Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве
p align="left">c. родитель выбирает игры, адекватные для уровня развития ребенка

d. родитель обращается за консультацией к специалисту (стремится узнать о возрастных показателях развития, динамике развития ребенка, спрашивает о том, чем заниматься с ребенком в домашних условиях и т.д.)

e. родитель признает важность своих действий для развития ребенка

Глава 2 Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста

2.1. Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком

Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. По мнению Р. Дрейкуса, родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства, и по этой причине авторитарные методы воспитания терпят неудачу [9].

В России ситуация родительства осложняется наличием дух противоположных обстоятельств: с одной стороны во многих семьях еще господствуют авторитарные советские модели воспитания и семейных отношений, с другой стороны, демократизация жизни общества, новые социально-экономические условия требуют изменения стратегий воспитания, на демократические, партнерские, ведь это залог воспитания активных, мобильных членов современного общества. А школы эффективного родительства, обучения навыкам взаимодействия с детьми в нашей стране не получили такого распространения как на Западе. Поэтому многие родители, даже понимая, что их методы воспитания ребенка неэффективны, прибегают к помощи специалистов. Но психолог или педагог работает с ребенком, при этом мало что меняя в поведении родителей и проблемы продолжают возникать вновь и вновь.

Многие авторы признают необходимость обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком и предлагают различные образовательные программы. В России программы такого рода не получили широкого распространения, в связи с ориентацией на дошкольное образование и преемственность поколений в передаче опыта воспитания детей. Зато на Западе проблеме воспитания родителей посвящено большое количество исследований, разработаны программы для групповой и индивидуальной работы с родителями.

Для выделения условий развития взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста, мы считаем целесообразным проанализировать несколько программ обучения родителей (подробнее программы см. Приложение 3). Приведенные ниже программы, были выбраны для анализа, так как используются при работе с семьями, имеющими детей раннего возраста, согласуются с выявленной нами теоретической моделью взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.

В зависимости от решаемых задач, форм работы с семьями, существует несколько типов обучающих программ для родителей:

1. тренинги («Тренинг эффективного родителя», Т. Гордон)

2.консультирование («Модель группового психологического консультирования», Х. Джайнотт)

3. выстраивание отношений (К.Хундейде)

Рассмотрим подробнее каждый тип программ.

В 50х годах в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное Х. Джайноттом, получившее название - «модель группового психологического консультирования». В основе этой модели, направленной на гуманизацию воспитания, лежит идея развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В написанных пособиях Джайнотт в доступной форме рассматривает ответы на основные вопросы воспитания: как разговаривать с детьми, как хвалить и за что ругать, как приучить к гигиене и порядку и т.д.[8].

С точки зрения Джайнотта, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации управления поведением детей. Он описывает три вида групповой работы с родителями: психотерапия, психологическое консультирование и руководство личностью.

Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах:

1. поддержание родителями позитивного образа «Я» во всех случаях, отсутствие критики,

2. следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных суждений. Высказывания взрослого не должны нести диагноза, прогноза дальнейшей судьбы ребенка

3. взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложенной кооперации [8].

Достоинством данной программы является то, что она позволяет родителям овладеть коммуникативными навыками, разобраться с собственными переживаниями. На наш взгляд, в данной модели не хватает непосредственной работы специалиста совместно с родителем и ребенком, индивидуального подхода к семье. Часто родители искажают полученные на семинарах знания при применении в отношениях с ребенком, у специалиста нет возможности посмотреть, правильно ли родитель усвоил полученную информацию, применяет ли полученные навыки при общении с ребенком.

На занятиях со специалистом разрабатывается общая программа изменения поведения ребенка, которая может не подойти конкретной семье.

Родители же не имеют возможности консультироваться со специалистом по поводу возникающих вопросов, корректировке программы.

В странах Америки и Западной Европы получил свое распространение курс воспитания родителей Джин Иллсли Кларк [28].

Теоретической базой тренинга является концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии [37].

В ходе тренинга родитель овладевает знаниями о особенностях развития ребенка, обучается навыкам взаимодействия (полезному поведению) с ним в соответствии с возрастными задачами [28].

Также в США идет активное обучение родителей по программе Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя» [38]. В этой модели внимание концентрируется на навыках общения родителя. Задачи работы с родителями сводятся к тому, чтобы родители освоили три основные умения:

1. активно слушать

2. умение выражать свои чувства и слова доступно для понимания ребенка

3. использовать принцип «оба правы» для разрешения конфликтных ситуаций (умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами договора были довольны оба участника)

На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.

Вклад в изучение взаимодействия между родителями и детьми внесли представители бихевиорального направления. Здесь все усилия специалистов направлены на обучение родителей методике изменения поведения ребенка. Таким образом, данная модель является учебно-теоретической, направлена на привитие родителям, а через них и детям социальных навыков поведения.

Задачи такой групповой работы с родителями сводятся к:

1. привитие родителям навыков социального наблюдения (диагностики)

2. обучение родителей принципам теории и применению их при воспитании детей

3. обучение родителей созданию программы для изменения поведения ребенка (систему позитивных подкреплений, негативных санкций и методов игнорирования) [28].

Треннинговые программы имеют ряд преимуществ: детальная работа с переживаниями, ценностями родителей, формирование и отработка навыков эффективного взаимодействия, позволяют родителям лучше понять себя и своего ребенка, овладеть новыми навыками общения. Но и в данном типе программ возникает сложность осуществления переноса полученных знаний и навыков из ситуации тренинга во взаимодействие с ребенком.

Группой авторов во главе с К. Хундейде, разработана программа выстраивания отношений взрослого с ребенком раннего возраста «Программа развития чувствительности» (ICDP), цель которой - развитие чувствительности воспитателей и укрепление естественного диалога, важного для позитивного развития и адаптации ребенка [31].

Формы работы с родителями по программе:

· групповая - родители без детей

· индивидуальная - родители с ребенком

Авторы программы выделяют 8 принципов построения хорошего диалога, которые собранны в брошюре, которая выдается родителям в начале групповой работы.

Для выстраивания эффективного диалога с ребенком, родителям необходимо:

1. Проявлять положительные эмоции по отношению к ребенку.

2. Следовать за интересом ребенка

3. Помогать ребенку в концентрации внимания

4. Предавать смысл впечатлениям ребенка

5. Помогать ребенку в контроле - позитивно ограничивать его действия [31].

Эта программа, на наш взгляд, эффективна для обучения родителям навыкам взаимодействия с детьми раннего возраста, так как качества, которые формируются у родителей, отвечают потребностям ребенка раннего возраста, родители могут получить не только консультацию специалиста, но и при его поддержке выстраивают диалог с ребенком. Но недостатком данной программы является несистематичность, сессионность проведения встреч с семьями. При переходе ребенка от одного возрастного этапа к другому, изменению семейной ситуации качество диалога может меняться, а программа не предусматривает дальнейшее сопровождение семьи.

Таким образом, проанализировав программы обучения родителей (треннинговые, консультативные, выстраивания отношений), были выделены их преимущества:

1. детальная работа с переживаниями, ценностями родителей - позволяют родителям лучше понять себя и своего ребенка,

2. формирование и отработка навыков эффективного взаимодействия помогает родителю овладеть новыми навыками эффективного общения с ребенком;

3. консультации и поддержка специалиста помогают выстраивать отношения с ребенком, разрешать возникающие трудности

Возникает потребность выделения условий развития взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста. Выделение подобных условий, позволит создавать программы обучения родителей, отвечающие не только потребностям ребенка, но и современной ситуации родительства.

2.2. Условия, необходимые для развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста

Родители составляют первую общественную среду ребенка [18]. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. В современном обществе смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают дополнительные трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям. Поэтому часто наблюдается искажение детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры, рост социального сиротства.

Ситуация родительства осложняется еще и тем, что ребенок растет и развивается, а с возрастом меняются его потребности и степень зависимости от родителей. Поэтому на каждом возрастном этапе родитель должен подстраиваться под особенности возраста. При выстраивании отношений с ребенком раннего возраста, необходимо учитывать следующие потребности ребенка: в любви и принятии, в насыщенной предметной среде, во взаимодействии со взрослым. Следовательно, модель взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста выглядит следующим образом:

1. безусловное принятие ребенка

2. совместность действий

3. ответственность за воспитание и развитие ребенка родитель берет на себя, а не перекладывает на педагога или других специалистов (воспитателей, врачей, учителей, психологов)

Исходя из описанных выше обстоятельств, возникает необходимость специальной организации обучения родителей, создания условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.

Условия:

1. взаимодействие родителей и специалиста,

2. организация совместных действий родителя и ребенка,

3. создание развивающей среды

Опишем каждое из условий подробнее.

Взаимодействие родителей и специалиста

§ проведения семинара - тренинга для родителей

Для гармоничного воспитания ребенка, родителям необходимо знать особенности ребенка, задачи развития на данном возрастном этапе. На семинаре будут обсуждаться особенности и задачи развития ребенка раннего возраста. Также на тренинге будут применяться полученные знания, отрабатываться навыки эффективного взаимодействия.

§ консультирование родителей по возникающим вопросам, помощь в преодолении трудностей, разрешении конфликтов.

Часто родителям не хватает педагогических, психологических знаний для разрешения возникающих в процессе воспитания сложностей. Тогда требуется консультация специалиста. На групповых занятиях родитель может получить такую консультацию. Преимущество такой работы заключаются в следующем: во-первых, родитель знаком со специалистом, доверяет ему, а специалист, в свою очередь, знает ребенка, особенности семьи;

во-вторых - родитель получает консультацию по мере возникновения трудности (не нужно ждать записи на консультацию), тут же на занятии может опробовать полученные рекомендации, вместе со специалистом подобрать необходимую тактику поведения;

в-третьих - у других родителей появляется возможность услышать рекомендации по вопросам воспитания ребенка, поделиться опытом.

Организация совместных действий родителя и ребенка

Определяющим построение всей нашей работы с родителями является то, что на занятиях родители находятся вместе с детьми. Они вместе выполняют задания, играют, родители видят успехи ребенка, радуются вместе с ним. Основная идея на группе - это идея совместности. Мы стараемся минимизировать как директивную, так и отстраненную позицию взрослого, родитель становится партнером ребенка. Именно в ситуации взаимодействия, родитель осваивает тактики эффективного взаимодействия с ребенком.

Эта ситуация создается по средствам совместных игр, занятий, ориентации родителей на важность совместных действий с ребенком (структура занятий см. Приложение 6).

На группе родитель - не посетитель, а активный участник. Родитель - партнер, играет важную роль в проведении занятий, так как родители, лучше знают особенности собственного ребенка, именно на родителей направлено большинство воздействий педагога. На занятии родитель рядом с ребенком, помогает ему выполнить задания, играет с ним. Родители участвуют в планировании занятий - могут предложить идеи для проведения занятий, ведущий прислушивается к мнениям родителей.

Создание развивающей среды. В создании среды мы опираемся на принципы М. Монтессори [25] принципы организации среды:

1. безопасность - из помещения убираются опасные предметы - острые, бьющиеся, тяжелые; углы закрываются. Это способствует большей самостоятельности ребенка, освобождает родителей от необходимости контролировать каждое действие ребенка.

2.доступность - используемые игровые средства должны располагаться так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным,, позволяет проявлять интерес.

3. постоянство - оборудование, игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает ребенка к порядку.

4. свобода выбора - на занятии есть четкая структура, которой должны придерживаться все дети. Но если ребенку хочется делать что-то другое, и это не отвлекает внимание других детей, он вправе это делать. Во время свободной игры, ребенок сам выбирает игрушки, а родитель следует за его интересом.

5. насыщенность - необходимо наличие оборудования для двигательной активности ребенка (горка, батут, труба, мягкие модули и лабиринты), материалов для продуктивной деятельности (краски, пластилин, тесто, оборудование для игры с песком/ водой и т.д.), игрушки (активные центры, куклы, наборы животных, кнопочные и музыкальные игрушки, дидактический материал (картинки, если есть возможность, Монтессори-материал), материалы для совместных игр (мыльные пузыри, обручи, мячи, платки). Каждая группа игровых средств становится доступной для детей во время занятий с ними. Игровые средства должны быть привлекательными для ребенка, соответствующими его возможностям.

Глава 3 Анализ влияния выделенных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка

3.1. Материал и методы исследования

Объектом исследования выступает взаимодействие родителей и ребенка раннего возраста

Предметом исследования являются условия, способствующие развитию взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание таких условий как:

1. взаимодействие родителей и специалиста,

2. организация совместной деятельности,

3. создание развивающей среды,

способствует развитию взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.

Для проверки гипотезы нам было необходимо провести опытно-экспериментальную работу.

База исследования:

На базе РОО «Красноярский центр лечебной педагогики» проводились групповые занятия для семей, имеющих детей раннего возраста. Занятия строились на основе представленной программы. В качестве экспериментальной группы выступили 20 семей, имеющих детей от 1,5 до 2 лет. 10 семей посещают групповые занятия более 1 года, 10 семей - более 6 месяцев.

Этапы исследования:

§ Констатирующий этап - первый диагностический срез необходим для диагностики взаимодействия родителей и ребенка, планирования дальнейшей работы с данной семьей

§ Формирующий этап - проведение групповых занятий - направлен на создание выделенных условий, развитие взаимодействия родителей и ребенка

§ Итоговый срез - направлен на диагностику изменений во взаимодействии родителей и ребенка, оценку эффективности проведенной работы по полученным результатам.

Методики исследования

Оценка взаимодействия родителя и ребенка проводилась двумя методами - опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать