Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве

Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве

48

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт педагогики, психологии и социологии

Психолого-педагогический факультет

Андрианова Светлана Александровна

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

(дипломная работа)

Допустить к защите:

Научный руководитель:

зав. Кафедрой общей педагогики,

ст. преподаватель кафедры

общей проф. Лукина А.К.

педагогики Волкова М.А.

Подпись

Красноярск 2008

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1 Особенности развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве …………………………………………………………………..6

1.1 Особенности развития ребенка в период раннего детства ……………….6

1.2 Роль общения с родителем в развитии ребенка раннего возраста …….12

1.3 Становление взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста …..16

Глава 2 Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста ………………………………………………………………………24

2.1 Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком …………………………………………………….24

2.2 Условия развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве …………………………………………………………………………………….30

Глава 3 Анализ влияния выделенных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка ………………………………………..34

3.1 Материал и методы …………………………………………………………36

3.2 Результаты исследования ………………………………………………….44

Выводы ………………………………………………………………………….48

Литература……………………………………………………………………49

Приложения …………………………………………………………………….51

Введение

Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений, неэффективности директивных отношений в семье.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями, кризисом института семьи. Смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям. Родителям не хватает элементарной психологической грамотности для разрешения своих проблем [28]. Поэтому часто наблюдается искажение детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры, растет показатель социального сиротства.

В современном обществе при наличии большого количества развивающих, досуговых центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребенка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема ответственного родительства. Часто современные родители, желая для ребенка разностороннего развития, раннего обучения для его дальнейшей успешности в жизни, с самого раннего детства насыщают будни ребенка многочисленными занятиями, посещением школ раннего развития, занятиями со специалистами, тем самым, ограничивая ребенка в общении с ними. С самого раннего детства, приводя ребенка в подобные центры, родители обращаются к специалистам с запросом изменения нежелательных качеств и формирования желательных, сами же нивелируют собственную значимость в подобных вопросах, ссылаясь на отсутствие психологического, педагогического образования.

А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

В нашей стране существовала система родительских лекториев, где родители получали знания о том, как растить детей. Но, как правило, в них было больше лозунгов, чем конкретных знаний о том, как эти правильные слова реализовать. «Любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть, уделяйте ему время», но никто не объяснял, как это все делать.

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт, транслируют на детей те методы воспитания, которые когда-то применялись к ним. Когда началась для нашей страны «эпоха перемен», многие оказались в ситуации кризиса своей жизненной компетентности. Стабильность сменилась постоянной неопределенностью, коллективная ответственность - индивидуальной, смена идеологических ориентиров размыла представления о хорошем и плохом, правильном и не правильном. Каждый приспосабливался как может. Пока взрослые были заняты своей адаптацией, дети оказались без опоры на взрослую модель успешной жизненной стратегии. Жизнь меняется стремительно. Мир переживает информационный взрыв. Старые стратегии воспитания оказываются неэффективными, а новым нигде не учат [22].

С уходом производительного труда из семьи, облегчением процесса ведения домашнего хозяйства, происходит снижение совместной деятельности родителей и детей [10]. В современном мире наблюдается разрыв между поколениями, многие семья нуклеарные. Это осложняет процесс воспитания молодого поколения, так как они не видят в своих семьях модель взаимодействия родителей и детей (на примере своих родителей, дедушек и бабушек).

Также российские родители склонны перекладывать ответственность за воспитание и развитие собственного ребенка на социальные институты. Ведь в наследство от советских времен многим досталось понимание школы, как важнейшего воспитательного и образовательного ресурса в жизни человека. Учебная и досуговая деятельность ребенка во многих семьях часто ставится во главу угла, тем самым родители склонны винить в проблемах и неудачах ребенка самого ребенка или тех специалистов, которые с ним работают.

Исходя из описанных выше обстоятельств, возникает необходимость специальной организации обучения родителей, создания условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.

Цель - исследование влияния специально созданных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста,

Задачи -

1. описание особенностей взаимодействия родителей и ребенка в раннем возрасте

2. выделение компетентностей, которыми должен обладать родитель для эффективного взаимодействия с ребенком раннего возраста

3. анализ существующих программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком

4. выделение условий, способствующих развитию взаимодействия родителей и ребенка на этапе раннего детства

5. анализ влияния выделенных условий на развитие детско-родительских отношений

Объект - взаимодействие родителя и ребенка раннего возраста

Предмет - условия, способствующие взаимодействию родителей и ребенка в раннем возрасте

Гипотеза - создание условий:

1. взаимодействие родителей и специалиста,

2. организация совместных действий родителя и ребенка,

3. создание развивающей среды,

способствует развитию взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.

Глава 1 Особенности развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве

1.1. Особенности развития ребенка в период раннего детства

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Возрастные границы раннего детства - от 1 года до 3х лет. Авторы, описывающие развитие ребенка раннего возраста (Эльконин, Выготский, Кулагина, Лисина) выделяют ряд параметров, по которым описывают развитие ребенка: физическое развитие, эмоциональное развитие, развитие психических функций, речевое развитие, ведущий тип деятельности, отношения со взрослым и другими детьми. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. В раннем возрасте происходит активное овладение собственным телом. Общее овладение телом, прямохождение, дифференцированные ручные действия - достижения в психическом и физическом развитии, которым сопутствует чувство удовольствия, удовлетворенности собой [11]. Телесно общаясь со значимым взрослым, ребенок начинает осознавать ценность и значимость телесного соприкосновения, такие контакты предают ребенку уверенность в себе. Телесная поддержка выступает для ребенка как признание его ценности.

Раннее детство - период бурного речевого развития. Автономная речь ребенка довольно (обычно в течении полугода) быстро исчезает. Большие успехи делает ребенок в овладении родной речи, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее стороной. Произношение становится более правильным. Самое важное в изменении речи ребенка - то, что слово приобретает для него предметное значение. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя предметы окружающего мира. Интенсивно развивается и активный словарь. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов [34].

В развитии психических функций ребенка раннего возраста доминирует восприятие. Ребенок максимально связан с наличной ситуацией, все его поведение импульсивно; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации его не привлекает.

В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет, ребенок не способен солгать, что-то выдумать. В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное.

Мышление в этот возрастной период - наглядно действенное. Источник интеллектуального развития - предметная деятельность. Во взаимодействии со взрослым ребенок усваивает способы действий с разнообразными предметами [11].

Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы, быстро переходящи, он не может их сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями ребенка [2].

В это время у ребенка зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале - это простейшая первичная форма самосознания. Затем ребенок называет себя - сначала по имени, потом, обычно ближе к 3 годам, появляется местоимение «Я» [6].

После 1 года отношения ребенка и взрослого изменяются. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею. Он еще не имеет представления о самом себе как об особом отдельном существе, малыш еще очень зависим от отношения к нему окружающих. Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения также и невербальные, тактильные ощущения -- ласки, поцелуи, объятия, -- способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом [19].

Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важнейших источников его чувств. Ребенок непосредственно зависит от старшего. Уже с младенчества он настойчиво добивается положительных эмоциональных реакций. На фоне этой зависимости в условиях преимущественно положительных отношений и происходит первичное усвоение норм поведения. В повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и чтобы быть признанным взрослым, ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития [20].

Общение ребенка с другими детьми обычно только появляется, но еще не становится полноценным. На втором году жизни ребенок при приближении сверстника ребенок может ощутить беспокойство, прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах и речи быть не может. Ребенок раннего возраста при общении с другими детьми всегда исходит из собственных желаний, он эгоцентричен, не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и в меньшей степени, чем общение со взрослыми [21].

По Д.Б. Эльконину, ведущий тип деятельности ребенка раннего возраста - предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов взаимодействия с предметами [35].

Второй год жизни является периодом зарождения процессуальной игры[6]. Ее можно охарактеризовать следующим образом. Первые игровые действия появляются на втором году жизни ребенка. Со стороны структуры их отличают разрозненность, однообразие, одноактность, кратковременность в сочетании с бесконечными повторениями одного и того же действия. Содержанием этих действий является подражание взрослому. Игровым материалом служат только реалистические игрушки. Мотив игры первоначально находится на полюсе взрослого. Игра разворачивается преимущественно в его присутствии и требует постоянного участия. Эмоциональная включенность ребенка в игру слабая. Постепенно в ней развивается собственная активность малыша, увеличивается разнообразие действий, они начинают выстраиваться в логические цепочки, отображающие реальный ход событий, увеличивается длительность игровых эпизодов. В игру начинают вкрапляться замещения. Игровая мотивация и связанный с ней эмоциональный компонент игры усиливаются. Отсутствие роли [35].

Существует разные подходы, рассматривающие период раннего детства. Приведем несколько концепций развития ребенка раннего возраста, на которые будем опираться при построении модели взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.

Концепция раннего детства по Л.С.Выготскму - Д.Б.Эльконину

· Новообразования возраста: развитие восприятия, интеллекта, речи

· Социальная ситуация развития в раннем возрасте: "ребенок - предмет - взрослый".

· Основная деятельность - предметно манипулятивная

· Доминирующая функция сознания - восприятие

· Определяющая роль в развитии ребенка - насыщенная предметная среда, взаимодействие со взрослым

· Базовые потребности ребенка:

2. в любви и принятии

3. в манипулировании предметами

4. во взаимодействии со взрослым [33]

Концепция Памелы Левин:

· Раннее детство - от 18 месяцев до 3 лет - стадия мышления

· Активное эмоциональное развитие ребенка - появление гнева и других чувств

· Первые проявления волевой сферы

· Игра рядом с другими детьми

· Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития а

· Задачи развития:

· Развитие способности самостоятельного, причинно-следственного мышления

· Отделение от родителей

· Выражение чувств

· Базовые потребности ребенка:

1. в безопасности и любви

2. в поддержке взрослого

3. в развивающей среде для обеспечения познавательной активности [28]

Концепция Д.Стайнер:

· Раннее детство - с 1года до 3 лет

· активное физическое развитие ребенка

· отделение от матери, страх потери матери

· эмоциональное развитие ребенка - появление страхов, ярости, разочарования

· Интерес к окружающим предметам, игрушкам

· Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития.

· Базовые потребности ребенка:

1. во взаимодействии со взрослыми

2. в стабильности и порядке в повседневной жизни

3. в насыщенной среде[26]

Раннее детство - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Исследователи отмечают, что от того, в каких условиях будет протекать эта стадия развития, во многом зависит будущее ребенка. К конце первого года жизни ребенка изменяется социальная ситуация развития [6], с расширением возможностей, возрастает активность ребенка, теперь его интерес направлен на манипуляции с предметами, расширяется круг социальных контактов. Активность и самостоятельность ребенка требуют изменения его отношений со взрослым, который должен учитывать потребности ребенка, опираться на его возможности.

Для построения модели взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста, необходимо учитывать особенности развития ребенка в этот период, его потребности. Анализ концепции развития ребенка раннего возраста позволил выделить следующие потребности ребенка:

1. в любви и принятии,

2. в насыщенной предметной среде,

3. во взаимодействии со взрослым.

1.2 Роль общения с родителем для развития ребенка раннего возраста.

Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации внешних, материальных средств, которые становятся внутренними средствами ребенка, многократно исследовался российскими психологами на материале различных психических процессов - мышления, восприятия, памяти, внимания [6].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать