Внедрение интерактивных методов обучения на уроке истории
ебенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Игровая технология строиться, как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию. Такое обучение помогает активизировать познавательный процесс, усваивать ряд учебных элементов Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону.: Март, 2002.- С.92..

В сюжетно- ролевых играх моделируется ситуация отдаленного прошлого, и участники играют роли исторических деятелей и представителей социальных групп, причастных к тем или иным важным событиям Смирнова С.А. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия,1999.-С.190..

Во время игры моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Важно создать во время такого занятия у школьников игровое состояние - специфическое эмоциональ-ное отношение к исторической действительности. Ученики как бы наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами и изображают, в играх различного типа.

Через пони-мание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники мо-делируют историческую реальность. При этом знания, приоб-ретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формулированными методами. Решение подобных задач является результатом компромисса между некоторыми участниками, интересы которых не идентичны Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону.: Март, 2002.- С.104..

Такая трудная задача требует от ученика мо-билизации всех умений, побуждает осваивать и углублять но-вые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, застав-ляет овладевать целым комплексом важных уме-ний, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности школьника к восприятию, сопереживанию.

Игры классифицируют по различным признакам: по це-лям, по числу участников, по характеру отражения действите-льности. Выделены, в частности, имитационные, символиче-ские и исследовательские игры.

Семенов В.Г. выделяет несколько видов игр:

-интерактивные игры с опосредован-ным воздействием на ученика-

ребусы, кроссворды;

-интерак-тивные игры с непосредственным воздействием на ученика-

сюжетно-ролевые игры;

-неинтерактивные игры -индивидуаль-ные игровые задания Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.: Владос-Пресс, 2001.-С.6.

.

Рассмотрим подробную классификацию игр.

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик по-лучает в ней роль нашего современника или потомка, исследу-ющего исторические события (археолога, писателя, журнали-ста). При этом явно прослеживается два подвида такой игры.

Один из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоз-дается воображаемая ситуация современности со спором, дис-куссией. Такая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деяте-льности проводится с большой долей импровизации ребят.

Другая форма деловой игры - игра-исследование, которая строится на воображаемой ситуации современности, изу-чающей прошлое, но, в отличие от предыдущей формы, основа-на на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в пози-цию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый уче-ник получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» и принцип ис-торической беллетристики.

Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего «героя», и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом он должен иметь представление о ха-рактере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспек-тивные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать колорит эпохи, познать конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

Ретроспективные игры можно разделить на роле-вые и не ролевые.

Ролевые игры ретроспективного характера основаны на ра-зыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, теат-рализованная игра и проблемно-дискуссионная игра.

Театрализованное представление имеет четко обозначен-ный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает различные образы и картины прошлого. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, должны иметь место. Смысл такой игры для школьников заключается не только в воспроизведении прошлых эпох, но и в последующем обсуж-дении этих сцен всем классом. Дети распознают время и место ис-торического явления и его участников - представителей опреде-ленных социальных слоев по действиям героев представления.

В театрализованной игре тексты персонажей составляют сами дети. Главным ее отличием яв-ляется большая доля импровизации участников игры. Однако в данной игре театра-лизованное действие все же приближено к той эпохе, которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Поэ-тому необходима общая программа или сценарий игры, которо-го придерживаются все участники. Данный тип игры отличает-ся от театрализованного представления и большим количест-вом вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой ученик.

Создание театрализованных игр- один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Если вы хотите, что бы дети творили, создавали художественные образы,- перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искру в сознание ребенка Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Радянська школа, 1972.- С.157..

В основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображае-мая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом дей-ствие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участни-ков, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Уче-ники же в этой игре призваны решить проблему с позиций сво-их персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в раз-работке проблемы.

Деловая игра может сочетать в себе различных участников: современников, «очевидцев» событий, которые «встречаются» с потомками для обсуждения важных вопросов. «Очевидцы» исторического события могут в этой игре «принять участие» в современных формах общения людей: су-дах, съездах, митингах.

Неролевые игры очень близки играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, и действие игры про-исходит в далекую эпоху. К таким играм относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуа-ция прошлого, в которой люди определенной эпохи «демонстри-руют» свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте. В такой игровой ситуации учитель, с од-ной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой - дает возможность эти знания «применить» в условиях имитации далекого прошлого, тем самым углубляя и расширяя знания о нем. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию истории практически становит-ся беспредельным ради разрешения игровой ситуации.

Игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятель-ности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Учитель истории может выступать в игре в следу-ющих игровых ипостасях: - инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и послед-ствий игровых действий; судьи-рефери, который поддер-живает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят; тренера, который дает за-дания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию; председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регу-лирует весь ее ход, держит в своих руках все игровые дейст-вия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируе-мую ситуацию с реальной обстановкой.

По мере того, как исторические игры становятся более или менее постоянным занятием ребят, учитель постоянно как бы отходит на второй план. Но в начале он и как высший арбитр и судья во время возникающих споров и обязательно активный рядовой участник игр. Присутствие учителя, прекрасно владеющим предметом обязательно Кулагина Г.А. Сто игр по истории.- М.: Просвещение, 1983.-С.7..

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим - вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, про-говаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуж-дении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отде-льности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.

Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые действия в соответствии с целью игры, ее сю-жетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою пози-цию. Главная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа. Нередко они сопере-живают своему герою.

Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики и жестов, репликами, вопросами, смехом. В процессе разыгрывания ситуации зрители формулируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, «вживаются» в игровой кон-текст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров.

Эксперты оценивают создаваемые в игре образы - содержание роли, ее убедительность, достоверность, артистические способно-сти исполнителей. В задачу экспертов входит очень сложная за-дача - проанализировать и сам процесс игры, ее результатив-ность, поэтому по ходу они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они выступают с результатами, отмечают наиболее и наименее удачные моменты, выступления, реплики, выставляют оценки участникам. При анализе игры эксперты обращают внимание на игровое поведение персонажей, адекват-ность реакции зрителей, анализ деятельности ведущего, увлека-тельность и занимательность всего хода игры.

Существует несколько этапов исторической игры. Первый этап - подготовительный, он проходит до проведения самого урока. В этот период обсуждаются общий замысел и стратегия игры, пишется план, сценарий, проводится инструк-таж участников, подготавливаются необходимые для проведения занятия материалы. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет роли, учиты-вая игровые интересы и способности, дает необходимую допол-нительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. При необходимости учитель проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсужда-ет с участниками фрагменты сценария и корректирует его, ру-ководит внешним оформлением занятия.

Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре, формулируя позна-вательные задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. Школьники вводятся в игровое со-стояние, создается определенный настрой.

Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечени-ем всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот пе-риод как бы «проживают» ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игро-вые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлека-ет большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, об-ращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. Наибольшее внимание учитель на этом этапе должен обращать не на деятельность актеров и экспертов, а на зрите-лей, то есть на весь класс.

На последнем, оценочном этапе после того, как игра закон-чена, проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и са-мооценки участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. Степень соответствия игровой си-туации исторической реальности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блиц-интервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.

Современный учитель истории практически на каждом за-нятии, особенно в старших классах, использует элементы дис-куссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необ-ходимости - инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему.

Дискуссионный метод обучения, основанный на обмене мнений по определенной проблеме. Точка зрения, высказывания учащимися в ходе дискуссий, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и развивающую ценность, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других Смирнова С.А. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия, 1999.- С.196..

В любом случае на подобном уроке должен присутствовать характерный признак - межличностный конфликт, где каж-дый защищает свою позицию. В последние годы заметное влия-ние в педагогической практике получили дискуссии на основе групповой работы.

На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают важней-шими ораторскими умениями и искусством доказательной по-лемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.

В самом общем виде, используя общепедагогические клас-сификации, все дискуссии на исторические темы можно поде-лить на несколько групп и подгрупп в зависимости от принци-пов их проведения, задач и направленности обсуждения.

Первый тип - это структурированная, или регламен-тированная дискуссия.

На подобного рода занятии ученики имеют четкий план, структуру и регламент обсуждения. Смысл дискуссии такого типа заключается в том, что «малые» группы изучают какую-либо «частную» проблему вопрос, как часть ка-кой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу.

В начале урока учитель формулирует общую проблему за-нятия перед всем классом и даже в ряде случаев выдвигает воз-можные гипотезы по ее решению. Гипотезы рассматриваются под углом зрения небольшой проблемы, исследованием кото-рых ребята и занимаются. Учитель определяет и регламентиру-ет и структуру малых групп, и структуру тех знаний, которые каждая группа должна добыть в ходе урока.

Состав группы может быть примерно такой: ведущий, за-дача которого состоит в том, чтобы организовать обсуждение проблемы и привлечь всех членов группы; аналитик задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению высказываемые взгляды и идеи; протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же представляет позицию группы в заключительной части урока; наблюда-тель дает оценку участия каждого члена группы.

Другим типом дискуссии является дискуссия с элемента-ми игрового моделирования. Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на постав-ленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря.

Суть урока такого типа заключается в обсуждении проблем, вопросов с позиций «очевидцев» событий, как бы абстрагиру-ясь от оценок современных людей, учебников и дополнитель-ной литературы. Часть ребят представляет современных экс-пертов, и поэтому имеет более поздние оценки исторических событий. Сочетание оценок прошлого времени и современных создает своеобразие данной дискуссии. Группы в этой дискус-сии, как правило, довольно большие, поэтому целесообразнее давать задания участникам по рядам.

Третий тип дискуссии - проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме. За одну - две недели школьникам объявляется тема и модель ана-лиза проблемы:

1. Исторический анализ проблемы.

2. Выявление трудностей, определяемых контекстом пробле-мы.

3. Разделение изучаемой проблемы на отдельные вопросы.

4. Поиск и разработка частных задач одной общей проблемы.

5. Предложение гипотезы по решению проблемы в определен-ных

исторических условиях.

Проект позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить говорить его перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка проекта ставит ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.

Дискуссия требует специальной подготовки учащихся, выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы учащихся спорить Смирнова А.С. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия, 1999.- С.317..

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать