Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье
p align="left">Первый блок социально-педагогической помощи - диагностический. Цель: подтверждение влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка с помощью диагностических методик. Основными методами данного блока является тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение.

Второй блок - установочный. Цель: снижение эмоциональной нестабильности у подростков, повышение эмоционального фона; а также побуждение желания взаимодействовать с родителями, снятие тревожности.

Третий блок - коррекционный. Цель: Коррекция проблем взаимоотношений и их влияние на воспитание ребенка. Данный блок коррекционной программы направлен на формирование и коррекцию супружеских отношений. Коррекционный блок является основным, он состоит из специальных заданий, тренингов, упражнений. Главным в коррекционном блоке является обучение благоприятным супружеским взаимоотношениям.

Четвёртый блок - оценка эффективности. На данном этапе проводится анализ полученных результатов после проведения социально-педагогической помощи.

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях супругов, все это влечет за собой неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми чаще всего неэффективны.

Основными причинами неэффективного родительского отношения являются: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные (однажды принятые способы мышления и действий от которых трудно отказаться) стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью социально-педагогической помощи формирования и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание.

Эффективными методами социально-педагогической помощи супружеских взаимоотношений являются: изучение семьи, указания, воздействие примером, семейная дискуссия, обусловленное общение, формирование умения и навыков, проигрывание семейных ролей.

В программу социально-педагогической помощи включены индивидуальные консультации, проведение совместно с учителями родительских собраний, а также проведение групповой работы с родителями.

Особое место отводится синхронному взаимодействию социального педагога, психолога и учителя. Наряду с этим были выделены (или построены) такие формы взаимоотношений между участниками взаимодействия, которые с самого начала ориентированы на создание благоприятных условий для развития личности как родителя, так и ребенка.

Алгоритм взаимодействия социального педагога, психолога и учителя:

1 . Наблюдение учителя за семейным воспитанием.

2. Изучение личностных особенностей родителей

3. Обращение учителя и родителя к психологу.

4. Собеседование с родителями и получение согласия на участие в родительской группе.

5 . Создание родительской группы.

6. Проведение семинара - тренинга.

7. Отслеживание социальным педагогом продвижений родителей.

8. Индивидуальные консультации.

Супружеские отношения - это ось, вокруг которой строятся все остальные семейные отношения. Супруги являются «архитекторами» семьи, поэтому затруднительные супружеские отношения оказывают влияние на воспитание детей. И именно поэтому проблемы диады «родитель - ребенок» не могут быть решены только благодаря социально-педагогической помощи ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы.

Так, например, тренинг, направленный на изменение супружеских взаимоотношений и овладение родителями адекватной моделью общения с ребенком, повышения сензитивности к ребенку, выработки более адекватного представления о детских возможностях и потребностях оказывает положительное влияние на супругов, а именно: супруги проявляют гибкость, менее жестко реагируют на окружающую действительность; учатся ставить перед собой более реальные цели; стараются изменить свое поведение; учатся принимать других людей; проявляют открытость к происходящему вокруг них, и внутри; изменяются в конструктивном направлении.

Таким образом, работа с родителями в группах является значимым ученьем. Проигрывая различные ситуации в группе, супруги сами изменяются, становятся все более конгруэнтным, эмпатичными, принимающими и понимающими, одновременно способствуя тем самым развитию ребенка и семьи в целом.

Тренинги проводились с родителями учащихся подросткового школьного возраста. Были выявлены основные трудности родителей в воспитании детей наряду с супружескими проблемами в отношениях: напряженные отношения с детьми, трудности в установлении контакта, несогласованность воспитательных позиций супругов. Основная цель тренинга - улучшение супружеских взаимоотношений отношений, повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе скрытого значения их поведения. Как показал опыт, временные рамки могут быть изменены в зависимости от контингента родителей, а тематика циклов определяться исходя из насущных проблем того или иного родительского коллектива Основные темы циклов таковы: 1.Изменение, родительских установок в восприятии своего ребенка; 2. Понимание и принятие родителями индивидуальности своего ребенка; 3.Формирование согласованности воспитательных позиций супругов;. 4.Овладение навыками бесконфликтного взаимодействия, в семье.

Каждый цикл включает в себя несколько занятий. Занятие делится на четыре части и имеет свою определенную тему, что придает ему форму законченного события. Задания подобраны и расположены таким образом, что в родительской группе нарастает доверительность и эффективность общения. Проводится тренинг в форме групповых консультаций.

Оговариваются правила работы в родительской группе: 1.Предмет дискуссии - супружеские взаимоотношения и их влияние на семейное воспитание; 2. Все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии; 3.Социальный педагог не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые должны обязательно быть приняты всеми членами группы; 4.Активность участников; 5. Тактичность высказываний; 6.Искренность в общении, конгруэнтность; 7. Доверительный стиль общения; 8.Общение по принципу «здесь и теперь»; 9.«Не навреди ребенку»; 10.Право сказать стоп.

Фокус социально-педагогической помощи не фиксируется жестко на ребенке, а свободно перемещается с проблем ребенка и детско-родительских отношений на проблемы родителей. Главная роль социального педагога состоит в организации адекватной ориентировки родителей в ходе решения поставленных проблемных ситуаций, которая находит выражение в росте родительской компетентности.

В социально-педагогической помощи приоритет отдается таким методам как: групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Таким образом, в групповой дискуссии родители имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они формулируют свои мысли, аргументируют свою позицию, спорят и критикуют точку зрения другого, не переходя на «личности» и не оскорбляя своих партнеров по общению в группе.

Для проведения ролевой игры социальный педагог подбирает проблемную ситуацию, актуальную для многих участников группы. Эта ситуация разыгрывается по ролям. Каждый родитель ведет свою роль в игре в соответствии со своими творческими возможностями, социальными установками, пониманием дайной роли. После каждой игры проводится обсуждение. Каждый родитель делится впечатлениями о том, как он себя чувствовал в той или иной роли, мотивируют свои действия. Это дает им возможность развивать такое качество, как наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на ситуацию глазами ребенка или другого взрослого. Упражнения даны по этапам развития процесса семейной психотерапии, объединены по темам и задачам при преимущественной ориентации занятий на взаимодействие в ситуации «здесь и теперь». Задания и ролевые игры заимствованы из разных источников (Мелибруда Е. Я. «Я, ты, мы» Психологические возможности улучшения общения. М.: 1986, Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: 1992, Игры обучение, тренинг, досуг. /Под редакцией В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994, Семейная терапия).

Так, например, упражнения по В. Сатир, входящие в социально-педагогическую помощь /54, с.29/

1. Как провести различие между вашим партнером и его образом, созданным вами.

2. Как войти в соприкосновение со своими чувствами и поделиться ими.

3. Завершение неоконченных дел.

4. Влияние положения в пространстве на общение.

Все задания подобраны и расположены таким образом, чтобы, дополняя друг друга, способствовать формированию у родителей навыков анализа ситуации общения с собственным ребенком, осознанию собственной модели взаимодействия с ним, улучшению супружеских взаимоотношений.

Рассмотрим на примере отдельных заданий одного из занятий, целью которого является анализ родителями ситуации общения с собственным ребенком и осознание собственной модели взаимодействия с ним, формирование умения осуществлять социально-компетентную модель в ситуациях общения со своим ребенком.

Задание: «Ребенок и коллективная мама».

Цели: определение родительских воздействий на ребенка, осознание влияния ребенка на чувства родителя, осознание жизненного пространства ребенка.

Ролевая игра.

Содержание: Одному участнику группы предлагается побыть «ребенком» и попробовать ощутить давление родительских воздействий. Остальные участники группы выступают в роли «коллективной мамы», которая осуществляет определенные родительские воздействия на ребенка, определяет его жизненное пространство, решает что можно, чего нельзя. В случае запретов используются ленточки. В зависимости от запретов лентами завязываются руки, ноги, уши. Когда «ребенок» весь перевязан, родителям предлагается оценить адекватность родительских воздействий.

После этого идет обсуждение и делаются основные выводы участников. Вопросы: Как «ребенку» быть естественным в «завязанном» состоянии?; Какие последствия могут быть в результате продемонстрированных воздействий для ребенка, родителя, для семьи?; Какова роль родительских запретов? Немаловажную роль отводит В. Сатир в своих работах семейным правилам, которые регулируют и управляют поведением членов семьи, помогают строить семейное взаимодействие. «Правила - это живая, динамическая и влиятельная сила в семейной жизни.

Однако, большинство семей не осознают многих правил, по которым они живут» /6, с.40/. Обсуждаются семейные правила в каждой семье. Участникам предлагаются для просмотра рисунки детей по теме: «Барашек в бутылке». Задача родителей поделиться своим восприятием рисунка и ответить на вопросы: 1) Что можно сказать по рисунку ребенка? 2) Как проявляются на «языке» рисунка особенности личности ребенка? Уровень воспитательной компетентности повышает и техника совместного рисунка, а так же невербальная процедура «Совместное рисование семейного счастья». Каждый участник рисует не доминантной рукой, с закрытыми глазами свое представление о счастье. После этого все вместе складывают фрагменты в целостную картину и обсуждают. В заключении идет подведение итогов, создание членами семьи образа своего будущего. «Представьте себя на отрезке будущего, как члены семьи там взаимодействуют, как это у них получается, и что не получается. Обсуждение этой работы позволило определить наиболее эффективные пути использования этих состояний».

1. Какова роль проведения социально-педагогической помощи?

2. Какие положительные и отрицательные моменты можно выделить во время проведения социально-педагогической помощи?

Значение социально-педагогической помощи.

Очевидно, что более информативным анализ взаимодействия между социальным педагогом, психологом и учителем будет в том случае, если и учитель и психолог, наблюдая за участниками воспитательного процесса, ответят вместе на следующие вопросы:

1. Стали ли родители более демократичными в вопросах воспитания?

2. Как измененные взаимоотношения между супругами отражаются на воспитании детей.

3. Стали ли родители менее озабочены и более естественны со своими детьми?

4. Повысилось ли степень уверенности родителей при осуществлении воспитательных функций?

5. Стали ли взаимоотношения с детьми менее затруднительными?

6. Принимают ли свои решения супруги более взвешенно?

Таким образом, в ходе занятий родители осознают и обнаруживают свои личные ресурсы, возможности эффективного общения с супругом, с ребенком.

2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ «Новогеоргиевской СОШ» Шимановского района, целью которой являлась социально-педагогическая помощь семьям в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание. Выборку составило 15 семей. Приняли активное участие в нашем эксперименте - 9 семей. На первых этапах проводимого эксперимента чувствовалось стеснение и неуверенность супругов в принимаемом участие эксперименте. Для того чтобы повысить доверие супругов к участникам процесса эксперимента дополнительно проводили групповые беседы на темы для чего нужно проводить социально-педагогическую помощь, как сильно оказывает влияние супружеское взаимодействие на детей.

Постепенно родители вовлекались в проводимый эксперимент, но наиболее открытыми в беседах на семейные темы родители были во время индивидуальных занятий. В связи с этим пришлось несколько изменить форму проведения социально-педагогической помощи. Лекции, тренинги, игры, родительские собрания проводились в групповой форме, а по желанию самих родителей дополнительно были проведены беседы и консультации с родителями, у которых проблемы наиболее ярко выражены. Стеснение родителей было спровоцировано в первую очередь тем, что эксперимент проводился в сельской школе, где все друг друга знают, поэтому принимали участие в групповых занятиях неохотно. Наиболее активное участие родители проявляли в ходе проведения ролевых игр (проигрывание семейных ситуаций) и в обсуждении проблем семейного воспитания. Большинство родителей интересовались особенностями подросткового возраста и как правильно вести себя с подростком в вопросах семейного воспитания.

Оценить эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание можно с различных сторон.

В данной работе эффективность социально-педагогической помощи может быть оценена: с позиции реализации целей и задач социально-педагогической помощи; изменений полученных результатов диагностических методик до проведения, и после проведения социально-педагогической помощи. В ходе проведения социально-педагогической помощи формирования и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание поэтапно нами достигались поставленные цели и задачи, по окончании социально-педагогической помощи все цели и задачи были достигнуты.

Изменения супружеских взаимоотношений с точки зрения детей можно проследить с помощью полученных результатов методики «Кинетический рисунок семьи» до и после проведения социально-педагогической помощи с семьями.

Таким образом, до реализации программы социально-педагогической помощи 33,3% (семья 03, 07, 09, 13, 15) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное; 26,7% (семьи 02, 06, 08, 10) - семьи, в которых выражена тревожность детей; 40% (семьи 01, 04, 05, 11, 12, 14) - семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей.

После проведения социально-педагогической помощи получены следующие результаты: 40 % (семья 03, 07,08, 09, 13, 15) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное; 13 % (семьи 02, 10) - семьи, в которых выражена тревожность детей; 47% (семьи 01, 04, 05, 06 11, 12, 14) - семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей.

Изменения семейных взаимоотношений наглядно представлены в виде диаграммы:

До эксперимента После эксперимента

Рисунок 7 - Изменения семейных взаимоотношений (слева результаты до проведения социально-педагогической помощи, справа результаты после проведения социально-педагогической помощи)

Изменения взаимоотношения детей и взрослых в быту отражены следующим образом: до проведения социально-педагогической помощи у 53 % (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации. У 40 % (03, 04, 07, 09, 13, 15) семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные. У 7 % (10) семей взаимоотношения негативные. После проведения социально-педагогической помощи у 47 % (01, 05, 06, 08, 10, 11, 14) семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации. У 53 % (02, 03, 04, 07, 09, 12, 13, 15) семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные. 0 % семей взаимоотношения негативные.

Наглядно полученные данные до проведения и после проведения социально-педагогической помощи представлены в виде диаграммы:

До эксперимент

После эксперимента

Рисунок 8 - Изменения семейных взаимоотношений детей и взрослых в быту (слева результаты до проведения социально-педагогической помощи, справа результаты после проведения социально-педагогической помощи)

На основании проведенного теста - опросника удовлетворенности браком уровни удовлетворенности браком супругов до проведения социально-педагогической помощи следующие: 7 % семей (06) - абсолютно неблагополучные, 13 % семей (02, 08) - неблагополучные, 27 % семей (05, 07,14,11) - скорее неблагополучные, 27 % семей (01, 04, 10, 12) - переходные, 13 % семей (13, 09)- скорее благополучные, 13 % семей (15, 03) благополучные, 0 % семей - абсолютно благополучные.

После проведения социально-педагогической помощи данные теста-опросника удовлетворенности браком получены следующие: 0 % семей - абсолютно неблагополучные, 13 % семей (10, 08) - неблагополучные, 20 % семей (02,14,11) - скорее неблагополучные, 27 % семей (01, 04, 06, 07) - переходные, 20 % семей (05, 09, 12)- скорее благополучные, 20 % семей (03, 13,15) - благополучные, 0 % семей - абсолютно благополучные. Изменения полученных данных теста опросника удовлетворенности браком наглядно представлены в виде диаграммы:

До эксперимента

После эксперимента

Рисунок 9 - Изменения уровня удовлетворенности браком (слева результаты до проведения социально-педагогической помощи, справа результаты после проведения социально-педагогической помощи)

Основные способы разрешения личностных проблем супругов за счет ребенка до проведения социально-педагогической помощи на основании опросника АСВ, отмечались у семейных пар следующим образом: расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ) - 20 % семей (03, 07, 15); предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК) - 20 % семей (01, 05, 10); проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК) - 13% семей (09, 12); вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК) - 47 % семей (02, 04, 06, 08, 11, 13, 14). Основные способы разрешения личностных проблем супругов за счет ребенка после проведения социально-педагогической помощи на основании опросника АСВ отмечаются у семейных пар следующим образом: расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ) - 40 % семей (03, 04, 07, 11, 14, 15); предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК) - 20 % семей (01, 05, 06); проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК) - 13% семей (09, 12); вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК) - 27 % семей (02, 08, 10, 13).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать