Внедрение интерактивных методов обучения на уроке истории

Внедрение интерактивных методов обучения на уроке истории

2

  • Содержание
  • Введение 3
  • Глава 1. Интерактивные методы обучения 6
    • 1.1. Актуализацмя познавательной деятельности учащихся 6
    • 1.2. Ролевые игры, дискуссии, моделирование 12
    • 1.3. Новые подходы в обучении. 28
  • Глава 2. Внедрение интерактивных методов обучения на уроке истории 40
    • 2.1. Практические применение игр на уроках истории
    • 2.2. Дискуссии на уроках истории
  • Заключение
  • Литература
  • Введение
  • Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.
  • Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни.
  • Актуальность данной темы обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, так же необходимостью всесторонне изучить и применить на уроке истории.
  • Целью данной работы является углубленное изучение интерактивных методов обучения.
  • Для достижения данной цели автор ставит следующие задачи:
  • 1. Рассмотреть интерактивные методы обучения;
  • 2. Изучить практические применение игр и дискуссий на уроке истории;
  • Данная работа состоит из двух глав, которые соответствуют задачам исследования. Для того чтобы раскрыть тему автор придерживается следующей структуры работы: во- первых, дает общее определение познавательной деятельности учащихся; во- вторых, классифицирует ролевые игры по целям, числу участников и характеру отражения действий; дискуссии по формам проведения, рассматривает новых подходов в обучении; в- третьих применяет на уроке истории игры и дискуссии.
  • Методологической основой данной работы является использование описательного метода, а так же сравнительного, который позволяет повести анализ изучения «старого» урока истории и «нового» с помощью инновационных технологий.
  • Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно хорошо.
  • Источниковой базой послужил, как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме.
  • В книге «Теория и методика преподавания истории Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавании истории.- М.: Владос, 2003.- 384с.» автор Вяземский Е.Е. особое внимание уделяет мировому опыту преподавания и изучению истории в школе.
  • Хуторский А.В. в книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения.- СПб.: Питер, 2004.- 541с.» представил различные методологические системы, конкретные методы и формы обучения, использовал новейшие технологии и примеры ведения занятий.
  • В книге «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории.- М.: Владос- Пресс, 2001.- 172с.» Короткова М.В. описывает два ведущих интерактивных метода- обучение с помощью игровой деятельности учащихся и дискуссии. Автор представляет различные сценарии игр и дисскусий. Эти нововведения можно использовать в нетрадиционных уроках, которые способствуют улучшению знаний учащихся.
  • В книге «Педагогика Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1999.- 576с.» Подласый И.П. раскрыл общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, рассмотрел принципы организации педагогического процесса в школе.
  • Специфика данной темы заключается в том, что исследуется интерактивные методы обучения потому что новые методы являются основой педагогической деятельности учителя.
  • Новизна работы заключается в том, чтобы конкретизировать теоретические положения других исследователей, так же использовать их в данной теме и создания новых игровых форм проведения урока. Так же автор видит новизну в том, что практическую часть данной работы можно использовать в практической деятельности учителя.
  • Автор считает, что прогресс в сфере образования происходит только за счет нововведений, инновационного поиска. В наше время, когда объем
  • Информации увеличивается дидактическая функция учителя основывается не на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала ученикам, а подготовка ученика к жизни, вырабатывать способность познания мира, к творческой работе и взаимосвязи с другими людьми.
  • Глава 1. Интерактивные методы обучения
  • 1.1. Актуализация познавательной деятельности учащихся
  • В активизации познавательной деятельности учащих-ся большую роль играет умение учителя побуждать сво-их учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений.
  • В средних и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т. е. составить план изучаемого ма-териала, это задание заставляет школьников глубже вни-кать в сущность новой темы, мысленно расчленять ма-териал на важнейшие логические части.
  • Хороший эффект в активизации познавательной деятельности при устном изложении дает прием, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено. Прием сравнения требует от учащихся умение осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Высшая школа, 1990.- С.206..
  • Для понимания возможностей активизации познавательной деятельности учащихся на лекции необходимо рассмотреть, что такое лекция и психологические особенности данной формы занятий. Лек-ция - это развернутое теоретическое рассуждение, сочетающее в себе элементы рассказа и объяснения.
  • Осуществление психологического анализа лекции предполагает учет сле-дующих аспектов, выражающих субъектную сторону данного вида деятельности:
  • - анализ лекции как вида деятельности преподавателя (здесь рассматри-ваются содержание и структура преподавательской деятельности, ее цели, мотивы, применяемые способы и приемы управления познавательной активностью обуча-емых );
  • -- анализ лекции как вида учебной деятельности обучающихся (особеннос-ти функционирования психических процессов, преобладающие психические состояния, их динамика в процессе занятий );
  • - анализ лекции, как совместной деятельности преподавателя и обучаемых (согласованность, мотивированность и целенаправленность, взаимопонимание ).
  • С учетом этих аспектов анализа рассмотрим особенности лекции как фор-мы обучения. Прежде всего, выделим наиболее общие требования к функциональному предназначению рассматриваемого метода обучения. На наш взгляд, лекция должна отличаться содержательностью и научностью, логичнос-тью и доказательностью, информативностью (новизной информации), доступностью. Лекция признана пробудить интерес к изучаемому предмету, помочь обуча-емому сориентироваться в его основных проблемах, вооружить студента фундаментальными знаниями. Другими словами, лекция должна выполнить не только функцию сообщения знаний, но и учить мыслить, добывать знания, воспи-тывать личностные качества.
  • Современные требования к лекции предполагают, что она должна носить проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, способ-ствовать углубленной самостоятельной работе. Для лучших лекций характерна логичность их структуры, глубокое раскрытие преподавателем.
  • Коротко рассмотрим содержание и специфику основных психологических характеристик лекции как вида деятельности преподавателя: ее цели, мотивы, способы и средства осуществления.
  • Цели лекции - это предполагаемые результаты, т.е. то, что хочет достиг-нуть преподаватель: чему научить, какие качества воспитать, какие проблемы поставить перед обучаемыми для их самостоятельного осмысления.
  • Мотивы подготовки и чтения лекции преподавателем это побудители его активности, придающие тот или иной смысл его деятельности. Такими мотивами могут быть: чувство ответственности за качество лекции, интерес преподавателя к предмет.
  • Мотивация- это как бы внутренняя движущая сила действий и поступков личности, педагоги стремятся возбуждать ее и управлять ею, учитывать ее в построении учебного процесса Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии.- М.: Педагогика, 1989.- С.97..
  • Способы подготовки и чтения лекции определяются на основе соотнесения ее целей с конкретными условиями и задачами деятельности преподавателя (кому читается лекция, предполагаемое содержание и прогнозируемые результаты ). В зависимости от этого в одном случае преподаватель может выбрать способ глубокого теоретического анализа проблемы, в другом ведущую роль отвести демонстрации ярких, запоминающихся фактов.
  • Особое значение для активизации познавательной деятельности обучаемых имеет проблемное изложение, когда лектор не делает готовых, однозначных вы-водов, а как бы рассуждает, оппонирует, высказывает научные предположения и тем самым подводит учеников к самостоятельной формулировке выводов.
  • Подготовка и особенно чтение лекции достаточно сложная деятельность, требующая от преподавателя всесторонней подготовки, большого напряжения его сил и мастерства. Кроме того, требуется учитывать динамику учебной работос-пособности и закономерности познавательной деятельности обучаемых. Исходя из этого, крайне важно правильно определить и функционально-смысловую дина-мику лекции, соотнесенную с ее основными информационными блоками. Например, если в начале лекции преподавателю необходимо привлечь к ней внимание обуча-емых, то затем по мере изложения материала не только поддерживать, но и через интерес, интеллектуальные чувства усиливать их внимание, добиваясь активного восприятия и осмысливания основного ее содержания. Для этого, наряду с общей психолого-педагогической подготовкой, требуется владение навыками публично-го выступления, умелое обращение к опыту и знаниям обучаемых, способность постановки проблемных вопросов.
  • Поддержать атмосферу интеллектуального поиска преподаватель может путем акцентирования внимания на дискуссионных проблемах, показа альтерна-тивных точек зрения, существующих в научном сообществе.
  • Преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями. Усиление аргу-ментации, обоснование положений, убеждение должны идти по двум направлениям: рациональному и эмоциональному. Не стоит эмоциональными приемами, "нажи-мом" на голос пытаться преодолеть "информационную пустоту", научную и логическую несостоятельность предлагаемых для усвоения положении. Доказа-но, что "положительный эффект, который даст эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоци-онального возбуждения".
  • Деятельность преподавателя во время чтения лекции будет наиболее опти-мальной тогда, когда он будет учитывать психологические особенности аудитории, закономерности функционирования познавательных процессов (восприятия, вни-мания, памяти, мышления), эмоциональных и волевых процессов обучаемых.
  • Рассмотрим некоторые психологические приемы управления вниманием обучаемых в ходе лекции. Задача сосредоточения внимания решается, прежде всего, во вступительной части лекции, но главное, и это является более трудной задачей, - удерживать его на протяжении всего выступления. Дня этого необходи-мо, чтобы содержание лекции соответствовало интересам и установкам аудитории. В то же время устойчивость внимания напрямую зависит и от педагогического мастерства преподавателя.
  • Для того чтобы активизировать внимание аудито-рии, достаточно усилить речь или изменить тон. Но после восстановления внимания - возвратиться к нормальному тону, так как резкое и длительное повышение голо-са может быть расценено как свидетельство нервозности преподавателя. Иногда используется и обратный прием - понижение голоса до шепота. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно его замедлением, а также "ук-рупнением" речи, т.е. увеличением значительности слов и фраз путем произношения "вразрядку", сохраняя при этом логическую стойкость фразы.
  • Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции спо-собна оказать "гипнотизирующее" воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на наиболее важной для усвоения информации.
  • Указывающий жест, движение в сторону аудитории помогают сосредоточить внимание, особенно в сочетании с другими приемами. Вместе с тем та г назад, от аудитории, даст определенную разрядку, воспринима-ется как определенная информационно-смысловая пауза.
  • Наглядные средства, обладая собственной научно-познавательной зна-чимостью, являются эффективным способом переключения внимания за счет варьирования различных модальностей.
  • Одним из наиболее эффективных средств психологической разрядки яв-ляется юмор.
  • Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых в диалого-вых формах лекционных занятий к которым можно приблизиться, используя "мозговой штурм".
  • «Мозговой штурм»- основная задача метода сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мыш-ления и стереотипов. Начинается штурм с разминки быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточня-ется поставленная задача, напоминаются правила обсуждениями и старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К груп-пам прикрепляется эксперт, задача которого -фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа про-блемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе ге-нерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реп-лики, шутки, непринужденная обстановка. Затем полученные в груп-пах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб.: Питер, 2004.-С.463..
  • Знания, усвоенные "активно", прочнее запоминаются и легче актуализируются. Решение проблемных за-дач выступает своеобразным тренингом в развитии интеллекта. Знания, усвоенные "активно", более глубоки, систематизирова-ны и обладают свойством переноса в другие ситуации эффект развития, творческого мышления. Наконец, подобного рода усвоение повышает интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность эф-фект психологической подготовки к профессиональной деятельности.
  • Программированная лекция-консультация. Эта форма занятий отлича-ется от обычной групповой консультации тем, что преподаватель сам составляет и предлагает вопросы обучаемым. На подготовленные вопросы преподаватель сначала просит ответить обучаемых, а затем проводит анализ и обсуждение неправильных ответов.
  • Групповая консультация проводится, как правило, после лекции или цикла занятий, посвященных данной теме. Таким образом, отвечая на поставленные вопросы, ученики актуализируют полученные знания, привлекая свой опыт, и по-казывают тем самым понимание проблемы и умение правильно применять то или иное положение в конкретной ситуации.
  • Преимущество лекции-консультации перед другими формами проведения лекционного занятия в том, что она позволяет в большей степени приблизить со-держание занятия к практическим интересам обучаемых, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучаемым.
  • Лекция с применением техники обратной связи. При проведении такой лекции используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где имеется возможность с помощью технических средств получать сведения от всей группы обучаемых на поставленный вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Первый - для того, чтобы узнать, насколько обучаемые осведомлены об излагаемой проблеме. Второй -для контроля качества усвоения материала. В дальнейшем, в зависимо-сти от количества правильных ответов, преподаватель корректирует намеченный порядок изложения материала.
  • 1.2. Ролевые игры, дискуссии, моделирование
  • В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения.
Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в своем развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре. Она в начале отражает предметную деятельность людей, а затем - человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Уже в школьном возрасте дети отдают предпочтение коллективным играм, которые приучают их к коллективным формам жизни и деятельности. Игровые ситуации обогащают эмоционально восприимчивость детей, обостряют их интерес, воображение и мышление, упражняют в подчинении желаний и настроений социальным требованиям Баранова С.П. Педагогика.- М.: Просвещение, 1976.- С.182..

Определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- С.73..

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка - оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом.

Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок.

Ига представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать