Технологическое образование школьников
p align="left">Уч-ся должен знать: общие сведения о народных ремёслах; Единство красивого и ф-ционального в нар искусстве; историю зарождения и развития дизайна; принципы формообразования и композиции; роль цвета; последовательность выполнения проекта; принципы объёмного проектирования. Уч-ся должен уметь: составлять эскизы несложных изделии с учётом формообразующих фак-ров; выполнять эскизы предметов с целью получить простую, ф-циональную, конструктивную и эстетич-ки значимую форму; использовать цветовое оформление изделий; выполнять графический проект изделия, рассчитанного на изготовления в учебных мастерских; изготовлять проекты изделий с учётом требования худ-ого констру-ия. Осуществл элементы Э анализа. Учащиеся могут участвовать в выставках художественно-декоративного творч-ва.

17. Формы организации учебной Д шк-ков на уроках технологии

Организационная форма обучения технологии - способы организации ученич-кого коллектива для работы, формы руководства Д шк-ков, а также структура построения учебных занятий. Классификация форм: 1. В зависимости от осн-ной дидак-кой цели: форма теоретического обучения; форма практич обучения; трудового обучения; смешанная форма; 2. В зависимости от комплекса признаков: урок; дом задание; кружок; собеседование; лекция; факультатив; зачет; 3. В зависимости от числа участников: коллективная или фронтальная; индивидуальная; бригадная; групповая. Фронтальная- учащиеся одного возраста, состав к-рых не меняется на протяжении всего года, каждый план соответствует программе, осн-ной единицей явл урок, посвящены одному предмету, урок проводит учитель. Все учащ-ся выполн одинаковые учеб задания. Практика работы в мастерских показала, что всегда находятся учащиеся, более глубоко воспринимающие особенности конкретной работы, если они видят, «как делать», на примере своих товарищей. Недостат: не учитывается индивид-ный темп каждого ученика, каждый шк-к выполняет работу сам от начала и до конца, у него не формируется представление о хар-ре разделения труда на современном пр-ве. Достоинства: она Э-чна; существует соревнование в учёебе и она имеет В-ное значение. Сравнительно низкую П-ую трудоёмкость на этапах подготовки учителя к уроку; возможность реализации на уроке значит-ного арсенала методов и ср-ств организации коллективной Д. Индивид-ная - выполн каждым учащимся индивид-ного задания пользуясь помощью учителя. Чаще при изучении теоретич-ого материала. При практических занятиях сложность с наполняемостью класса в 30 Ч и сложность в матер-но- технич-ом обеспечении занятий. Дост: позволяет индивидуализировать содержание и темп учебы; осуществляется более полный контроль, следовательно, высокая степень обученности. Недост: Э-чески не выгодная; не вырабатывается; требуется высокая квалификация учителя. Бригадная- предполагает разделение труда между членами бригады. Бригады могут выполнять как разные так и одинаковые учеб задачи. Эта форма организации применяется как при изучении новых, так и при закреплении ранее усвоенных учащимися знаний и умений тогда, когда обозначились уже необходимые П-кие предпосылки для формирования микроклиматов, учащиеся готовы к реализации самоуправленческих ф-ции, а учитель обладает достаточным уровнем П-кого мастерства для организации непосредст-ного и опосредованного руководства ими. Бригада - объединение людей, в к-рой присутствует: 1.наличие единой цели, 2. совместная Д направленная на достижен единой цели, 3. иерархическая сист управления. 4.

Наличие прав и обязанностей в коллективе и ответственность каждого Дост: позвол создавать у шк-ков правильное представлен о современной - организации труда на пр-ве; Групповая- предполагает разделение состава класса на группы. Каждая группа выполн свое учебное задание. Учащиеся в группе выполн работу одного содержания. Групповая форма в организационно - методич-ом плане явл более сложной в сравнении с фронтальной формой. Эта форма может использоваться на любом этапе урока технологии, но наибольшая эффективность от её применения наблюдается на этапе организации самостоят-ной работы учащихся. Дост: группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе.

18. Урок как осн-ая форма организации технологического обучения

Типы уроков технологии. Структура уроков технологического обучения. Урок - основная форма организации технологического обучения. При к-рой занятие проводиться учителем с группой учащихся постоянного состава, возраста и уровнем подготовки в течении определенного времени и по определенному расписанию. Специфические особенности уроков технологии от др уроков: - наличие вводного, текущего и заключит-ного инструктажей; - учащихся на каждом уроке заним-ся изучен теорет-го материала и реализац практич-ких умений; по длительности, уроки спарены и составляют 90 мин; - затраты времени на выполнение учащимися практич работы составляют до 70% бюджетного времени; - проведение уроков трудового обучения связано с исп-ем механизмов и инструментов, требует особого отнош к вопросам техники безопасности и учебно-пр-водственной санитарии; - уроки технологии носят политехнич хар-тер, т.е. в ходе используются знания многих наук.

Типы уроков технологии: I. Уроки изучения нов материала: 1. урок-лекция, 2.урок-беседа, 3. киноурок, 4. урок теоретич или практич работ, 5. комбинированный урок II. Уроки совершенствования знан, умений и навыков: 1.урок устных или письменных самостоят работ, 2 урок -лаб-ная работа, 3 урок-экскурсия, 4 семинар , 5 урок -обзорная лекция , 6. конференция 7. урок практич работ , 8. итоговый урок, 9. обобщающая самостоят-ная работ, 10. урок коллективного анализа контрольных работ учащихся. III. Контрольные уроки: 1. устный опрос, 2 письменный опрос, 3 зачёт, 4.зачётная практич (лаб-ная) работа, 5 самостоят контрольная работа, 6 комбинированный урок. IV. уроки закрепления знаний на практике; V. Уроки углубления или повторения ЗУН; VI. Уроки контроля и проверок ЗУН; VII. комбинированный урок; Структура урока - совокупность элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение его осн признаков при различных вариантах.

Известно, что уроки технологии включают в себя девять осн структурных элементов: организацию учащихся; проверку и оценку ЗУН учащихся; изучение нового материала; вводный инструктаж; самостоятельную работу учащихся; текущий инструктаж; заключительный инструктаж; домашнее задание и уборку помещений мастерских. Выбор и включение в структуру урока тех или иных его элементов, определение длительности и последоват-ности их проведения, в первую очередь, зависят от целей и задач урока, содержания материала теоретич-ого обучении и самостоят-ной работы учащихся, их объёма и логической связи. На разраб структуры сущее-ное влияние оказывают выбранные учителем формы организации учебной Д уч-ся, обеспеченность мастерских дидактическими ср-вами, а также необходимость периодической смены Д шк-ков. Структура выполнения плана конспекта урока: Урок№:, Класс: Тема: Задачи урока (дидактич, воспитат, развивающ) Принципы: Методы: Формы обучения: оборудование, инструменты, материалы. Ход урока: 1. орг. момент(3-5 мин) приветствие, активизация вниман, мотивация учащихся, отмечают присутствующих. 2. Проверка ЗУН, полученных на пред уроке (10-12 мин). 3. Сообщение теор сведений по нов теме (15-20мин). 4. вводный инструктаж (3-5мин) переход от теории к практике. 5. самост. работа (40-50мин) 6. текущий инстр-аж. 7 закл инструктаж (5-7). 8. Д/з и уборка помещения.

19. Нетрадиционные формы организации занятий по технологии

Профориентационная экскурсия. Нетрадиционные формы организации занятий : 1 Конференция- собрание представителей каких-либо организации (отдельных лиц) для обсуждения каких- либо вопросов. Структура проведения: 1. организация учащихся, сообщен ведущим целей и задач, порядок проведения конференции. 2. выступление докладчиков и В-ие учащимися доклада и самостоят-ное конспектир-ние. 3. Выяснен ведущим степени усвоения шк-ками представленной в докладах инф-ции, ответы на возникшие вопросы. 4. обобщение ведущим инф-ции, оценки кач-ва докладов и участие шк-ков в работе конференции. 5.Д/з. 2 Пресс- конференция- собрание представителей каких-либо органов официально - созванных для сообщения ими определённой инф-ции. Здесь не обсуждаются вопросы. Проводиться для сообщения уточнении какой-либо инф-ции. Структура проведения- 1. Организация учащихся.2. Выступление ведущим о задачах и порядке проведения. 3. Сообщение учащимися инф-ции (рассказ, объяснен). 4. Объявлен о начале брифинга (ответы на вопросы учащихся, возникшие в ходе усвоения сообщения инф-ции). 5. Объявление об окончании брифинга. 6.Д/З, убока помещения. 3.Профориент-ная экскурсия. Каждая экскурсия должна иметь конкрет цель и чёткие задачи. Это могут быть ознакомительные экскурсии с целью дать общее представл о предприятии, пр-ве, учебном заведении и экскурсии более детального и глубокого ознакомления с определенными пр-водст-ными участками или профессиями.

Для того, чтобы экскурсия была рез-тативной, надо чётко определить её тему, цель и задачи: профориент-ную, дидакти-ую и В-ную. Проведение экскурсий можно разделить на три этапа: 1) Подготовка; 2) Проведение; 3) Подведение итогов, отчёт. 1 В подготовку учителя технологии к проведению экскурсий входят: составлен плана экскурсии, предварит-ное посещение предприятия или учеб заведения, на к-рое он планирует организовать экскурсию. При этом необходимо договориться с руководством о дате и времени проведения экскурсии, последоват-ности посещения наблюдаемых объектов, подумать вместе с экскурсоводом о содержании инф-ции, к-рую он должен выдать учащимся, о содержании бесед ведущих спец-стов данного предприятия или учебного заведения. Предварит-ную подготовку нужно провести с учащимися.

Перед экскурсией учитель должен сообщить учащимся тему и цель экскурсии, определить круг вопросов, на к-рые они должны ответить, посетив предприятие, выдать задания, объяснить, в каком виде должен быть представлен их отчёт, сообщить о необходимой технике безопасности при посещении пр-венных помещений. 2 Начинают экскурсию с вводной беседы экскурсовода, к-рый рассказывает учащимся об истории предприятия, его назначении, о продукции, к-рую оно выпускает, о его ведущих и вспомогат-ных профессиях и специальностях, а также об их востребованности на рынке труда. Далее учащиеся вместе с учителем и экскурсоводом осматривают пр-венные цеха, отделы, наблюдают за технологич-им процессом и Д-ю рабочих и служащих предприятия. Если позволяют пр-венные условия, беседуют со специалистами, задают им вопросы на интересующие их темы. После осмотра технологии пр-водства, экскурсовод проводит заключит-ную беседу со шк-ками, отвечая на вопросы учащихся. 3 После проведения экскурсии учитель на уроке проверяет отчёты учащихся, правильность выполнен задания, к-рое может быть индивидуальным или групповым, подводит итоги проведения экскурсии, учащиеся высказывают свои мнения и впечатления о посещении предприятия. План подготовки и проведение экскурсии на пр-во фабрики. Цели: 1. Дидактич - ознакомить учащихся с пр-венным процессом массового пр-ва изделий. 2 В-ная - В-ть положит-е отнош к будущей трудовой Д, уважение к людям рабочих спец-ностей. 3 Профориентац-ная- ознакомить учащихся с содержанием труда.

20. Методы технологич-ого обучения и условия их реализаци

Методы обучения технологии - систематич применяемые способы совместной Д учителя и учащ-ся позволяющие ученикам получать ЗУН и формироваться как личность. Каждый метод обучения включает в себя обучающ раб учителя и организацию активной учебно - познават-кой Д уч-ся. Метод состоит из совокупности приёмов - составная часть метода, либо отдельная его сторона. В наст время сущ-ет более 80 классификаций МОб. метод- синтез приёмов и ср-ств. 1 Словесные ср-тва : слово; приёмы: беседа, диспут, работа с книгами, рассказ. 2 Наглядный Ср: предметы и явл-я действит-ности и их изображение; приёмы: демонстрац, экскурс, измерения, наблюден. 3 Практический Ср: практич-е действия, приёмы: упр-ния, сам раб, лаб раб, практич раб, дом раб, сам задан. Классификация в МаГУ Распоповым: её признаком явл воздействие учителя на уровень продуктивности, мыслит-ной Д учащихся. 1. М инструктивно - исполнительский: учитель инструктирует уч-ся о содержании Д, показывает труд приёмы и операции, использование технич ср-в обучения (ТСО) не объясняя и не вдаваясь в подробности описания особенностей своего инструктажа. Уч-ся воспроизводят указания учителя в соответствии с алгоритмом его инструктажа.

Уровень мыслительных способностей мал, они не могут воспроизвести действия без помощи уч-ля. 2. М объяснительно- репродуктивный при этом М сообщение теоретич сведений и формирование практич УН строится в ходе объяснения учителя. Ученики осознанно устраивают ЗУН. 3 М пробуждающее - продуктивный - уч-ль создаёт условия для решения проблемных ситуаций, уч-ки осуществляют нахождение причинно- следственных связей и решение поставленной проблемы. Примеры: составление техн карт, изгот изделий по образцу и др. 4 М побуждающее- творческий. В его основе лежат приёмы и способы поиска решения изобретательских задач. Пример: мозговой штурм, мозговая атака, морфолог анализ и др. Классификация Лернер и Скаткин: они исходят из хар-ра учебно - познават Д уч-ся. 1

Репродуктивный (объяснит-но- наглядный), к-рый тренирует память и даёт 3, но не развивает творч-ого мышления, охватывает лекцию, демонстрацию, изучение лит-ры, телепередач. 2 М проблемного обучения- учитель ставит проблему на лекции и в ходе наблюдений экскурсий, а учащиеся приобретают навыки логич мышления. 3 Частично- поисковый - реализуется в ходе беседы, популярной лекции, сам раб уч-ся во время проектир-ия изделий и даёт возможность уч-ся принять участие в работе на отдельных этапах науч исл-ия. 4. Исследовательский уч-ся познают принципы и этапы научного исл-ия, изучают сам-но лит-ру , разрабатывают план исл-ия, проверяет гипотезы и оценивает свои рез-таты. Существует также класификац Данилова и Осипова, Бабанского и Тхоржевского.

21. Методические приёмы технологического обучения

Под методом обучения технологии понимаются способы совместной Д учителя и уч-ся при помощи к-рых достигается усвоение каждым уч-ся ЗУН, осущ-ся одностороннее развитие и В-ие личности уч-ся. Методы включают в себя отдельные элементы называемые приёмами обучения. В пед пракике известно большое кол-во приёмов. Рассмотрим те к-рые учитель наиболее часто исп в своей практич Д. Рассказ - словесное изложен каких-либо событии. Применяют при сообщении уч-ся сведении об учебных задачах, правилах поведения в мастерской, о достижениях в опред обл-ях нар хоз-ва. Рассказ может быть реализован индуктивным, дедуктивным или комбинированным способом. Индуктивный - содер-е рассказа раскрывается от частных свед к обобщению. (напр: учит-ль сначало знакомит с конкрет объектами техники, механизмов, а затем содержание техн процесса машины, механизма). Дедуктивный наоборот от общ к частному. Наиб распр-ён комб-ый способ- рассказывает общее понятие, затем осущ-ет их анализ и конкретизацию, и снова возвращается к обобщению те повторение материала.

Рассказ д.б доступным, достоверным, чётким, доказательным, эмоц-ным. Объяснение- растолковать др или осмыслить для самого себя ,сделать ясным, понятным. Наиб распр-ый метод приём. Воспользоваться можно на любом этапе урока технологии. Требования как и в рассказе, сконцентрирован 3 способами. Беседа- разговор, обмен мнениями. В ходе её проведен уч-ся осмысливают учеб материал, обсуждают его, осуществляют связи м/д теоретич-м материалом и практикой. Беседа- это вопросноответный приём, показывает как уч-ся усваивают новый материал. Более трудоёмкий приём, чем рассказ и объяс-е, т.к нужно тщательнее готовится. Демонстрац- публичный показ чего-либо.

С помощью демонстрац наглядных пособий у уч-ся формир-ся конкретный образ техно объектов, техно процессов. Демонстрация трудовых приёмов способствует правильному выполнению их уч-ся. Сопровождается рассказом, объяснением. Упражнение- методический приём для формирования и совершенст-ия умен и нав-в. Упр должны выполнятся уч-ся сознательно и целенаправ-но, быть доступными, систем-ми и последов-ными, сложность должна возрастать с учётом уровня подготовленности шк-ков и развития их сам-ности. На уроках тех-ии исполь-ся упр-я: по закреплению знании, изучению трудовых приёмов, по выполнению трудовых приёмов и операций, на тренажерах, по выполнению учебно-пр-венных работ.

22. Метод творческих проектов (от греч путь исследования) Т.п - самост итоговая работа, выполненная индивид-но или группой уч-ся

Количество выполнения работы зависит от глубины усвоения уч-ся программы, материала. Варианты проектов различны. Их выполнение способствует развитию твор способностей уч-ся, развитие его интеллект-но, развитие его волевых способ-стей, логич мышления. Стадии раб над проектом: 1. подготовка - определение целей и темы. Уч-тель знакомит уч-ся со смыслом проект. подхода и мотивирует уч-ся, помогает в постановке целей уч-ся обсуждают предмет с уч-лем и получают доп инф-цию. 2.Исследование идеи, сферы Д и обоснование темы - опираясь на собст знан и анализируя источники инф-ции, уч-ся исследуют потребность в определ изделиях или услугах, проводят минимаркетинг исслед-я. Определяется тема исл-ия.

Схематич изображение изделия. 3. Исл-ние объектов проектирования- ист справка, худ моделирование, конспектир-ие, выполнение набросков эскизов. 4.Развитие идеи- анализ лучших идей, выбор и раз-тие из множ вариантов наиболее подходящие модели и решения, разработка рабочего эскиза, описание, выбор материала, Э расходы. 5.Планирование - разраб техноогии и изготовление с учётом дизайна, разработка тех карт. 6 организация и тех изгот-е изд-ия или оказания услуги- тех обраб изд-ия, текущий самоконтроль, корректировка Д уч-ся. 7.Эколого-Э обоснование- проведение экол экспертизы, себестоимость, прибыль и сроки окупаемости, разраб-ка бизнес-плана, реклама, выбор рынка сбыта. 8.Подведение итогов - подготовка документац к защите. 9.Защита проекта, доклад и демонстрац. Требования к проектированию изделии: преемственность (содер-ие проекта должно учит-ть ЗУ уч-ся, разделов программы), технологичность (выбор наиб рациональ тех-ии изготовления), Э-ность (наим затраты и макс прибыль), экологичность (изд-ие не должно повлечь изм-е в окр среде), безопасность (учёт ТБ), эргономичность (научн организац-ия труда), системность (содер-ие проекта должно отражать изуч-ый матер-ал в теч года), творч-ая направленность и занимательность (творч Д детей и учёт их интересов), соответствие требованиям дизайна (изд-ие д.б красивым, модным, практич-м)

О-но-личная значимость (изд-е ценность для О). Критерии оценивания выполненных проектов: 1. аргументированность выбора темы; актуальность, значимость выполненной работы; 2.объём и полнота разработок, соблюдение этапов проектир-ия, самостоят-ность, законность, матер-ное воплощение. 3. аргументированность предполагаемых подходов. 4. оригинальность 5. Кач-во изделия. Оценивание защиты проекта. Кач-во доклада, объём знаний по предмету, эрудиция, ответы на вопросы, деловые и волевые кач-ва докладчика. Сроки выполнения проектов зависят от содержания, целей и задач от 3 недель до 1 года.

23. Методика организации учащихся в начале урока

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать