Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье
p align="left">Изменения полученных данных теста опросника АСВ наглядно представлены в виде диаграммы:

До эксперимента

После эксперимента

Рисунок 10 - Изменения основных способов разрешения личностных проблем супругов (слева результаты до проведения социально педагогической помощи, справа результаты после проведения социально педагогической помощи)

Таким образом, эффективность социально-педагогической помощи формирования и коррекции супружеских отношений и их влияния на семейное воспитание была оценена и проанализирована с позиции реализации целей и задач социально-педагогической помощи; изменений полученных результатов диагностических методик до проведения, и после проведения социально-педагогической помощи.

Для проведения оценки эффективности социально-педагогической помощи коррекции и формирования супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание с помощью математической и статистической обработки мы использовали полученные результаты теста «удовлетворенности браком» до проведения и после проведения социально-педагогической помощи, что позволяет рассчитать парный критерий Т- Вилкоксона.

Парный критерий Т- Вилкоксона применяется для оценки различий экспериментальных данных, полученных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет выявить не только направленность изменений, но и их выраженность, т.е. он позволяет установить, насколько сдвиг показателей в каком-то одном направлении является более интенсивным, чем в другом.

Критерий Т основан на ранжировании абсолютных величин разности между двумя рядами выборочных значений в первом и втором эксперименте ранжирование абсолютных величин означает, что знаки разности не учитываются, однако в дальнейшем наряду с общей суммой рангов находится отдельно сумма рангов как для положительных, так и для отрицательных сдвигов.

Если интенсивность сдвига в одном из направлении оказывается большей, то и соответствующая сумма рангов оказывается больше. Этот сдвиг, как и в случае критерия знаков, называется типичным, а противоположный, меньший по сумме рангов сдвиг - нетипичным. Как и для критерия знаков эти два сдвига оказываются дополнительными друг к другу. Критерий Т - Вилкоксона базируется на величине нетипичного сдвига, который называется в дальнейшем Тэмп.

В наших математических и статистических расчётах Т эмп. = 8. Алгоритм расчета данного критерия представлен в приложении М.

В данном случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости. Следовательно, можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения неслучайны и значимы.

Таким образом, эффективность социально-педагогической помощи формирования и коррекции супружеских отношений и их влияния на семейное воспитание была оценена и проанализирована с позиции реализации целей и задач социально-педагогической помощи; изменений полученных результатов диагностических методик до проведения, и после проведения социально-педагогической помощи; анализа результатов посредством математических методов статистической обработки. Следовательно, социально-педагогическую помощь формирования и коррекции супружеских отношений и их влияния на семейное воспитание можно эффективно использовать в современных условиях школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья - это сложная система взаимосвязанных процессов. Супружеские взаимоотношения - один из важных компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Супружеские взаимоотношения складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих супругов. По важности взаимоотношения супругов перевешивают все другие отношения, в том числе, и отношения между родственниками. В семьях, где отношения между супругами натянутые, «переменчивые» или «не прояснены», дети вырастают тревожными, легко ранимыми, мнительными. Часто ссоры между родителями дети относят на свой счет, то есть считают себя виноватыми в ссоре. Из-за этого они страдают не только эмоционально, но и физически. Дети из таких семей чаще болеют простудами, отитами, ангинами и прочее. Нередко такие дети эмоционально холодные и не умеют проявлять и выражать ласку.

Рассматривая проблему взаимоотношения супругов и их влияния на семейное воспитание, мы опирались на научные труды В. Зацепина, В. Сысенко, Т.С. Яценко, К. Киркпатрика, С.И. Голода, С. В. Ковалева, З. Матейчика, Й. Лангместера, Э.Эйдемиллера, Г. Хоментаускауса.

Для достижения целей и задач нашей работы мы исследовали супружеские взаимоотношения и их влияние на семейное воспитание с помощью следующих методов исследования: анализ теоретических подходов проблемы супружеских взаимоотношений, тестирование, наблюдение, беседа, методы количественной и качественной обработки интерпретации полученных данных.

Определили семьи с неблагоприятными семейными взаимоотношениями и организовали для них социально-педагогическую помощь формирования и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание. Социально-педагогическая помощь состоит из специальных проблемных заданий, тренингов, упражнений, бесед.

Реализовали эту социально-педагогическую помощь в условиях общеобразовательной школы. Социально-педагогическая помощь проводилась 2 раза в неделю с семьями.

Провели оценку эффективности социально-педагогической помощи с позиции реализации целей и задач коррекционной программы; изменений полученных результатов диагностических методик до проведения и после проведения коррекционной программы.

Таким образом, мы определили роль супружеских взаимоотношений в семейном воспитании; исследовали научные и практические подходы к изучению проблемы влияния супружеских взаимоотношений на семейное воспитание; эмпирическим путем выявили влияние супружеских взаимоотношений на семейное воспитание, разработали и реализовали программу социально-педагогической помощи по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений в семье.

В настоящее время необходимо уделять особое внимание супружеским взаимоотношениям Родители в первую очередь должны внимательно относиться к подростку, проявлять интерес к внутреннему миру ребёнка, помнить о том, что супружеские взаимоотношения оказывают влияние на семейное воспитание.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Супружеские взаимоотношения оказывают непосредственное влияние на семейное воспитание.

2. Неадекватные взаимоотношения супругов обуславливают у ребенка тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.

3. Позитивные взаимоотношения между взрослыми формируются при благоприятном климате в семье и воздействуют на ребенка положительно.

4. Социально-педагогическая помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений оказывает благоприятное воздействие на супружеские взаимоотношения и на семейное воспитание.

На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что наша гипотеза подтвердилась. Следовательно, если оказывать социально-педагогическую помощь в формировании и коррекции неблагополучных супружеских взаимоотношений, то это окажет положительное влияние на семейное воспитание, а именно изменится отношение к воспитанию ребенка в семье, улучшиться семейная атмосфера, снизится уровень тревожности, ребенок будет чувствовать себя комфортно.

В процессе проведения социально-педагогической помощи формирования и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание основное внимание уделяется взаимоотношениям супругов через проявление их активности в обучении, обобщении, усвоении полученного материала, что привело к благоприятным изменениям супружеских взаимоотношений, а также к более глубокому осмыслению того, что ребенок учится уже с первых дней жизни быть нежным, ласковым, участливым и заботливым. Именно в семье дети приобретают опыт, на основании которого будут затем строить свои семейные взаимоотношения. Чем искреннее и доверительнее отношения в семье, тем полнее и глубже ребенок постигнет науку общения, тем легче ему будет ладить со сверстниками и взрослыми людьми. Именно в семье создается самоуважение и формируется самооценка ребенка как личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика/ Ю.С. Азаров - М., 1989., - 315с.

2. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии, научный журнал.- 2006.- № 3.- С.65-69.

3. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. / А.Н. Бардиан - М., 1972. - 236с.

4. Беглор Татьяна. В интересах ребёнка. // Школьный психолог 2003.-№40.- С.18-20.

5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. - М., 1968. - 296 с.

6. Василькова Ю.В. Социальная педагогика./ Ю.В. Василькова Ю.В., Т.А. Василькова. - М.-1999. - 246 с.

7. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями./ Д.В. Виннескотт - М., 1995. - 186 с.

8. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. М.: Изд-во Академия, 2001.- 365 с.

9. Волков Б.С. Психология подростка.- 3-е изд., исправл. и доп./ Б.С. Волков - М.: Педагогическое общество России, 2002.- 160 с.

10. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.Виноградовой. -М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

11. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко - СПб.: Речь, 2001

12. Голод С.И. «Будущая семья: какова она?»/ С.И. Голод.- М.: Знание,1990.-64с.

13. Голод С.И. «Семья и брак»/ С.И. Голод.- С. Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998.-272с.

14. Дружинин В.Н. «Психология семьи»/ В.Н. Дружинин: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006.- 176 с.: ил.

15. Дрейкурс Р. Счастье вашего ребенка / Р. Дрейкурс, В. Золц, под ред. В. А. Толстых - М., 1986.- 375с.

16. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни/ Н.В. Жутикова - М., 1991.- 128с.

17. Захаров А.И. «Детские неврозы» (психологическая помощь родителей детям)./А.И. Захаров - «Респекс», СПб: 1995. - 192с.

18. Игровая семейная психотерапия./ Под ред. Шеффера Ч.- СПб.,2001.- 106

19. Игры, обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. Кн.1-4; М.: «Новая школа», 1994. - 458с.

20. Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. Под ред. В.В. Петрусинского. Кн.5; М.: ГЦ «Энроф» М.- 1994. - 218 с.

21. Истратова О.Н. Справочник психолога средней школы /Серия «Справочники»./ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 512с.

22. Капрони В. Сам себе взрослый, ребёнок и родитель/ В. Капрони, Т. Навак - СПб, 2000г.- 95с.

23. Книга молодой семьи: Сборник / Сост. В.В. Александрова. - Л.: Лениздат, 1989.- 254с.

24. Ковалев С. В. Психология современной семьи./ С.В. Ковалев - М., 1988.- 193с.

25. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений»./ С.В. Ковалев - М.: Педагогика, 1987.- 160с.

26. Королев Ю.А. «Супруги, родители, дети»./ Ю.А. Королев - М.: Юрид. лит., 1985.- 176с.

27. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста./ Г. Я. Кудрина - Иркутск, 1993. - 108 с.

28. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд.- 2003.-352с.

29. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений школы Вирджинии Сатир./ Ш. Лойшен - СПб., 2001.- 310с.

30. Лидерс А.Г. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. 1998.- №1 - с. 49 - 52.

31. Максимов В.Г. «Педагогическая диагностика в школе»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ В.Г. Максимов - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 272 с.

32. Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского./ З. Матейчик - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.

33. Мухина В.С. Возрастная психология./В.С. Мухина- М., 1997. - 246с.

34. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании./ Г. Навайтис. - Калининград, 1999.- 136 с.

35. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе./ Р.В. Овчарова.- М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 240 с.

36. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников./ Р.В. Овчарова - М.: ТЦ «Сфера», 2000 - 448с.

37. Осипова А.А. «Общая психокоррекция»: Учебное пособие для студентов вузов./ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.

38. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под. Общ. Ред. Н.Н. Посысоева - М., 2004. - 196с.

39. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у./ Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1983.- 76с.

40. Педагогика под ред. Пидкасистого П.И.- М. Педагогическое общество России, 2000.- 640с.

41. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания./ А.В. Петровский. - М., 1981.- 214с.

42. Подласый И.П. Подросток. Проблемы воспитания детей в семье./ И.П. Подласый - М., 1997 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 352с.

43. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989.-256с.

44. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений./ И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 352с.

45. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. М.Р. Битяновой - Питер, 2002.- 404с.

46. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 528с.

47. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. Ред. Е.Г. Силяевой - М., 2002. - 192с.

48. Райнпрехт Х. Воспитание без ограничений./ Х. Райнпрехт - М., 2000.-159с.

49. Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.- 303 с.

50. Ричардсон Р.У. «Силы семейных уз»: Пер. с анг. / Р.У. Ричардсон - СПб: изд «Акцидент», 1994.-136 с.: ил.

51. Рогов Е.И. Настольная книга Практического психолога: учеб. Пособие./Е.И. Рогов - М, 2003. - кн.1

52. Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии /Пер. С анг. Н.М. Падалко./ Р. Саймон- М.: Независимая фирма «Класс», 1996.-165с.

53. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы)./ Н.В. Самоукина - М.:1992.- 256с.

54. Сатир Вирджиния Как строить себя и свою семью./ В. Сатир.-М. 1992

55. Семейная психотерапия сост. Э.Г. Эйдемиллер под ред, Усманов В. - М., 2000.- 352 с.

56. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

57. Сизанов А.Н. «Психологические игры: какие мы на работе и дома»./ А.Н. Сизанов - Мн.: Выш.шк.1995.- 301с.: ил.

58. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений./ Н.Ю. Синягина - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г. - 96 с.

59. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя д/с./ Е.В. Субботский - М.: Просвещение, 1991. -207 с.

60. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви./ А.С. Спиваковская - М.: Педагогика, 1986, - 247с.

61. Справочник социального педагога: 5-11 классы /Авт.-сост. Т. А. Шишковец. - М.: ВАКО, /Педагогика, Психология, Управление.- 2007- 336 с.

62. Столяренко Л.Д. Основы психологии./ Л.Д. Столяренко- Ростов Н/Д: Феникс, 2002.- 495с.

63. Сысенко В.А. Супружеские конфликты./ В.А. Сысенко. - М., 1989, - 162с.

64. Сысенко В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия./ В.А. Сысенко. - М.-1981 - 95с.

65. Фролов В.Г. Психология подростка./ В.Г. Фролов. - М., 1997.- 275с.- 412с.

66. Хоментаускас Г.Т. «Семья глазами ребенка»./Т.Г. Хоментаускас - М.: Педагогика. - 1989.-160с.: ил.

67. Шевандрин Н.И. «Психодиагностика, коррекция и развитие личности»./ Н.И. Шевандрин.- М.- 2000.- 273 с.

68. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учебное пособие ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии./ Н.И. Шевандрин - М.: Владос, 1995 - 424 с.

69. Шнейдер Л.Б. «Основы семейной психологии»: учеб. Пособие - 2-е изд., стер./ Л.Б. Шнейдер. - М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК»; 2005.- 928с.

70. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина./ Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - М.-1990.- 256с.

71. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие./Серия « Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. Вып.1 Под общей редакцией д.м.н., Л.И. Вассермана М.: «Фолиум», 1996. - 215с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета
на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемых в быту

Доброта 8 7 6 5 4 3 2 1
Частые конфликты

Согласие 8 7 6 5 4 3 2 1 Несогласие

Теплота 8 7 6 5 4 3 2 1 Холодность

Готовность 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие

Прийти на помощь

Сотрудничество 8 7 6 5 4 3 21 Отсутствие сотрудничества

Необходимо на шкале обвести по каждому пункту, содержащему противоположные оценки, цифру - уровень, характеризующий атмосферу в семье. Если в семье царит доброта, то следует отметить цифру 8; если нечто среднее между добротой и конфликтностью, выбираем средний показатель 5 или 4; если частые конфликты, то обводим 1.

После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель - сумма - может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тест
- опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения и оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.

Инструкция испытуемому: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых ответов».

Текст опросника

1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека?

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:

а) как удавшийся;

б) нечто среднее;

в) как неудавшийся.

4. Если бы вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги);

б) трудно сказать;

в) Вы бы не стали ничего менять.

5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать