Фольклорные занятия в воспитании
p align="left">Тема данного занятия развивается на следующем - «Зимние забавы», которое лучше провести на участке детского сада. Педагог обращает внимание детей на то, что наши предки 7 декабря отмечали первый зимний праздник, который назывался «Санница». В это время проводились веселые эстафеты, игры, соревнования на лыжах, коньках, санках, метание в цель снежками, взятие «снежного городка» или «крепости».

Особенно важно заранее подготовить условия для такого проведения занятия: обеспечить место, необходимый инвентарь, вспомнить наиболее подходящие игры, а если дети их не знают, то разучить с ними. Желательно на занятиях разучить песни о зиме, считалки, припевки, дразнилки, небылицы, выкрики. Игровой фольклор близок, понятен детям, насыщен юмором и яркими игровыми образами - словом, так и настраивает на игру, влечет в нее, создает игровой стиль и тон, какую-то удивительно располагающую к игре родную атмосферу.

Накануне педагог может принести в группу письмо в красивом конверте от Деда Мороза, который хочет «поиграть да повеселиться, посмотреть какие вы ловкие, да смелые, да проворные, да умелые» и приглашает ребят на спортивную площадку.

На следующий день дети в облегченной одежде выходят на зимний участок, где их встречают Зимушка-зима, Дед Мороз, Снежная Баба, Емеля, Баба-Яга. Целесообразно постепенно ввести сказочных персонажей в игру. Так, Дед Мороз может провести игры «Карусель», «Беги в круг», «Хоккей», хоровод «Зайка», где дети произносят стихи и делают движения, иллюстрирующие текст. Затем можно распределить детей на две команды - «Пингвин» и «Тюлень» и провести эстафеты. Например, цепочная эстафета: 1. На санках с горки. 2. Бег по лабиринту. 3. Лазание через заборчик. 4. Короткие лыжи. Зимушка-зима проводит гонки на санках по расчищенной дорожке (по командам). Каждая пара детей, сидя на санках, по сигналу Зимы начинает, отталкиваясь ногами, двигаться к флажку. Тот, кто приехал быстрее, получает снежинку. Побеждает команда, которая получила больше снежинок. Дети могут поплясать со Снежной Бабой, поиграть в снежки.

Дед Мороз хвалит всех детей, награждает спортивными значками и прощается до будущего года. А Емеля угощает подарками из волшебной печи.

При подготовке к занятию педагог может воспользоваться книгой Агамова Н.С, Слепцова И.С, Морозова И.А. Народные игры для детей. М., 1995.

Занятие «Зимний вечер» нацелено на расширение знаний детей о национальной традиционной культуре (о сезонных изменениях в природе; о праздниках, обычаях, приметах русского народа; о бытовых традициях русского народа), подробно знакомит с народными шутками да прибаутками, загадками, песнями. Детям повествуется о том, чем занимались наши предки (бабушки и дедушки) в долгие зимние вечера в крестьянской избе, о зимних праздниках, гаданиях, верованиях. Бабушки ткали и шили замечательные русские наряды, а девушки и парни - вышивали, шили, плели лапти, корзинки и, конечно же, пели песни, сочиняли сказки, пословицы, поговорки, небылицы.

Занятие желательно провести в зале, оформленном в стиле русской избы, в оформлении использовать вышитые рушники, предметы русского быта, изделия из дерева и т. д. Воспитатель в русском костюме может исполнить роль народной сказительницы, говоря немного нараспев, подражая народному говору.

Начать занятие можно рассказом о том, что холодной зимой так коротки дни, рассвет наступает поздно. Не успеет день в своей красе показаться, как его быстро сумерки гонят, а за ними тянутся длинные зимние ночи. Вот такие длинные зимние вечера и становились вечерами загадок, шуток да прибауток. После этого педагог загадывает детям загадки, объясняя при этом откуда они взялись, какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с нами. Знакомя со скороговорками следует подчеркнуть, что они желанные гости на народных праздниках. Соберется молодежь и устраиваются соревнования: кто кого переговорит, кто скажет быстрее и без ошибок.

Затем загадки, шутки, скороговорки разучиваются с ребятами, устраиваются конкурсы на лучшее исполнение, вручаются шуточные призы.

Важно отметить также, что скороговорку можно пропеть, получится забавная песенка, да и слова запомнятся лучше. Предложить детям придумать свои мелодии на слова загадок, скороговорок.

В заключении ребята могут исполнить знакомые им народные танцы, песни, инсценировать их. Ведь русская народная песня обладает огромной художеcтвенно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. А интересное содержание народных песен, потешек, прибауток, обилие гласных и простой ритмический рисунок делают их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

При подготовке и проведении занятия рекомендуем использовать сборник: Гармошечка-говорушечка. М., Музыка, вып. 5, 1987.

Занятия 16-20. Сею-вею, посеваю. Рождественский праздник. Крещение Господне. Святочные вечерки. Русский перепляс

Перечисленные занятия относятся к блоку «Святки» и знакомят детей с новогодне-рождественским циклом, получившим название Святок; Святых вечеров. Основные атрибуты празднования - ряжение и колядование.

На первом занятии - «Сею-вею, посеваю» - педагог сообщает детям, что в старину новогодние праздники длились 2 недели, которые назывались святками. Святки начинались Рождеством Христовым и заканчивались Крещением, так день встречи Нового года находился как раз посредине: первая неделя святок как бы завершала уходящий год, а вторая - открывала новый, наступающий. Детям объясняется смысл всех святочных действий - это попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год.

Важно отметить также, что праздник Святки связан с поворотом солнца на весну, с удлинением светового дня. «Хоть на воробьин нос, а прибавился день», - говорили крестьяне. По представлению древних восточных славян, в это время возрождается солнце. Человек стремился помочь солнцу сдвинуться с места, проснуться и начать путь по небосводу.

Здесь уместно рассказать детям об одном из основных новогодних ритуалов - посевании. В канун зимнего солнцеповорота, вечернюю тишину улиц нарушали песни, смех, шутки. От дома к дому ходили группы ребятишек, парней, девушек. У каждого дома они пели специальные приветственные песни - колядки, овсени, в которых величали хозяев дома, желали в новом году хорошего урожая, здоровья. Поэтому колядовщиков везде с радостью встречали и старались щедро угостить. Если же хозяева оказывались скупы, то могли услышать в свой адрес недобрые пожелания.

После этого можно разучить с детьми колядки «Овсень, овсень», «Коляда-моляда», «Тетенька добренька», «Сею-вею, посеваю» и др.

Желательно отметить, что колядовали и на Новый год, и накануне Крещения. Так первый день Нового года нередко включал в себя утренний приход в дома детей-"сеятелей". Они ходили с корзинками или торбочками, наполненными зерном. Придя в дом, они обсыпали зерном углы дома и хозяев, приговаривая: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!..». Детей-засевальщиков всегда благодарили, одаривали сладостями, орехами, для них выпекали обрядовое фигурно печенье в форме домашних животных: «коровки», «козульки» и пр., чтобы скот хорошо плодился.

Следует объяснить детям, что само слово «коляда» (древнее «колада») означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» - специальный мешок-угощение, колядовщики ели совместно вкругу, а «мехоноска» - человек, который нес мешок или корзину для сбора продуктов.

Затем педагог сообщает, что в старину при колядовании обычно надевали маски, изображающие разных животных - медведя, козла, журавля, колядовщики разыгрывали сценки, пели, играли, плясали. Ребята разучивают обрядовую песенку «Где коза ходит, там жито родит...», разыгрывают сценки «Конь» или «Коза». Можно провести русские народные подвижные игры «Жмурки», «Пятнашки» или предложить детям поплясать.

В детском саду в ходе новогодних торжеств дети 6-7 лет, заранее подготовленные, могут ходить колядовать в младшие группы.

Следующее занятие - «Рождественский праздник» - познакомит детей с религиозным праздником Рождества Христова. Педагог объясняет, что религиозные праздники вплетались в народные и придавали им возвышенность и святость. На Руси праздник начинали дети до семи лет, так как они считались безгрешными и только их пожелания могли исполниться. Праздник рождения солнца, рождения Нового года, рождения младенца Христа. Все это связано с рождением новой жизни, с детьми как утро человеческой жизни.

В первой части занятия педагог может рассказать детям о том, что Рождеству предшествовал Сочельник, когда в русской печке пеклись сочни (тонкие пресные лепешки-коржи с конопляными семечками внутри). В этот день не разрешалось есть до первой звездочки на вечернем небе. Вечернюю звезду ждали с нетерпением. К вечеру бегали во двор, на улицу или выглядывали в окно, чтобы не пропустить появления ожидаемой звездочки.

После этого следует обратиться к тексту библейского предания о рождении Христа. Повествование желательно сопровождать показом слайдов шедевров мировой живописи: «Поклонение волхвов» П. Веронезе, «Мария с младенцем Иисусом» Э. Мурильо, «Исцеление слепого» Л. Карраччи, «Поругание Христа» А. ван Дейка, «Свершилось» М. Буонарроти и др.

При подготовке к проведению занятия можно, в частности воспользоваться книгой: Детская библия в рассказах для детей. Свящ. П. Воздвиженского. Книга богато иллюстрирована и может служить источником не только фактических данных, но и наглядного материала.

Затем дети слушают легенду о том, почему в рождество принято наряжать елку. Когда родился Иисус Христос в небе загорелась звездочка. Она возвестила о рождении сына Божьего, святого человека. Мать Мария положила Христа на сено и все пришли к нему поклониться. Все живые существа, деревья и кустарники отправились к нему с подарками. Лишь елочке нечего было ему подарить, она встала в сторонке и загрустила. Тогда звездочка коснулась ее макушки, и сотни маленьких огоньков осветили ее снизу доверху. Венценосный младенец улыбнулся, и все вокруг осветилось лучезарным сиянием. В этот момент зажигается наша рождественская елка в зале и начинается карнавал.

Педагог напоминает ребятам о древних обычаях рядиться в карнавальные костюмы, маски, чтобы быть неузнанными, предлагает выбрать костюмы по своему желанию. Вместе с воспитателем дети колядуют. В руках у них восьмиконечная рождественская звезда, мешки, колокольчики, трещотки, ложки. Все принимают участие в обрядовом действе. Под веселую плясовую музыку дети, взявшись за руки, идут по залу змейкой за воспитателем. Останавливаются возле домиков, приплясывают, поют колядки, разученные на прошлом занятии, имитируют разбрасывание зерен. По желанию дети сочиняют свои колядки (по подобию народных), например: «Слава дому сему, слава саду моему!...» Можно разучить колядку «Христос Спаситель».

После колядования дети водят хороводы, играют в игры, читают стихи, поют песни - «В лесу родилась елочка», «Ах вы, сени, мои сени», «Ох ты, зимушка-зима» и др.

Очень коротко педагог может рассказать о том, что Рождество - пора гаданья. Это было самое время девушкам узнать свою судьбу. Гадали об урожае, о погоде, о личной судьбе.

Задача занятия «Крещение Господне» - познакомить детей с праздником, главным событием которого является освещение воды в проруби - иордани, традициями, такими понятиями, как «смотрины», «крещенский праздник». Рассказать о народных приметах, обогатить словарный запас детей.

В начале занятия имеет смысл вспомнить тему предыдущих занятий: дети могут рассказать о празднике Святки, легенду о рождении Христа, о колядовании, посевании, исполнить колядки.

Затем педагог может сообщить детям о том, как величают январь («крыша зимы», «шапка», «просинец»). Между тем январь - перелом зимы, перезимье. Недаром говорят: Новый год - к весне поворот. Январь - году начало; зиме середка. Месяц январь - зимы государь. Дети вместе с воспитателем вспоминают свои наблюдения на прогулке за воронами, синицами и т. д., знакомятся с народными традициями, приметами. В частности, если воробьи дружно утепляют свои укрытия - через несколько дней наступают сильные морозы. Вороны сидят на верхушке деревьев - к морозу; Дрова в печи горят с треском - к морозу. Все предвещает наступление крещенских морозов. Интересно, что по традиции накануне большого праздника крестьяне выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать будущему урожаю, здоровью, благополучию. Они мелом чертили крестики на стенах и дверях - от нечистой силы. Считалось, что нечистая сила вся собиралась перед Крещением. Считали, что крещенский снег целителен. Старухи ходили к стогам сена и собирали с них снег. На нем хорошо белилась холстина, он полезен для умывания и в бане. Верили, что крещенский снег избавит людей от недугов, а «баня все исправит - красоты прибавит». Народ ходил в полночь на Крещение за водой на реку. В эту пору «вода в ней колышется». Ее считали целительной.

После этого педагог рассказывает о самом празднике - Крещении Господнем. В этот день, по преданию, на реке Иордань крестили Иисуса Христа. Главное событие дня - водосвятие (освещение воды в проруби - иордани). Торжественный крестный ход, молебствие. Народ верил: прорубь и место вокруг ее обладают чудесной силой. Славой венчали удальцов, кто купался в проруби. На Крещение устраивались смотрины. Наряженные девушки выстраивались около иордани, а парни выглядывали себе невест.

Разумеется, педагог может познакомить детей с разнообразными гаданиями, ведь Крещенский сочельник (18 января) - главный вечер святочных девичьих гаданий. Желательно рассмотреть иллюстрации на эту тему, послушать стихи А. С. Пушкина.

В заключении можно предложить ребятам послушать специальные гадальные (подблюдные) песни с характерным названием. Подблюдными они назывались потому, что во время гаданий неотъемлемым атрибутом было блюдо. Гадания с использованием подблюдных песен имели характер предсказаний, в которые глубоко верили. Поэтому песни заканчивались устойчивым припевом: «Кому вынется, тому сбудется, тому сбудется, не минуется, Слава!»

На Крещение святочные веселья заканчивались. Между тем к весне сделан первый шаг! Не случайно в народе говорят: «Январь - весне дедушка».

Занятие «Святочные вечерки» нацелено на закрепление и обобщение знаний детей о праздниках новогодне-рождественского цикла, о зимних приметах, гаданиях, верованиях.

Педагог может начать занятие с вопросов: как в народе назвали месяц январь? Что вы знаете о Новом годе? Какие еще есть праздники в январе? Выслушав ответы детей, он обобщает и уточняет их.

Затем педагог сообщает, что наиболее популярной формой молодежного досуга на Святки были посиделки («игрища», «вечерки»). Молодежь собиралась по вечерам в какой-нибудь избе, водила хороводы, разыгрывала песенные сценки-инсценировки, сюда же приходили ряженые, смешили и пугали людей, на вечерках девушки гадали... Святочные вечерки играли немаловажную роль в семейной обрядности, ибо здесь зачастую и складывались будущие пары. Суть многочисленных святочных хороводов сводилась обычно к выбору невесты парнем, завершавшимся традиционным поцелуем: двое ходят, двое бродят, двое сойдутся, двое обоймутся, поцелуются... На святочных вечерках разыгрывались и сватовство, и женихание, и сами свадьбы, в которых парень «женился» на девушке.

Дети вместе с воспитателем заводят хоровод «Было у матушки 12 дочерей», играют в русскую народную игру «Княгини» да мы до вас пришли», вспоминают знакомые песни, танцы, частушки, пословицы, поговорки, импровизируют на народных музыкальных инструментах.

Важно отметить также, что на посиделках молодежь сочиняла сказки, предложить детям придумать свою сказку. Затем воспитатель оценивает рассказ каждого ребенка и в конце занятия присваивает звание «Лучший сказитель группы».

Задача занятия Русский перепляс - познакомить детей с основными движениями русского народного танца, хоровода, закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках, обогащать музыкальный словарь на основе усвоения специальных терминов из области пластического искусства.

Это знакомство может проходить в форме игры с элементами рассказа педагога, помогающего детям понять содержание, сюжет хоровода; настроение, характер движения. Например, хороводный шаг - гуляние по лугу, по поляне; топающий шаг - прогулка по первому снегу.

Важно, чтобы дети правильно, ритмично и красиво выполняли тот или иной элемент танца или танцевальный шаг, реагировали движением на смену частей или характера музыки.

На занятии разучиваются танцевальные элементы народных хороводов, плясок и кадрилей: «гармошечка», «козлик», «моталочка», «ковырялочка», «елочка», «разножка», а также отдельные построения: «шен», «шторки» и т. д. Эффективность выполнения того или иного движения достигается за счет понимания детьми характера движения. При этом очень важен выразительный и грамотный показ педагога. Он подводит детей к пониманию того, что «козлик», «ковырялочка», «разножка» выполняются весело, задорно, шутливо. Вся фигура танцора, мимика лица, движения рук и ног должны соответствовать данному характеру. А такие движения, как хороводный шаг, шаг с притопом, с припаданием - вписываются в хороводы напевного, протяжного, широкого танцевального характера. Поэтому их выполнение должно строиться на внутреннем сосредоточении, эмоционально-приподнятом настроении, характерном для русского традиционного танца.

Можно предложить мальчикам и девочкам поплясать поочередно под русскую народную мелодию. Педагог отмечает, что переплясы - своеобразные соревнования, веселые, увлекательные, эмоциональные, развивающие память, внимание, инициативу и фантазию детей. Победителем становится тот, кто исполнит больше плясовых движений, не повторяя действий товарищей. Для переплясов хорошо использовать все плясовые мелодии («Полянка», «Канава», «Я на горку шла», «По улице мостовой» и др.). В них могут показывать свои умения как отдельные дети, так и пары, подгруппы девочек и мальчиков.

С целью активизации творчества детей желательно вводить творческие задания, побуждающие ребят к составлению композиции танца, к внесению нового танцевального рисунка, элементов выхода и перестроения. Коллектив детей может выполнять роль «корректора», направляющего как поведение, так и качество действий его членов. Это несомненно окажет положительное влияние, на личность и продуктивность ребенка, создаст общую эмоциональную атмосферу, в которой легче и естественнее будет протекать творческая деятельность ребенка.

Занятия 21-23. Встреча масленицы. Широкая масленица. Проводы зимы

Задача трех занятий, объединенных в блок «Честная масленица» -познакомить детей с одним из самых любимых праздников русского народа, с русскими народными играми, шутками, песнями; продолжать знакомить с народным календарем; развивать фантазию и умение импровизировать по ходу игры. Конкретное содержание и форма занятий определяются педагогом.

Занятие «Встреча масленицы» можно начать рассказом педагога об очень древнем русском празднике - масленице. Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля - начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы, прощеный день. Педагог отмечает, что масленица - один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, веселой. Величали ее и боярыней-масленицей, госпожой масленицей. Наши предки разговаривали с ней как с живым существом, говорили ей такие слова: «Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Масленице пели и песни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать