Технологическое образование школьников
p align="left">

Орган-ия уч-ся в начале урока во многом определяет его рез-тативность. На этом этапе заклад-ся основы достижения поставленных перед уроком целей: активизируется внимание шк-ков, формируется мотивация к выполнению учебных задании, даются установки по соблюдению дисциплины труда и техн безоп, сообщаются сведения о содерж-и и структуре учеб Д. Методика проведения орган-ого момента в начале урока зависит от выбранной учителем формы организации учеб Д шк-ков. Сущ-ет 4 формы: фронтальная, групповая, индивидуальн-ая и бригадная, к-рая в данном случае будет не уместна. Фронтальная форма орг-ии уч-ся в начале урока- проводится по следующей схеме: - организованный ввод уч-ся в мастерскую; -разрешение на переодевание в раб форму; - распределение по раб местам; - активизация внимания шк-ков; -проверка наличия уч-ся и выяснение причин отсутствия; сообщение целей, задач урока, содержания и структуры организации учеб Д.

Эта форма примен-ся учителем в начальный период обучения тех-ии (5 класс), когда не созрели микроколлективы с самоуправленческими ф-ми. По мере адаптации шк-ков к ряду организ-х ф-ии учитель привлекает старосту. Учитель в этом случае помогает ему активизировать внимание шк-ков, следит за соблюдением ими учеб дисциплины. Групповая - можно принять на вооружение тогда когда сформированы микроколлективы. При групповой форме осн ф-ии организаторов выпол-ют звеньевые или бригадиры. Они вводят членов своих бригад, руководят переодеванием уч-ся в раб форму, поддерживают дисциплину при распределении их по рабочим местам, поочередно докл-ют отсутствующих шк-ков.

Учитель руководит Д бригадиров, сообщает тему, задачи, содержан, структуру учеб Д. Индивидуальная - примен тогда, когда у уч-ся сформированы устойчивые привычки самоуправленч-ой Д в соответствии с установл-ми учителем организац-ными и дисциплинар-ми требованиями (в старших классах и кружках). Методические приёмы: рассказ, беседа. Итак, при подготовке к уроку учителю следует заранее продумать методику проведения орг момента.

24. Методика организации изучения нового материала

Изучения, углубление, проверка и корректировка теоретич знаний в большой или меньшой степени проводятся на всех этапах урока тех-ии. Удельный вес этой работы от назначения этапа, цели и задачи, поставленных учителям в период опер-ой подготовки и осуществляемых ч/з выбранную им тех-ию урока. Наибольшее же кол-во новой инф-ии уч-ся усваивается при изучении нов материала, в ходе водного инструктажа, а также во время выполнен ими различного рода теорет-их и прак-их заданий. Обучения может быть осуществлено на непродуктивном, репродуктив, продуктив и твор-ом уровнях познавательной активности шк-ков. Непрод-ое мышлен самая низшая ступень активности позн-ой Д. Это заучивание материала без закреплении, не делаются выводы, не прорабатываются на тренажерах, т.е нет практики. Репрод-ый - осознаное выполнен шк-ками учеб Д. Они внимательно слушают, обдумывают, производят заготовки, осущ-ют моделирование деталей и изделий, т.е. полученные знан применяют на практике.

Продук-ая Д высокая степень самостоят-сти уч-ся в решении учебно-познават-ных задач. Учитель ставит задачу, уч-ся сам-но пытаются её раскрыть. Творческий уровень - уч-ся сам-но добывают совершенно новые для них инф-ции или способы действий. На этих различных уровнях познават-ной активности исп-ся рассказ, объяснен, беседы, демонстрации, упражнения. А также изучение нов материала пр-ходит путём самостоят-ной работы с книгой -подходит к любому уровню познав-ой актив-ти (прод, непрод, творч-ий) 1.учитель рассказывает -уч-ся смотрят схемы, иллюсрации. 2.уч-ся изучает материал, затем отвечает на вопросы уч-ля. 3.уч-ся из-ет материал, конспектирует, затем обсуждают. 4.изуч-ют материал и составляют кроссворды, чайнворды.

Конференция - это собрание, совещание представителей к-л организаций, а также отдельных лиц для обсужденияи решения опред вопросов в школьной практике конф-ия отн-ся к нетрад-ым формам организации учебно-В процесса, в частности изучения теоретич матер-ла на уроках тех-ии. Роль представителей или отдельных лиц выполняют шк-ки. Делают доклад, конспектируют самое важное, организуют вопросы, ответы, делают выводы т.о осущ-ся проверка знании. На Пресс- конференции- в отличие от конференции вопросы не обсуждаются, в ходе не вырабатывается никакого решения.

Она проводится для сообщения, уточнения и расшифровки к-л инф-ции. Коллективная «мозговая атака(4-15чел), массовая «моз.атака» (группы по 6 чел) в виде дискуссий, даётся задание, уч-ся придумывают, разраб-ют что-то новое. Морфологич анализ - это метод позволяющий активизировать интуитивно-практич-ие компоненты познав-ой Д шкков. Изложение нового материала в виде морф матриц (схем, таблиц) лучше усваивается материал. Деловые игры могут быть тематические и обобщающие (несколько разделов) (напр- закрепить знания по токарной обраб металлов)

25. Методика проведения дидактических и ролевых игр

Профориентационные игры. Игры в обучении шк-ков всегда занимали особое место. Игра активизирует ощущение, В-е, воображение, вниман, память и мышление уч-ся, способствует формированию «+» мотивации к учению, создаёет усл-ия для развития твор способностей шк-ков. Игры подраз-ся на ролевые (сюжетные) и дид-ие (упражнения) наиб распр-ми явл-ся игры-упр-ния, т.к.сравнительно просты по подготовке и проведению, понятны и применимы для 11-14 лет. Позволяют решить дидакт задачи: изучение, закрепление и проверка знаний их можно исп-ть на уроках тех-ии, в кач-ве дом задания. Игра «да-нет» -уч-ль задаёт вопросы уч-ии отвечает «+» или «-». Игра «мозайка» Выдаются карты с вопросом и карты с ответами, нужно правильно определить, что к чему относится. Проф-ые игры. Игра позволяет значит-но активизировать уч-ся на занятиях, поднять их интерес к проблемам профес-ого самоопредел-я, превратить из пассивных объектов в пассивных субъектов проф-ого само-ия. В игре проф-ый материал можно представить в наглядной, предметной форме, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию. В игре изменяются взаимоотнош-я П и уч-ся, поднимаясь на уровень творч-ого сотрудничества, а сам уч-ль быстрее совершенствует своё мастерство.

Проф-ая игра - она не только знакомит уч-ся с миром профессии, даёт возможность пробовать и развивать свои проф-ные способности в разных ситуациях, но и готовит шк-ков к самому их выбору, формирует у них умения ориентироваться в мире профессий. типы проф-ых игр: 1.тип: игра «заигрывание», практич-ки не затрагивают проф-ые вопросы (тренинг общения, игры на внимание, на память, на смекалку). Позволяют наладить контакт с уч-ми, сделать занятие интересным. 2 тип: 1)идёт ознакомление с особенностями различных профессии, с их требованиями к Ч, а также с историей тех или иных профессий 2)пробные, тренинговые, направленные на самопознание «угадай профессию», «путешествие в мир профессий». 3тип: игры моделирующие сам процесс выбора профессий, построение личного профес-ного плана, профе-х и жизненных перспектив. «Профконсультация», «Защита профессии перед родителями», «приёмная комиссия».

Эти игры позволяют выявить индивид-ную логику развития профес-ных намерении, склонностей, интересов с т зрения личности. 4 тип: ценностно-ориентационные игры, отражают ту нравственную позицию шк-ков, на фоне к-рой пр-ходит выбор профессии. Счастье и смысл жизни в труде, а интересная проф-ия приносит удовлетворение Ч. 5тип: «жизнедеятельности» организуют в походах, лагерях. Знакомят с историей возникновения многих проф-ии и практическую пробу сил в творческих группах «Питание», «Одежда», «Проф праздники», «Спасатель». Схема организации игр: 1.подготовительный, 2.процессуальный (ход игры) 3.этап группового обсуждения 4.послеигровой этап, когда полученные знания или ролевая позиция усвоенные в игре, переносятся в реальную жизнь. Проф-ые игры м.б. рассчитаны на класс и на малую группу(3-7чел.).

26. Методика использования для изучения нового материала методов поиска решений изобретательских задач («мозговая атака», «морфологический анализ»)

Метод «мозговой атаки» также явл одним из эффективных способов решения творч-их задач в технологич-ом образовании. Суть этого метода основывается на психо-ком эффекте цепной р-ции идей во время сеанса мозговой атаки, к-рая приводит к интеллектуальному взрыву.

Эта Д включает в себя ряд обязательных этапов, последовательность к-рых строго регламентирована логико-психологическими закономерностями. Выдел пять осн-ых этапов, ч/з к-рые проходит любой Ч при решении проблемной или творческой задачи: 1. Актуализация прежних знаний, создание проблемной ситуации; 2.Анализ проблемной ситуации, формиров-е проблемы; 3.Выдвижение предложений, актуализация опыта и проверка предложений, обоснование гипотезы; 4.Доказ-тво гипотезы, получение нового знания; 5.Проверка решения, сопоставление полученного знания с практич-ими примерами. Организация метода мозговой атаки включает в себя след действия: 1.Скомплектовать 2 группы людей: группу «генераторов идей» и группу «экспертов». 2.Введен правила, запрещ-го критиковать любую идею, какой бы нелепой она не казалась. 3.Проведение мозгового штурма. За отведённое время «генераторы» должны выдать как можно больше идей, к-рые фиксируются в протоколе или на магнитной ленте. 4.Проведение «экспертами» экспертизы и отбора идей, в наибольшей степени способствующих решению поставленной проблемы. Т.о. осуществл-ся метод прямого мозгового штурма. Сущ-ет также метод обратной мозговой атаки, целью к-рой явл выявление всевозможных недостатков рассматриваемого объекта. На этот объект обрушивается неограниченная критика экспертов, что позволяет выявить и устранить всевозможные его недостатки. Метод обратной мозговой атаки может быть исп-ан в технолог-ком образовании при изучении, напр, преимуществ и недостатков той или иной технологии или механизма, при анализе различных способов преобразов-ной Д и т.д. В кач-ве проблем для коллективного поиска решений могут быть исп-ваны самые разные задания от разработки технологии изготовл издел до его конструктивной разработки и рационализаторского усовершенствования. Метод морфологич-ого анализа закл-ется в том, что в технической системе выделяют несколько хар-ных для неё морфологич-их признаков. По каждому признаку составляют список его возможных вариантов (альтернатив). Альтернативные вар-ты перебирают, составляя из них различные сочетан. Т.о. выделяются новые вар-ты решения задачи.

Признаки располагаются в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком (матрицей). Это позволяет лучше представить себе поисковое поле. Т.е. МА-это способ системного подхода в области решения творческих задач. Метод направляет мышление т.о., что генерируется новая инф-ция. МА предусматривает следующие этапы решения задачи: 1.выделение всех значимых для каждого из вариантов решения задачи параметров; 2.оценивание ранга и шкалы для каждого из параметров (фак-ров); 3.проведение экспертной оценки в баллах значимости каждого из фак-ров в пределах выбранной шкалы; 4.сложение экспертных оценок по всем параметрам и определение по сумме баллов наиб подходящего вар-та. Метод МО можно исп при составлении списка всех возможных вар-тов решения задачи, для сравнения или выбора одного из многих возможных решений технолог-х, организационных и прочих проблем изготовления изделия или оказания услуги.

27. Методика организации упр-ий. Упр-ие -- это методич-ий приём для формиров-я и совершенствования умен и навыков шк-ков

Они составл основу большинства самостоят-ных работ обучения технологии. Для формирования и совершенст-ия умен и нав наиб применение имеют: - упр-ия по изучению трудовых приёмов; - упр-ия по вып-нию трудовых приёмов и операций; - упр-ия на тренажерах; - упр-ия по выполнению учебно-пр-ных работ. Познавате-ная активность шк-ков преимущ-но хар-зуется репродуктивным уровнем, а главными методами обучения при выполнении упр-ний явл инструкционно-исполнит-ский и объяснит-но-репродуктивный. Сущность метода упр-ний состоит в целенаправленном повторении коротких, сфокусированных действий, приёмов выполнения отдельных операц. Применяется для формирования правильных приёмов работы, устранения излишних движений, исправления допущенных ошибок.

К упражнениям применяются следующие треб-я: целесообразность, сознательность и системность упр-ий. Наиб подходящими для организации упр-ий явл фронтальная, групповая и индивид-ные формы. Выбор той или иной формы зависит от содержания самостоят-ной работы учащихся. При выполнении шк-ками учебных заданий одного содержан следует применять фронтальную форму. Ей можно воспользоваться и тогда, когда задания разные. В этом случае упр-ия проводятся по одинаковым операциям этих заданий. Если в процессе сам раб учащиеся выполн два-три разных задания, последовательность тех-ческих операций к-рых нельзя упорядочить под фронтальную работу, уч-ль должен воспользоваться групповой формой проведения упр-ий. Индивид-ные упр-ия учащиеся выполняют при бригадной и индивид-ной формах организации сам-ой работы. Организация таких упр-ий наиб трудоёмкий процесс. Для каждого из них потребуется решить весь комплекс вопросов оперативного планирования. При полном составе класса эта задача порой для одного уч-ля становится непосильной. Но решить её можно, если к контролю за кач-вом выполнения упр-ий и к проведению текущего инструктажа привлечь бригадиров. Особое вним-е следует обращать на выбор критериев и системы оценки выполнения учащимися упр-ий. Осн критериями практич-ой Д шк-ков явл: 1. точность обработки изготав-емого изделия; 2. норма времени выполнения учебного задания; 3. правильность выполн трудовых приёмов и операций; 4. организация раб места; 5. соблюдение учебной дисциплины и безопасности труда. Выбор того или иного, а также группы критериев зависит от тех задач, к-рые планируется решить посредством упр-ий. Напр, если упр-ия направлены на формиров-е умен и нав учащихся, то в кач-ве главных критериев следует выбрать правильность выполн-я трудовых приёмов и операций, организацию рабочего места, соблюдение учебной дисциплины и безопасности труда. Для совершенст-ия умен и нав - точность обработки изделия и норму времени выполн-ия учебного задания. Напр, при совершенств-нии умен и нав, уч-ль считает очень важным повысить уровень самоконтроля шк-ков за точностью обраб изделия и соблюдение правил техн безопасн. По этим направл-ям для стимулир-ия самоконтролирующих функ-ций учащихся он может установить максимальный размер балльной оценки (к прим, 5 баллов) и разраб содержание каждого из этих критериев в соответств с выбранной балльной шкалой (в нашем случае пятибалльной).

Для менее значимых критериев применить четырёх, трех и двубальные оценки. После этого нужно решить, как учитывать и оценивать рез-таты работы. Можно опять-таки двумя способами: 1. оценивать учебную Д шк-ков по каждому критерию в отдельности и все их выставлять в журнал учителя; 2. оценивать по каждому критерию в отдельности, а в журнал выставлять среднеарифметич-ое их знач. Ещё раз заметим, что технология организации упр-ий очень многообразна. Много разных фак-ров оказывают влияние на её выбор. Чем больше из них учтет уч-ль, тем выше будет кач-во подготовки.

28. Методика проведения технической олимпиады

Технич олимпиада. Проведение технич олимпиады позволяет систематизировать и проверить кач-во усвоения учащимися теоретич-их сведений, оценить уровень сформированности практич-их умен и нав, повысить мотивацию шк-ков к трудовому обучению. Техническая олимпиада включает в себя два этапа: теоретич-ий этап и этап выполнен трудового задан. Олимпиаду следует проводить на занятиях, завершающих изучение разделов программы трудового обучения, в конце учебной четверти или учебного года. Рез-таты олимпиады учитываются при определении итоговых оценок учебной Д учащихся за соответствующ период времени. В ходе подготовки к олимпиаде учитель должен выполнить следующую работу: 1. Конкретизировать цели и задачи проведения олимпиады. 2. Определить место проведения олимпиады в системе изучения курса. 3. Выполнить отбор содержания теоретич-ого материала олимпиады. 4. Разработать задания и задачи для проведен теоретич этапа олимпиады. 5. Определить содержание трудового задания, выбрать объект труда. 6. Разраб структуру и сценарий проведения технич-кой олимпиады. 7. Разраб критерии и системы оценки выполнения учащимися теор и практич заданий. 8. Подобрать членов конкурсной комиссии. 9. Выбрать методы и ср-ства поощрен участником олимпиады. 10. Подготовить материалы, оборудование и инструмент для приготовления прак-го задания. 11.Заранее проинструктировать шк-ков о примерном содержании заданий, критериях и системе оценки, а также о времени и порядке проведения олимпиады.

В школе технич-ую олимпиаду лучше всего проводить внутри одного класса и м/д классами по параллелям. При подготовке к олимпиаде особое внимание следует обращать на разработку критериев и системы оценки теоретич-их решений и практич-их умен шк-ков. Дело в том, что обязательным усл-ем технич-ой олимпиады по технологии явл равнозначность теоретич-ой и практич-ой подготовки шк-ков. Т.е, при разработке критериев оценки сформированности знан и практич умен уч-ль должен помнить о том, что количество баллов, к-рые может получить учащийся за выполнение теоретич-ого и практич-ого задания, должно быть одинаковым. Объём и сложность заданий выбирают такими, чтобы на их выполнение учащиеся со средними способностями могли потратить не более 20--30 минут учебного времени. Предельно важное значение для шк-ков 5-7 классов имеют формы и ср-ства награждения победителей олимпиады. Этот возраст хар-ется осознанным самоутверждением и утверждением в коллективе, обостренной р-цией на внешнюю оценку их Д. Поэтому правильный выбор ср-ств и форм поощрен играют весомую роль в формиров-и у шк-ков положит-ой мотивации, к обучению технологии и к учёбе в целом.

Награждение должно быть гласным. О рез-татах олимпиады следует объявить по шк-ному радио, написать в стенной газете, сообщить родителям и т. д. В кач-ве ср-ств поощрен можно использовать: 1.Присвоение звания «Лучший по профессии» с выдачей символических удостоверений, вымпелов, лент. 2.Занесение фамилии победителей в почётную книгу победителей олимпиад. 3.Занесение фамилий, фотографий на почётную доску победителей. 4.Награждение грамотой, символической медалью (деревянной), ценными подарками (книги, набор инструментов, учебные и спортив-е принадлежности и т. д.). 5.Представление права защищ честь класса или школы на олимпиадах более выс уровня. 6.Выставл-е итоговой оценки в журнал успеваемости. Состав конкурсной комиссии должен быть представит-ным. В него желательно включать директора или завуча школы.

29. Творческие приёмы и методика их организации

Творческий метод включает в себя Д П-гога по организации поиска учащимися решений творч-их задач. В основе этого метода лежат приёмы решений изобретательских задач типа мозгового штурма, контрольных вопросов, морфологич-ого анализа и др. В результате учащиеся самостоят-но выполняют следующие виды работ: - переконструир-ие изделий с целью его усовершенст-ия; - конструир-ие изделий по данным технич-им усл-ям; - конструир-ие изделий по собст-ному замыслу. Следует отметить, что учебной творч-ой задачей можно считать любую проблему, разрешение к-рой позволяет учащимся самостоят-но получить совершенно новое для них знание или практич-е умение. Этот метод применим лишь в том случае, если уровень усвоения содержания теоретич-ого и практич-ого обучения учащимися соответствует условиям решения творч-их задач в процессе технологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать