Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье
p align="left">6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

а) что Вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что Вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, близкого человека Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:

а) да, я считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:

а) верно;

б) не могу сказать;

в) неверно.

11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (Вашей женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (Ваша супруга) - рядом с Вами:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:

а) верно;

б) затрудняюсь сказать

в) неверно.

14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) скорее в Вас самих.

15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;

в) ослабли.

16. Брак притупляет творческие возможности человека:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки?

а) согласен;

б) нечто среднее;

в) нет, не согласен.

18. К сожалению, в Вашем браке все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шумит:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение;

а) согласен;

б) трудно сказать;

в) не согласен.

23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

24. По правде сказать, что Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Ключ: 1в, 2в, 3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Порядок подсчета: Если выбранный испытуемый вариант ответа (а или в) совпадает с приведенным в ключе, то начисляется 2 балла, если промежуточный (б) - то 1 балл, за ответ, не совпадающий с приведенными - 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Нормы:

0-16 баллов - абсолютно неблагополучные,

17-22 балла - неблагополучные,

23-26 баллов - скорее неблагополучные,

27-28 баллов - переходные,

29-32 балла - скорее благополучные,

33-38 баллов - благополучные,

39-48 баллов - абсолютно благополучные.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Диалогический
опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС)

Инструкция: От искренности и вдумчивости Ваших ответов зависит возможность оказать Вам социально-педагогическую помощь.

1. Основан ли Ваш брак на любви?

2. Что преобладает в Ваших чувствах: любовь к нему (к ней), желание любви к себе, половое влечение, привязанность (недостающее дописать)?

3. Изменялись ли Ваши первоначальные отношения и если «да», то в каком направлении?

4. Какие душевные качества супруга нравились Вам до свадьбы?

5. Проявляются ли эти качества в Вашей совместной жизни?

6. Открываете ли Вы в нем (в ней) новые достоинства?

7. Какие недостатки мужа (жены) вызывают у Вас недовольство?

8. Стремитесь ли Вы перевоспитать его (ее)?

9. Если «да», то какие методы воспитания Вы предпочитаете: поощрение, наказание, ласку, юмор, личный пример (недостающее дописать)?

10. Какие чувства и настроения преобладают в Ваших отношениях: положительные или отрицательные?

11. Вызывают ли Ваше недовольство поведение, поступки, высказывания мужа (жены) или он (она) как личность?

12. Умеете ли Вы предупреждать и гасить назревающий конфликт?

13. Способны ли Вы принимать близкого человека таким, каков он есть?

14. Способны ли Вы сохранять душевное спокойствие, когда Ваша половина «теряет» его?

15. Склонны ли Вы читать мораль?

16. Умеете ли Вы «не замечать» огрехов мужа (жены) в острой ситуации, чтобы поговорить о них в «добрый час»?

17. Считаете ли Вы, что узнали его (ее) до конца?

18. Существует ли между Вами взаимопонимание?

19. Доверяете ли Вы друг другу?

20. Считаете ли Вы его (ее) своей «собственностью»?

21. Верите ли Вы в его (ее) супружескую верность?

22. Надеетесь ли Вы на то, что Ваш брак будет пожизненным

23. Чувствуете ли Вы духовную близость?

24. Поддерживаете ли Вы творческие интересы и увлечения своего супруга?

25. Способствует ли Ваш союз духовному развитию каждого?

26. Считаетесь ли Вы с индивидуальными особенностями мужа (жены): темпераментом, характером, а так же привычками?

27. Не стремитесь ли «переделать» его (ее) по своему образцу?

28. Если у Вас разные взгляды по каким-либо вопросам, предоставляете ли Вы ему (ей) право думать по-своему?

29. Является ли кто-то из Вас главой семьи и кто именно?

30. Считаете ли Вы, что у мужа и жены должны быть различные роли в семье в соответствии со свойствами мужественности и женственности?

31. Выявляются ли в семейной жизни Ваши недостатки?

32. Предпочитаете ли Вы воспитывать мужа (жену) или исправлять свои недостатки?

33. Учат ли Вас трудности самовоспитания терпению к недостаткам другого (как и своим собственным)?

34. Переживаете ли Вы горе и радость мужа (жены) как свои?

35. Чувствуете ли Вы себя с ним (с ней) единым организмом?

36. Подсказывает ли Вам совесть, хорошо или плохо Вы поступаете в той или иной ситуации?

37. Говорит ли Ваш опыт о том, что мир в доме зависит от мира в Вашей душе?

Этот опросник является введением в диалог о диалогических взаимоотношениях супругов. Вопросы расположены в порядке постепенного перехода от тем, связанных с «наличным Я» к проблемам «духовного Я». Это позволяет в беседе нащупывать «зону ближайшего развития» и останавливать собеседника и останавливаться на обсуждении вопросов, доступных его пониманию.

«Сверхзадача» такого диалога - помочь супругам переосмыслить свои личные отношения в свете осознания духовного достоинства друг друга. Это может помочь переоценке и изменению прежних стереотипов, разрушавших супружеский союз.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Опросник
АСВ

(Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера

Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений.

В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:

1. Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:

1) гиперпротекция (чрезмерная) - шкала Г+;

2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г-;

2. Степень удовлетворения потребностей - в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:

1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) - шкала У+;

2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению «потребностей» ребенка) - шкала У-.

3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:

1) чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма - шкала Т+

2) недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу - шкала Т-;

3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации - шкала З+;

4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера - шкала З-;

5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения - шкала С+;

6) минимальность санкций - упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний - шкала С-;

4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, - шкала Н.

Примечание: + чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания; - недостаточная выраженность; ± при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.

Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ при Т-, З-, С-). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У ±, Т ±, З+, С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психоастеническом), сенситивным, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г±, У-, Т±, З±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоциональ-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.

Повешенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция (гипоопека) (Г-, У-, Т-, З-, С±). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

- расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);

- предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);

- воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);

- фобия утраты ребенка (шкала ФУ);

- неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);

- сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шкала ПЖМ - предпочтение женских качеств, шкала ПМК - предпочтение мужских качеств):

- проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК);

- вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК);

Правила пользования опросником

Перед тем как мать или отец начнут заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта. Родители должны быть заинтересованы в искренности собственных ответов.

Каждый опрашиваемый получит бланк регистрации ответов и текст опросника. Зачитайте инструкцию, содержащую в начале опросника, и убедитесь, что родители все поняли правильно. После того как началось заполнение бланка регистрации ответов, инструктирование или пояснения нежелательны.

Обработка результатов. На бланке регистрации ответов номера, относящиеся к одной шкале, для скорости подсчета номеров расположены в одной строчке. Подсчитайте число обведенных номеров. Обратите внимание на то, сто на бланке регистрации ответов за вертикальной чертой указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число обведенных номеров достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя считается установленным указанный тип отклонения в воспитании.

Буквы за чертой - это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Причем некоторые названия шкал подчеркнуты; это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка под горизонтальной чертой и обозначена теми же буквами, что и основная.

Опросник АСВ для родителей

Уважаемый (ая) _______________________________________________

Предлагаемый вам опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. Все они пронумерованы. Такие же номера вы видите в «Бланке ответов». Читайте по порядку утверждения опросника. Если вы в целом согласны с каким-то конкретным утверждением, то на «Бланке ответов» обведите кружком номер этого утверждения. Если не согласны - зачеркните этот номер. Если вам трудно сформулировать свое отношение, то возле номера вопроса на «бланке» поставьте вопросительный знак.

В этом опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Поэтому отвечайте так, как вы сами думаете. Не спешите. Желаем успеха.

(На те утверждения, номера которых в опроснике выделены жирным цветом, мужчины могут не отвечать - 19, 39, 59, 79, 99).

1. Я все делаю ради своего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени подолгу заниматься с сыном (дочерью) чем-то для них интересным - куда-то пойти вместе, поговорить, поиграть.

3. Мне приходится разрешать своему сыну (дочери) такие вещи, которые не позволяют своим детям многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше бы думал (а) и решал (а) сам (сама).

5. У нашего сына (дочери) дома обязанностей больше, чем у многих его товарищей (подруг).

6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-либо сделать по дому.

7. Хорошо, когда дети имеют свою точку зрения на то, верно или нет рассуждают их родители.

8. Мой сын (дочь) возвращается домой по вечерам, когда захочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал (а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время не наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю своего супруга (свою супругу).

13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступила (поступил) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень желали.

16. Общение с детьми в общем-то утомительное дело

17. У моего сына (дочери) есть некоторые черты, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (жена) не мешали мне.

19. Большинство мужчин легкомысленны, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленны, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня - самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын (дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он (она) сам (а) хочет, даже если вещь дорогая.

24. Мой сын (дочь) непонятлив (а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а топом плюну и сделаю все сам (а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) решает, с кем ему (ей) дружить.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания: иногда мы очень строги, иногда все разрешаем.

32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становятся взрослыми.

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше все сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не проходят, ходя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю своего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают наибольшую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропускать родительское собрание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать