Фольклорные занятия в воспитании

Фольклорные занятия в воспитании

Введение

Педагогикой издавна осознавалась важность народного творчества для общего развития ребенка и необходимость применения его в воспитании. Но каждый исторический период выдвигает на первый план свои задачи. В наше время наиболее активной является проблема сохранения национальных традиций, установление связей между старой, преимущественно крестьянской, и современной культурами. При этом значение фольклора вряд ли можно переоценить. Второй проблемой, которую приходится решать педагогам и которая неразрывно связана с первой, является установление способов и путей возвращения народной песни, игры в детскую среду. Причем наибольшая сложность заключается в том, чтобы не просто добиться механического воспроизведения пляски, игры, а вернуть ей живое естественное существование.

Эти подходы отражены в фольклорной программе «Гусельки», разработанной как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» - министерства просвещения РСФСР под ред. М.А. Васильевой и к курсу «Музыка в начальной школе» под ред. Д.Б. Кабалевского. Основной формой работы по этой программе являются фольклорные занятия, цель которых - формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора, овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках.

В пособии широко представлен фольклорный материал, соответствующий ведущим комплексным темам для каждого месяца, а также варианты фольклорных занятий и развлечений из известных сборников С. Мерзляковой, Н. Метлова, М. Медведевой. Часть представленных сценариев является авторской адаптацией народных игр и развлечений, сделанной на основе собственного опыта.

Фольклорные занятия заключают в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от праздничного выступления до выхода на лужайку в лес. Воспитатель должен иметь в памяти большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок, пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, умело включать их в повседневный быт детей, в занятия.

Данное пособие поможет педагогу выбрать наиболее приемлемые формы фольклора, а также способы их использования в зависимости от имеющихся условий и возможностей; моделировать общение детей с народным фольклором в свободной разнообразной форме, учитывая их желание, интересы, индивидуальные склонности и потребности.

Пояснительная записка

Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Национальная культура находится в гармонии с национальным характером, она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме. Родная культура входит в сознание человека на правах порождающего начала. С культурой других народов, с мировой культурой человек вступает в диалог, взаимодействуя с ними с позиций одной, уже «присвоенной» культуры.

Одним из удивительных явлений культуры, к которому история вела людей далекими и трудными дорогами, является самоценность человека, восхождение к ценностям детства, его бережение и защита, что составляет неотъемлемую часть русской историко-культурной педагогической традиции. Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Педагог детского сада имеет значительно большие возможности для воспитания в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.

Однако педагогическая практика, к сожалению, не исчерпывает всех возможностей фольклора в духовно-эмоциональном развитии детей. Во многом это связано с ограниченностью репертуара, неразработанностью конкретно-методических приемов работы с данным материалом,

Предлагаемая фольклорная программа «Гусельки» разработана как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» - министерства просвещения РСФСР под ред. М.А. Васильевой и к курсу «Музыка» в начальной школе под ред. Д.Б. Кабалевского.

Она призвана решать следующие задачи: 1) развитие речи, движений, творческих и музыкальных способностей ребенка через различные формы народного фольклора; 2) формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослым; 3) овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках; 4) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основной программы, художественно-творческой деятельности детей на основе музыкального и речевого фольклора.

Программа предназначается для детей 6-7 лег детских образовательных учреждений, рассчитана на 38 занятий (1 час в неделю). Работа по фольклорной программе ведется параллельно типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» или курсу «Музыка» в начальной школе. В ней учтены все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), игра на народных инструментах. Составлен план проведения праздников и развлечений по народной тематике. Программа имеет тематическое построение. Система фольклорных занятий спланирована на основе дат народного календаря, которые представлены не просто как занятия, а как небольшие праздники. При этом дети не только получают интересную информацию, но и проникаются духом любви к родной земле-кормилице, радостью и благодарностью к ее щедрости.

Цель фольклорных занятий - обогащение и расширение нравственных и эстетических представлений ребят, удовлетворение их разнообразных познавательных интересов, развитие индивидуальных потребностей и творческих способностей.

Занятия объединены а своеобразные блоки различной тематики, которые могут быть вариативными, чтобы каждый педагог мог выбрать то, что соответствует его возможностям (состав группы, условия дошкольного учреждения и т. д.). Работа по блокам предполагает интеграцию разных видов художественной деятельности на интересном для детей содержании и концентрацию внимания на этом содержании, осваиваемом в разных видах деятельности (чтение произведений детского фольклора, слушание народной музыки и ее исполнение, творческие импровизации в ритмике, пении, игре на народных музыкальных инструментax).

Фольклорное занятие выносится третьим занятием и проводится 40-50 минут в форме занимательной игры, спектакля.

Основная стержневая идея программы, объединяющая весь изучаемый материал и раскрывающаяся специфическими средствами учебного материала, звучит так: все в мире, в природе, в обществе взаимосвязано и находится в определенной зависимости друг от друга. Она осознается детьми при рассмотрении взаимосвязи между живой и неживой природой, между трудом и жизнью общества, явлениями природы и народными приметами, традициями, народными праздниками. Эта идея обуславливает структурное единство всего содержания и системность знаний, позволяя целенаправленно подбирать учебный материал в соответствии с ведущими комплексными темами для каждого месяца.

Основополагающей методической позицией на фольклорных занятиях стало моделирование процесса художественного творчества, основывающееся на принципах построения фольклорных занятий - импровизации, образно-игрового вхождения в музыку, художественного фольклорного исполнения произведения, создания образно-игрового «фона» на всем протяжении фольклорного занятия, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения.

Поскольку цель музыкального воспитания - воспитание человека музыкой, в программе на первое место выходит проблема развития личности ребенка, обогащение его духовного мира. Навыки, умения и специфические знания о музыке у ребенка должны формироваться незаметно, как бы исподволь, в процессе работы над музыкальными образами, над выражением их духовного содержания, а не над самими навыками.

Формирование у детей целостного представления о народном искусстве необходимо связывать с идеей «прорастания» содержания программы в часы свободной самостоятельной деятельности, которая должна складываться на тех же принципах, что и содержание музыкальной деятельности на занятиях. Педагог моделирует общение детей с народным фольклором в свободной разнообразной форме, учитывая их желания, интересы, индивидуальные склонности и потребности. Свободная деятельность детей должна представлять собой игру, содержание которой позволит детям побывать в воображаемых ситуациях, где фольклор, музыкальный и поэтический, выступает инструментом познания окружающей жизни и взаимоотношений между людьми.

Музыкальная работа в часы свободной деятельности проводится под девизом «Музыкальное путешествие в старину». Дети имеют возможность послушать русские народные произведения в исполнении оркестров русских народных инструментов под управлением Осипова, Андреева, казачьи песни в исполнении Кубанского народного хора под управлением В. Захарченко. Проводятся игры-импровизации на фольклорные сюжеты, которые включают ситуации, вовлекающие детей в разнообразные виды художественной деятельности. Например, «Русский перепляс» (решается посредством хореографии и импровизации на народных музыкальных инструментах); «Гусляр - Садко» (слушание былинных напевов, русских народных скоморошин, песен).

Примерное планирование фольклорных занятий

Месяц

Название блока

Тема занятия

Праздники и

развлечения

Дата праздно-вания

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март-Апрель

Апрель

Май

Июнь

Август

Веселая ярмарка

Осень в России

Кубань моя - родимый край

Это русская сторонка - это Родина моя!

Зимушка-зима

Святки

Честная масленица

Русский сувенир

Приди весна с радостью

Христианские праздники

Как у наших у ворот

Лето пришло - все расцвело!

1. Будет хлеб - будет песня

2. Без труда - нет добра

3. Веселый скоморох

4. Осенняя ярмарка

1. Восенушка-осень!

2. Осенние посиделки

1. Край наш кубанский

2. Кубанские посиделки

1. Богатыри земли русской

2. Гусли звончатые

3. Сказка быль, да в ней намек

4. В гостях у сказки

1. Шутки-прибаутки

2. Зимние забавы

3. Зимний вечер

1. Сею, вею, посеваю

2. Рождественский праздник

3. Крещение Господне

4. Святочные вечерки

5. Русский перепляс

1. Встреча масленицы

2. Широкая масленица

3. Проводы зимы

1. Русские матрешки

2. Дымковские барышни

3. Русская игрушка

1. Весну закликаем

2. Солнцу красному слава

3. К нам весна-красна идет

1. Вербное воскресение

2. Светлое Христово воскресенье

3. Вознесение и троица

1. Русские напевы

2. Озорные частушки

3. Емелина неделя

1. Уж я сеяла ленок

2. Приехала купаленка

3. Спасовка-лакомка

Праздник осени, урожая

Воздвиженье. Посиделки-капустники

Покров-конец хороводам, начало посиделкам

Осенняя ярмарка

Новый год

Святки (новогоднее-рождественский цикл)

Рождество

Крещение

Татьянин день

Сретенье-встреча зимы с весной

Масленница

Евдокия - начинали кликать весну

Весеннее равноденствие

Встреча весны

Благовещенье

Вербное воскресенье

Пасха

Соловьиный праздник

Вознесение и троица

Праздник Ивана Купалы

День Петра и Павла

Праздник рыбаков

Спас медовый

Спас яблочный

Праздник урожая

21.09

27.09

14.10

14.11

7-19.01

07.01

19.01

25.01

15.02

27.02-05.03

14.03

22.03

07.04

15.05

07.07

12.07

14.08

19.08

28.08

Методические рекомендации к фольклорным занятиям

Занятия 1-4. Будет хлеб - будет песня. Без труда - нет добра. Веселый скоморох. Осенняя ярмарка

Данные четыре занятия объединены в блок «Веселая ярмарка». Основная тема его - важнейшие мотивы осени: хлеб, труд, дары природы, обильный урожай, любование плодами земли и человеческого труда.

Первое из перечисленных занятий - «Будет хлеб - будет песня!» - нацелено на расширение знаний и представлений детей об окружающей жизни, приметах осени, хлебе, земледельческом празднике - жатва. Педагогу следует подобрать к занятию интересные и выразительные произведения музыкального и речевого фольклора, скажем, пословицы, поговорки, приметы, шутливые прибаутки, песни о хлебе, труде, об осени, овощах. Дети инсценируют русские народные песни, которые способствуют раскрытию темы, составляют танцевальные композиции с осенними листьями, с веточками рябины, разыгрывают жанровые сценки. Можно включить в содержание занятия разучивание народных игр со словом: «Трактора», «Пахари и жнецы», «Мукомол», «Дуйте ветры» и т. д., помогающих совершенствовать движения детей, их дикцию, артикуляцию, произношение отдельных звуков. Кроме того, используются импровизации в пении, сочинение мелодий на фольклорные тексты приговорок, закличек, потешек. Эффективным приемом в данном случае может быть «подсказка» музыкального характера, состоящая из начальной интонации, продолжить которую предстоит детям.

Тема данного занятия развивается на следующем - «Без труда - нет добра». Хорошо, если на занятиях по познавательной активности, экскурсии в музей дети знакомились с работой людей осенью, значением их труда, с орудиями сельскохозяйственного труда и их назначением. Важно подчеркнуть, что орудие груда - это продолжение человеческой руки, которое помогает в работе, поэтому человек бережно, заботливо относился к своим помощникам - плугу, мотыге, бороне.

Начать занятие можно рассказом педагога о том, что месяц сентябрь в народе считался месяцем сбора урожая. На полях начинали копать картофель, пекли пирожки с картофелем, делали вареники, картофельные котлеты, запеканку, драники. Повсеместно начиналась уборка лука, которой издавна (как и чеснок) считался средством от сглаза и порчи, поэтому хозяйки связками вешали его при входе в избу, а также в местах содержания скота. Лук зашивали в амулеты, которые воины одевали на грудь, собираясь в поход. Важно отметить также, что 27 сентября начинали рубить на зиму капусту и вечерами собирались на посиделки-капустники. Капуста издревле была одним из основных овощей на столе русского человека: из нее пекли пироги, варили щи и ласково говорили: «Вейся ли, вейся капустка! Вейся ли, вейся ли, белая!» Желательно вспомнить и разучить с детьми новые пословицы, загадки, шутливые прибаутки о труде, трудолюбии. Дети инсценируют их, обыгрывают, по желанию сочиняют певческие импровизации на выученные тексты, исполняют трудовые частушки. Можно разучить русские народные песни, в которых описывается трудовой процесс: «Я на камушке сижу», «Капустка», «В темном лесе», «Уж я сеяла, сеяла ленок» и др.

Закончить занятие нужно народной пословицей - «Песня - в труде помощница!».

Задача занятия - «Веселый скоморох» - познакомить детей с русскими народными играми и забавами, закрепить навыки выполнения народных танцевальных движений. Целесообразно начать его с прихода в гости Веселого Скомороха, который пляшет под веселую задорную музыку, а затем рассказывает о себе. Дети узнают, что в старину, во времена князей Олега и Владимира скоморохи были самыми почетными гостями на княжеских пирах и народных гуляньях. Тогда не было оркестров народных инструментов, но люди не менее чем сегодня нуждались в музыке. И скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок не только на пирах и свадьбах, но и на многолюдных народных сборищах. Они своим весельем, «гудьбой», песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Игры, песни, пляски, смех - все это сливалось в одну пеструю, шумную картину!

После этого Скоморох играет с детьми в народные игры, танцует, проводит забавные конкурсы. Следует обратить внимание на то, что скоморохи были не только плясунами и шутниками. Они были мастера на все руки: и циркачи, и артисты, и музыканты. А играли они на гуслях, свирелях и бубнах.

Под русскую народную мелодию дети импровизируют на народных музыкальных инструментах индивидуально, подгруппами, в оркестре. Важно подчеркнуть, что импровизация как принцип работы реализуется во всех формах общения - педагога, детей, музыки. Ее ценность - не умение создавать музыкальные конструкции, а потребность, готовность выразить душевное состояние, важную мысль, впечатления.

Следующее занятие - «Осенняя ярмарка» - может быть проведено как игра-ярмарка, во время которой дети как бы переносятся на ярмарочную площадь, где стоят разукрашенные лотки, прилавки с бутафорскими овощами, фруктами. Хорошо, если педагог сможет привнести в занятие настроение балагурства, шутливости, дать детям почувствовать озорство, веселье русской ярмарки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать