже индустиализац пр-ва хар-ющего разделен труда. Заключ в том что обуч нацелено на усвоен учащ-ся опр-ных техно операций. Операцион обуч предпологает подготовку спец-ов узкого профиля владеющего 1-й или неск операц (напр раб конвеер типа). Достоинства: Достижен очень высокого уровня профес-зма до автоматизации, без брака. Недостаток: Узкая специализац, не позволяющая исп-ть работ-ов на др техно операц и треб-ая для этого переподготовки. 3. Операцоонно-предм-ая - шир исп для обуч спец-ов в сист про-но технич обр-ия. Сущность её закл в том, что на первонач-ом этапе обуч усваивается основа тех-гия осн опер. После этого в кач-ве объекта труда исп изделие для обучен.

Достоинства: Возможн подготовки спец-ов шир проф, не треб переобуч при измен объектов труда. Высокий уровень проф-зма при выполн техно операц. Недост: Высокая стоимость обуч, большие матер затраты и больш врем оьуч. 4. Предметно- оперц-ная - явл осн в орг-ии тех-ого обр-я шк. Закл в том, что обучен техно операц осуществл в ходе изготовлен спец-но подобранного вида изделия. Достоинства: Позвол сократ матер затраты на обучен сокращен сроков на обуч. Недост: Сложность подбора объекта труда позвол обеспеч высокое кач-во формирован умен выполн техно опрерац. 5. Моторно-тренировочная (сист централб-го института труда) Сущность её закл в обыч выполн техно операц с пом-ю тренажёра (пиление, строгание, сверлен, свароч тренажёр, обуч водителей авто трансп-м…). Достоинства: Позвол увел кач-ва формиров умен, сокращ время обуч. Недост: Достат-но высокая стоимость обуч. 6. Комбенир сист - Закл в комплексном исп матерно тренировочной , предметно опер-ной и операц-но предм-й сист.

4. Основополагающие принципы технологич образования шк-ков

Пути их реализации. Принципы обуч-я - исходные положения теории обучения, к-рыми руководствуются при организации и осуществлении учебного процесса. Они выработаны в ходе П-кой практики и отражают закономер-сти процесса обуч-я. Принцип 1: принцип политехнической направ-сти. Политехнич-ое обучение - обучение, к-рое знакомит учащихся с основ принципами всех процессов пр-ва и даёт навыки общения с орудием труда не только в теории, но и на практике. Правила реализации принципа: 1) должны формироваться кач-ва личности, ЗУН по основам современного пр-ва, общетрудовых и общепр-ные. 2) раскрывать естественные научные основы технологич процесса на конкретных примерах. 3) указывает на области применения отдельных технологич операций в различных областях пр-ва. 4) сравнивает технич способы учебных мастерских и на пр-ве. Принцип 2: Соединения обучения с производительным трудом. Правила реализации: 1) обучить школьников выполнению спец-ных трудовых приёмов и операций. 2) обучение должно вестись не только в кабинетах технологии, но и в пр-ве. 3) на занятиях по технологии учащиеся должны приобретать и совершенствовать умения и навыки, изготавливая общественно - полезную продукцию или выращивая растения и животных. Принцип 3: Профессиональной направленности.

Правила реализации: 1) необходимо воспитать любовь и уважение к труду, желание трудиться. 2) формировать мотивы выбора профессии, к-рые бы отвечали личным интересам учащихся. 3) для правильного выбора профессии дать шк-кам осведомлённость о содержании труда по профессиям, о требованиях и перспективах классификации. 4) давать сравнительные сведения о технологии работ в мастерских и на пр-ве. 5) организация экскурсий. Принцип 4: Воспитательных направленностей. Пути реализации: 1) сформировать у учащихся идейно - нравственные и волевые кач-ва, привить уважение к людям. 2) развить положительные черты хар-ра: коллективизм, ответственность, способность критической самооценки и др. 3) развить культуру труда: внешний вид участников пр-ва, высшие эстетические требования к инструментам, оборудованию и продукции.

5. Формирование личности учащегося на уроках технологии

Каждый период определяет комплекс взаимодействующих Э-ких, соц-ных, технических, культур и др хар-стик. Ориентируясь на осн-е черты и особенности нынешнего этапа развития О, следует отметить, что осн-ми качествами личности шк-ка на уроках технологии должны стать функциональная грамотность и мобильность. Развитию личности шк-ка на уроках технологии способствует совокупное влияние всех задач технического образования : 1). Дидактическая - формирование у шк-ков технических знан и умен, функциональной грамотности; 2). Воспитательная - формирование готовности шк-ков к труду в обл современной техники и на современном пр-ве проф-ной мобильности личности, позволяющей ей включаться, адаптироваться ориентироваться в мире техники, современном мире техники, современном пр-ве и трудовой Д; 3). Развивающая - развитие творческих способностей шк-ков; 1). Профориентационная - создание условий для подготовки к выбору профессии, пробы сил и диагностике знаний, умений и способностей шк-ков. 2). Социальной - формирование социаль-ного опыта, соц-ного самоопределения и социальной мобильности учащихся. Целенаправленная работа по усвоению методологических знаний с помощью усвоения широко обобщенных умений приводят к повышению знаний шк-ков в области технологии и росту их функциональной грамотности, что помогает им приобрести основы трудовой и профессиональной мобильности.

6. Подготовка учителя технологии к занятиям

Текущая подготовка учителя предусматривает планирование пр-венно-П-ческой Д на учебный год, четверть или раздел учебной программы. Она проводится с целью конкретизации П-ческих задач, содержания, форм, методов и ср-в обучения для достижения максимальных рез-татов в обучении, В-нии и развитии шк-ков. Основой текущего планирования явл перспективный тематический план, перспективный план В-ной работы учителя и документы по планированию шк-ного предприним-ства. В ходе текущей подготовки учитель для себя должен решить следующие задачи: 1.Проанализировать перспективный план. Сформулировать цели и задачи преподав-ской работы на текущий учебный год с учётом изменений учебных поручений учителя. 2. Конкретизировать содержание учебного материала на текущий учеб год. 3. Разраб календарно-тематич планы для каждой параллели классов (5-х, 6-х, 7-х классов и т. д.) 4. Конкретизировать организацию производит-ного труда шк-ков и предприним-ской Д. 5. Разработать план восп-ной работы на год. 6. Проанализировать состояние материально-технич-ой базы мастерских, спланировать работы по устранению мелких неисправностей, оформить заявку на средний и капитальный ремонт оборудования. Т

ЕКУЩАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ. Итогом текущей подготовки учителя к проведению учебных занятий явл разработка календарно-тематического плана. Календарно-тематический план может быть составлен на год, полугодие, четверть или раздел учебного курса. Предпочтительной явл разработка плана на год, так как она позволяет учителю спроектировать учебный процесс в целом с учётом конечных его результатов. Составлен календарно-тематич-го плана предполагает определение для каждого урока его темы, содержания теоретич-кой и практич-кой подготовки, вида объекта труда или изделия, дидактических ср-в обучения, связи изучаемого на уроке материала с учебным материалом др предметов, а также домашнего задания. Составлению календарно-тематич плана всегда предшествует подготовка учителя, в процессе к-рой он должен: - выбрать форму организации пр-ного труда на уроках технологии, определить перечень объектов труда, темы творческих проектов школьников; - по учебникам и методич ли-ре изучить содержание, основное внимание обратить на объём материала, опр возможность реализации задач технологии посредством выбранного перечня объектов пр-водит-ного труда и тем творческих проектов; - оценить соответствие планируемого содержания стандарту обpaзовательной области «Технология»; по учебным программам и лит-ре изучить перечень дидактич ср-в для использования на уроках технологии; -проанализировать межпредметную взаимосвязь планируемых занятий с др дисциплинами учебного плана; - оценить возможности материально-технич-ой базы школьных мастерских для организации задуманного.

Наиб сложным при разраб плана явл выбор изделия пр-водит-ного труда. Дело в том что содержание работы по изготовлению этого изделия должно позволять, во-первых, обеспечить организацию усвоения теоретич знаний и формирование трудовых умений в соответствии и стандартом технологии, во-вторых, удовлетворять требованиям потребительского рынка, в-третьих, позволить реализовать на занятиях выбранную форму организации пр-водит-ного труда и, четвёртых, быть доступным в материально-техническом снабжении. Учитывая именно эти обстоятельства, учителю следует, определить изделие или объекты труда в соответствии с технологией их выполнения, спланировать содержание и последовательность занятий технологии.

7. Организация пр-водит-ного труда

1) труд в виде практических занятий в уч мастерских. Не оплачивается. В процессе пр-водит-ного труда создаются изделия для нужд школы, подшефных предприятий в порядке оказания помощи. 2)школы выполняют заказы предприятий, на базе мастерских или на предприятии. Предприятия заинтересованы в объёме выпуска прод., поэтому часто сами проектируют и изгот. для шк. современную оснастку технологич-ого процесса. Такая помощь весьма существенна для школ, но она не должна приводить к снижению внимания к конструированию в ходе трудового обучения. Уч трудятся, выполняя самостоят-ные задан, или раб в составе рабочих бригад. В процессе труда на пр-ве номенклатура изделий, выполняемых уч, обычно уже, чем при раб в шк. С т. зрения интересов пр-ва это вполне оправданно, так как благодаря этому повышается серийность выпускаемой продукции и создаются усл для роста пр-водит-сти труда. Однако учителю приходится заботиться о том, чтобы работа учащихся была не слишком монотонной и чтобы учебная програма выполнялась в полном объёме. Оплачивается. 3) уч раб на предприятиях в порядке индивид-ного трудоустройства или в составе трудовых объединений в свободное от учёбы время.

Так, учащиеся заменяют во время летних каникул рабочих, ушедших в отпуск. 2.Условия включения уч в Пр-воТр: организац-но-педагогиП-ческие, технико-Э-ческие, методич-кие и психолого-П-ческие. К организац-но-П-ческим: установление связей с пр-водств-ными предприятиями; определение перечня подготовительных работ; организация пр-водите-ного труда в логике пр-ва; составление пр-водст-ного плана; подбор кадров; П-кое управление процессом пр-водит-ного труда учащихся; систематический хар-тер пр-водит-ного труда; планомерная смена раб мест и содержания труда; эффективное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; обеспечение безопасности труда. психолого-П-ческие хар-зует степень сформированности трудовых умений и навыков; трудовую среду школьной учебно-пр-водст-ной базы; возрастные особенности учащихся; семейные установки и традиции в трудовом В-нии; привлекательность предстоящего труда; сформированность О-но значимых мотивов; уровень нравственно-психологич-ой готовности к труду; уровень осознания своих достижений в труде. 3.Критерии отбора объектов труда: соответствие уч программе, О-но полезная значимость, обеспеч-ие безопасности труда, доступность по сложности и трудоёмкости, соответствие уровню обученности и типу организации пр-ва. 4.Планирование пр-водит-ного труда имеет целью обеспечить полное и своевременное выполнение учебных программ и планов всеми группами, высокий уровень ЗУН. Планируются: Фонд времени на Пр-воТр Фонд зар/платы. Себестоимость продукции. Норма расхода материалов. Участие в Пр-воТр открывает возможность включения шк в творческую Д, направленную на рационализацию раб места, технологич-ого процесса, на изготовление или усовершенствование приспособлений, повышающих кач-во изделий и пр-водит-ность труда. При выполнении учащимися творческих заданий учитываются и оцениваются следующие фак-ры: уяснение задания; разработка схемы конструкции изд; оформление технологич-кой документации (эскизы, чертежи, технолог послед-сть изготовл-ия объекта и др.); планирование работы по изготовл-ю изделия; Д учащегося. Профессионыльные пробы. Проф проба -проф испытание, моделирующее элементы конкретного вида проф Д и способствующее сознат-ному, обоснованному выбору профессии. -учащимся сообщают базовые сведен о конкретных видах проф Д; -моделируются осн-е элементы разных видов проф Д; -опр-ется уровень готовности учащихся к выполнению проб; -обеспеч усл для кач-ного выполнения проф проб. В процессе пробы у учащихся актуализируются полученные знания и представл-я о данной сфере проф Д, формируются первонач-ные проф умения и представл-я о себе как субъекте проф Д. Уч пробуют свои силы по всем типам проф. «ч.-ч»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать