Фольклорные занятия в воспитании
p align="left">После этого желательно разучить масленичные песни: «Едет масленица», «Широкая масленица», «Маслена, маслена» и др. Эффективным в данном случае является «зеркальный» прием - «Пойте, как я!», способствующий не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально-выразительному исполнению. Обязательно разучивать песню по фразам с сиюминутным фиксированием ошибки и только после этого петь уже с начала до конца.

Важно отметить также, что в эти дни угощали друг друга вкусными блинами. Блин - это символ солнца (такой же круглый), а солнце - символ возрождающейся жизни (придет весна, все начнет расти). О блинах сложено много поговорок: Без блинов не масленица, без пирогов не именины. Блин добро не один. Блин брюха не портит. На блины принято было звать гостей, самим ходить в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Дети разучивают русскую народную песню «Блины» в обр. А. Абрамского.

Педагог может сообщить детям, что на Масленицу молодежь любила прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила, кататься с гор, ездить на санях, кататься на тройках наперегонки, строить снежные крепости и городки. Рассмотреть с детьми картину В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, веселыми песнями, озорными частушками. Музыкальный руководитель исполняет частушки, привлекает к этому воспитателя, детей.

В заключении педагог обращает внимание детей на то, что нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки - не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться. Можно зачитать несколько дразнилок, потом выбрать наиболее понравившиеся детям. Предложить поиграть, заранее разделившись на перекликающиеся пары.

Второе занятие по данной теме - «Широкая масленица» - можно начать с повторения сведений, полученных на предыдущей встрече. Ребята повторяют частушки, дразнилки, масленичные песни.

Переходя к знакомству с новым материалом, педагог подчеркнет, что в России на масленицу принято было делать чучело из соломы, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где в основном и проходили все масленичные развлечения. В последний день праздника чучело сжигали, прогоняя морозы, ветры, вьюги и непогоду; пепел разбрасывали по земле, чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица - считалось, что, имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.

Затем можно предложить детям вместе сделать чучело Масленицы, нарядить его и поиграть, как-будто встречая ее, вспоминая при этом ласковые, народные выражения. Хорошо, если дети вспомнят песни о зиме, масленице, заведут хороводы вместе с воспитателем.

А какой народный праздник без игр, без качелей и каруселей? Исполняется танец-игра «Веселая карусель», игры: «Перетягивание каната», «Будь ловким», «Звонарь», «Горелки» и др., инсценируется русская народная песня "Как на тоненький ледок".

Педагог сообщает, что последний день масленичной недели называют прощеным воскресеньем. В этот день люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды, несправедливые слова. Это очень хороший древний обычай, не следует забывать о нём. После этого предлагает детям последовать этому доброму обычаю, поклониться друг другу в пояс, обняться и простить друг другу все обиды.

Целесообразно устроить в детском саду выставку «Широкая масленица», на которой будут представлены рисунки ребят, аппликации на темы, связанные с зимними развлечениями, масленицей. В течение всей недели дети по группам могут посещать выставку.

На следующем занятии дети готовятся к проведению традиционного зимнего праздника «Проводы русской зимы», который проводится на улице. Вместе с педагогом ребята распределяют роли любимых детьми сказочных персонажей, подбирают и изготавливают элементы костюмов, проявляя при этом свое умение и вкус. Разумнее всего провести данное занятие на материале предстоящего праздника. Дети инсценируют фрагменты сказок, исполняют песни, пляски, игры.

На прогулке следует обратить внимание детей на погоду: солнышко пригревает, сосульки «плачут», чувствуется приближение весны. Можно поиграть в горелки; поскакать на одной ножке и прокричать весеннюю закличку: «Приходи, весна! Приходи, красна!»

Перед праздником необходимо провести большую предварительную работу со всем коллективом взрослых, которые будут принимать участие в празднике. Для успешного его проведения желательно использовать технические средства. Спортивная площадка или участок детского сада украшаются цветными флажками, гирляндами, воздушными шарами, большими расписными плоскостными матрешками. Поверх пальто дети надевают элементы карнавальных костюмов, маски, колпаки, расписные платки, шали. Заранее можно сделать снежную крепость, ледяные горки, дорожки.

На празднике много сказочных героев: Емеля, Петрушка, Снеговик, Баба Яга, Снегурочка, Дед Мороз, Весна и др. Каждый персонаж представляется детям по-своему. Они играют с ребятами в игры, весело пляшут, используя знакомые плясовые движения, загадывают загадки, катаются на санях, играют в снежной крепости. После игр сжигается чучело Масленицы и закличкой зазывается Весна. В заключение праздника все угощаются горячими блинами.

В свободной самостоятельной деятельности дети разыгрывают «масленицу» с забавами, потехами, зимними играми, ходят друг к другу в гости (группа к группе) на чаепитие со сладостями. Воспитатели заранее распределяют роли «гостей» и «хозяев», накрывают общий стол с самоваром. Во время таких посиделок «хозяева» показывают «гостям» кукольный театр или что-либо другое (по выбору воспитателя), дети вместе танцуют, поют песни, играют, веселятся.

Занятия 24-26. Русские матрешки. Дымковские барышни. Русская игрушка

Цель последующих трех занятий; объединенных в блок «Русский сувенир», знакомство детей с народно-прикладным искусством: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой, жостовской росписью, установление связи между игрушкой, жизнью и бытом народа.

На занятии «Русские матрешки» ребята определяют характерные особенности этой игрушки, отличительные признаки; узнают об особенностях ее изготовления, своеобразии композиции, характере росписи. Для усиления ее воздействия на эмоциональную сферу детей, понимания ее содержания следует организовать просмотр слайдов, иллюстрации. Сопровождать рассматривание чтением пословиц, поговорок, загадок, акцентируя при этом, что матрешка - это предмет культуры народа. Затем педагог предлагает девочкам нарядиться в костюм матрешки (сарафан, фартучек, платочек) и найти движения, соответствующие этому образу. Танец Матрешек строится на свободных импровизациях. Мальчики могут нарядиться в русский костюм и придумать свои плясовые движения под русскую народную мелодию «Вдоль да по речке». Кроме того, можно предложить детям «сочинить» песенки на заданный текст, подобрать музыкальные инструменты для импровизации в танце матрешек.

Наиболее эффективными приемами, активизирующими детей в их творческих проявлениях, могут быть следующие: привлечение к оценке движений солистов всех участников, выбор солистов по желанию, участие в роли «матрешки» самого воспитателя как один из вариантов «подсказки», помогающий включению в музыкально-творческий процесс новых представлений, причем не только музыкальных, но и зрительных, вербальных.

В свободной деятельности с детьми можно провести лепку на тему - «Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку» или аппликацию - «Укрась костюм матрешки».

Фактический и иллюстративный материал к занятию лучше всего искать в книгах: Шпикалова Т. Русская матрешка. Купцов И.И. Родина жар-птицы. М., Советская Россия, 1983.

Следующее занятие «Дымковские барышни» познакомит детей с дымковской игрушкой. Это знакомство может проходить в игровой форме с элементами театрализации.

В начале занятия воспитатель в костюме «Водоноски» (с коромыслом и ведрами) плавно движется по залу, исполняя русскую народную песню «Пошла млада за водой» и инсценируя ее. Затем рассказывает детям об искусстве изготовления глиняной игрушки, сопровождая показом фигурок коней, всадников, птиц, барынь, зверей, иллюстраций из книг. Показ каждой игрушки окрашивается стихотворным текстом о ней, пословицами, поговорками, потешками.

Педагог может рассказать детям о веселом народном празднике «свистунье», во время которого несколько дней были шумные ярмарки, в городе стоял шум, смех, веселье и свист в глиняные свистульки, которые занимали главное место на ярмарочных рядах. Дети разучивают потешки, слова об этих игрушках, после чего выбирают игрушку по желанию, сочиняют мелодию на этот текст, а потом передают этот образ в движении. Можно почитать детям стихи загадать загадки, поиграть в игры со словом «Барашенъки-крутороженьки», «Петух», и др.

Третье из рассматриваемых занятий проводится с целью повторения, обобщения полученных знаний, активизации творческой деятельности детей. Ребята инсценируют небольшие сценки-потешки, обыгрывают русские игрушки-сувениры, импровизируют в танце, пении, используя характерные элементы костюма русской матрешки, гжельской игрушки, дымковской барыни; сопровождают свое исполнение игрой на музыкальных инструментах.

Накануне желательно провести конкурс рисунков «Русская народная игрушка», викторину «Что ты знаешь о русских игрушках?». Лучшие работы использовать при оформлении праздника «Русский сувенир». Забавное содержание игрушек, их юмор подводят детей к осознанию национальных черт русского характера: веселости, оптимизма, доброжелательности, трудолюбия.

Занятия 27-29. Весну закликаем. Солнцу красному слава. К нам весна-красна идет

Занятия, объединенные в блок «Приди, весна, с радостью», призваны расширить знания детей о приметах весны, обрядовых праздниках, традициях.

Первое из перечисленных занятий - «Весну закликаем» - можно начать рассказом педагога о том, что после холодной зимы первыми возвращаются из теплых краев грачи. С их прилетом и начинается весна. В народе весна делится на весну света (март-протальник), весну воды (апрель-снегогон) и весну зеленой травы (май-травень). Март - первый месяц весны. Ребята вместе с воспитателем вспоминают пословицы и поговорки о весне. Можно рассмотреть репродукции картин «Март» И. Левитана, «Март» Н. Ромадина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Весна. Большая вода» И. Левитана. Предложить детям вспомнить стихотворения русских и советских поэтов созвучные настроению этих пейзажей.

После этого педагог рассказывает о красочном обрядовом празднике «Веснянка». В старину, чтобы приблизить приход весны, в день весеннего равноденствия (22 марта), когда день и ночь длятся по двенадцать часов, за околицы сел и деревень выходили дети и девушки зазывать весну. В руках они держали фигурки птиц, выпеченные из теста. Дети подбрасывали «птиц» вверх, сажали их на высокие шесты, размахивали ими. Фигурки птиц как бы подражали полету настоящих птиц. «Прилетали жаворонки, приносили девять ключей, запирали на девять замков зиму лютую, отпускали на волю Весну красную». При этом пелись песенки-заклички, дети играли на дудочках и глиняных свистульках. Важно отметить, что весенние заклички-песни, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли.

Дети разучивают заклички: «Кулик - весна!», «Божья коровочка», «Весна, весна, на чем, пришла?», исполняют русскую народную песню «Вот уж зимушка проходит», «Весна - веснушка», играют в русские народные игры «Ловлю птиц на лету», «Горелки» и другие. Педагог может предложить детям поводить хоровод, позвать Весну, проговаривая и выполняя движения по тексту заклички. Кроме того ведется работа над вокально-хоровыми навыками, чистотой интонирования, четкой артикуляцией; закрепляется умение передавать ласковый, спокойный характер песен. Так, при работе над интонацией желательно найти яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнца, голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос звенит, как капель с крыши, голос широкий и протяжный, как русское поле» и т. д.

Тема данного занятия развивается на следующем - «Солнцу красному слава!». Сначала педагог поясняет, что в глубокой древности, когда люди полностью зависели от стихийных сил природы, мороз, ветер, дождь, солнце казались им живыми существами, к ним обращались люди в своих песнях. «Слава тебе, Ярило-солнце, твоим лучам, дающим тепло и жизнь всему окружающему нас!». Одновременно дети вспоминают потешки, заклички про солнышко, пропевают их, сочиняют свои песенные импровизации с различной интонацией. Можно разучить закличку «Слава на небе солнцу высокому!», хоровод «Как зима с весною».

Затем из числа желающих можно выбрать «солнышко», одеть ему на голову желтую шапочку и оно под музыку импровизирует, танцует, «обогревает всех ребят». Дети оценивают исполнение, выбирают лучшее солнышко, того, кто изобразит в своих движениях радость, добро, тепло.

Важно отметить также, что апрель - второй месяц весны, весны воды. Издавна в народе говорят: «Апрель-водолей». В апреле дни становятся длиннее, теплее. Пробуждается природа. Прольют первые весенние дождички. Желательно вспомнить потешки; заклички про дождик, пропеть их с разной интонацией, с разным настроением - задорно, с лукавинкой, с просьбой, приглашением и т. д. Поиграть в игры со словом «Радуга-дуга», «Солнышко-колоколнышко».

Педагог может сообщить детям, что в старину люди, зазывая весну, просили дождик пролить свою животворную влагу на поля, а солнышко - все обогреть, осветить. Связывали это с обильным и славным урожаем. В древних хороводах пелось о труде земледельца, перечислялись все работы, связанные с посевом, прополкой, уборкой, обработкой проса, льна. Обратить внимание детей на то, что весной по вечерам на луговинах нарядные парни и девушки водили хороводы. Особенно любили хороводы «А мы просо, сеяли» и «Уж мы сеяли, сеяли ленок». Дети вместе с воспитателем заводят хоровод, подражая взрослому. Можно разучить песни-хороводы с играми «Зайка», «Перепелочка», «Воробышек». В центре таких хороводов разыгрываются театрализованные сценки. Один двое из ребят играют роль зайки, воробышка или перепелочки и изображают действия, о которых поется в хороводах.

Занятие - «К нам весна-красна идет» - своеобразное обобщение и закрепление полученных на предыдущих музыкальных занятиях впечатлений, певческих и двигательных навыков, а также жизненных впечатлений в часы свободной деятельности, празднование прихода весны. Ранее звучавший на занятиях материал - музыкальный и поэтический - становится частью весенних обрядов. Дети исполняют знакомые народные песни, хороводы, играют на народных инструментах, импровизируют, используя элементы народного костюма.

Чтобы всколыхнуть художественное воображение ребят, творческую инициативу, лучше привлечь игру. Каждый танец, каждое движение предваряется игровым образом. Народные песни нужно не просто петь, а «играть», как в старину. Каждая песня - маленькая сценка, и участвовать в ней может каждый. Несомненно и большое воспитательное значение этих занятий, ведь они знакомят детей с русским народным творчеством, создают соответствующий настрой, заранее готовит детей к эстетическому восприятию музыкально-поэтических образов.

Занятия 30-32. Вербное воскресенье. Светлое Христово Воскресение. Вознесение и Троица

Перечисленные занятия относятся к теме «Христианские праздники». Дети узнают, что на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи вносили в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Православие - основа духовной жизни русской нации. Формы и способы подачи информации детям об этих праздниках могут быть разнообразными.

На занятии «Вербное воскресенье» следует рассказать ребятам о существующем с давних времен поверье, что расцветающее дерево, полное сил, может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Верба считалась целебным, наделенным особой силой деревом, поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтобы были здоровыми». Можно разучить хоровод «Верба, верба». Дети идут по кругу, а стоящий в центре круга воспитатель с пучком веток, шутливо стегает детей ветками вербы, спрашивая при этом: «Верба хлест?».

Важно сообщить детям, что на Вербное воскресенье, перед Пасхой, было принято устанавливать вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещетки, пищалки и другие детские забавы. На вербных базарах проходили различные выставки, например, цветов. Здесь же можно было увидеть и выступления бродячих артистов, балаганы и пр.

Затем педагог предлагает поиграть в такую ярмарку, где ребята сами будут и продавцами, и покупателями. Обращается внимание на то, чтобы лучше зазвать покупателей, расхвалить свой товар, чтобы он быстрее продался. Дети пробуют себя в различных ролях, вспоминают знакомые потешки, прибаутки, заклички, разыгрывают небольшие шуточные сценки, небылицы. Хорошо, если несколько заранее подготовленных детей покажут сценку театра Петрушки.

В заключении можно предложить ребятам сыграть в оркестре на народных музыкальных инструментах и поплясать в свободной пляске.

Задача занятия «Светлое Христво Воскресение» - познакомить детей с праздником Пасхи, со старинными русскими обычаями, играми, в ходе которых дети проникаются этим добрым и светлым праздником.

Начать занятие можно рассказом педагога о смысле и значении праздника. Педагог сообщает, что Иисус Христос пострадал на кресте и умер как человек, но он победил смерть, воскрес и открыл людям путь к вечной жизни. Кроме того, дети узнают об обычае выпускать птиц на волю весной, на Благовещение, в память той радости, которую принесла всему миру весть о рождении Спасителя Мира.

После этого педагог может прочитать библейскую литературу по этой теме, рассмотреть с детьми иллюстрации и побеседовать о прочитанном, рассмотреть икону «Воскресение». Пусть дети послушают церковную и народную музыку, в том числе увертюру Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник», пасхальные песнопения в записи.

Затем педагог рассказывает детям об одном из оригинальных пасхальных обычаев - «хождение волочебников» (певчих, песенников). Следует отметить, что это то же колядование, но приуроченное к Пасхе.

Разучиваются хороводы, игры, колядки, стихи русских поэтов об этом празднике. В процессе работы важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в народных обрядах, играх.

Можно сообщить детям и о том, что много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание крашенок - расписных яиц. Дети по очереди подходили к «катку» и катили свое яйцо. Участники игры забирали предметы, сбитые яйцом, или те, которых оно коснулось.

Вполне уместно в детском саду устроить на Страстной неделе (в четверг) необычное, торжественное умывание. Объяснить, что готовясь к празднику Воскресенья Христова, люди не покладая рук чистили и мыли свои жилища, обязательно мыли детей. Считали, что «даже ворона своих воронят в этот день в луже моет». Дети с радостью разделят со взрослыми хлопоты по уборке группы, если хлопотам этим будет присуща особая предпраздничная торжественность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать